Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.07.2016 N 13АП-14464/2016 ПО ДЕЛУ N А56-67477/2015

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 июля 2016 г. N 13АП-14464/2016

Дело N А56-67477/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июля 2016 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Смирновой Я.Г.
судей Жуковой Т.В., Несмияна С.И.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Жарковым Р.П.,
при участии:
от истца представителей Гричукова И.С., доверенность от 01.03.2016, Косякина А.И., доверенность от 14.10.2015
от ответчика: представителя Вахминцевой Л.Н., доверенность от 11.01.2016 N 6
от 3-го лица: представителя Чечеткина И.А., доверенность от 30.12.2015
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14464/2016) администрации Приморского района Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.04.2016 по делу N А56-67477/2015 (судья Балакир М.В.), принятое
по иску ТСЖ "Серебристый-1"
к администрации Приморского района Санкт-Петербурга
3-е лицо: Некоммерческая организация "Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах"
о признании распоряжения незаконным
установил:

Товарищество собственников жилья "Серебристый-1" (далее - заявитель, Товарищество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к администрации Приморского района Санкт-Петербурга (далее - заинтересованное лицо, Администрация), некоммерческой организации "Фонд регионального оператора капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах", государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга о признании незаконным распоряжения N 2805-р от 23.10.2014 администрации Приморского района Санкт-Петербурга; о признании незаконными действий государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, выразившихся в направлении сведений о том, что собственники помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Санкт-Петербург, пл. Льва Мациевича, д. 1 не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта и (или) не реализовали его; о признании незаконными действий НО "Фонд регионального оператора капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" по выставлению своих квитанций по капитальному ремонту в отношении многоквартирного дома по указанному адресу.
До рассмотрения дела по существу заявитель отказался от требований к некоммерческой организации "Фонд регионального оператора капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах"; ходатайствовал о привлечении некоммерческой организации "Фонд регионального оператора капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Суд принял отказ заявителя от требований, предъявленных к некоммерческой организации "Фонд регионального оператора капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах", производство по делу в этой части прекращено, Фонд привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора в силу статьи 51 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.04.2016 суд признал незаконным распоряжение администрации Приморского района Санкт-Петербурга N 2805-р от 23.10.2014 о формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирных домов в части многоквартирного дома по адресу: Санкт-Петербург, пл. Льва Мациевича, д. 1 на счете НО "Фонд региональный оператор капитального ремонта общества имущества в многоквартирных домах"; в удовлетворении заявления к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга отказано.
Администрация обжаловала решение в апелляционном порядке, считая его незаконным, необоснованным и подлежащим отмене в части удовлетворения требования о признании незаконным распоряжения Администрации N 2805-р от 23.10.2014 в связи с неправильным применением и истолкованием судом норм материального и процессуального права, несоответствием изложенных в решении выводов обстоятельствам дела.
В обоснование жалобы Администрация указала, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт в соответствии с ч. 3 ст. 169 Жилищного кодекса Российской Федерации у собственников возникает по истечении восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта; оспариваемое распоряжение издано по истечении 8 месяцев и 5 дней с момента официального опубликования региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге, утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18.02.2014 N 84 "О региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге", а специальный счет был открыт после 21.08.2014, в связи с чем оспариваемое распоряжение Администрации является законным и обоснованным.
В заседании суда апелляционной инстанции Администрация поддержала доводы жалобы. Заявитель против удовлетворения жалобы возражал. Третье лицо согласно с доводами апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения в обжалуемой части проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, заявитель обратился в суд, полагая, что собственники помещений в многоквартирном доме в установленный законом срок выбрали способ формирования фонда капитального ремонта, в связи с чем оспариваемое постановление Администрации не соответствует требованиям статей 170, 172 Жилищного кодекса РФ и должно быть признано незаконным.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлено следующее.
Многоквартирный дом по адресу: Санкт-Петербург, пл. Льва Мациевича, д. 1 находится в управлении Товарищества собственников жилья "Серебристый-1", общим собранием собственников помещений от 01.08.2014 принято решение о формировании фонда капитального ремонта путем перечисления взносов на специальный счет; Товарищество определено лицом, уполномоченным на открытие специального счета и совершение операций с денежными средствами (владельцем специального счета), выбран банк для открытия специального счета - открытое акционерное общество "Сбербанк России".
Товарищество 15.08.2014 сообщило о выбранном собственниками помещений в многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений от 01.08.2014; заявитель обратился в ОАО "Сбербанк России" с заявлением об открытии специального счета для формирования фонда капитального ремонта; специальный счет был открыт 07.11.2014.
Распоряжением N 2805-р от 23.10.2014 в перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или не реализовали выбранный способ в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной региональной программы капитального ремонта, включен дом по вышеуказанному адресу.
Установив, что в срок до 21.08.2014 заявителем выбран способ формирования фонда капитального ремонта, суд удовлетворил заявление, отклонив возражения Администрации и Фонда о пропуске срока открытия специального счета.
Суд апелляционной инстанции после исследования материалов дела и ознакомления с позициями участвующих в деле лиц, считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 названной статьи, частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Согласно статье 170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
При этом в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены:
1) размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в составе не менее чем состав перечня таких услуг и (или) работ, предусмотренный региональной программой капитального ремонта;
3) сроки проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, которые не могут быть позднее планируемых сроков, установленных региональной программой капитального ремонта;
4) владелец специального счета;
5) кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет. Если владельцем специального счета определен региональный оператор, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме кредитная организация должна осуществлять деятельность по открытию и ведению специальных счетов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме не выбрали кредитную организацию, в которой будет открыт специальный счет, или эта кредитная организация не соответствует требованиям, указанным в настоящем пункте и части 2 статьи 176 настоящего Кодекса, вопрос о выборе кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, считается переданным на усмотрение регионального оператора.
Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение.
Как следует из части 1 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязан представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 170 настоящего Кодекса, справки банка об открытии специального счета, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 5 статьи 170 ЖК РФ, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 5 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Таким образом, законодатель четко определил сроки и порядок принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решений относительно выбора способа формирования фонда капитального ремонта.
Из статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что такое решение должно быть принято не позднее 6 месяцев с момента опубликования утвержденной в установленном порядке региональной программы капитального ремонта.
Аналогичные положения содержатся и в статье 2 Закона Санкт-Петербурга от 11.12.2013 N 690-120 "О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге". При этом в пункте 3 названной статьи отражено, что способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Как следует из материалов дела, Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге была утверждена постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18.02.2014 N 84 и опубликована 21.02.2014.
Следовательно, с учетом положений статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 2 Закона Санкт-Петербурга от 11.12.2013 N 690-120 решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений многоквартирного дома до 21.08.2014.
Вместе с тем, как следует из представленных заявителем документов, протокол общего собрания собственников помещений в спорном доме о выборе способа формирования фонда капитального ремонта составлен 01.08.2014. Специальный счет был открыт Товариществом 07.11.2014, соответственно, за пределами законодательно установленного периода времени для реализации решения об определении способа формирования фонда капитального ремонта.
При изложенных обстоятельствах, с учетом приведенных положений закона, Администрация обязана был включить спорный дом в перечень многоквартирных жилых домов, не избравших способ формирования фонда капитального ремонта, поскольку на момент вынесения распоряжения N 2805-р от 23.10.2014 в уполномоченный орган не поступало решение собственников помещений многоквартирного дома о выборе способа формирования фонда капитального ремонта.
Поскольку собственниками помещений в многоквартирном доме в срок до 21 августа 2014 года не был реализован выбранный ими способ формирования фонда капитального ремонта (не открыт специальный счет), Администрация в соответствии с частью 7 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации приняла решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении данного дома на счете регионального оператора, оспариваемое заявителем распоряжение N 2805-р от 23.10.2014 было издано правомерно в соответствии с действующим законодательством.
Заявителем не доказано несоответствие оспариваемого распоряжения нормам действующего законодательства, в том числе положениям статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах заявленные требования в части признания распоряжения N 2805-р от 23.10.2014 недействительным, необоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного решение в обжалуемой части подлежит отмене.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.04.2016 по делу N А56-67477/2015 в обжалуемой части отменить.
В удовлетворении заявления ТСЖ "Серебристый-1" о признании незаконным распоряжения администрации Приморского района Санкт-Петербурга N 2805-р от 23.10.2014 о формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирных домов в части многоквартирного дома по адресу: Санкт-Петербург, пл. Льва Мациевича, д. 1 на счете НО "Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" отказать.
Взыскать с ТСЖ "Серебристый-1" в доход федерального бюджета Российской Федерации 3000 руб. государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Я.Г.СМИРНОВА
Судьи
Т.В.ЖУКОВА
С.И.НЕСМИЯН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)