Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.02.2016 N 13АП-29632/2015 ПО ДЕЛУ N А26-5081/2015

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 февраля 2016 г. по делу N А26-5081/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 11 февраля 2016 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Есиповой О.И.
судей Борисовой Г.В., Лопато И.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Трощенковой Д.С.
при участии в заседании:
- от заявителя: Головня И.В. - по доверенности от 12.01.2016;
- от заинтересованного лица: не явился, извещен;
- от 3-х лиц: не явились, извещены;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-29632/2015) ООО "Карельский ресурс" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 30.09.2015 по делу N А26-5081/2015 (судья Цыба И.С.), принятое
по заявлению АО "Карелгаз", место нахождения: 185007, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Архипова, д. 30, ОГРН 1021000507725,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия
3-е лицо: ООО "Карельский ресурс" (ОГРН 1111032000045), Щетинин Ю.К., Залдкина С.Л.
о признании незаконными решения и предписания

установил:

Открытое акционерное общество "Карелгаз" (далее - заявитель, АО "Карелгаз") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее - ответчик, Управление, Карельское УФАС) от 26.05.2015 по делу N 03-16/05-2015 и предписания от 26.05.2015 N 03-16/05-2015/11.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ООО "Карельский ресурс", Щетинин Ю.К. и Залдкина С.Л.
Решением суда от 30.09.2015 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе ООО "Карельский ресурс", ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, а также на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить судебный акт и отказать в удовлетворении требований. Податель жалобы полагает, что к рассматриваемым правоотношениям не подлежат применению Правила "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 в силу прямого указания об этом в подпункте "б" пункта 2 Постановления.
ООО Карельский ресурс", УФАС по РК, Щетинин Ю.К. и Залдкина С.Л., извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем дело рассмотрено в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей.
Представитель ОАО "Карелгаз" возражал против доводов апелляционной жалобы по изложенным в отзыве мотивам.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что Щетинин Ю.К. и Залдкина С.Л. обратились АО "Карелгаз" с заявками об установке пломбы на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу, монтаж газосчетчиков был осуществлен ООО "Карельский ресурс".
Письмами от 27.10.2014 N 2973 и от 12.02.2015 за N 418 (л.д. 156, 123) Щетинину Ю.К. и Залдкиной С.Л. филиал-трест "Петрозаводскгоргаз" ОАО "Карелгаз" отказал в установке пломбы, указав на нарушения пунктов 6.47 и 10.128 СП 42-101-2003.
При этом Щетинину Ю.К. заявителем было предложено выполнить монтаж прибора учета в соответствии с СП 42-101-2003 для дальнейшей его регистрации, в ходе осмотра установлено, что прибор учета и отключающее устройство расположены не на высоте 1,6 м от уровня пола.
Залдкиной С.Л. приостановлена регистрация прибора учета "до устранения несоответствия прокладки газопровода и отключающего устройства" требованиям СП 42-101-2003, в ходе осмотра установлено, что отключающее устройство расположено на высоте более 2 метров и имеет место самовольная прокладка газопровода.
В обоих случаях в письмах указано, что соблюдение вышеуказанных пунктов способствует безопасной эксплуатации газоиспользующего оборудования (плиты).
21.11.2014 в адрес Карельского УФАС России поступило заявление Щетинина Ю.К. с жалобой на действия АО "Карелгаз" в связи с отказом осуществить регистрацию прибора учета газа, установленного ООО "Карельский ресурс". В этот же день поступило и заявление ООО "Карельский ресурс" с жалобой на указанные действия АО "Карелгаз".
Из заявления ООО "Карельский ресурс" и приложенных к нему документов следовало, что ООО "Карельский ресурс", имея соответствующие допуски, осуществляет деятельность по установке приборов учета газа гражданам-потребителям. Вместе с тем в последующем, при обращении к поставщику граждан-потребителей, которым прибор учета был установлен силами ООО "Карельский ресурс", с целью опломбировки, АО "Карелгаз" отказывало им в регистрации (установке пломбы) приборов учета.
ООО "Карельский ресурс" считает, что незаконные действия АО "Карелгаз" в первую очередь направлены на дискредитацию ООО "Карельский ресурс" перед потребителями, для устранения как конкурента. Ссылка АО "Карелгаз" на то обстоятельство, что их действия направлены на обеспечение безопасности газоснабжения многоквартирных домов, не может являться основанием для несоблюдения требований закона и ущемления прав потребителей.
17.03.2015, то есть уже после возбуждения дела Управлением, в адрес антимонопольного органа поступило заявление Залдкиной С.Л. аналогичного содержания, которое было приобщено к материалам дела N 03-16/05-2015.
Согласно пункту 10.218 СП 42-101-2003 "Общие положения по проектированию и строительству газораспределительных систем из металлических и полиэтиленовых труб" (далее - СП 42-101-2003) отключающий кран следует устанавливать на расстоянии не менее 0,2 м сбоку от плиты. При верхней разводке отключающий кран должен быть установлен на отпуске к плите на высоте 1,5-1,6 м от пола.
В соответствии с пунктом 6.47 СП 42-101-2003 установка счетчиков предусматривается исходя из условий удобства их монтажа, обслуживания и ремонта. Высоту установки счетчиков, как правило, следует принимать 1,6 м от уровня пола помещения или земли.
Решением от 26.05.2015 по делу N 03-16/05-2015 УФАС признало в действиях ОАО "Карелгаз" наличие нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции", выразившееся в ущемлении интересов граждан Щетинина Ю.К. и Залдкиной С.Л., ООО "Карельский ресурс" путем необоснованного отказа в регистрации приборов учета газа (установке пломбы на приборах учета газа). Предписанием от 26.05.2015 N 03-16/05-2015/11 ОАО "Карелгаз" предписано в течение пяти рабочих дней с момента получения предписания осуществить опломбировку установленных у Щетинина Ю.К. и Залдкиной С.Л. индивидуальных приборов учета газа.
Не согласившись с ненормативными актами антимонопольного органа, АО "Карелгаз" оспорило их в арбитражном суде.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что со стороны АО "Карелгаз" отсутствует злоупотребление доминирующим положением на рынке, причиной отказа в установке пломбы на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу явилось несоответствие выполненных работ по установке приборов учета установленным требованиям.
Выслушав представителя АО "Карелгаз", обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав представленные в дело доказательства, проверив правильность применения судом норм материального права, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" разъяснено, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим.
Исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
С учетом изложенного, по настоящему делу антимонопольный орган должен доказать обстоятельства, свидетельствующие о доминирующем положении заявителя и совершении им действий (бездействия), которые повлекли или могли повлечь ущемление интересов других лиц.
Статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" определено, что субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
АО "Карелгаз" является поставщиком сжиженного углеводородного газа на территории Республики Карелия, приказом Карельского УФАС России от 13.06.1996 N 19 включено в реестр хозяйствующих субъектов (за исключением финансовых организаций), имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее - реестр) по виду услуг транспортирование и распределение газового топлива и сырья по распределительным сетям газоснабжения среди потребителей (населения, промышленных предприятий) с долей более 65%.
ООО "Карельский ресурс" является специализированной организацией, осуществляющей на основании свидетельства от 30.11.2011 N 0139.00-2011-1006010215-С-203 о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, работы по монтажу и демонтажу газового оборудования потребителей, использующих природный и сжиженный газ.
Частью 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) установлено, что расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с частями 5 и 5.1 статьи 13 Закон об энергосбережении до 01.01.2015 собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Согласно части 9 статьи 13 Закона об энергосбережении организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые призваны регулировать отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг (далее - Правила N 354).
При этом, подпунктом "б" пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" предусмотрено, что Правила N 354 не применяются к отношениям, которые возникают при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан и регулирование которых осуществляется в соответствии с Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 N 549.
Указанная норма не содержит формулировок, допускающих расширительное толкование, в связи с чем вывод суда первой инстанции о применении отдельных положений Правил N 354 к рассматриваемым отношениям, апелляционная инстанция считает ошибочным.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 22 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549 (далее - Правила поставки газа) поставщик газа обязан осуществлять по заявке абонента установку пломбы на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу в течение 5 рабочих дней со дня поступления такой заявки. Первичная установка пломбы осуществляется за счет поставщика газа, последующие (в том числе при восстановлении прибора учета газа после проведения поверки или ремонта) оплачиваются абонентом.
По пункту 27 Правил поставки газа установка пломбы на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, осуществляется при исправном состоянии прибора учета газа и наличии на приборе учета газа сохранной пломбы завода-изготовителя или организации, проводившей последнюю поверку.
Таким образом, собственники помещений в многоквартирных жилых домах обязаны произвести установку приборов учета газа с привлечением специализированных организаций, а поставщик газа, в случае обращения к ним собственника помещения на основании заключенного договора, обязан произвести опломбировку прибора учета газа по заявке абонента.
При этом основаниями отказа могут являться только неисправное состояние прибора учета газа и отсутствие на приборе учета газа сохранной пломбы завода-изготовителя или организации, проводившей последнюю поверку.
Иных оснований, при которых поставщик газа (газоснабжающие организации) освобождается от указанной обязанности, действующим законодательством не установлены.
АО "Карелгаз" является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей поставку газа в жилой дом, соответственно, только оно правомочно осуществлять установку пломбы на прибор учета газа.
Вместе с тем в силу пункта 45 Правил поставки газа поставщик газа вправе в одностороннем порядке приостановить исполнение обязательств по поставке газа в случае использования абонентом оборудования, не соответствующего предъявляемым к этому оборудованию нормативным требованиям.
Осуществление заявителем поставки газа при смонтированном оборудовании Щетинину Ю.К. и Залдкиной С.Л. после отказа установить пломбу свидетельствует о том, что газоиспользующее оборудование абонентов соответствует предъявляемым к этому оборудованию нормативным требованиям и отвечает требованиям безопасности.
Таким образом, АО "Карелгаз", с одной стороны, отказав в установлении пломбы со ссылкой на несоответствие смонтированных приборов учета установленным требованиям, с другой стороны, не приостановил поставку газа, признавая тем самым, что монтаж оборудования отвечает требованиям безопасности, а изложенные в письмах основания отказа - формальны и не связаны ни с безопасностью эксплуатации, ни с неисправностью приборов учета.
Сложилась ситуация, что абоненты Щетинин Ю.К. и Залдкина С.Л., лишены возможности осуществлять расчеты за потребляемый газ на основании данных приборов учета, вынуждены производить оплату по нормативу, что ущемляет их права.
Довод заявителя о том, что ООО "Карельский ресурс" при монтаже прибора учета у Залдкиной С.А. выполнил работы по прокладке газопровода документально не подтвержден, напротив, противоречит имеющимся в деле доказательствам.
Акт выполненных работ от 29.01.2015 содержит информацию только о выполнении работ по монтажу прибора учета газа (л.д. 97).
Вместе с тем актом выполнения ремонтно-монтажных работ на внутридомовом газовом оборудовании от 04.11.2002 подтверждается, что при монтаже работниками организации "Петрозаводскгоргаз" газового счетчика Залдкиной С.Л. и шарового крана был смонтирован 2-метровый газопровод (л.д. 90,91).
Однако, несмотря на наличие акта от 04.11.2002 о монтаже его сотрудниками (филиал-трест "Петрозаводскгоргаз") газопровода в квартире Залдкиной С.Л., АО "Карелгаз" направил информацию в Государственную жилищную инспекцию Республики Карелия о привлечении абонента к административной ответственности и вынесении предписания.
Впоследствии вынесенное ГЖИ РК в адрес Залдкиной С.Л. предписание было отозвано, что не оспаривается представителем АО "Карелгаз".
03.03.2015 в адрес ГЖИ РК в отношении Щетинина Ю.К. была направлена аналогичная информация о демонтаже (обрезана) части газопровода при монтаже прибора учета, однако, в отличие от Залдкиной С.Л., письменный отказ АО "Карелгаз" от 27.10.2014 N 2973 не содержит ссылку на такое нарушение, в связи с чем это обстоятельство суд апелляционной инстанции считает бездоказательным.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что пункт 6.47 СП 42-101-2003 не содержит императивной нормы относительно высоты установки счетчика, высота обусловлена удобством монтажа, обслуживания и ремонта, и содержит ориентировочный параметр "как правило, 1,6 м от уровня пола помещения".
Возможно, ООО "Карельский ресурс", с учетом мнения абонента и его удобства, при монтаже оборудования разместил прибор учета несколько выше рекомендуемой высоты, что нельзя считать нарушением нормативных требований.
К тому же, ссылаясь на расположение прибора учета и отключающего устройства, превышающего 2 метра от пола помещения, заявитель в нарушение части 1 статьи 65 АПК РФ не представил этому доказательств.
В материалах дела отсутствуют доказательства и тому, что расположение прибора учета и отключающего устройства привело к нарушению схемы газоснабжения и делает невозможной либо опасной эксплуатацию прибора учета газа по назначению.
Довод АО "Карелгаз", о том, что установление газового счетчика и отключающего устройства выше 1, 6 м может привести к несчастному случаю с собственником жилого помещения при возникновении аварийной ситуации в жилом доме, является не чем иным, как предположением, вероятность наступления которого зависит как от высоты расположения отключающего устройства (замеры не представлены), так и от антропологических параметров собственника квартиры и его физического состояния.
При таких обстоятельствах, антимонопольный орган пришел к правильному выводу, что необоснованно отказывая Щетинину Ю.К. и Залдкиной С.Л. в регистрации (установке пломбы) установленных у них ООО "Карельский ресурс" приборов учета газа, АО "Карелгаз" тем самым ущемляет интересы как потребителей, (лишая их права на осуществление расчетов потребленного энергоресурса при помощи прибора учета), так и специализированной организации ООО "Карельский ресурс" (ввиду того, что у потребителя может возникнуть впечатление некомпетентного выполнения работ со стороны общества), и свидетельствуют о злоупотреблении заявителем доминирующим положением.
Таким образом, оснований для признания недействительными решения антимонопольного органа и выданного в соответствии с ним предписания не имеется.
В связи с изложенным, решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового судебного акта об отказе об удовлетворении заявления АО "Карелгаз".
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 30.09.2015 по делу N А26-5081/2015 отменить.
В удовлетворении заявления АО "Карелгаз" о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы от 26.05.2015 по делу N 03-16/05-2015 и предписания от 26.05.2015 N 03-16/05-2015/11 отказать.
Взыскать с АО "Карелгаз" в пользу ООО "Карельский ресурс" 1 500 руб. расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий
О.И.ЕСИПОВА

Судьи
Г.В.БОРИСОВА
И.Б.ЛОПАТО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)