Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 04 октября 2017 года
Полный текст решения изготовлен 10 октября 2017 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Г.Н. Подгорновой при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.В. Вайсеро рассмотрел в судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью УК "Даниловское" (ИНН 6625052243, ОГРН 1096625000856)
к муниципальному образованию городской округ Первоуральск в лице Администрации городского округа Первоуральск (ИНН 6625004730)
с участием в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Свердловская теплоснабжающая компания" (ИНН 6673162327, ОГРН 1076673010150)
о понуждении восстановить наружный циркуляционный трубопровод горячего водоснабжения.
В судебном заседании участвовали:
- от истца: О.Н. Медведева, представитель, доверенность от 01.01.2017 г.;
- от ответчика: С.В. Шишова, представитель, доверенность от 12.01.2017 г. N 967-10/17;
- от третьего лица: Е.И. Корзухина, представитель, доверенность от 30.01.2017 г.
Представителям лиц, участвующих в деле, разъяснены права и обязанности. Отводов суду не заявлено. Истец представил возражения на отзыв, схему сетей горячего водоснабжения. Суд приобщил документы к материалам дела. Ответчик представил дополнения к отзыву. Дополнение приобщено.
Истец просит обязать ответчика в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу восстановить (привести в технически исправное состояние) наружные циркуляционные трубопроводы горячего водоснабжения от центрального теплового пункта N 20 в г. Первоуральске до вводов в многоквартирные дома NN 44, 46 по ул. Ватутина, NN 9А, 9Б, 13А, 13Б по ул. Ленина, NN 4, 5, 6, 6А по ул. Малышева, NN 6А, 10А по ул. 1 Мая.
Ответчик требования не признал.
Третье лицо поддерживает позицию истца.
Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд
установил:
Как видно из материалов дела, на основании договоров аренды от 22.09.2009 г. NN 1, 2 находящийся в собственности городского округа Первоуральск комплекс магистральных и внутриквартальных тепловых сетей с расположенным на них оборудованием, в том числе центральные тепловые пункты и наружные циркуляционные трубопроводы горячего водоснабжения, переданы в аренду ООО "СТК".
На основании решений общих собраний собственников помещений, оформленных протоколами, ООО "Даниловское" выбрано в качестве управляющей организацией в отношении многоквартирных жилых домов NN 44, 46 по ул. Ватутина, NN 9А, 9Б, 13А, 13Б по ул. Ленина, NN 4, 5, 6, 6А по ул. Малышева, NN 6А, 10А по ул. 1 Мая в г. Первоуральске, и, следовательно, в силу ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации является исполнителем коммунальных услуг, поставляемых для нужд указанных жилых домов.
Третье лицо является теплоснабжающей организацией, осуществляющей деятельность по выработке и поставке тепловой энергии и теплоносителя для нужд отопления и горячего водоснабжения жилых домов, иных зданий и сооружений, расположенных на территории Первоуральского городского округа.
При этом договор теплоснабжения в отношении спорных жилых домов между истцом и третьим лицом не заключен.
В соответствии с п. 2 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 г. N 14 в тех случаях, когда потребитель пользуется услугами энергоснабжения, оказываемыми обязанной стороной, однако от заключения договора отказывается, арбитражные суды должны иметь в виду, что фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с п. 3 ст. 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги. Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.
Следовательно, между истцом как исполнителем коммунальных услуг и третьим лицом сложились фактические договорные отношения энергоснабжения (теплоснабжения) в отношении спорных МКД.
Между тем, поставляемый третьим лицом ресурс (горячая вода) имеет ненадлежащую температуру на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности. Данное обстоятельство подтверждается сведениями о температуре горячей воды, зафиксированной коллективными (общедомовыми) прибором учета горячей воды.
Для установления причин подачи потребителям горячей воды ненадлежащей температуры ООО "Даниловское" совместно со специализированной проектной организацией ООО "Проект-12" и с участием представителя Управления ЖКХ и строительства городского округа Первоуральск провело обследование технического состояния циркуляционных трубопроводов горячего водоснабжения, проходящих от центрального теплового пункта N 20 до стен многоквартирных домов NN 44, 46 по ул. Ватутина, NN 9А, 9Б, 13А, 13Б по ул. Ленина, NN 4, 5, 6, 6А по ул. Малышева, NN 6А, 10А по ул. 1 Мая, а также внутридомовой системы горячего водоснабжения.
По результатам данного обследования актами NN 81 - 92 от 11.05.2016 г. установлены следующие обстоятельства:
1) жилые дома не оборудованы локальными бойлерами и иным теплообменным оборудованием для приготовления горячей воды;
2) количество проживающего населения в жилых домах с указанными выше номерами составляет 97, 122, 117, 126, 102, 125, 122, 139, 108, 110, 78, 44 человек соответственно;
3) вводы трубопроводов отопления (подающего и обратного), горячего водоснабжения и циркуляции горячей воды во внутридомовые сети расположены в подвалах МКД;
4) трубопроводы отопления (подающий и обратный) и трубопровод горячего водоснабжения функционируют;
5) внутридомовой циркуляционный трубопровод горячего водоснабжения отсутствует, однако в местах прокладки магистральных трубопроводов санитарно-технических сетей по подвалу наблюдается предусмотренное для его прокладки место;
6) наружный циркуляционный трубопровод горячего водоснабжения на вводе отсутствует, однако в месте его ввода наблюдается предусмотренное для его прокладки место; а у дома N 13А по ул. Ленина наблюдается наружный циркуляционный трубопровод горячего водоснабжения на вводе в жилой дом, трубопровод не функционирует;
7) техническая возможность восстановления наружного циркуляционного трубопровода ГВС присутствует.
По мнению истца, для обеспечения собственников и нанимателей помещений в спорных многоквартирных домах коммунальной услугой по горячему водоснабжению надлежащего качества необходимо восстановить наружный циркуляционный трубопровод горячего водоснабжения от центрального теплового пункта N 20 в г. Первоуральске до вводов в многоквартирные жилые дома NN 44, 46 по ул. Ватутина, NN 9А, 9Б, 13А, 13Б по ул. Ленина, NN 4, 5, 6, 6А по ул. Малышева, NN 6А, 10А по ул. 1 Мая в г. Первоуральске.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения управляющей компании с рассматриваемыми исковыми требованиями.
В силу статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, предусмотренном АПК РФ.
Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве способов защиты гражданских прав предусматривает, в том числе, присуждение к исполнению обязанности в натуре.
В силу ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с п. 1 ст. 542 ГК РФ качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.
Принимая во внимание то, что поставка ГВС истцу осуществляется в целях предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в МКД, находящихся в управлении истца, к регулированию спорных правоотношений подлежат применению нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354.
Согласно ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Из содержания п. 2.3 ч. 2 ст. 161 ЖК РФ следует, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Согласно подп. "в" п. 3 Правил N 354 при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к настоящим Правилам.
Пункт 5 Приложения N 1 к Правилам N 354 содержит следующие положения: энергоснабжающая организация обязана обеспечить потребителя горячей водой, температура которой соответствует установленной СанПиН 2.1.4.246-09, отклонения допускаются не более чем на 5 градусов в ночное время, не более чем на 3 градуса в дневное.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 г. N 20 утверждены СанПиН 2.1.4.2496-09, устанавливающие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения (далее - СЦГВ), а также правила контроля качества воды, подаваемой СЦГВ, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности и являющиеся обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения (п. 1.2). Санитарные правила распространяются на централизованное горячее водоснабжение при закрытых и открытых системах теплоснабжения, на системы теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения, а также автономные системы горячего водоснабжения на объектах повышенного эпидемического риска (лечебные, школьные, дошкольные учреждения и др.) (п. 1.3.).
Настоящие Санитарно-эпидемиологические правила направлены на обеспечение эпидемиологической безопасности, безвредности химического состава, а также благоприятных органолептических свойств горячей воды, используемой населением для хозяйственно-бытовых нужд (п. 2.1).
Температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C (п. 2.4).
В соответствии с требованиями пункта 9.5.8 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115, при эксплуатации системы горячего водоснабжения необходимо поддерживать температуру горячей воды в местах водоразбора для систем централизованного горячего водоснабжения не ниже 60 °C - в открытых системах теплоснабжения, не ниже 50 °C - в закрытых системах теплоснабжения и не выше 75 °C - для обеих систем.
Из материалов дела следует, что горячая вода, подаваемая от центрального теплового пункта N 20 в г. Первоуральске до вводов в МКД NN 44, 46 по ул. Ватутина, NN 9А, 9Б, 13А, 13Б по ул. Ленина, NN 4, 5, 6, 6А по ул. Малышева, NN 6А, 10А по ул. 1 Мая в г. Первоуральске, на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности не соответствует перечисленным выше требованиям к качеству коммунальной услуги по показателю "температура", что подтверждается сведениями о температуре горячей воды, зафиксированной коллективными (общедомовыми) приборами учета горячей воды.
Причина подачи потребителям горячей воды ненадлежащей температуры установлена в ходе обследования, проведенного комиссией в составе представителя ООО УК "Даниловское", представителя Управления ЖКХ и строительства городского округа Первоуральск, представителя специализированной проектной организации ООО "Проект-12", по результатам которого составлены акты NN 81 - 92 от 11.05.2016 г.
Из указанных актов и технических заключений, составленных ООО "Проект-12", однозначно следует, что для обеспечения собственников и нанимателей помещений в спорных многоквартирных домах коммунальной услугой по горячему водоснабжению надлежащего качества необходимо восстановить наружные циркуляционные трубопроводы горячего водоснабжения от центрального теплового пункта N 20 до ввода в МКД.
Восстановление работы наружного циркуляционного трубопровода горячего водоснабжения позволит увеличить скорость движения воды по разводящим внутридомовым трубопроводам и тем самым исключить потери температуры горячей воды от ввода в жилой дом до потребителей, удаленных от данного ввода.
С учетом того, что акты NN 81 - 92 от 11.05.2016 г. составлены с участием лиц, обладающих специальными познаниями и в присутствии представителя муниципального образования, подписавших акты без замечаний, технические заключения ответчиком не оспорены, ходатайств о проведении экспертизы ответчиком не заявлялось, у суда не имеется оснований для сомнений в достоверности данных письменных доказательств, из содержания которых следует, что наружные циркуляционные водопроводы изначально были предусмотрены при строительстве спорных МКД, однако по неустановленным причинам в настоящий момент отсутствуют.
ООО "СТК", являясь ресурсоснабжающей организацией, исполняет обязанность по поставке с ЦТП N 20 горячей воды надлежащей температуры - не ниже 60 градусов, что подтверждается параметрами горячей воды с ЦТП.
Из материалов дела следует и лицами, участвующими в деле, не оспаривается то, что снижение температурного режима на границе балансовой принадлежности (внешней стене многоквартирных домов) обусловлено конструктивными особенностями схемы теплоснабжения на данном участке.
Наружный циркуляционный трубопровод в силу конструктивной и производственно-технической связанности, интегральности является неотъемлемой частью тепловой сети на участке от ЦТП N 20 до конечных потребителей и не имеет самостоятельного значения. Только при наличии системы циркуляции горячей воды в период отсутствия водоразбора теплоснабжающей организацией может быть выполнена единая функция по поставке тепловой энергии надлежащего качества (температуры).
Несмотря на то, что циркуляционные трубопроводы были предусмотрены типовыми проектами, фактически наружные циркуляционные трубопроводы горячего водоснабжения от ЦТП N 20 в г. Первоуральске до вводов в многоквартирные дома NN 44, 46 по ул. Ватутина, NN 9А, 9Б, 13А, 13Б по ул. Ленина, NN 4, 5, 6, 6А по ул. Малышева, NN 6А, 10А по ул. 1 Мая в г. Первоуральске на момент заключения договора аренды N 1 и передачи теплосетевого имущества отсутствовали, равно как отсутствуют они и в настоящий момент.
Таким образом, для обеспечения собственников и нанимателей помещений в спорных многоквартирных домах коммунальной услугой по горячему водоснабжению надлежащего качества необходимо восстановить наружные циркуляционные трубопроводы горячего водоснабжения от центрального теплового пункта до ввода в указанные многоквартирные дома.
Согласно п. 14.1 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция линейных объектов - это изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.
Согласно п. 11 ст. 1 ГК РФ под линейными объектами понимаются линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Согласно ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Пунктами 3, 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" владение, пользование и распоряжением имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" на органы местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях возложена обязанность по организации водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Органы местного самоуправления поселения, городского округа, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи горячей воды установленного качества (ч. 4 ст. 24 указанного Закона).
Кроме того, ч. 1 ст. 24 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что организация, осуществляющая горячее водоснабжение с использованием централизованных и нецентрализованных (автономных) систем горячего водоснабжения, обязана подавать абонентам горячую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и ч. 7 ст. 8 настоящего Федерального закона.
В случае выявления несоответствия качества подаваемого коммунального ресурса установленным нормативам в ст. 24 Закона N 416-ФЗ изложен порядок совместных мероприятий, которые обязаны провести ресурсоснабжающая организация и органы местного самоуправления в целях обеспечения абонентов горячей водой надлежащего качества.
В соответствии с п. 2 ст. 215 ГК РФ права собственника от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 10.10.2017 ПО ДЕЛУ N А60-37255/2017
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 10 октября 2017 г. по делу N А60-37255/2017
Резолютивная часть решения объявлена 04 октября 2017 года
Полный текст решения изготовлен 10 октября 2017 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Г.Н. Подгорновой при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.В. Вайсеро рассмотрел в судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью УК "Даниловское" (ИНН 6625052243, ОГРН 1096625000856)
к муниципальному образованию городской округ Первоуральск в лице Администрации городского округа Первоуральск (ИНН 6625004730)
с участием в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Свердловская теплоснабжающая компания" (ИНН 6673162327, ОГРН 1076673010150)
о понуждении восстановить наружный циркуляционный трубопровод горячего водоснабжения.
В судебном заседании участвовали:
- от истца: О.Н. Медведева, представитель, доверенность от 01.01.2017 г.;
- от ответчика: С.В. Шишова, представитель, доверенность от 12.01.2017 г. N 967-10/17;
- от третьего лица: Е.И. Корзухина, представитель, доверенность от 30.01.2017 г.
Представителям лиц, участвующих в деле, разъяснены права и обязанности. Отводов суду не заявлено. Истец представил возражения на отзыв, схему сетей горячего водоснабжения. Суд приобщил документы к материалам дела. Ответчик представил дополнения к отзыву. Дополнение приобщено.
Истец просит обязать ответчика в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу восстановить (привести в технически исправное состояние) наружные циркуляционные трубопроводы горячего водоснабжения от центрального теплового пункта N 20 в г. Первоуральске до вводов в многоквартирные дома NN 44, 46 по ул. Ватутина, NN 9А, 9Б, 13А, 13Б по ул. Ленина, NN 4, 5, 6, 6А по ул. Малышева, NN 6А, 10А по ул. 1 Мая.
Ответчик требования не признал.
Третье лицо поддерживает позицию истца.
Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд
установил:
Как видно из материалов дела, на основании договоров аренды от 22.09.2009 г. NN 1, 2 находящийся в собственности городского округа Первоуральск комплекс магистральных и внутриквартальных тепловых сетей с расположенным на них оборудованием, в том числе центральные тепловые пункты и наружные циркуляционные трубопроводы горячего водоснабжения, переданы в аренду ООО "СТК".
На основании решений общих собраний собственников помещений, оформленных протоколами, ООО "Даниловское" выбрано в качестве управляющей организацией в отношении многоквартирных жилых домов NN 44, 46 по ул. Ватутина, NN 9А, 9Б, 13А, 13Б по ул. Ленина, NN 4, 5, 6, 6А по ул. Малышева, NN 6А, 10А по ул. 1 Мая в г. Первоуральске, и, следовательно, в силу ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации является исполнителем коммунальных услуг, поставляемых для нужд указанных жилых домов.
Третье лицо является теплоснабжающей организацией, осуществляющей деятельность по выработке и поставке тепловой энергии и теплоносителя для нужд отопления и горячего водоснабжения жилых домов, иных зданий и сооружений, расположенных на территории Первоуральского городского округа.
При этом договор теплоснабжения в отношении спорных жилых домов между истцом и третьим лицом не заключен.
В соответствии с п. 2 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 г. N 14 в тех случаях, когда потребитель пользуется услугами энергоснабжения, оказываемыми обязанной стороной, однако от заключения договора отказывается, арбитражные суды должны иметь в виду, что фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с п. 3 ст. 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги. Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.
Следовательно, между истцом как исполнителем коммунальных услуг и третьим лицом сложились фактические договорные отношения энергоснабжения (теплоснабжения) в отношении спорных МКД.
Между тем, поставляемый третьим лицом ресурс (горячая вода) имеет ненадлежащую температуру на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности. Данное обстоятельство подтверждается сведениями о температуре горячей воды, зафиксированной коллективными (общедомовыми) прибором учета горячей воды.
Для установления причин подачи потребителям горячей воды ненадлежащей температуры ООО "Даниловское" совместно со специализированной проектной организацией ООО "Проект-12" и с участием представителя Управления ЖКХ и строительства городского округа Первоуральск провело обследование технического состояния циркуляционных трубопроводов горячего водоснабжения, проходящих от центрального теплового пункта N 20 до стен многоквартирных домов NN 44, 46 по ул. Ватутина, NN 9А, 9Б, 13А, 13Б по ул. Ленина, NN 4, 5, 6, 6А по ул. Малышева, NN 6А, 10А по ул. 1 Мая, а также внутридомовой системы горячего водоснабжения.
По результатам данного обследования актами NN 81 - 92 от 11.05.2016 г. установлены следующие обстоятельства:
1) жилые дома не оборудованы локальными бойлерами и иным теплообменным оборудованием для приготовления горячей воды;
2) количество проживающего населения в жилых домах с указанными выше номерами составляет 97, 122, 117, 126, 102, 125, 122, 139, 108, 110, 78, 44 человек соответственно;
3) вводы трубопроводов отопления (подающего и обратного), горячего водоснабжения и циркуляции горячей воды во внутридомовые сети расположены в подвалах МКД;
4) трубопроводы отопления (подающий и обратный) и трубопровод горячего водоснабжения функционируют;
5) внутридомовой циркуляционный трубопровод горячего водоснабжения отсутствует, однако в местах прокладки магистральных трубопроводов санитарно-технических сетей по подвалу наблюдается предусмотренное для его прокладки место;
6) наружный циркуляционный трубопровод горячего водоснабжения на вводе отсутствует, однако в месте его ввода наблюдается предусмотренное для его прокладки место; а у дома N 13А по ул. Ленина наблюдается наружный циркуляционный трубопровод горячего водоснабжения на вводе в жилой дом, трубопровод не функционирует;
7) техническая возможность восстановления наружного циркуляционного трубопровода ГВС присутствует.
По мнению истца, для обеспечения собственников и нанимателей помещений в спорных многоквартирных домах коммунальной услугой по горячему водоснабжению надлежащего качества необходимо восстановить наружный циркуляционный трубопровод горячего водоснабжения от центрального теплового пункта N 20 в г. Первоуральске до вводов в многоквартирные жилые дома NN 44, 46 по ул. Ватутина, NN 9А, 9Б, 13А, 13Б по ул. Ленина, NN 4, 5, 6, 6А по ул. Малышева, NN 6А, 10А по ул. 1 Мая в г. Первоуральске.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения управляющей компании с рассматриваемыми исковыми требованиями.
В силу статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, предусмотренном АПК РФ.
Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве способов защиты гражданских прав предусматривает, в том числе, присуждение к исполнению обязанности в натуре.
В силу ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с п. 1 ст. 542 ГК РФ качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.
Принимая во внимание то, что поставка ГВС истцу осуществляется в целях предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в МКД, находящихся в управлении истца, к регулированию спорных правоотношений подлежат применению нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354.
Согласно ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Из содержания п. 2.3 ч. 2 ст. 161 ЖК РФ следует, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Согласно подп. "в" п. 3 Правил N 354 при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к настоящим Правилам.
Пункт 5 Приложения N 1 к Правилам N 354 содержит следующие положения: энергоснабжающая организация обязана обеспечить потребителя горячей водой, температура которой соответствует установленной СанПиН 2.1.4.246-09, отклонения допускаются не более чем на 5 градусов в ночное время, не более чем на 3 градуса в дневное.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 г. N 20 утверждены СанПиН 2.1.4.2496-09, устанавливающие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения (далее - СЦГВ), а также правила контроля качества воды, подаваемой СЦГВ, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности и являющиеся обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения (п. 1.2). Санитарные правила распространяются на централизованное горячее водоснабжение при закрытых и открытых системах теплоснабжения, на системы теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения, а также автономные системы горячего водоснабжения на объектах повышенного эпидемического риска (лечебные, школьные, дошкольные учреждения и др.) (п. 1.3.).
Настоящие Санитарно-эпидемиологические правила направлены на обеспечение эпидемиологической безопасности, безвредности химического состава, а также благоприятных органолептических свойств горячей воды, используемой населением для хозяйственно-бытовых нужд (п. 2.1).
Температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C (п. 2.4).
В соответствии с требованиями пункта 9.5.8 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115, при эксплуатации системы горячего водоснабжения необходимо поддерживать температуру горячей воды в местах водоразбора для систем централизованного горячего водоснабжения не ниже 60 °C - в открытых системах теплоснабжения, не ниже 50 °C - в закрытых системах теплоснабжения и не выше 75 °C - для обеих систем.
Из материалов дела следует, что горячая вода, подаваемая от центрального теплового пункта N 20 в г. Первоуральске до вводов в МКД NN 44, 46 по ул. Ватутина, NN 9А, 9Б, 13А, 13Б по ул. Ленина, NN 4, 5, 6, 6А по ул. Малышева, NN 6А, 10А по ул. 1 Мая в г. Первоуральске, на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности не соответствует перечисленным выше требованиям к качеству коммунальной услуги по показателю "температура", что подтверждается сведениями о температуре горячей воды, зафиксированной коллективными (общедомовыми) приборами учета горячей воды.
Причина подачи потребителям горячей воды ненадлежащей температуры установлена в ходе обследования, проведенного комиссией в составе представителя ООО УК "Даниловское", представителя Управления ЖКХ и строительства городского округа Первоуральск, представителя специализированной проектной организации ООО "Проект-12", по результатам которого составлены акты NN 81 - 92 от 11.05.2016 г.
Из указанных актов и технических заключений, составленных ООО "Проект-12", однозначно следует, что для обеспечения собственников и нанимателей помещений в спорных многоквартирных домах коммунальной услугой по горячему водоснабжению надлежащего качества необходимо восстановить наружные циркуляционные трубопроводы горячего водоснабжения от центрального теплового пункта N 20 до ввода в МКД.
Восстановление работы наружного циркуляционного трубопровода горячего водоснабжения позволит увеличить скорость движения воды по разводящим внутридомовым трубопроводам и тем самым исключить потери температуры горячей воды от ввода в жилой дом до потребителей, удаленных от данного ввода.
С учетом того, что акты NN 81 - 92 от 11.05.2016 г. составлены с участием лиц, обладающих специальными познаниями и в присутствии представителя муниципального образования, подписавших акты без замечаний, технические заключения ответчиком не оспорены, ходатайств о проведении экспертизы ответчиком не заявлялось, у суда не имеется оснований для сомнений в достоверности данных письменных доказательств, из содержания которых следует, что наружные циркуляционные водопроводы изначально были предусмотрены при строительстве спорных МКД, однако по неустановленным причинам в настоящий момент отсутствуют.
ООО "СТК", являясь ресурсоснабжающей организацией, исполняет обязанность по поставке с ЦТП N 20 горячей воды надлежащей температуры - не ниже 60 градусов, что подтверждается параметрами горячей воды с ЦТП.
Из материалов дела следует и лицами, участвующими в деле, не оспаривается то, что снижение температурного режима на границе балансовой принадлежности (внешней стене многоквартирных домов) обусловлено конструктивными особенностями схемы теплоснабжения на данном участке.
Наружный циркуляционный трубопровод в силу конструктивной и производственно-технической связанности, интегральности является неотъемлемой частью тепловой сети на участке от ЦТП N 20 до конечных потребителей и не имеет самостоятельного значения. Только при наличии системы циркуляции горячей воды в период отсутствия водоразбора теплоснабжающей организацией может быть выполнена единая функция по поставке тепловой энергии надлежащего качества (температуры).
Несмотря на то, что циркуляционные трубопроводы были предусмотрены типовыми проектами, фактически наружные циркуляционные трубопроводы горячего водоснабжения от ЦТП N 20 в г. Первоуральске до вводов в многоквартирные дома NN 44, 46 по ул. Ватутина, NN 9А, 9Б, 13А, 13Б по ул. Ленина, NN 4, 5, 6, 6А по ул. Малышева, NN 6А, 10А по ул. 1 Мая в г. Первоуральске на момент заключения договора аренды N 1 и передачи теплосетевого имущества отсутствовали, равно как отсутствуют они и в настоящий момент.
Таким образом, для обеспечения собственников и нанимателей помещений в спорных многоквартирных домах коммунальной услугой по горячему водоснабжению надлежащего качества необходимо восстановить наружные циркуляционные трубопроводы горячего водоснабжения от центрального теплового пункта до ввода в указанные многоквартирные дома.
Согласно п. 14.1 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция линейных объектов - это изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.
Согласно п. 11 ст. 1 ГК РФ под линейными объектами понимаются линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Согласно ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Пунктами 3, 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" владение, пользование и распоряжением имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" на органы местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях возложена обязанность по организации водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Органы местного самоуправления поселения, городского округа, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи горячей воды установленного качества (ч. 4 ст. 24 указанного Закона).
Кроме того, ч. 1 ст. 24 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что организация, осуществляющая горячее водоснабжение с использованием централизованных и нецентрализованных (автономных) систем горячего водоснабжения, обязана подавать абонентам горячую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и ч. 7 ст. 8 настоящего Федерального закона.
В случае выявления несоответствия качества подаваемого коммунального ресурса установленным нормативам в ст. 24 Закона N 416-ФЗ изложен порядок совместных мероприятий, которые обязаны провести ресурсоснабжающая организация и органы местного самоуправления в целях обеспечения абонентов горячей водой надлежащего качества.
В соответствии с п. 2 ст. 215 ГК РФ права собственника от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)