Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИРКУТСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 19.07.2017 ПО ДЕЛУ N 33-5336/2017

Требование: Об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма взамен непригодного для проживания.

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истцами указано, что они проживают в жилом помещении, в котором нельзя проживать, квартира находится в аварийном состоянии, дом, в котором находится жилое помещение, обветшал, разрушается, признан аварийным. Они включены в список на получение жилого помещения. До настоящего времени жилое помещение им не предоставлено.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ИРКУТСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 июля 2017 г. по делу N 33-5336/17


Судья: Исакова Н.Н.
Судья-докладчик: Давыдова О.Ф.

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Давыдовой О.Ф.,
судей Сазонова П.А., Усовой Н.М.,
при секретаре Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску В.М., А., М.Т., А. к администрации г. Иркутска об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма взамен непригодного для проживания, с апелляционной жалобой администрации г. Иркутска на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 27 марта 2017 года,

установила:

В.М., А., М.Т., А. обратились в суд с иском, в обоснование которого указали, что они проживают в жилом помещении, в котором нельзя проживать, квартира находится в аварийном состоянии, дом, в котором находится жилое помещение, обветшал, разрушается, дом признан аварийным. Они включены в список на получение жилого помещения многодетных семей с 1997 года. Просили обязать администрацию г. Иркутска предоставить им по договору социального найма благоустроенное жилое помещение взамен непригодного для проживания в черте г. Иркутска.
Определением Кировского районного суда г. Иркутска от 14.03.2017 к участию в деле в качестве третьего лица привлечена М.М. в лице законного представителя В.Т.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 27 марта 2017 года исковые требования удовлетворены. Суд постановил обязать администрацию г. Иркутска предоставить В.М., А., М.Т., А. вне очереди по договору социального найма пригодное для проживания жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям г. Иркутска, соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, находящееся в черте города Иркутска, общей площадью не менее 29,2 кв. м.
В апелляционной жалобе представитель администрации г. Иркутска (данные изъяты) просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. В обоснование жалобы указывает, что согласно заключению межведомственной комиссии Дата изъята многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес изъят>, признан аварийным и подлежащим сносу. Между тем, на сегодняшний день указанный многоквартирный дом не включен в перечень объектов аварийного жилищного фонда города Иркутска, планируемых к расселению Плана мероприятий по реализации муниципальной программы "Жилище на 2013-2019 годы" на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденного распоряжением заместителя мэра - председателя комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска от Дата изъята. Кроме того, для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу ст. 49 ЖК РФ, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении. Наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого гражданами на условиях социального найма, аварийным (непригодным для проживания) и подлежащим сносу, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, при отсутствии иных, предусмотренных законом, условий: признания органом местного самоуправления граждан малоимущими в установленном порядке. Таким образом, для предоставления жилого помещения в порядке п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ необходимо два условия, а именно: жилое помещение должно быть признано не пригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В судебное заседание А., А., В.Т., представитель администрации г. Иркутска надлежащим образом извещенные о дате и времени судебного заседания, не явились, причин уважительности неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Давыдовой О.Ф., пояснения В.М., М.Т., полагавших решение суда не подлежащим отмене, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
При рассмотрении дела установлено, что согласно ордеру Номер изъят, выданного исполнительным комитетом Куйбышевского городского Совета народных депутатов Дата изъята на жилое помещение - однокомнатная квартира, площадью 22,6 кв. м по адресу: Дата изъята, указанная квартира предоставлена М. (В.), в ордер включены сын М.Р., дочь М.Т., дядя О.
О., согласно свидетельству о смерти I Дата изъята, умер Дата изъята М.Р., согласно свидетельству о смерти Дата изъята, умер Дата изъята.
Согласно поквартирной карточке в жилом помещении по адресу: <адрес изъят> зарегистрированы: В.М. с Дата изъята, внучка - А. с Дата изъята, дочь М.Т. с Дата изъята, сын А. с Дата изъята, внучка- М.М., (данные изъяты) сведения о регистрации в карточке отсутствуют.
Заключением Дата изъята Межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, многоквартирный дом по адресу: <адрес изъят> признан аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением Комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска от Дата изъята многоквартирный дом, по адресу: г. <адрес изъят> признан аварийным и подлежащим сносу. Собственникам помещений в многоквартирном доме поручено осуществить в установленном порядке расселение граждан и снос многоквартирного дома в течение 1, 5 лет со дня издания распоряжения.
М.М., (данные изъяты) обучается в ГБПОУ "Профессиональное училище N 39 п. Центральный Хазан" по очной форме, на бюджетной основе, на втором курсе, по профессии "Штукатур" Начало обучения Дата изъята. Окончание обучения Дата изъята. Срок обучения 1 год 10 мес., что подтверждается справкой Дата изъята.
Согласно вступившему в законную силу решению Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 25.08.2009, родители М.М. лишены родительских прав.
Приказом управления от Дата изъята несовершеннолетней М.М. назначен опекун - ее родная бабушка В.М. и сохранено право пользование жилым помещением по адресу: <адрес изъят>.
Распоряжением Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по опеке и попечительству г. Иркутска Дата изъята п. 3 Приказа управления от Дата изъята, в части сохранения за несовершеннолетней М.М. права пользования жилым помещением по адресу: <адрес изъят> отменен. Опекуна В.М. обязали обратиться в отдел учета и предоставления жилья департамента правовой и кадровой работы аппарата администрации г. Иркутска для внесения несовершеннолетней в единый список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
Распоряжением межрайонного управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Дата изъята, над несовершеннолетней М.М. установлено попечительство. Попечителем назначена В.Т. М.М. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Иркутской области по Иркутскому районному муниципальному образованию.
По сведениям БТИ г. Иркутска В.М. какого-либо жилого помещения в собственности не имеет, что подтверждается справкой Дата изъята.
Распоряжением комитета по управлению Правобережным округом администрации г. Иркутска Дата изъята М. (В.), на основании личного заявления включена в очередь в список многодетных семей на получение жилого помещения, номер очереди Номер изъят.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что спорное жилое помещение признано непригодным для проживания, учитывая, что истцы состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, при этом признание жилого помещения непригодным для проживания, равно как и не подлежащим ремонту или реконструкции, влечет возникновение права на внеочередное предоставление жилого помещения, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что многоквартирный дом не включен в перечень объектов аварийного жилищного фонда г. Иркутска,, истцы не признаны в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилом помещении, при этом и спорное жилое помещение не признано не пригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции, в связи с чем отсутствуют основания для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке, направлены на иное толкование норм материального права и переоценку установленных представленными доказательствами обстоятельств по делу, в связи с чем не влекут отмену судебного акта.
В силу п. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (постановление от 16 декабря 1997 года N 20-П, определение от 15 февраля 2005 года N 17-О). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; статья 2; статья 21 часть 1, Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47, установлено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. п. 7, 42).
Из смысла норм Положения "О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу" следует, что в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу отдельного признания каждого (конкретного) жилого помещения непригодным для проживания не требуется.
Как признание жилого помещения непригодным для проживания, так и признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу влечет возникновение права на внеочередное предоставление жилого помещения.
Согласно ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта (ст. 89 ЖК РФ).
В соответствии со ст. 2 Закона Иркутской области от 17.12.2008 N 125-оз "О порядке признания граждан малоимущими, порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях предоставления гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в Иркутской области" малоимущие граждане - граждане, признанные таковыми органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области (далее - органы местного самоуправления) в порядке, установленном настоящим Законом, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Согласно ст. 3 Закона Иркутской области от 17.12.2008 N 125-оз "О порядке признания граждан малоимущими, порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях предоставления гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в Иркутской области" граждане признаются малоимущими, если стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, и размер денежных средств, которые члены семьи способны совместно накопить в течение трех лет, меньше рыночной стоимости приобретения жилого помещения, сложившейся в соответствующем муниципальном образовании Иркутской области, по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Согласно ответу МИФНС России N 16 по Иркутской области Дата изъята, сведений о полученных В.М., А., М.Т., А., М.М. за период с 01.01.2014 по июля 2017 года доходах отсутствуют.
В соответствии со сведениями И. изъята средняя цена одного квадратного метра общей площади квартир на вторичном рынке жилья Иркутской области за 1 квартал 2017 года составляет 40503, 51 руб.
Согласно ответу УГИБДД ГУ МВД России Дата изъята, за В.М., А., М.Т., М.М., А. транспортные средства не значатся.
По сведениям Отдела учета и предоставления жилья администрации г. Иркутска Дата изъята, распоряжением председателя Комитета по управлению Правобережным округом администрации г. Иркутска от Дата изъята В.М. составом семьи 4 человека: М.Т. - дочь, А. - дочь, А. - сын, были поставлены на очередь на улучшение жилищных условий 23.10.1997 по списку многодетных семей.
По информации ОГКУ "Управление социальной защиты населения по г. Иркутску" А., М.Т., А., М.М. получателями пособий, иных выплат не являются. В.М. за период с 01.06.2014 по 31.08.2014 являлась получателем меры социальной поддержки "Ежемесячная выплата социального пособия" (сумма полученного пособия за июнь - август 2014 года составила 1800 руб.), с 01.09.2014 получателем пособий, иных выплат не является.
В соответствии с информацией Отделения Пенсионного фонда РФ по Иркутской области Дата изъята за период с 01.08.2014 по 31.07.2017 В.М. получена пенсия по старости в размере 253191,79 руб., доплата до социальной нормы - ФСД в размере 12261,44 руб., А. за указанный период получена социальная пенсия (ребенок инвалид детства 2 гр) - 452203,98 руб., ЕДВ - 47260,29 руб.
Из акта обследования конструктивных элементов и инженерного оборудования, составленного УК "Иркутская" Дата изъята следует, что при проведении визуального осмотра жилого помещения по адресу<адрес изъят> наблюдается отслоение штукатурного слоя по дранке на потолке в четырех местах, оставшаяся часть штукатурного слоя имеет многочисленные трещины и разрушение побелочного слоя. В углу комнаты имеется разрушение потолочного перекрытия, видны гнилые доски, осыпалась часть утеплителя с чердака (шлак), имеется сквозное отверстие на чердак, площадью около 1 кв. м, к акту приложены фотоматериалы, подтверждающие указанные обстоятельства.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, учитывая, что жилой дом, в котором расположено жилое помещение, занимаемое по договору социального найма истцами, признан аварийным и подлежащим сносу, занимаемое истцами жилое помещение представляет опасность для их жизни и здоровья по причине аварийного состояния, квартира имеет сквозное отверстие на чердак, также имеется разрушение потолочного перекрытия, частично осыпался утеплитель, при этом В.М. состоит в очереди на получение жилого помещения как многодетная семья, что подтверждает объективную нуждаемость в предоставлении жилого помещения, кроме того, представленными доказательствами подтверждена малоимущность семьи нанимателя, оснований для отказа в удовлетворении исковых требований не имеется. При этом обязанность по предоставлению жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания, не может быть поставлена в зависимость от включения многоквартирного дома в перечень объектов аварийного жилищного фонда города Иркутска, планируемых к расселению Плана мероприятий по реализации муниципальной программы "Жилище на 2013 - 2019 годы" на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденного распоряжением заместителя мэра - председателя комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска от 15.12.2016 N 944-02-000308/16 в силу вышеизложенного.
Учитывая, что апелляционная жалоба не содержит доводов, влекущих отмену судебного постановления, решение суда отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Кировского районного суда г. Иркутска от 27 марта 2017 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
О.Ф.ДАВЫДОВА

Судьи
П.А.САЗОНОВ
Н.М.УСОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)