Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.07.2017 N 17АП-8448/2017-АК ПО ДЕЛУ N А50-31070/2015

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июля 2017 г. N 17АП-8448/2017-АК

Дело N А50-31070/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 июля 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л.Ю.
судей Васевой Е.Е., Риб Л.Х.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Останиной М.П.
при участии:
- от заявителя публичного акционерного общества "Т Плюс" (ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946) в лице филиала "Пермский" - Гилева Ж.В., предъявлен паспорт, доверенность от 09.01.2017;
- от заинтересованного лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (ОГРН 1025900536749, ИНН 5902290360) - не явились, извещены надлежащим образом;
- от третьих лиц ТСЖ "Горького 74" - не явились, извещены надлежащим образом; ООО "Пермская сетевая компания" - Гилева Ж.В., предъявлен паспорт, доверенность от 19.01.2017;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя публичного акционерного общества "Т Плюс"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 27 апреля 2017 года
по делу N А50-31070/2015,
принятое судьей Саксоновой А.Н.,
по заявлению публичного акционерного общества "Т Плюс" в лице филиала "Пермский"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
третьи лица: ТСЖ "Горького 74", ООО "Пермская сетевая компания"
об оспаривании ненормативных правовых актов,
установил:

Публичное акционерное общество "Т Плюс" в лице филиала "Пермский" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительными и отмене решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - заинтересованное лицо, антимонопольный орган, УФАС по Пермскому краю) от 02.06.2015 N 939-14-а.
Определением Арбитражного суда Пермского края от 23 марта 2016 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора в порядке ст. 51 АПК РФ, привлечены - ТСЖ "Горького 74", ООО "Пермская сетевая компания".
Решением Арбитражного суда Пермского края от 27 апреля 2017 года (резолютивная часть решения объявлена 20.04.2017) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявителем приведены доводы о том, что у общества отсутствовала обязанность по заключению договора теплоснабжения с любым обратившимся потребителем тепловой энергии (в частности с ТСЖ "Горького") до утверждения в соответствующем порядке единого тарифа для ПАО "Т Плюс" в соответствующей зоне деятельности теплового узла. Указывает, что в данном случае антимонопольный орган вмешался в гражданско-правовые отношения между хозяйствующими субъектами. Кроме того, по мнению апеллянта, судом не дана надлежащая оценка доводам заявителя об отсутствии экономических и технологических оснований для заключения договора теплоснабжения; отмечает, что в тариф ПАО "Т Плюс", установленный на момент обращения потребителя за заключением договора теплоснабжения, не были включены затраты по передаче тепловой энергии по сетям сторонних организаций. Ссылается на неисполнимость предписания в связи с фактическими изменениями в области теплоснабжения. Участвующий в заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал изложенные в апелляционной жалобе доводы и просил удовлетворить жалобу.
Заинтересованное лицо и третьи лица письменные отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Присутствующий в судебном заседании представитель ООО "Пермская сетевая компания" с апелляционной жалобой заявителя полностью согласилась. Просила решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, что в силу ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю поступило заявление ТСЖ "Горького-74" (вх. N 12010-14 от 30.07.2014), послужившее основанием для возбуждения дела N 939-14-а по признакам нарушения заявителем антимонопольного законодательства.
Антимонопольным органом установлено следующее.
05.04.2014 ТСЖ "Горького-74", осуществляющее управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Пермь, ул. Горького, 74, обратилось в ОАО "ТГК-9" с заявлением о заключении договора теплоснабжения указанного дома.
18.06.2014 ОАО "ТГК-9" направило в адрес ТСЖ ответ об отказе в заключении договора теплоснабжения, в котором сообщило об отсутствии правовых, экономических и технологических оснований для заключения договора теплоснабжения. Также ОАО "ТГК-9" указало, что надлежащей теплоснабжающей организацией для ТСЖ "Горького-74" является ООО "Пермская сетевая компания", имеющее технологическое присоединение своих тепловых сетей к внутридомовой системе теплоснабжения ТСЖ.
УФАС по Пермскому краю направило в адрес ОАО "ТГК-9" предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства от 02.12.2014 N 16900-14, в котором ОАО "ТГК-9" было предупреждено о необходимости прекращения экономически и технологически необоснованного уклонения от заключения договора теплоснабжения с ТСЖ "Горького-74" путем направления в адрес товарищества договора теплоснабжения. Данное предупреждение ОАО "ТГК-9" не исполнено.
По результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства 19.05.2015 вынесено решение, в полном объеме изготовлено 02.06.2015, которым антимонопольный орган признал в действиях (бездействии) ОАО "Волжская ТГК" нарушение пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в экономически и технологически не обоснованном отказе (уклонении) от заключения договора теплоснабжения с товариществом собственников жилья "Горького-74"; пунктом 2 решено выдать ОАО "Волжская ТГК" обязательное для исполнения предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением на рынке, а именно: в срок не более 30 календарных дней со дня получения настоящего предписания направить ТСЖ 2 экземпляра подписанного проекта договора теплоснабжения многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Горького, 74.
Полагая, что решение и предписание антимонопольного органа являются незаконными, нарушают права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В связи с реорганизацией в форме присоединения к ОАО "Волжская ТГК" ОАО "ТГК-9" прекратило деятельность с 01.12.2014, правопреемником ОАО "ТГК-9" является ОАО "Волжская ТГК"; 15.06.2015 изменено наименование ОАО "Волжская ТГК" на ПАО "Т Плюс".
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания решения и предписания антимонопольного органа недействительными.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Из системного толкования ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 АПК РФ следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
На основании ст. 3, п. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" субъектом естественной монополии признается хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче тепловой энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
В силу ч. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции (в редакции, действовавшей в спорный период) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
В соответствии с п. 11 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" теплоснабжающей организацией признается организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.
Согласно п. 9 ст. 2 Федерального закона "О теплоснабжении" потребителем тепловой энергии считается лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.
Потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения (ч. 2 ст. 13, ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О теплоснабжении").
В ч. 6 ст. 13 Федерального закона "О теплоснабжении" указано, что теплоснабжающие организации заключают с теплосетевыми организациями договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя и оплачивают указанные услуги по регулируемым ценам (тарифам) в порядке, установленном ст. 17 данного Федерального закона.
На момент отказа ТСЖ Горького-74 в заключении договора теплоснабжения (18.06.2014) ОАО "ТГК-9" имело статус единой теплоснабжающей организации в соответствующей системе теплоснабжения.
УФАС по Пермскому краю при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства установлено, что заявитель осуществляет деятельность по оптовой торговле электрической и тепловой энергией (код ОКВЭД 51.56.4). Помимо прочих, названное общество осуществляет такие виды деятельности, как передача пара и горячей воды (тепловой энергии) и распределение пара и горячей воды (коды ОКВЭД 40.30.2, 40.30.3), следовательно, является субъектом естественной монополии и лицом, занимающим доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, как организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии, из чего следует его обязанность соблюдать запреты, установленные ст. 10 Закона о защите конкуренции при осуществлении своей деятельности, в том числе не допускать действий (бездействия), которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
При рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства заинтересованным лицом установлено, что обращение ТСЖ "Горького-74" к ОАО "ТГК-9" 05.04.2014 о заключении договора теплоснабжения жилого многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Горького, 74, оставлено без удовлетворения; в письме от 18.06.2014 ОАО "ТГК-9" отказало ТСЖ "Горького-74" в заключении договора теплоснабжения со ссылкой на отсутствие у общества правовых, экономических и технологических оснований для его заключения, указав при этом, что в отношении жилого многоквартирного дома с учетом схемы тепловых сетей теплоснабжающей организацией выступает ООО "Пермская сетевая компания" (к сетям которого непосредственно присоединены потребители), имеющее утвержденные РСТ Пермского края тарифы на поставку тепловой энергии.
УФАС установлено и сторонами не оспаривается отсутствие непосредственного присоединения теплопотребляющих установок ТСЖ к сетям ОАО "ТГК-9". Факт того, что ООО "ПСК" является собственником или владельцем тепловых сетей, предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии Общества (ОАО "ТГК-9") до теплопотребляющих установок потребителей, не означает, что у последнего отсутствовала возможность поставить тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель таким потребителям и заключить с ними договоры теплоснабжения.
Утверждение заявителя о том, что антимонопольным органом не дана надлежащая оценка доводам о наличии экономических и технологических оснований для отказа в заключении договора теплоснабжения, у ПАО "Т Плюс" отсутствовала обязанность заключать договор теплоснабжения с любым обратившимся потребителем тепловой энергии до утверждения в соответствующем порядке единого тарифа для ПАО "Т Плюс" как для единой теплоснабжающей организации подлежат отклонению.
В оспариваемом решении антимонопольного органа дана надлежащая оценка доводам о невключении в тариф расходов по транспортировке тепловой энергии и о статусе единой теплоснабжающей организации, при этом обоснованно применены Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808.
В силу п. 3 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808, статус единой теплоснабжающей организации присваивается теплоснабжающей и (или) теплосетевой организации решением федерального органа исполнительной власти (в отношении городов с населением 500 тысяч человек и более) или органа местного самоуправления при утверждении схемы теплоснабжения поселения, городского округа.
Согласно п. 12 вышеуказанных Правил единая теплоснабжающая организация при осуществлении своей деятельности обязана заключать и исполнять договоры теплоснабжения с любыми обратившимися к ней потребителями тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых находятся в данной системе теплоснабжения при условии соблюдения указанными потребителями выданных им в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности технических условий подключения к тепловым сетям.
В оспариваемом решении антимонопольным органом указано, что отсутствие непосредственного присоединения потребителя к источникам теплоснабжения и сетям ОАО "ТГК-9" не означает, что у данного лица отсутствовала возможность поставить тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель таким потребителям и заключить с ними договоры теплоснабжения, поскольку законодательство Российской Федерации в сфере теплоснабжения не содержит требования о непосредственном присоединении потребителей к сетям теплоснабжающей организации, отсутствие непосредственного подключения теплопотребляющих установок потребителей к тепловым сетям теплоснабжающей организации при наличии опосредованного присоединения не может рассматриваться в качестве технического или технологического обоснования невозможности поставки тепловой энергии таким потребителям и заключения с ними договоров теплоснабжения.
Постановлениями Региональной службы по тарифам Пермского края от 20.12.2013 N 368-т, от 19.12.2014 N 309-т для правопредшественника ПАО "Т Плюс" были установлены тарифы для зон теплоснабжения, в том числе зоны ПТЭЦ-14, в отношении которых организации присваивался статус единой теплоснабжающей организации.
Помимо этого инициатива в установлении тарифа и включения в него определенных затрат принадлежит лицу, осуществляющему регулируемый вид деятельности (пункт 13 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075).
При таких обстоятельствах апелляционный суд полагает обоснованными выводы суда первой инстанции, поддержавшего позицию антимонопольного органа о том, что на момент обращения потребителя (ТСЖ "Горького-74") у единой теплоснабжающей организации отсутствовали правовые, экономические и технологические основания для отказа в заключении договора теплоснабжения. Незаключение договора свидетельствует о нарушении заявителем запрета, установленного п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
Ссылки ПАО "Т Плюс" на вмешательство антимонопольного органа в гражданско-правовые отношения подлежат отклонению, поскольку в оспариваемом решении антимонопольного органам установлен факт нарушения ПАО "Т Плюс" именно антимонопольного законодательства. В целях устранения выявленного нарушения антимонопольный орган, действуя в пределах предоставленных полномочий на основании п. 2 ч. 1 ст. 23, ст. 50 Федерального закона "О защите конкуренции", выдал обществу предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства.
Доводы заявителя о неисполнимости предписания в связи с фактическими изменениями в области теплоснабжения подлежат отклонению.
Действующим законодательством о теплоснабжении не установлено запрета для иных теплоснабжающих организаций заключать договоры теплоснабжения с потребителями при наличии у иной организации статуса единой теплоснабжающей организации (далее - ЕТО), что подтверждается ч. 2 ст. 15 Федерального закона "О теплоснабжении".
При этом Порядок взаимодействия теплоснабжающих организаций и потребителей установлен Постановлением Правительства РФ от 08 августа 2012 г. N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации". Положения указанного Постановления также допускают для иных теплоснабжающих организаций при наличии в системе теплоснабжения ЕТО возможность заключения договоров теплоснабжения с потребителями (п.п. 29, 31 Порядка).
Следовательно, статус ЕТО возлагает на теплоснабжающую организацию обязанность по обеспечению теплоснабжения и заключению договора с любым обратившимся к ней потребителем в зоне ее действия. Наличие у теплоснабжающей организации статуса ЕТО не должно ограничивать иные теплоснабжающие организации в заключении договоров теплоснабжения.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для признания недействительными оспариваемых решения и предписания антимонопольного органа, и правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы фактически повторяют доводы заявителя, изложенные суду первой инстанции, которым дана надлежащая оценка в обжалуемом судебном акте, оснований для которой апелляционный суд не находит.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Излишне уплаченная при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина подлежит возврату на основании статьи 104 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 27 апреля 2017 года по делу N А50-31070/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Т Плюс" - без удовлетворения.
Возвратить публичному акционерному обществу "Т Плюс" (ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946) из федерального бюджета государственную пошлину, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы, по платежному поручению N 9850 от 31.05.2017 в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА
Судьи
Е.Е.ВАСЕВА
Л.Х.РИБ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)