Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.04.2016 ПО ДЕЛУ N А33-19452/2015

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 апреля 2016 г. по делу N А33-19452/2015


Резолютивная часть постановления объявлена "22" апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен "29" апреля 2016 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Юдина Д.В.,
судей: Борисова Г.Н., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Елистратовой О.М.,
при участии:
от заявителя (публичного акционерного общества "Красноярскэнергосбыт"): Альмухометова Н.П., представителя по доверенности от 08.10.2015 N 03,
рассмотрев апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "05" февраля 2016 года по делу N А33-19452/2015, принятое судьей Раздобреевой И.А.,

установил:

открытое акционерное общество "Красноярскэнергосбыт" (далее - заявитель, общество, ОАО "Красноярскэнергосбыт") (ИНН 2466132221, ОГРН 1052460078692) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (далее - ответчик, антимонопольный орган, Красноярское УФАС России) (ИНН 2466009115, ОГРН 1022402675965, г. Красноярск) с заявлением о признании недействительным пункта 1 решения от 08.05.2015 N 444-10-14 о признании ОАО "Красноярскэнергосбыт" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ), в части принятия мер, повлекших введение ограничения режима потребления электрической энергии на объектах расположенных по адресу: г. Красноярск, б-р Солнечный, 13,15, ул. Светлова, 8.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири", общество с ограниченной ответственностью УК "Любимый дом".
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "05" февраля 2016 года заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с указанным решением, антимонопольный орган обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования, ссылаясь на доказанность факта ограничения режима потребления электрической энергии именно со стороны общества (гарантирующего поставщика), что подтверждается письмом общества об исключении точек поставки из договора на передачу электрической энергии, направленным в адрес сетевой организации. Письмо общества содержало информацию о расторжении соглашения N 1000003176 с ООО "УК "Любимый дом" на электроснабжение жилых домов, расположенных по адресу: г. Красноярск, б-р Солнечный, 13, 15, ул. Светлова, 8. В уведомлении указаны дата и время исключения точек поставки.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором с жалобой не согласилось, указало на законность решения суда первой инстанции. Общество ссылается на то, что уведомление в адрес сетевой организации (ПАО "МРСК "Сибири") было направлено с целью информирования о расторжении соглашения с ООО "УК "Любимый дом", что не равнозначно введению ограничения электропотребления в отношении данного потребителя. Направленное в адрес сетевой организации письмо не соответствовало признакам уведомления на введение ограничения, установленным как нормами права, так и условиями договора с сетевой организацией. Введение ограничения энергопотребления 21.08.2014 произведено сетевой организацией по собственной инициативе, что в том числе подтверждается отсутствием со стороны сетевой организации требования об оплате потребленной электрической энергии с 01.08.2014 по указанную дату. При этом у сетевой организации было право не исполнять уведомление об ограничении режима электропотребления.
Третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Красноярское УФАС России и третьи лица, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения о принятии апелляционной жалобы, а также путем размещения публичных извещений о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих представителей не направили. Дело рассмотрено в отсутствие представителей указанных лиц в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы, приведенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
В адрес антимонопольного органа поступило заявление от граждан, проживающих в многоквартирных домах, расположенных по адресу: г. Красноярск, б-р Солнечный, 13, 15, ул. Светлова, 8, о признании нарушающими антимонопольное законодательство действий ОАО "Красноярскэнергосбыт", выразившихся во введении ограничения режима потребления электрической энергии энергопринимающими устройствами в многоквартирных домах, расположенных по адресу: г. Красноярск, б-р Солнечный, 13, 15, ул. Светлова, 8.
По данному факту приказом от 24.11.2014 N 679 возбуждено дело N 444-10-14 в отношении ОАО "Красноярскэнергосбыт" по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ.
В ходе рассмотрения дела антимонопольным органом установлены следующие обстоятельства относительно допущенного нарушения.
В соответствии с протоколами общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресу: г. Красноярск, б-р Солнечный, 13, 15, ул. Светлова, 8, ООО УК "Любимый дом" избрано в качестве управляющей организации (протоколы от 11.01.2011 N 1).
В соответствии с актами приема - передачи зданий общежитий в управление от 01.08.2011 МУП г. Красноярска "УК "ДМО" с 01.08.2011 передала, а ООО УК "Любимый дом" приняла в управление здания общежитий, расположенные по адресу: г. Красноярск, ул. Светлова, 8, б-р Солнечный, 13, 15.
ОАО "МРСК Сибири" 02.08.2011 в присутствии представителей ООО УК "Любимый дом" и МП "УК ДМО" составлены акты N N 2-439, 2-443, 2-442, в соответствии с которыми зафиксированные показания приборов учета, установленные по адресам: г. Красноярск, б-р Солнечный, 13, 15, ул. Светлова, 8, указанные показания принято считать начальными при заключении временного соглашения между ОАО "Красноярскэнергосбыт" и ООО УК "Любимый дом".
ООО УК "Любимый дом" 05.08.2011 направило в адрес ОАО "Красноярскэнергосбыт" письмо (исх. N 36), с просьбой заключить договор на электроснабжение жилых домов, расположенных по адресу: б-р. Солнечный, 11, 13, 15, ул. Светлова, 8.
ООО УК "Любимый дом" 05.09.2011 направило в адрес ОАО "МРСК Сибири" письмо (от 06.09.2011 исх. N 54, вх. N 3309.4537.11), с просьбой выдать технические условия на энергоснабжение домов, расположенных по адресу: г. Красноярск, б-р Солнечный, 11,13, 15, ул. Светлова, 8 - нагрузка: 300 кВт, 380 В.
ОАО "Красноярскэнергосбыт" 17.05.2011 в адрес ООО УК "Любимый дом" направило письмо (исх. N 227-12-4458), в котором указало, что в соответствии с актами N 2-439, N N 2-443, 2-442, 2-441, составленными и согласованными сторонами 02.08.2011, расход электроэнергии объектов, подключенных от электрических сетей общежитий по ул. Светлова, 8, б-р Солнечный, 11, 13, 15, минусуется от расхода электроэнергии, определенного приборами учета данных общежитий. Для заключения постоянного договора на электроснабжение и для составления расчетной схемы за потребленную электроэнергию, управляющей компании предложено представить полный пакет документов по вышеуказанным объектам.
Письмом (от 24.07.2014 исх. N 020/И-1560) ОАО "Красноярскэнергосбыт" сообщило ООО УК "Любимый дом" о том, что в адрес гарантирующего поставщика не представлены документы, необходимые для заключения договора на электроснабжение многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: г. Красноярск, ул. Светлова, 8, б-р. Солнечный, 13, 15. Кроме того, ОАО "Красноярскэнергосбыт" указало, что вынуждено представить сетевой организации соответствующую информацию в целях ее использования при выявлении фактов осуществления потребителями бездоговорного потребления электрической энергии, а также уведомило управляющую компанию о том, что гарантирующий поставщик не имеет правовых оснований исполнения каких-либо обязательств, в том числе по поставке электрической энергии на объекты ООО УК "Любимый дом".
ОАО "Красноярскэнергосбыт" 30.07.2014 направило письмо (исх. N 020/У-7784) в адрес ОАО "МРСК Сибири" которым уведомило управляющую компанию о расторжении соглашения N 1000003176 ООО УК "Любимый дом" на энергоснабжение жилых домов, расположенных по адресам: г. Красноярск, ул. Светлова, 8, б-р. Солнечный, 13, 15 с 00 час. 00 мин. 01.08.2014 в связи с окончанием соглашения о порядке расчетов за потребленную электрическую энергию, а также об исключении точек поставки из договора оказания услуг по передаче электрической энергии с 00 час. 00 мин. 01.08.2014.
ОАО "Красноярскэнергосбыт" 14.08.2014 направило письмо (исх. N 023-8634) в адрес ООО УК "Любимый дом", в котором уведомило о прекращении с 01.08.2014 взаимодействия между ОАО "Красноярскэнергосбыт" и ООО УК "Любимый дом" (аб. N 1000003176).
ОАО "МРСК Сибири" 21.08.2014 введено ограничение режима потребления электрической энергии на объектах, расположенных по адресу: г. Красноярск, б-р Солнечный, 13, 15, ул. Светлова, 8, путем отключения рубильника б/н от ТП 17, ТП 1, ТП 2 вследствие исключения из договора (акт от 21.08.2014).
ОАО "Красноярскэнергосбыт" 21.08.2014 направило письмо (исх. N 020-277) в адрес ОАО "МРСК Сибири" о подключении многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: г. Красноярск, б-р Солнечный, 13, 15, ул. Светлова, 8, по ранее предусмотренной схеме электроснабжения на основании фактически сложившихся отношений с ООО УК "Любимый дом".
ОАО "МРСК Сибири" 21.08.2014 возобновило режим потребления электрической энергии на объектах, расположенных по адресу: г. Красноярск, б-р Солнечный, 13, 15, ул. Светлова, 8, путем включения рубильников от ТП 17, ТП 1, ТП 2 ТП 51 (акт б/н от 21.08.2014).
Пунктом 1 решения от 08.05.2015 N 444-10-14 антимонопольный орган признал ОАО "Красноярскэнергосбыт" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ, в части принятия мер, повлекших введение ограничения режима потребления электрической энергии на объектах, расположенных по адресу: г. Красноярск, б-р Солнечный, 13, 15, ул. Светлова, 8.
Полагая, что указанный выше пункт решения антимонопольного органа, противоречит требованиям нормативных актов и нарушает его права, заявитель обратился в Арбитражный суд Красноярского края с вышеуказанным требованием.
Исследовав представленные доказательства, заслушав представителя заявителя и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
С учетом положений пунктов 1 и 4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, статьи 22 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ, пунктов 1 и 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое решение вынесено уполномоченным органом.
Как следует из оспариваемого решения, антимонопольный орган пришел к выводу о том, что ОАО "Красноярскэнергосбыт" инициировало введение ограничение режима потребления электрической энергии жилых многоквартирных домов по адресу: г. Красноярск, б-р Солнечный, 13, 15, ул. Светлова, 8, путем направления в адрес ОАО "МРСК Сибири" уведомления от 30.07.2014 исх. N 020/Н-7784. Данное нарушение квалифицированно антимонопольным органом по части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 Постановления от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ); суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим.
Наличие у общества доминирующего положения по поставке электрической энергии в многоквартирные дома по адресу: г. Красноярск, б-р Солнечный, 13, 15, ул. Светлова, 8, в соответствии с положениями статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ обществом не оспаривается. Как установлено антимонопольным органом доля общества на товарном рынке Красноярского края составляет более чем 50%.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (пункт 3 статьи 539 ГК РФ).
К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила параграфа 6 применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное (пункт 4 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами.
Пунктом 2 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.
Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ) субъектами электроэнергетики являются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе оказание услуг по передаче электрической энергии; а потребителями электрической энергии - лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд.
Пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ установлено, что основными принципами государственного регулирования и контроля в электроэнергетике являются, в том числе обеспечение доступности электрической энергии для потребителей и защита их прав, ограничение монополистической деятельности отдельных субъектов электроэнергетики.
В силу пункта 7 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ Правительством Российской Федерации утверждается порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварийных ситуаций.
Указанный порядок применяется в случае неисполнения обязательств по оплате электрической энергии и обеспечивает:
- - обязательность предварительного (не менее чем за десять дней) предупреждения о возможном введении полного и (или) частичного ограничения режима потребления, содержащего информацию о состоянии задолженности потребителя за электрическую энергию, а также о предполагаемом сроке введения ограничений режима потребления;
- - обязательность введения предварительного частичного ограничения режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, перед полным ограничением режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня;
- - запрет на нарушение прав иных потребителей в связи с вводимым ограничением режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня;
- - ответственность за нарушение порядка ограничения режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, повлекшее за собой причинение убытков потребителям и (или) продавцам электрической энергии;
- - обязательность предоставления обеспечения обязательств по оплате электрической энергии указанными в пункте 6 настоящей статьи группами потребителей за счет средств бюджетов соответствующих уровней;
- - меры по социальной защите граждан Российской Федерации, в том числе по выплате им компенсаций на оплату стоимости электрической энергии, осуществляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- - недопустимость ограничения режима потребления электрической энергии до истечения срока действия предоставленных бюджетами соответствующего уровня обеспечений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 утверждены Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.
Пунктом 2 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Правила N 442) предусмотрен перечень обстоятельств, при наступлении которых допускается введение ограничения, в том числе:
а) соглашение сторон договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности));
б) нарушение своих обязательств потребителем;
в) удостоверение в установленном порядке неудовлетворительного состояния объектов электросетевого хозяйства, энергетических установок, энергопринимающих устройств потребителя, что создает угрозу жизни и здоровью людей и (или) угрозу возникновения технологических нарушений на указанных объектах, установках (устройствах), а также объектах электросетевого хозяйства сетевых организаций;
г) возникновение (угроза возникновения) аварийных электроэнергетических режимов;
д) приостановление или прекращение исполнения обязательств потребителя по договору о присоединении к торговой системе оптового рынка электрической энергии и мощности;
е) прекращение обязательств по снабжению электрической энергией (мощностью) и (или) оказанию услуг по передаче электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) и (или) договору оказания услуг по передаче электрической энергии (далее - прекращение обязательств сторон по договору), в том числе по причине смены собственника или владельца объектов электросетевого хозяйства, к которым технологически присоединены такие энергопринимающие устройства, если при этом в отношении таких энергопринимающих устройств не заключен и не вступил в силу новый договор, на основании которого осуществляется продажа электрической энергии (мощности) и (или) оказание услуг по передаче электрической энергии;
ж) выявление гарантирующим поставщиком в случае, указанном в пункте 47 Основных положений, факта ненадлежащего технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя к объектам электросетевого хозяйства;
з) необходимость проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации, к которым присоединены энергопринимающие устройства потребителя, либо необходимость проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций (иных владельцев объектов электросетевого хозяйства) в случае, если проведение таких работ невозможно без ограничения режима потребления;
и) поступление от потребителя заявления о введении в отношении него ограничения режима потребления в случае, если у потребителя отсутствует техническая возможность введения ограничения самостоятельно;
к) нарушение потребителем введенного ранее в отношении него ограничения режима потребления при сохранении обстоятельств из числа указанных в настоящем пункте, послуживших основанием для его введения.
Согласно пункту 7 Правил N 442 инициатор введения ограничения не позднее чем за 10 дней до заявляемой им даты введения ограничения режима потребления направляет исполнителю уведомление о необходимости введения ограничения режима потребления, содержащее следующие сведения:
а) наименование потребителя и описание точки поставки потребителя, в отношении которого вводится ограничение режима потребления;
б) основания введения ограничения режима потребления;
в) вид подлежащего введению ограничения режима потребления: частичное ограничение (сокращение уровня потребления электрической энергии (мощности), прекращение подачи электрической энергии потребителю в определенные периоды в течение суток, недели или месяца или ограничение режима потребления в полном объеме по части точек поставок, указанных в договоре, на основании которого осуществляется снабжение электрической энергией потребителя) или полное ограничение (временное прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителю);
г) сроки вводимого ограничения режима потребления (при введении частичного ограничения режима потребления - также уровень ограничения);
д) сведения об уведомлении потребителя (а в случаях, указанных в пункте 17 настоящих Правил, - также уполномоченных органов) в соответствии с настоящими Правилами о планируемом ограничении режима потребления.
Удовлетворяя заявленное обществом требование, суд первой инстанции согласился с доводами заявителя об отсутствии в его действиях инициативы ограничения режима потребления электрической энергии многоквартирных жилых домов по адресам: г. Красноярск, б-р Солнечный, 13, 15, ул. Светлова, 8, поскольку признал, что уведомление сетевой организации было направлено с целью информирования о прекращении снабжение электрической энергией по договору с ООО УК "Любимый дом" (в части исключения домов адресу: г. Красноярск, б-р Солнечный, 13, 15, ул. Светлова, 8). Суд первой инстанции также указал, что между обществом и ООО УК "Любимый дом" договор электроснабжения в установленной форме не был заключен, а направленное в адрес сетевой организации письмо не соответствовало критериями уведомления о введении режима потребления электрической энергии, в том числе условиям договора от 17.12.2010 N 18.2400.1455.10, заключенного с сетевой организацией (ОАО "МРСК Сибири" - в последующем организационная форма приведена в соответствии с нормами гражданского законодательства - ПАО "МРСК Сибири").
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности и взаимосвязи, апелляционный суд не соглашается с выводами суда первой инстанции на основании следующего.
В соответствии с пунктом 20 Правил N 442 введение ограничения режима потребления в отношении граждан-потребителей коммунальной услуги по электроснабжению осуществляется по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия).
В силу пункта 7 Правил N 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.
В соответствии с пунктом 121 Правил N 354 ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах "а", "б" и "д" пункта 115 и пункте "б" пункта 117 настоящих Правил.
В силу подпункта "б" пункта 122 Правил N 354 действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Суд апелляционной инстанции установил, что общество как гарантирующий поставщик начиная с 2011 года осуществляло поставку электрической энергии в многоквартирные дома, расположенные по адресу: г. Красноярск, б-р Солнечный, 13, 15, ул. Светлова, 8. При участии ООО УК "Любимый дом", являющейся управляющей организацией в указанных многоквартирных домах, обществом составлены акты N N 2-439, 2-443, 2-442, в которых зафиксированы показания приборов учета. Потребителем поставляемой электрической энергии являются жильцы многоквартирных домов.
Общество данные обстоятельства не оспорило и не опровергло.
Следовательно, с учетом вышеприведенных норм права между обществом и потребителями в лице управляющей организации возникли договорные правоотношения по поводу поставки электрической энергии.
В материалы дела также представлено соглашение от 25.12.2012, подтверждающие, что общество фактически признало ООО УК "Любимый дом" абонентом поставляемой электроэнергии и осуществляло ее поставку в названные многоквартирные дома.
Наличие между обществом и ООО УК "Любимый дом" правоотношений по поводу поставки электрической энергии, а также намерения заключить договор на электроснабжение в установленной форме следует из представленной в материалы дела переписки между названными обществами. При этом в спорном письме от 30.07.2014 исх. N 020/Н-7784 общество указало на расторжение соглашения N 1000003176 с ООО УК "Любимый дом".
Утверждение общества о том, что направленное в адрес сетевой организации письмо от 30.07.2014 исх. N 020/У-7784 не является уведомлением об ограничении режима потребления электрической энергии, отклоняются судом апелляционной инстанции.
Из содержания указанного письма следует, что ОАО "Красноярскэнергосбыт", ссылаясь на пункт 126 Правил N 442, уведомило ОАО "МРСК Сибири" о расторжении с 00 час. 00 мин. 01.08.2014 соглашения энергосбережения ООО УК "Любимый дом" аб. N 1000003176 многоквартирных жилых домов по адресу: г. Красноярск, б-р Солнечный, 13, 15, ул. Светлова, 8, а также об исключении указанных точек поставки из договора оказания услуг по передаче электрической энергии с 00 час. 00 мин. 01.08.2014.
Согласно пункту 126 Правил N 442 гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) обязан не позднее 3 рабочих дней до даты и времени расторжения договора энергоснабжения уведомить об этом, а также о дате и времени прекращения снабжения электрической энергией по такому договору сетевую организацию, оказывающую услугу по передаче электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств по такому договору.
Пунктом 3.2.4 договора от 17.12.2010 N 016/3-150/18.2400.945.13, заключенному между обществом (заказчик) и ПАО "МРСК Сибири" (исполнитель), на оказание услуг между оказания услуг по передаче электрической энергии и купли-продаже (поставки) электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии от 29.12.2012 (далее - договор на передачу электрической энергии) содержится аналогичное условие вышеприведенной норме.
В соответствии с пунктом 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, точкой поставки признается место исполнения обязательств по договору об оказании услуг по передаче электрической энергии, используемое для определения объема взаимных обязательств сторон по договору, расположенное на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств, определенной в акте разграничения балансовой принадлежности электросетей, а до составления в установленном порядке акта разграничения балансовой принадлежности электросетей - в точке присоединения энергопринимающего устройства (объекта электроэнергетики).
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с доводами антимонопольного органа о том, что исключение точек поставки из договора на передачу электрической энергии письмом от 30.07.2014 исх. N 020/У-8077 приводит к ограничению режима потребления электрической энергии потребителей, с которыми фактически был заключен договор.
Делая вывод о неправомерном ограничении режима потребления электрической энергии, суд апелляционной инстанции также учитывает, что в письме от 21.08.2014 N 020-277 общество указало на сложившиеся между ним и ООО УК "Любимый дом" фактические отношения по поводу поставки электрической энергии в спорные многоквартирные дома.
Доводы общества о том, что направленное письмо не соответствовало требованиям к уведомлению об ограничении режима потребления электрической энергии, было направлено не по форме, предусмотренной договором от 17.12.2010 N 016/3-150/18.2400.945.13с, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку содержание указанного письма позволяет установить все условия вводимого ограничения, в том числе условия его полного введения на неопределенный срок, поскольку общество заявило о расторжении договора и просило исключить точки поставки из договора оказания услуг по передаче электрической энергии.
Несоблюдение требований к форме уведомления о введении режима ограничения потребления электрической энергии не исключает установленный факт ограничения потребления в отношении указанных многоквартирных домов посредством исключения точек поставки из договора оказания услуг по передаче электрической энергии с 00 час. 00 мин. 01.08.2014.
Тот факт, что ОАО "МРСК Сибири" введено ограничение режима потребления электрической энергии на указанных объектах только 21.08.2014, не свидетельствует о том, что ограничение было введено по инициативе сетевой организации, так как в актах об ограничении режима потребления содержится ссылка на поступившие письмо общества от 30.07.2014 N 020/У-7784 как основание для прекращения подачи электрической энергии.
Суд апелляционной инстанции также отклоняет доводы общества о том, что сетевая организация не производила взыскание с общества стоимости потребленной электрической энергии с 01.08.2014 по 21.08.2014, а также могло не исполнять уведомление об ограничении режима электропотребления.
Данные обстоятельства носят косвенный характер, их наличие не влияет на установленный факт неправомерного ограничения режима потребления электроэнергии.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что антимонопольный орган доказал введение ОАО "Красноярскэнергосбыт", занимающим доминирующее положение, неправомерного ограничения режима потребления электрической энергии на объектах, расположенных по адресу: г. Красноярск, б-р Солнечный, 13, 15, ул. Светлова, 8, повлекшее нарушение прав жителей данных многоквартирных домов на получение электрической энергии.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение Красноярского УФАС России от 08.05.2015 N 444-10-14 в оспоренной обществом части соответствует действующему законодательству, основания для признания его недействительным согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Таким образом, решение суда первой инстанции в соответствии с пунктом 4 части 1, частью 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неправильным применением норм материального права подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы заявителя по уплате государственной пошлины при обращении с заявлением в суд первой инстанции подлежат отнесению на заявителя.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Красноярского края от "05" февраля 2016 года по делу N А33-19452/2015 отменить. Принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявленного требования отказать.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий
Д.В.ЮДИН

Судьи
Г.Н.БОРИСОВ
Е.В.СЕВАСТЬЯНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)