Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.12.2015 N 15АП-20693/2015 ПО ДЕЛУ N А32-26233/2015

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 декабря 2015 г. N 15АП-20693/2015

Дело N А32-26233/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 декабря 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мируковой Я.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственной жилищной инспекции Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 14.10.2015 по делу N А32-26233/2015, принятое судьей Маркиной Т.Г.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания - Краснодар"
к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края
о признании недействительным предписания,
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания - Краснодар" (далее - ООО "Городская управляющая компания - Краснодар", общество, управляющая компания, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (далее - инспекция, административный орган, заинтересованное лицо) о признании недействительным предписания от 22.05.2015 N 1322.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.10.2015 признан недействительным пункт 2 предписания жилищной инспекции от 22.05.2015 N 1322, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что объем коммунальной услуги, предоставленной за определенный расчетный период на общедомовые нужды, следует рассчитывать и распределять между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11, 12, 13 и 14 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354). Суд указал, что при наличии исправных общедомовых и индивидуальных приборов учета расчет должен производиться за фактическое потребление на основании приборов учета. Кроме того, в обжалуемом предписании отсутствует указание инспекции со ссылкой на документальное подтверждение наличия превышения такого объема коммунальной услуги по холодному водоснабжению и электроэнергии, предоставленной на общедомовые нужды. Также оспариваемое предписание не содержит указаний на тариф, который, по мнению административного органа, подлежит применению при перерасчете размера платы за холодную воду на ОДН и электроэнергию с декабря 2014 года по май 2015 года, в связи с чем не отвечает требованиям конкретности и исполнимости.
Не согласившись с принятым судебным актом в части признания недействительным пункта 2 оспариваемого предписания, жилищная инспекция обжаловала его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просила отменить решение и принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы заинтересованное лицо указало, что в нарушение требований пункта 44 Правил N 354 при отсутствии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме обществом производится распределение между собственниками платы за потребление энергоресурсов на общедомовые нужды в объеме, превышающем объем коммунальной услуги, рассчитанный исходя из нормативов потребления на общедомовые нужды.
В судебное заседание участвующие в деле лица представителей не направили, о месте его и времени извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения заместителя руководителя государственной жилищной инспекции Краснодарского края от 17.04.2015 N 1911, принятого по факту поступления обращения о нарушении прав потребителей многоквартирного дома N 15/1 по ул. Садовая в городе Краснодаре, выразившемся в несоблюдении требований к начислению платы за жилищно-коммунальные услуги, в отношении общества проведена проверка, результаты которой оформлены актом от 22.05.2015 N 2819.
По результатам проверки в адрес общества вынесено предписание от 22.05.2015 N 1322 об устранении выявленных нарушений, согласно пункту 2 которого распределяемый между потребителями объем коммунальных услуг по холодному водоснабжению и электроснабжению, предоставленный на общедомовые нужды, за период с декабря 2014 года по апрель 2015 года превышает объем коммунальных услуг, рассчитанный исходя из нормативов. В этой связи обществу предписано произвести перерасчет начислений по холодной воде и электроэнергии, предоставленным на общедомовые нужды, за период с декабря 2014 года по май 2015 года, привести расчет начислений платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, в соответствие с пунктом 44 Правил N 354.
Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Проверив законность и обоснованность решения в обжалуемой части - в части признания недействительным пункта 2 предписания жилищной инспекции от 22.05.2015 N 1322, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно статье 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
- - плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;
- - взнос на капитальный ремонт;
- - плату за коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
На основании пункта 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
В силу пункта 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Из нормативного содержания взаимосвязанных положений частей 1, 2.3 статьи 161 и части 2 статьи 162 ЖК РФ, раскрывающих понятие договора управления многоквартирным домом, целей и способов управления многоквартирным домом, следует, что законодатель разграничил функции управления многоквартирным домом и обслуживания общего имущества в таком доме. В связи с этим, с учетом положений пункта 44 Правил N 354, отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг.
Нормативы потребления коммунальных услуг в Краснодарском крае утверждены Приказом РЭК - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 31.08.2012 N 2/2012-нп (далее - Приказ РЭК от 31.08.2012 N 2/2012-нп).
В соответствии с Приложением N 4.5 к Приказу РЭК от 31.08.2012 N 2/2012-нп норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды по холодному водоснабжению для многоквартирных домов с централизованным холодным водоснабжением составляет 0,033 м3 в месяц на 1 м2 общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома.
Согласно приложению N 1.3 к Приказу РЭК от 31.08.2012 N 2/2012-нп норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды для многоквартирного дома, не оборудованного лифтом, этажностью не более 2-х этажей, составляет 0,12 кВт/ч в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно техническому паспорту многоквартирного дома по ул. Садовая, 15/1 в городе Краснодаре общая площадь мест общего пользования составляет 265 кв. м.
Таким образом, исходя из общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, равной 265 кв. м, объем норматива коммунальных услуг на общедомовые нужды по холодному водоснабжению в месяц составляет произведение установленного норматива 0,033 куб. м и общей площади мест общего пользования 265 кв. м и равно 8,745 куб. м, а объем норматива коммунальных услуг на общедомовые нужды по электроснабжению составляет произведение норматива 0,12 кВт/ч и общей площади мест общего пользования 265 кв. м и равно 31,8 кВт/ч.
В силу изложенного, учитывая, что согласно материалам дела и акту проверки от 22.05.2015 N 2819 отсутствует протокол общего собрания собственников спорного многоквартирного дома по вопросу распределения объемов коммунальной услуги на общедомовые нужды в размере превышения нормативного объема, объем распределяемых коммунальных услуг на общедомовые нужды по холодному водоснабжению не должен превышать вышеуказанных значений, а именно 8,745 куб. м по холодному водоснабжению и 31,8 кВт/ч по электроэнергии.
Исходя из общей площади жилых и нежилых помещений согласно техническому паспорту 1085,1 кв. м, объем коммунальной услуги на общедомовые нужды по холодному водоснабжению на 1 кв. м площади принадлежащего потребителю помещения не должен превышать 0,008 куб. м (8,745/1085,1), а объем коммунальной услуги на общедомовые нужды по электроснабжению на 1 кв. м площади принадлежащего потребителю помещения не должен превышать 0,029 кВт/ч.
Вместе с тем из материалов дела следует, что согласно квитанции на оплату коммунальных услуг за февраль 2015 года, предъявленной к оплате Кретовой М.В. (Краснодар, Садовая, 15/1, кв. 13), объем коммунальных услуг по холодному водоснабжению на общедомовые нужды составил 23,807 куб. м, а объем коммунальных услуг по электроснабжению на общедомовые нужды составил: день - 84,139 кВт/ч, ночь - 33,346 кВт/ч (том 1, л.д. 32).
Общая площадь вышеуказанного жилого помещения согласно техническому паспорту (том 1, л.д. 44) составляет 79,1 кв. м. Таким образом, объем распределяемых коммунальных услуг на общедомовые нужды по холодному водоснабжению для данного гражданина не должен превышать 0,008 куб. м * 79,1 кв. м = 0,63 куб. м (а по квитанции 23,807 куб. м), а по электроснабжению - 0,029 кВт/ч * 79,1 кв. м = 2,29 кВт/ч (а по квитанции - день - 84,139 кВт/ч, ночь - 33,346 кВт/ч).
Аналогичные нарушения имели место в расчете платы за предоставление коммунальных услуг за март 2015 года в части распределяемого объема коммунальных услуг по электроснабжению на общедомовые нужды (том 1, л.д. 31), январь 2015 года (том 1, л.д. 33).
Таким образом, административным органом установлено и материалами дела подтверждается, что обществом расчет распределяемого между собственниками помещений объема коммунальных услуг на общедомовые нужды по холодному водоснабжению и электроснабжению осуществляется в нарушение требований пункта 44 Правил N 354.
Оспариваемым пунктом 2 предписания от 22.05.2015 N 1322 ясно описано данное нарушение и указан конкретный способ устранения допущенного нарушения - произвести расчет платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, в соответствие с пунктом 44 Правил N 354. Соответствующая формула расчета и предел объема распределяемых коммунальных услуг на общедомовые нужды (при отсутствии протокола общего собрания, которым подтверждается решение собственников помещений о распределении всего объема, в том числе превышающего объем, рассчитанный исходя из установленных нормативов) подробно изложены в соответствующей правовой норме, зафиксированной в Правилах N 354.
В силу изложенного вывод суда первой инстанции о том, что пункт 2 предписания не соответствует действующим правовым нормам и нарушает права и законные интересы заявителя противоречит фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Таким образом, решение суда в части удовлетворения заявленных требований о признании недействительным пункта 2 предписания от 22.05.2015 N 1322 подлежит отмене, в удовлетворении соответствующей части заявленных требований общества надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 АПК РФ, арбитражный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14 октября 2015 года по делу N А32-26233/2015 отменить в части удовлетворения заявленных требований о признании недействительным пункта 2 предписания от 22.05.2015 N 1322. В указанной части в удовлетворении заявления отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 АПК РФ, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
О.Ю.ЕФИМОВА
Судьи
Т.Г.ГУДЕНИЦА
О.А.СУЛИМЕНКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)