Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: По результатам обследования жилых многоквартирных домов, находящихся в сфере управления истца, выявлен факт частичной приостановки коммунальной услуги по электроснабжению, в связи с чем выдано предписание об обязании в срок возобновить предоставление собственникам помещений многоквартирных домов коммунальной услуги по энергосбережению в полном объеме.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2017 года
Полный текст постановления изготовлен 18 октября 2017 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,
судей Дзюбы Д.И., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: АО "Красногорскэнергосбыт" - Цырульников П.М. доверенность от 2 октября 2017 года N 51,
от заинтересованного лица: ГУ МО "Жилищная инспекция Московской области" - Крюков Д.А. доверенность от 17 октября 2016 года N 248-и,
от третьих лиц: Министерство обороны России в лице Департамента эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций - извещено, представитель не явился,
ООО "ГУЖФ" - извещено, представитель не явился,
рассмотрев 12 октября 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу АО "Красногорскэнергосбыт"
на решение Арбитражного суда Московской области
от 06 апреля 2017 года,
принятое судьей Васильевой Е.В.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда
от 08 августа 2017 года,
принятое судьями Шевченко Е.Е., Диаковской Н.В., Иевлевым П.А.,
по делу N А41-87323/2016,
по заявлению АО "Красногорскэнергосбыт"
о признании недействительным предписания ГУ МО "Жилищная инспекция Московской области"
третьи лица: Министерство обороны России в лице Департамента эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций, ООО "Главное управление жилищным фондом" (ООО "ГУЖФ")
установил:
ПАО "Красногорскэнергосбыт" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительным предписания ГУ МО "Жилищная инспекция Московской области" (далее - инспекция) от 12 декабря 2016 года N 08ПЧ/15-1212-19-15-2016.
Решением Арбитражного суда Московской области от 06 апреля 2017 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 08 августа 2017 года, в удовлетворении заявленных требований - отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит об их отмене. В обоснование приводит доводы о незаконности оспариваемого предписания.
В судебном заседании представитель общества доводы и требования кассационной жалобы поддерживал.
Представитель инспекции возражал по доводам жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов.
Министерство обороны России в лице Департамента эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций, ООО "ГУЖФ", извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направили. Суд кассационной инстанции, руководствуясь пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть кассационную жалобу без участия лиц, не явившихся в судебное заседание.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по делу усматривается, по результатам проведенного обследования жилых многоквартирных домов, расположенных по адресу: Московская область, Красногорский район, п. Новы, д. 8/1,8/2,8/3 и 12, находящихся в сфере управления ООО "ГУЖФ", ресурсоснабжающей организацией ПАО "Красногорскэнергосбыт", на основании обращения жильцов, ГУ МО "Жилищная инспекция Московской области" выявлен факт частичной приостановки коммунальной услуги по электроснабжению - лифты отключены от электроснабжения, на основании чего ПАО "Красногорскэнергосбыт" выдано предписание N 08ПЧ/15-1212-19-15-2016 об обязании в срок до 13 декабря 2016 года возобновить предоставление потребителям (собственникам) помещений многоквартирных домов коммунальной услуги по энергосбережению в полном объеме, в том числе и обеспечить возобновление электроснабжения лифтов многоквартирных домов.
Полагая, что предписание выдано незаконно и без достаточных на то оснований, общество обратилось в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды, исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 (далее - Правила N 354), пришли к выводу о соответствии оспариваемого предписания требованиям законодательства.
Выводы судов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
В соответствии с частью 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг урегулированы Правилами N 354.
Согласно пункту 2 Правил N 354 под "коммунальными услугами" понимается - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
- Ресурсоснабжающая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных вод);
- Исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги;
- Согласно пункту 33 Правил N 354 потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
Подпунктом "г" пункта 4 Правил N 354 одной из коммунальных услуг является электроснабжение, то есть снабжение электрической энергией, подаваемой по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
В силу пункта 9 Приложения N 1 Правил N 354 предоставления коммунальных услуг должно обеспечиваться бесперебойное круглосуточное электроснабжение в течение года.
Разделом XI Правил N 354 предусмотрено приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 117 Правил N 354 исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги - через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в порядке, указанном в настоящем разделе.
В пункте 118 указанных Правил под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения.
Согласно пункту 119 Правил предоставления коммунальных услуг, если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке: а) исполнитель в письменной форме направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня передачи потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доводится до сведения потребителя путем вручения ему под расписку или направления по почте заказным письмом (с описью вложения); б) при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку; в) при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта либо при непогашении образовавшейся задолженности и по истечении 30 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения - с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку.
На основании пункта 121 Правил 354, ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах "а", "б" и "д" пункта 115, и пункте "б" пункта 117 настоящих Правил. По смыслу указанного положения, истец обязан обеспечить подачу абонентам, подключенным к его сетям, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, этих ресурсов в необходимых для них объемах.
Согласно подпункту "б" пункта 122 Правил N 354 действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В силу пункта 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" ненадлежащее исполнение нанимателями (собственниками) и членами их семьи обязанности по оплате коммунальной услуги может служить основанием для приостановления или ограничения предоставления этой коммунальной услуги.
Предоставление коммунальной услуги может быть приостановлено или ограничено только после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника, в сроки и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Само по себе наличие задолженности по оплате коммунальной услуги не может служить безусловным основанием для приостановления или ограничения предоставления такой коммунальной услуги. Действия исполнителя коммунальной услуги по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги должны быть соразмерны допущенному нанимателем (собственником) нарушению, не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения, не нарушать прав и законных интересов других лиц и не создавать угрозу жизни и здоровью окружающих.
Как установлено судами, между ПАО "Красногорскэнергосбыт" и ООО "ГУЖФ" (управляющей организацией жилых домов) заключен договор энергоснабжения от 30 октября 2015 года N 1265.
Согласно пункту 7.2 указанного договора гарантирующий поставщик вправе выступить инициатором введения ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения покупателем обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и услуг, оказание которой является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии. Если это привело к образованию задолженности покупателя в размере, соответствующем денежным обязательствам покупателя не менее чем на 1 расчетный период (месяц).
Считая, что со стороны ООО "ГУЖФ", под управлением которой находятся дома, где было допущено ограничение энергоснабжения посредством отключения общедомового имущества - лифтов, не исполняется обязанность по оплате предоставляемой электрической энергии по договору от 30 октября 2015 года N 1265, общество ввело режим ограничения потребления электрической энергии.
При этом ПАО "Красногорскэнергосбыт" уведомило ООО "ГУЖФ" 15 ноября 2016 года, которое было получено 24 ноября 2016 года, а отключение энергоснабжения лифтового оборудования было произведено уже с 30 ноября 2016 года.
Поскольку общество не учло, что энергоснабжение на общедомовые нужды (лифты) в итоге предназначалось для нужд жителей дома, а не для управляющей компании, а приостановление коммунальной услуги по электроснабжению непосредственно затронуло права и законные интересы не только жильцов, которые задерживают оплату потребляемой электроэнергии, но и жильцов, которые надлежащим образом производят такую оплату, общество нарушило пункты 117 - 119 Правил N 354.
На основании изложенного, вывод судов о соответствии оспариваемого предписания требованиям законодательства, является обоснованным.
Доводы кассационной жалобы, фактически повторяют доводы, изложенные в суде первой и апелляционной инстанции, которые были предметом рассмотрения в судах двух инстанций, что нашло свое отражение в судебных актах. Иная оценка установленных арбитражными судами фактов в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения, постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 06 апреля 2017 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 08 августа 2017 года по делу N А41-87323/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 18.10.2017 N Ф05-14902/2017 ПО ДЕЛУ N А41-87323/2016
Требование: Об отмене предписания жилищной инспекции.Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: По результатам обследования жилых многоквартирных домов, находящихся в сфере управления истца, выявлен факт частичной приостановки коммунальной услуги по электроснабжению, в связи с чем выдано предписание об обязании в срок возобновить предоставление собственникам помещений многоквартирных домов коммунальной услуги по энергосбережению в полном объеме.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 октября 2017 г. по делу N А41-87323/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2017 года
Полный текст постановления изготовлен 18 октября 2017 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,
судей Дзюбы Д.И., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: АО "Красногорскэнергосбыт" - Цырульников П.М. доверенность от 2 октября 2017 года N 51,
от заинтересованного лица: ГУ МО "Жилищная инспекция Московской области" - Крюков Д.А. доверенность от 17 октября 2016 года N 248-и,
от третьих лиц: Министерство обороны России в лице Департамента эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций - извещено, представитель не явился,
ООО "ГУЖФ" - извещено, представитель не явился,
рассмотрев 12 октября 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу АО "Красногорскэнергосбыт"
на решение Арбитражного суда Московской области
от 06 апреля 2017 года,
принятое судьей Васильевой Е.В.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда
от 08 августа 2017 года,
принятое судьями Шевченко Е.Е., Диаковской Н.В., Иевлевым П.А.,
по делу N А41-87323/2016,
по заявлению АО "Красногорскэнергосбыт"
о признании недействительным предписания ГУ МО "Жилищная инспекция Московской области"
третьи лица: Министерство обороны России в лице Департамента эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций, ООО "Главное управление жилищным фондом" (ООО "ГУЖФ")
установил:
ПАО "Красногорскэнергосбыт" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительным предписания ГУ МО "Жилищная инспекция Московской области" (далее - инспекция) от 12 декабря 2016 года N 08ПЧ/15-1212-19-15-2016.
Решением Арбитражного суда Московской области от 06 апреля 2017 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 08 августа 2017 года, в удовлетворении заявленных требований - отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит об их отмене. В обоснование приводит доводы о незаконности оспариваемого предписания.
В судебном заседании представитель общества доводы и требования кассационной жалобы поддерживал.
Представитель инспекции возражал по доводам жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов.
Министерство обороны России в лице Департамента эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций, ООО "ГУЖФ", извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направили. Суд кассационной инстанции, руководствуясь пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть кассационную жалобу без участия лиц, не явившихся в судебное заседание.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по делу усматривается, по результатам проведенного обследования жилых многоквартирных домов, расположенных по адресу: Московская область, Красногорский район, п. Новы, д. 8/1,8/2,8/3 и 12, находящихся в сфере управления ООО "ГУЖФ", ресурсоснабжающей организацией ПАО "Красногорскэнергосбыт", на основании обращения жильцов, ГУ МО "Жилищная инспекция Московской области" выявлен факт частичной приостановки коммунальной услуги по электроснабжению - лифты отключены от электроснабжения, на основании чего ПАО "Красногорскэнергосбыт" выдано предписание N 08ПЧ/15-1212-19-15-2016 об обязании в срок до 13 декабря 2016 года возобновить предоставление потребителям (собственникам) помещений многоквартирных домов коммунальной услуги по энергосбережению в полном объеме, в том числе и обеспечить возобновление электроснабжения лифтов многоквартирных домов.
Полагая, что предписание выдано незаконно и без достаточных на то оснований, общество обратилось в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды, исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 (далее - Правила N 354), пришли к выводу о соответствии оспариваемого предписания требованиям законодательства.
Выводы судов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
В соответствии с частью 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг урегулированы Правилами N 354.
Согласно пункту 2 Правил N 354 под "коммунальными услугами" понимается - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
- Ресурсоснабжающая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных вод);
- Исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги;
- Согласно пункту 33 Правил N 354 потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
Подпунктом "г" пункта 4 Правил N 354 одной из коммунальных услуг является электроснабжение, то есть снабжение электрической энергией, подаваемой по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
В силу пункта 9 Приложения N 1 Правил N 354 предоставления коммунальных услуг должно обеспечиваться бесперебойное круглосуточное электроснабжение в течение года.
Разделом XI Правил N 354 предусмотрено приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 117 Правил N 354 исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги - через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в порядке, указанном в настоящем разделе.
В пункте 118 указанных Правил под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения.
Согласно пункту 119 Правил предоставления коммунальных услуг, если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке: а) исполнитель в письменной форме направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня передачи потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доводится до сведения потребителя путем вручения ему под расписку или направления по почте заказным письмом (с описью вложения); б) при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку; в) при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта либо при непогашении образовавшейся задолженности и по истечении 30 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения - с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку.
На основании пункта 121 Правил 354, ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах "а", "б" и "д" пункта 115, и пункте "б" пункта 117 настоящих Правил. По смыслу указанного положения, истец обязан обеспечить подачу абонентам, подключенным к его сетям, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, этих ресурсов в необходимых для них объемах.
Согласно подпункту "б" пункта 122 Правил N 354 действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В силу пункта 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" ненадлежащее исполнение нанимателями (собственниками) и членами их семьи обязанности по оплате коммунальной услуги может служить основанием для приостановления или ограничения предоставления этой коммунальной услуги.
Предоставление коммунальной услуги может быть приостановлено или ограничено только после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника, в сроки и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Само по себе наличие задолженности по оплате коммунальной услуги не может служить безусловным основанием для приостановления или ограничения предоставления такой коммунальной услуги. Действия исполнителя коммунальной услуги по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги должны быть соразмерны допущенному нанимателем (собственником) нарушению, не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения, не нарушать прав и законных интересов других лиц и не создавать угрозу жизни и здоровью окружающих.
Как установлено судами, между ПАО "Красногорскэнергосбыт" и ООО "ГУЖФ" (управляющей организацией жилых домов) заключен договор энергоснабжения от 30 октября 2015 года N 1265.
Согласно пункту 7.2 указанного договора гарантирующий поставщик вправе выступить инициатором введения ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения покупателем обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и услуг, оказание которой является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии. Если это привело к образованию задолженности покупателя в размере, соответствующем денежным обязательствам покупателя не менее чем на 1 расчетный период (месяц).
Считая, что со стороны ООО "ГУЖФ", под управлением которой находятся дома, где было допущено ограничение энергоснабжения посредством отключения общедомового имущества - лифтов, не исполняется обязанность по оплате предоставляемой электрической энергии по договору от 30 октября 2015 года N 1265, общество ввело режим ограничения потребления электрической энергии.
При этом ПАО "Красногорскэнергосбыт" уведомило ООО "ГУЖФ" 15 ноября 2016 года, которое было получено 24 ноября 2016 года, а отключение энергоснабжения лифтового оборудования было произведено уже с 30 ноября 2016 года.
Поскольку общество не учло, что энергоснабжение на общедомовые нужды (лифты) в итоге предназначалось для нужд жителей дома, а не для управляющей компании, а приостановление коммунальной услуги по электроснабжению непосредственно затронуло права и законные интересы не только жильцов, которые задерживают оплату потребляемой электроэнергии, но и жильцов, которые надлежащим образом производят такую оплату, общество нарушило пункты 117 - 119 Правил N 354.
На основании изложенного, вывод судов о соответствии оспариваемого предписания требованиям законодательства, является обоснованным.
Доводы кассационной жалобы, фактически повторяют доводы, изложенные в суде первой и апелляционной инстанции, которые были предметом рассмотрения в судах двух инстанций, что нашло свое отражение в судебных актах. Иная оценка установленных арбитражными судами фактов в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения, постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 06 апреля 2017 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 08 августа 2017 года по делу N А41-87323/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Р.Р.ЛАТЫПОВА
Судья
Д.И.ДЗЮБА
Судья
В.В.КУЗНЕЦОВ
Р.Р.ЛАТЫПОВА
Судья
Д.И.ДЗЮБА
Судья
В.В.КУЗНЕЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)