Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 11.07.2017 N 33А-184/2017 ПО ДЕЛУ N 2А-7948/2016

Требование: О признании незаконными решения о согласовании переустройства и(или) перепланировки жилого помещения и распоряжения о переводе жилого помещения в нежилое.

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец указал, что не получено согласия собственников квартир на переустройство, реконструкцию и перепланировку, что влечет уменьшение общего имущества многоквартирного дома.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 июля 2017 г. N 33а-184/2017


Судья: Староуситовская Л.О.

Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Бутковой Н.А.
судей Стаховой Т.М., Белоногого А.В.
при секретаре Ч.
рассмотрела в судебном заседании 11 июля 2017 года административное дело N 2а-7948/2016 по апелляционной жалобе П.Н.Г. на решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 11 августа 2016 года по административному иску П.Н.Г. к администрации Калининского района Санкт-Петербурга о признании решения и распоряжения незаконными.
Заслушав доклад судьи Бутковой Н.А., выслушав объяснения представителя административного истца - П.Н.Н., представителя административного ответчика - К., изучив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:

П.Н.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Калининского района Санкт-Петербурга, в котором просил признать незаконными решение межведомственной комиссии Калининского района Санкт-Петербурга от 04.08.2015 N 8/140 и распоряжение администрации Калининского района Санкт-Петербурга от 19.10.2015 N 807-р.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником квартиры <адрес>. Право собственности на квартиру N... в данном доме принадлежит Г. и Н. Решением МВК Калининского района Санкт-Петербурга от 04.08.2015 N 8/140 дано согласие на перепланировку квартиры N..., а также установлены сроки для производства ремонтно-строительных работ с 04.08.2015 по 04.08.2016 Распоряжением администрации Калининского района Санкт-Петербурга от 19.10.2015 N 807-р жилое помещение квартира N... по вышеуказанному адресу переведена в нежилое помещение под магазин промышленных товаров.
Собственники квартиры расширили оконные проемы за счет фасадных стен многоквартирного дома, оборудовали два отдельных рядом расположенных дверных проема на месте существующих окон путем удаления фрагмента фасадной стены многоквартирного дома, оборудовали к дверным проемам два крыльца на части придомового земельного участка, уничтожив при это газон; произвели демонтаж коммуникаций, относящихся к общедомовому имуществу многоквартирного дома - электрических сетей, водопроводных сетей, отопления. У одного из дверных проемов расположен газовый люк, который не подлежит переносу (обеспечивает доступ к газовому оборудованию дома), собственники обустроили через него проход к их крыльцу и удалили опознавательные знаки, указывающие на расположение газового люка, которые были нанесены на стене дома, путем удаления соответствующей части стены. Первый этаж дома не приспособлен под размещение магазина или иного объекта, эксплуатируемого в нежилых целях, у дома нет разгрузочной площадки для автомобилей, отсутствует контейнерная площадка под мусор. Мощность, выделенная ОАО "Ленэнерго" на обеспечение электроснабжения многоквартирного дома, не рассчитана на холодильные установки и вентиляцию магазинов. Вместе с тем, жилой дом <адрес> является крупнопанельным, а в силу абз. 6 п. 4.2.4.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фона, утвержденных Постановлением государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, не допускается в стенах крупнопанельных и крупноблочных зданий расширять и пробивать проемы. Кроме того, собственники квартир многоквартирного дома 5 не давали согласия на переустройство, реконструкцию и перепланировку, которая влечет уменьшение общего имущества многоквартирного дома и присоединение его к помещению заинтересованных лиц. Производство работ по оборудованию двух самостоятельных входов в помещение (два крыльца с железобетонными ступенями) на части земельного участка, примыкающего к дому, привело к уменьшению общего имущества собственников помещений многоквартирного дома.
Решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 11.08.2016 в удовлетворении требований административного иска отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, постановленным с нарушением норм действующего законодательства, при неправильном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела.
В суде апелляционной инстанции представитель административного истца настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы.
Представитель административного ответчика просил решение суда оставить без изменения, полагая его законным и обоснованным.
Административный истец, заинтересованные лица Н., Г. в судебное заседание суда апелляционной инстанции, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства не явились. Административный истец доверил представление своих интересов лицу с высшим юридическим образованием. Заинтересованными лицами поданы ходатайства об отложении рассмотрения дела по причине невозможности явки, однако, доказательств уважительности причин неявки не представлено. Согласно ч. 2 ст. 150, ст. 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка лица, участвующего в деле, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции. На основании изложенного, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, что Н. и Г. являлись собственниками <адрес>.
Собственники квартиры обратились в администрацию Калининского района Санкт-Петербург с заявлением о согласовании перепланировки и переводе жилого помещения в нежилое помещение под магазины промышленных товаров. Заявителями представлен пакет документов, в том числе, протокол от 31.07.2015 внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> согласно которому у на общем собрании были поставлены вопросы об устройстве двух отдельных входов из оконных проемов со стороны лицевого фасада здания, согласно проекту перепланировки квартиры; замене оконного заполнения на витринное с понижением отметки со стороны дворового фасада; обустройстве крылец и дорожек к ним, благоустройство прилегающей территории согласно проектам перепланировки квартир (изменения режима использовании земельного участка). "За" разрешение использования общего имущества собственников помещений, согласно представленному протоколу в данном доме проголосовало 100% голосов.
Решением Межведомственной комиссии администрации калининского района Санкт-Петербурга от 04.08.2015 N 8/140 собственникам квартиры N... дано согласие на перепланировку жилого помещения в соответствии представленными в комиссию проектом.
На основании решения МВК Калининского района администрацией Калининского района издано распоряжение администрации Калининского района Санкт-Петербурга от 19.10.2015 N 807-р о переводе жилого помещения - квартиры <адрес>, принадлежащей на праве частной собственности Г. и Н., в нежилое помещение под использование под магазины промышленных товаров.
Порядок перевода жилого помещения в нежилое регламентирован Жилищным кодексом Российской Федерации.
Согласно статье 22 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований данного Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
В соответствии с ч. 1 ст. 27 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае: непредставления определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых с учетом части 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса возложена на заявителя; представления документов в ненадлежащий орган; несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
Положениями пунктов 3 и 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства.
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (ч. 2 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции (ч. 3 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 40 Жилищного кодекса Российской Федерации, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Проект по переустройству квартиры N... предусматривает устройство двух отдельных входов в проектируемые помещения магазинов путем демонтажа подоконных участков самонесущих панелей наружной стены стен по оси Б, установки дверных блоков из металлопластика с остеклением и устройством крылец. Площадки крылец выполняются из монолитного железобетона по металлическому каркасу, ступени - из сборного железобетонного марша; производится облицовка боковых поверхностей крылец, площадок и ступеней пиленным гранитом либо нескользкой плиткой. Предусмотрено понижение отметки низа оконных проемов по осям А и Д.
Таким образом, указанные мероприятия повлекут внесение конструктивных изменений в общее имущество многоквартирного дома путем частичного разрушения внешней стены дома, являющейся ограждающей несущей конструкцией, уменьшение размера общего имущества.
Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме - земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно проекту перепланировки и фотографий фасада здания входы на месте существующих оконных проемом будут обустроены на земельном участке, прилегающем к многоквартирному дому.
Поскольку реализация оспариваемых актов повлечет за собой уменьшение общего имущества, в том числе, передачу собственникам квартиры N... вышеназванного дома части придомовой территории для оборудования отдельных входов, на которую распространяются права собственников помещений многоквартирного дома, то в данном случае в силу положений части 2 статьи 40 Жилищного кодекса Российской Федерации необходимо согласие всех собственников помещений в этом доме.
Отказывая в удовлетворении требований настоящего административного истца суд первой инстанции пришел к выводу о соблюдении процедуры согласования переустройства и перепланировки жилого помещения, указав, что Г. и Н. получено и представлено в МВК Калининского района Санкт-Петербурга согласие 100% собственников помещений многоквартирного дома.
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции административный истец факт проведения внеочередного общего собрания 31.07.2015 по вопросам об устройстве двух отдельных входов из оконных проемов со стороны лицевого фасада здания, согласно проекту перепланировки квартиры; замене оконного заполнения на витринное с понижением отметки со стороны дворового фасада; обустройстве крылец и дорожек к ним, благоустройство прилегающей территории согласно проектам перепланировки квартир (изменения режима использовании земельного участка) отрицал, в связи с чем в судебном заседании 09.08.2016 представителем административного истца было заявлено ходатайство о приостановлении производства по делу до рассмотрения судом дела по иску П.Н.Г. и Т. к Г. и Н. о признании недействительным решения внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> в форме заочного голосования, выраженное в протоколе данного собрания от 31.07.2015. В удовлетворении данного ходатайства было отказано определением суда в протоколе судебного заседания от 11.08.2016.
Решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 28.11.2016 по делу N 2-9079/2016 требования П.Н.Г., Т. о признании недействительным решения внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Санкт<адрес> в форме заочного голосования, выраженное в протоколе данного собрания от 31.07.2015, удовлетворены. Решение внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> проведенного в форме заочного голосования, оформленного протоколом от 31.07.2015, признано незаконным.
Определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 14.12.2016 приостановлено производство по административному делу по административному исковому заявлению П.Н.Г. к администрации Калининского района Санкт-Петербурга о признании незаконным решения межведомственной комиссии и распоряжения администрации Калининского района Санкт-Петербурга, до вступления в законную силу решения Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 28.11.2016 по гражданскому делу N 2-9079/2016 по иску П.Н.Г., Т. к Г., Н. о признании недействительным решения внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 30.05.2017 решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 28.11.2016 по делу N 2-9079/2016 оставлено без изменения, апелляционная жалоба Г. без удовлетворения.
Изложенным подтверждается то обстоятельство, что на дату подачи документов на получение разрешения на проведение перепланировки и переводе жилого помещения квартиры <адрес> в нежилое согласие всех собственников помещений многоквартирного дома отсутствовало.
Об отсутствие данного согласия на дату издания оспариваемых актов административному ответчику было известно. Как следует из содержания судебных актов по гражданскому делу N 2-9079/2016 Калининского районного суда Санкт-Петербурга, в ходе рассмотрения дела установлено, что администрация Калининского района Санкт-Петербурга не была извещена о проведении собрания и не принимала в нем участие, при том, что в собственности Санкт-Петербурга находится 2224,16 кв. м от общей полезной площади указанного многоквартирного дома, составляющей 16883,9 кв. м.
Иных доказательств, подтверждающих наличие согласия собственников помещений многоквартирного дома на уменьшение и использование общего имущества в материалы дела ни заинтересованными лицами, ни администрацией Калининского района Санкт-Петербурга представлено не было.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении требований административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:

Решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 11 августа 2016 года отменить.
Признать незаконными решение Межведомственной комиссии Калининского района от 04 августа 2015 года N 8/140 о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения и распоряжение администрации Калининского района Санкт-Петербурга от 19 октября 2015 года N 807-р о переводе жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> в нежилое помещение.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)