Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 06.07.2017 ПО ДЕЛУ N 7-8132/2017

Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ст. 19.5 КоАП РФ (невыполнение в срок решения органа, осуществляющего государственный (муниципальный) контроль).

Разделы:
Органы управления товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

РЕШЕНИЕ
от 6 июля 2017 г. по делу N 7-8132/2017


Судья: Мордвина Ю.С.

Судья Московского городского суда Неретина Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе законного представителя ТСЖ "Товарищество на Сретенке" председателя правления К. на постановление судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 01 марта 2017 года, которым
ТСЖ "Товарищество на Сретенке" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 18 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000,00 (сто тысяч) рублей,
установил:

28 декабря 2016 года советником Управления территориального контроля Мосгорнаследия Л. составлен протокол N 16-285 АД 2016 об административном правонарушении в отношении ТСЖ "Товарищество на Сретенке" по ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ.
Дело передано на рассмотрение в Мещанский районный суд г. Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
В Московский городской суд законным представителем ТСЖ "Товарищество на Сретенке" председателем правления К. подана жалоба и дополнения к ней, в которой он просит: постановление судьи отменить, производство по делу прекратить. В обоснование доводов жалобы указал на то, что судьей первой инстанцией не проверена законность предписания; товарищество не может являться субъектом правонарушения, надлежащим субъектом, ответственным за сохранение Объекта как памятника и его восстановление, является Департамент городского имущества г. Москвы; отсутствует состав и событие административного правонарушения.
В судебном заседании законный представитель ТСЖ "Товарищество на Сретенке" председатель правления К., защитник Похилюк Д.С. доводы жалобы и дополнений поддержали в полном объеме.
Начальник отдела административных расследований Инспекции по надзору в области государственной охраны объектов культурного наследия Ч., возражала против удовлетворения жалобы, указав, что законное предписание Мосгорнаследия получено ТСЖ "Товарищество на Сретенке", ими не обжаловано, в связи с чем, обязано было исполнить его в срок.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав законного представителя товарищества К., защитника Похилюк Д.С., начальника отдела административных расследований Инспекции по надзору в области государственной охраны объектов культурного наследия Ч., прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения постановления судьи районного суда.
Диспозиция ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
Статьей 10 Закона г. Москвы от 14 июля 2000 г. N 26 "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры" (далее - Закона г. Москвы от 14 июля 2000 г. N 26) предусмотрено, что предписания государственного органа охраны памятников в пределах его компетенции обязательны для юридических лиц и граждан, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или собственности, которых находятся недвижимые памятники истории и культуры и их территории.
В соответствии с п. 3 ст. 6 Закона г. Москвы от 14 июля 2000 г. N 26 государственный контроль за охраной и использованием недвижимых памятников истории и культуры в городе Москве осуществляется государственным органом охраны и использования памятников истории и культуры города Москвы в соответствии с действующим законодательством и настоящим Законом в порядке, определяемом Правительством Москвы.
Согласно п. 2 ст. 22 Закона г. Москвы от 14 июля 2000 г. N 26 пользователи и собственники недвижимых памятников истории и культуры обязаны соблюдать порядок и правила охраны, содержания, использования и реставрации недвижимого памятника истории и культуры, установленные указанным Законом, нормативными правовыми актами и выполнять предписания государственного органа охраны памятников по вопросам охраны, содержания и использования недвижимых памятников, выполнять иные требования, предусмотренные действующим законодательством и соответствующими договорными соглашениями об условиях содержания и режиме использования недвижимого памятника истории и культуры и его территории.
На основании п. 4.4.45 Приложения N 1 к постановлению Правительства Москвы от 26 апреля 2011 г. N 154-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте культурного наследия города Москвы" Мосгорнаследие осуществляет Выдачу обязательных для исполнения предписаний лицам, в отношении которых осуществляется государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия, с указанием сроков их исполнения: об отмене решений органов государственной власти или органов местного самоуправления, принятых с нарушением Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", или о внесении в них изменений; об устранении выявленных нарушений обязательных требований, предъявляемых к собственнику или иному законному владельцу объекта культурного наследия либо земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия, объекта недвижимого имущества, расположенного в зонах охраны объектов культурного наследия; об устранении нарушений законодательства об охране объектов культурного наследия; об устранении нарушений особого режима использования земель в границах зон охраны объекта культурного наследия; об устранении нарушений требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия либо особого режима использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия; о сдаче в установленном порядке работ по сохранению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия, отчетной документации; о проведении работ по сохранению объекта культурного наследия; о приведении выполненных (выполняемых) работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствие с согласованной проектной документацией, рабочими чертежами на проведение локальных ремонтных работ, перечнем (описью) работ; об установлении требований к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия и иных мер по обеспечению сохранности выявленного объекта культурного наследия в случае угрозы ухудшения состояния выявленного объекта культурного наследия; об устранении выявленных нарушений и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда объектам культурного наследия; приостановлении изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия (в том числе объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия, расположенных за пределами земельного участка (земельных участков), в границах которого (которых) проводятся указанные работы), нарушить их целостность и сохранность, а также в случае обнаружения при производстве указанных работ объекта археологического наследия или объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия; о выполнении обязательных требований к сохранению объектов культурного наследия, требований к содержанию и использованию объектов культурного наследия в случае, если содержание или использование объекта культурного наследия может привести к ухудшению состояния данного объекта и (или) предмета охраны, требований к обеспечению доступа к объектам культурного наследия; выдачу иных предписаний в целях реализации полномочий по государственному надзору в области охраны объектов культурного наследия.
Как следует из материалов дела, Решением президиума Московского городского Совета народных депутатов от 30 июля 1992 года N 84 "0 памятниках истории и культуры города Москвы" и Указом Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 года N 176 "Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения" здание по адресу: Сретенский бульв., д. 6/1, стр. 1 принято под государственную охрану в качестве объекта культурного наследия федерального значения "Комплекс домов страхового общества "Россия", 1899 года - Дом" (далее - Объект). Граница территории Объекта утверждена Постановлением Правительства Москвы N 523-ПП от 22 июня 2010 года.
Объект, расположенный по адресу: <...>, является многоквартирным жилым домом, управление многоквартирным жилым домом по данному адресу осуществляет ТСЖ "Товарищество на Сретенке".
06 ноября 2015 года в рамках программы "Моя улица", Департаментом культурного наследия города Москвы, ГКУ города Москвы "УКРиС", Управой района Красносельский города Москвы, проведен осмотр объекта культурного наследия федерального значения "Комплекс домов страхового общества "Россия", 1899 года", расположенного по адресу: город Москва, Сретенский бульв. д. 6/1, стр. 1, 2. В ходе обследования выявлены следующие дефекты: главный, дворовый, правый боковой, левый боковой, фасады требуют локального ремонта, покраски, промывки; архитектурные элементы, балконы/лоджии цоколь - ремонта, промывки, покраски; система водоотвода, кровля - ремонта; ограда между строениями - ремонта. Необходимо проведение работ по ОКН (объекта культурного наследия), укладка электрокабелей в короба (покраска и ремонт фасадов).
По результатам осмотра объекта, расположенного по адресу: <...>, составлен акт N 64/2015 от 06 ноября 2015 года.
На основании вышеуказанного акта осмотра ТСЖ "Товарищество на Сретенке", и выявленной в ходе осмотра, необходимости в проведении работ по сохранности объекта культурного наследия, а именно металлической ограды 1900 года с воротами в металлических столбах внутреннего проезда владения (со стороны Сретенского бульвара и Боброва переулка), выдано предписание о проведении работ, направленных на сохранение объектов культурного наследия от 01 февраля 2016 года N ПР-33/2016, пунктами 1, 2 которого предписано: - разработать и согласовать в установленном порядке в Мосгорнаследии проектную документацию по сохранению Оград Ансамбля в срок до 01 августа 2016 года; провести работы, направленные "хранение Оград Ансамбля, в срок до 01 декабря 2016 года.
Предписание направлено почтой 02 февраля 2016 года и согласно отчету об отслеживании отправлений с почтовым идентификатором, возвращено адресу в связи с истечением срока хранения в отделении почтамта. На основании задания на осуществления мероприятий по государственному надзору за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия от 20 декабря 2016 года N УТК-674/2016, проведен осмотр объекта культурного наследия федерального значения "Комплекс домов страхового общества "Россия", 1899 года", расположенного по адресу: город Москва. Сретенский бульв., д. 6/1, стр. 1, 2.
В результате осмотра выявлены нарушения законодательства по охране объектов культурного наследия (ст. 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках, истории и культуры) народов Российской Федерации"; п. 2 ст. 22 Закона города Москвы от 14 июля 2000 года, а именно: требуется проведение работ по сохранению декоративных и скульптурных элементов, а также его ограды.
По результатам осмотра объекта культурного наследия федерального значения "Комплекс домов страхового общества "Россия", 1899 года", расположенного по адресу: <...> д. I, стр. 1, 2. составлен акт N 1195/2016 от 20 декабря 2016 года.
Документы о принятии мер ТСЖ "Товарищество на Сретенке" по исполнению требования п. 1 предписания в Мосгорнаследие не поступали, проектная документация в отношении объекта культурного наследия федерального значения "Комплекс домов страхового общества "Россия", 1899 года" в 2016 году не всматривалась и не согласовывалась.
Таким образом, ТСЖ "Товарищество на Сретенке" совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ.
Факт совершения данного административного правонарушения и виновность ТСЖ "Товарищество на Сретенке" подтверждаются: протоколом об административном правонарушении, в котором отражено существо правонарушения от 28.12.2016; распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки; актом осмотра от 20.12.2016; фототаблицей; предписанием N ПР-33/2016 от 01.02.2016; копией постановления Правительства Москвы от 22.06.2010 N 523-ПП; описи почтового отправления от 02.02.2016; выпиской из ЕГРЮЛ; Указом Президента РФ от 20 февраля 1995 г. N 176 "Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения" и иными материалами дела.
При рассмотрении жалобы Ч. пояснила. Что объектом культурного наследия является "Комплекс домов страхового общества "Россия", 1899 года", расположенного по адресу: город Москва, Сретенский бульв. д. 6/1, стр. 1, 2, объект принят под охрану в 1995 г. Указом Президента от 20.02.1995 г. В комплекс входят здания, а также кованые ограды этого здания, ограды проходят между зданиями и перекрывают проезд со стороны Сретенского и Боброва пер. В соответствии со ст. 36 ЖК РФ, к общему имуществу дома, на которое возникает право общей долевой собственности относятся в том числе ограждающие конструкции данного дома, поэтому ответственность за содержание оград несет в том числе и ТСЖ, предписание от 01.02.2016 г. о разработке проектной документации и проведении работ было направлено почтой в адрес ТСЖ, от получения предписания он уклонились, ответственность в связи с этим лежит на товариществе. Проверка исполнения предписания произведена 20.12.2016 г., предписание исполнено не было. 28.12.2016 г. составлен протокол об административном правонарушении. Программа "Моя улица" Правительства Москвы действует с 2015 по 2018 г.г. Если собственники не производят ремонт объектов, то Мосгорнаследие может включить их в эту программу, но это является временной мерой. Собственник не освобождается от обязанности содержат памятник культуры.
Допустимость и достоверность принятых судьей во внимание доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Всем доказательствам по делу судьей дана надлежащая оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Вывод судьи о том, что ТСЖ "Товарищество на Сретенке" не выполнило в установленный срок законное предписание N ПР-33/2016 от 01.02.2016; соответствует фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании, не согласиться с этим выводом оснований не имеется.
Действия ТСЖ "Товарищество на Сретенке" правильно квалифицированы по ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ выражается в невыполнении в установленный срок законного предписания, органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
В силу положений ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Учитывая, что ТСЖ "Товарищество на Сретенке" не выполнило предписание в установленный законом срок, его не обжаловало, то доказательства того, что юридическим лицом были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, в материалах дела отсутствуют.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ, при содержании и использовании выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, которым выявленный объект культурного наследия принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
Доводы представителей ТСЖ "Товарищество на Сретенке" о том, что ТСЖ "Товарищество на Сретенке" не является субъектом вменяемого административного правонарушения, являлся предметом проверки судьи районного суда и обоснованно признано не состоятельным.
Согласно протоколу заседания комиссии экспертного обеспечения реестра недвижимого культурного наследия при Москомнаследии N 33 от 06 сентября 2010 года, одобрен предмет охраны объекта "Комплекс домов страхового общества "Россия", 1899 года", расположенного по адресу: <...>, в который вошли кованые металлические ограды 1900 года с воротами в металлических столбах внутреннего проезда владения (со стороны Сретенского бульвара и Боброва переулка).
23 декабря 2015 года, согласно протоколу совещания по вопросам сохранения объекта культурного наследия федерального значения "Комплекс домов страхового общества "Россия". 1899 года", расположенного по адресу: город Москва. Сретенский бульв., д. 6/1, стр. 1, на котором присутствовали представители ТСЖ "Товарищество на Сретенке", товарищество проинформировано о проведении работ по сохранению металлической ограды 1900 года с воротами в металлических столбах внутреннего проезда владения (со стороны Сретенского бульвара и Боброва переулка).
Представленные с жалобой дополнительные документы: письмо в адрес Главы управы Красносельского района г. Москвы, ответ Главы Красносельского района г. Москвы от 22.06.2017 г., ответ Мосгорнаследия по вопросу Программы "Моя улица" не опровергают вывода судьи о совершении товариществом административного правонарушения.
Остальные доводы в жалобе направлены на переоценку исследованных судьей доказательств в выгодном для заявителя свете, а потому они не могут являться основанием к отмене постановления судьи, и не свидетельствуют о невиновности ТСЖ "Товарищество на Сретенке" в совершении правонарушения.
Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 названного Кодекса, с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения.
Постановление судьи мотивированно, оно отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, оснований не согласиться с его законностью и обоснованностью не имеется.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности по делу не нарушен.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления судьи, по делу не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
решил:

постановление судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 01 марта 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 18 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ТСЖ "Товарищество на Сретенке" оставить без изменения, жалобу. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда
Е.Н.НЕРЕТИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)