Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 января 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Яринского С.А.,
судей Крымджановой Д.И., Лихачевой А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Коноваловой К.П.,
лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца, общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "АСПЭК-Мастер",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 20 октября 2015 года
по делу N А71-3268/2015, принятое судьей Мелентьевой А.Р.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "АСПЭК-Мастер" (ОГРН 1081841001296, ИНН 1835083739)
к муниципальному образованию "Город Ижевск" в лице Администрации муниципального образования "города Ижевск" (ОГРН 1031800554400, ИНН 1826001137)
третье лицо: некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике"
о взыскании задолженности по оплате расходов за капитальный ремонт,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "АСПЭК-Мастер" (далее - ООО "УК "АСПЭК-Мастер", истец) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением к муниципальному образованию "Город Ижевск" в лице Администрации города Ижевска (далее - МО "Город Ижевск", ответчик) о взыскании 78 025 руб. 46 коп. долга по оплате расходов на капитальный ремонт.
В ходе судебного разбирательства судом удовлетворено ходатайство истца об уменьшении исковых требований до 50 472 руб. 91 коп. долга (т. 1 л.д. 88).
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30.06.2015 на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике".
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20.10.2015 исковые требования удовлетворены частично. С МО "Город Ижевск" в лице Администрации Муниципального образования "Город Ижевск" за счет казны МО "Город Ижевск" в пользу ООО "Управляющая компания "АСПЭК-Мастер" взыскано 36 846 руб. 89 коп. долга, 1 473 руб. 88 коп. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Истец, не согласившись с принятым судебным актом, обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Считает, что ввиду отсутствия со стороны ответчика оплаты обязательных платежей за капитальный ремонт спорных помещений истец не в состоянии осуществлять в полном объеме управление, содержание, ремонт и эксплуатацию дома, что наносит ущерб зданию, нарушает права и интересы других лиц.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со ст. 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, общим решением собственников помещений многоквартирного дома N 202 по ул. Удмуртская г. Ижевска от 13.05.2008 в качестве управляющей организации многоквартирного дома избрано ООО "УК "АСПЭК-Мастер" (т. 1 л.д. 10-11).
Между ООО "УК "АСПЭК-Мастер" и собственниками помещений указанного многоквартирного дома заключен договор управления и обслуживания жилого многоквартирного дома (т. 1 л.д. 27-29).
Общим решением собственников помещений многоквартирного дома от 13.05.2008 утвержден размер ежемесячных платежей на содержание и ремонт общего имущества МКД в соответствии с утвержденным Администрацией г. Ижевска тарифом; утверждена плата за капитальный ремонт общего имущества в виде ежемесячных платежей в размере федерального стандарта с 01.07.2008 (вопросы 7, 8 протокола).
Протоколом собрания собственников от 30.08.2011 утверждена плата за капитальный ремонт общего имущества в виде ежемесячных платежей в размере 5,10 руб./кв. м помещения на 2011 года и до принятия общим собранием собственников другого решения (вопрос 10 протокола, том 1 л.д. 12-13).
В протоколе общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 16.10.2014 утвержден размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт в размере минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного Правительством Удмуртской Республики (вопрос 4 протокола, том 1 л.д. 84-87).
По расчету истца задолженность МО "Город Ижевск" в отношении квартир N 68, 72, 146, 169, 185, 204 многоквартирного дома N 202 по ул. Удмуртская г. Ижевска по оплате расходов на капитальный ремонт в период с июля 2011 года по январь 2015 года с учетом перерасчета составила 50 472 руб. 91 коп.
Неисполнение ответчиком обязательств по оплате расходов на капитальный ремонт МКД, оплату услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома в указанном размере послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования частично в размере 36 846 руб. 89 коп., суд первой инстанции исходил из того, что порядок внесения платы за капитальный ремонт, порядок его финансирования и возмещение расходов, связанных с проведением капитального ремонта на период с июля 2012 года по январь 2015 года не установлен региональной программой капитального ремонта, в данном случае продолжают действовать принятые ранее решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, которые не противоречат действующему законодательству; задолженность в размере 13 626 руб. 02 коп., образовавшаяся в связи с неоплатой расходов на капитальный ремонт по приватизированным квартирам N 146 и N 185, находящимся в собственности граждан, не может быть истребована у предыдущего собственника - МО "Город Ижевск".
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
При принятии оспариваемого судебного акта суд первой инстанции обоснованно исходил следующего.
Из анализа положений статей 210, 249, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 36, 39, 154, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), следует вывод о том, что собственник нежилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, в силу закона обязан нести расходы на содержание находящегося у него во владении, пользовании, распоряжении помещения, участвовать в расходах на содержание и ремонт общего имущества дома, в том числе путем внесения платы за капитальный ремонт, оплачивать коммунальные услуги тому лицу, которое эти услуги оказывает.
С принятием Федерального закона от 25.12.2012 N 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" жилищным законодательством урегулирован порядок организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Указанный Закон не содержит переходных положений, устанавливающих дополнительные условия по применению тех или иных норм Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
Исходя из выбранного способа формирования фонда капитального ремонта денежные средства собственников жилых помещений аккумулируются на счетах регионального оператора либо на специальном счете собственников помещений многоквартирного дома.
Частью 7 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 19.05.2014 N 186 утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике.
Из указанной программы усматривается, что заказчиком программы является Правительство Удмуртской Республики, разработчиком программы - Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики. Целью программы является обеспечение проведения капитального ремонта всех многоквартирных домов в Удмуртской Республике; создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан; улучшение эксплуатационных общего имущества; обеспечение сохранности многоквартирных домов и улучшение комфортности проживания в них граждан. Срок реализации программы: постоянно действующая.
Момент возникновения у собственника помещения в многоквартирном доме обязанности по внесению взноса на капитальный ремонт связан с официальным опубликованием утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен этот дом (часть 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации), а также принятым на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решением о формировании фонда капитального ремонта (часть 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации).
До утверждения в предусмотренном статьей 168 Жилищного кодекса Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта и принятия собственниками соответствующего решения продолжают действовать принятые и действующие ранее решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике принята Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 19.05.2014 N 186 и опубликована 20.05.2014 на официальном сайте Президента Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (статья 13 Закона Удмуртской Республики от 02.03.2001 N 6-РЗ "О Правительстве Удмуртской Республики").
В соответствии с пунктом 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Принимая во внимание, что порядок внесения платы за капитальный ремонт, порядок его финансирования и возмещение расходов, связанных с проведением капитального ремонта на спорный период не установлен указанной ранее региональной программой капитального ремонта, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что в данном случае продолжают действовать принятые ранее решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Судом верно установлено, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт в рамках региональной программы капитального ремонта возникла у собственников помещений в спорном многоквартирном доме с 01.02.2015.
Истцом заявлены требования о взыскании взносов на капитальный ремонт, установленных решением собственников помещений МКД, т.е. о взыскании накопительных платежей, расходование которых должно носить строго целевой характер и которые, формируя фонд капитального ремонта МКД, принадлежат не истцу, а собственникам помещений МКД, от имени которых может выступать только действующая управляющая компания.
Понятие взнос на капитальный ремонт и понятие плата за капитальный ремонт по своей сути являются идентичными. И ранее вносимые в виде платы за капитальный ремонт в размере, установленном решение общего собрания собственников помещений МКД, платежи и предусмотренные действующим законодательством взносы на капитальный ремонт имеют одинаковую накопительную природу. Целевой характер и осуществление расходования таких платежей в установленном законом порядке, имели место и до изменения законодательства.
Являясь собственником помещений в МКД, ответчик обязан нести бремя содержания принадлежащего ему имущества, в том числе, путем внесения платы (взносов) за капитальный ремонт общего имущества МКД.
Согласно выписке из реестра муниципального жилищного фонда г. Ижевска от 16.04.2015 N 1470 МО "Город Ижевск" является собственником жилых помещений (квартир), расположенных по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Удмуртская, д. 202, кв. 68, 72, 169, 204 (т. 1 л.д. 79).
Факт перехода права собственности на спорные жилые помещения (квартиры N 146 и N 185) к гражданам подтверждается выписками из ЕГРП от 17.08.2015 (т. 2 л.д. 5, 6).
Таким образом, судом правомерно отказано в удовлетворении требований истца о взыскании взносов на капитальный ремонт в части приватизированных на момент рассмотрения спора квартир, поскольку в силу пункта 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт.
Истцом не представлено доказательств того, что предыдущий собственник квартир производил внесение платы за капитальный ремонт за спорный период (ст. 65 АПК РФ).
Вопреки доводам жалобы основания для взыскания 13 626 руб. 02 коп. отсутствуют.
Доказательств исполнения обязательств по внесению взносов (платы) на капитальный ремонт домов ответчиком в материалы дела в порядке статьи 65 АПК РФ не представлено, в связи с чем задолженность в размере 36 846 руб. 89 коп. по жилым помещениям N 68, 72, 168, 204 в многоквартирном доме по ул. Удмуртская г. Ижевска взыскана судом первой инстанции с ответчика на основании статей 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 37, 39, 153, 154, 156, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 9, 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, правомерно.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы возлагаются на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20 октября 2015 года по делу N А71-3268/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий
С.А.ЯРИНСКИЙ
Судьи
Д.И.КРЫМДЖАНОВА
А.Н.ЛИХАЧЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.01.2016 N 17АП-17966/2015-ГК ПО ДЕЛУ N А71-3268/2015
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 января 2016 г. N 17АП-17966/2015-ГК
Дело N А71-3268/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 января 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Яринского С.А.,
судей Крымджановой Д.И., Лихачевой А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Коноваловой К.П.,
лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца, общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "АСПЭК-Мастер",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 20 октября 2015 года
по делу N А71-3268/2015, принятое судьей Мелентьевой А.Р.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "АСПЭК-Мастер" (ОГРН 1081841001296, ИНН 1835083739)
к муниципальному образованию "Город Ижевск" в лице Администрации муниципального образования "города Ижевск" (ОГРН 1031800554400, ИНН 1826001137)
третье лицо: некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике"
о взыскании задолженности по оплате расходов за капитальный ремонт,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "АСПЭК-Мастер" (далее - ООО "УК "АСПЭК-Мастер", истец) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением к муниципальному образованию "Город Ижевск" в лице Администрации города Ижевска (далее - МО "Город Ижевск", ответчик) о взыскании 78 025 руб. 46 коп. долга по оплате расходов на капитальный ремонт.
В ходе судебного разбирательства судом удовлетворено ходатайство истца об уменьшении исковых требований до 50 472 руб. 91 коп. долга (т. 1 л.д. 88).
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30.06.2015 на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике".
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20.10.2015 исковые требования удовлетворены частично. С МО "Город Ижевск" в лице Администрации Муниципального образования "Город Ижевск" за счет казны МО "Город Ижевск" в пользу ООО "Управляющая компания "АСПЭК-Мастер" взыскано 36 846 руб. 89 коп. долга, 1 473 руб. 88 коп. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Истец, не согласившись с принятым судебным актом, обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Считает, что ввиду отсутствия со стороны ответчика оплаты обязательных платежей за капитальный ремонт спорных помещений истец не в состоянии осуществлять в полном объеме управление, содержание, ремонт и эксплуатацию дома, что наносит ущерб зданию, нарушает права и интересы других лиц.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со ст. 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, общим решением собственников помещений многоквартирного дома N 202 по ул. Удмуртская г. Ижевска от 13.05.2008 в качестве управляющей организации многоквартирного дома избрано ООО "УК "АСПЭК-Мастер" (т. 1 л.д. 10-11).
Между ООО "УК "АСПЭК-Мастер" и собственниками помещений указанного многоквартирного дома заключен договор управления и обслуживания жилого многоквартирного дома (т. 1 л.д. 27-29).
Общим решением собственников помещений многоквартирного дома от 13.05.2008 утвержден размер ежемесячных платежей на содержание и ремонт общего имущества МКД в соответствии с утвержденным Администрацией г. Ижевска тарифом; утверждена плата за капитальный ремонт общего имущества в виде ежемесячных платежей в размере федерального стандарта с 01.07.2008 (вопросы 7, 8 протокола).
Протоколом собрания собственников от 30.08.2011 утверждена плата за капитальный ремонт общего имущества в виде ежемесячных платежей в размере 5,10 руб./кв. м помещения на 2011 года и до принятия общим собранием собственников другого решения (вопрос 10 протокола, том 1 л.д. 12-13).
В протоколе общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 16.10.2014 утвержден размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт в размере минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного Правительством Удмуртской Республики (вопрос 4 протокола, том 1 л.д. 84-87).
По расчету истца задолженность МО "Город Ижевск" в отношении квартир N 68, 72, 146, 169, 185, 204 многоквартирного дома N 202 по ул. Удмуртская г. Ижевска по оплате расходов на капитальный ремонт в период с июля 2011 года по январь 2015 года с учетом перерасчета составила 50 472 руб. 91 коп.
Неисполнение ответчиком обязательств по оплате расходов на капитальный ремонт МКД, оплату услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома в указанном размере послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования частично в размере 36 846 руб. 89 коп., суд первой инстанции исходил из того, что порядок внесения платы за капитальный ремонт, порядок его финансирования и возмещение расходов, связанных с проведением капитального ремонта на период с июля 2012 года по январь 2015 года не установлен региональной программой капитального ремонта, в данном случае продолжают действовать принятые ранее решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, которые не противоречат действующему законодательству; задолженность в размере 13 626 руб. 02 коп., образовавшаяся в связи с неоплатой расходов на капитальный ремонт по приватизированным квартирам N 146 и N 185, находящимся в собственности граждан, не может быть истребована у предыдущего собственника - МО "Город Ижевск".
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
При принятии оспариваемого судебного акта суд первой инстанции обоснованно исходил следующего.
Из анализа положений статей 210, 249, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 36, 39, 154, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), следует вывод о том, что собственник нежилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, в силу закона обязан нести расходы на содержание находящегося у него во владении, пользовании, распоряжении помещения, участвовать в расходах на содержание и ремонт общего имущества дома, в том числе путем внесения платы за капитальный ремонт, оплачивать коммунальные услуги тому лицу, которое эти услуги оказывает.
С принятием Федерального закона от 25.12.2012 N 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" жилищным законодательством урегулирован порядок организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Указанный Закон не содержит переходных положений, устанавливающих дополнительные условия по применению тех или иных норм Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
Исходя из выбранного способа формирования фонда капитального ремонта денежные средства собственников жилых помещений аккумулируются на счетах регионального оператора либо на специальном счете собственников помещений многоквартирного дома.
Частью 7 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 19.05.2014 N 186 утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике.
Из указанной программы усматривается, что заказчиком программы является Правительство Удмуртской Республики, разработчиком программы - Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики. Целью программы является обеспечение проведения капитального ремонта всех многоквартирных домов в Удмуртской Республике; создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан; улучшение эксплуатационных общего имущества; обеспечение сохранности многоквартирных домов и улучшение комфортности проживания в них граждан. Срок реализации программы: постоянно действующая.
Момент возникновения у собственника помещения в многоквартирном доме обязанности по внесению взноса на капитальный ремонт связан с официальным опубликованием утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен этот дом (часть 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации), а также принятым на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решением о формировании фонда капитального ремонта (часть 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации).
До утверждения в предусмотренном статьей 168 Жилищного кодекса Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта и принятия собственниками соответствующего решения продолжают действовать принятые и действующие ранее решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике принята Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 19.05.2014 N 186 и опубликована 20.05.2014 на официальном сайте Президента Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (статья 13 Закона Удмуртской Республики от 02.03.2001 N 6-РЗ "О Правительстве Удмуртской Республики").
В соответствии с пунктом 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Принимая во внимание, что порядок внесения платы за капитальный ремонт, порядок его финансирования и возмещение расходов, связанных с проведением капитального ремонта на спорный период не установлен указанной ранее региональной программой капитального ремонта, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что в данном случае продолжают действовать принятые ранее решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Судом верно установлено, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт в рамках региональной программы капитального ремонта возникла у собственников помещений в спорном многоквартирном доме с 01.02.2015.
Истцом заявлены требования о взыскании взносов на капитальный ремонт, установленных решением собственников помещений МКД, т.е. о взыскании накопительных платежей, расходование которых должно носить строго целевой характер и которые, формируя фонд капитального ремонта МКД, принадлежат не истцу, а собственникам помещений МКД, от имени которых может выступать только действующая управляющая компания.
Понятие взнос на капитальный ремонт и понятие плата за капитальный ремонт по своей сути являются идентичными. И ранее вносимые в виде платы за капитальный ремонт в размере, установленном решение общего собрания собственников помещений МКД, платежи и предусмотренные действующим законодательством взносы на капитальный ремонт имеют одинаковую накопительную природу. Целевой характер и осуществление расходования таких платежей в установленном законом порядке, имели место и до изменения законодательства.
Являясь собственником помещений в МКД, ответчик обязан нести бремя содержания принадлежащего ему имущества, в том числе, путем внесения платы (взносов) за капитальный ремонт общего имущества МКД.
Согласно выписке из реестра муниципального жилищного фонда г. Ижевска от 16.04.2015 N 1470 МО "Город Ижевск" является собственником жилых помещений (квартир), расположенных по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Удмуртская, д. 202, кв. 68, 72, 169, 204 (т. 1 л.д. 79).
Факт перехода права собственности на спорные жилые помещения (квартиры N 146 и N 185) к гражданам подтверждается выписками из ЕГРП от 17.08.2015 (т. 2 л.д. 5, 6).
Таким образом, судом правомерно отказано в удовлетворении требований истца о взыскании взносов на капитальный ремонт в части приватизированных на момент рассмотрения спора квартир, поскольку в силу пункта 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт.
Истцом не представлено доказательств того, что предыдущий собственник квартир производил внесение платы за капитальный ремонт за спорный период (ст. 65 АПК РФ).
Вопреки доводам жалобы основания для взыскания 13 626 руб. 02 коп. отсутствуют.
Доказательств исполнения обязательств по внесению взносов (платы) на капитальный ремонт домов ответчиком в материалы дела в порядке статьи 65 АПК РФ не представлено, в связи с чем задолженность в размере 36 846 руб. 89 коп. по жилым помещениям N 68, 72, 168, 204 в многоквартирном доме по ул. Удмуртская г. Ижевска взыскана судом первой инстанции с ответчика на основании статей 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 37, 39, 153, 154, 156, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 9, 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, правомерно.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы возлагаются на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20 октября 2015 года по делу N А71-3268/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий
С.А.ЯРИНСКИЙ
Судьи
Д.И.КРЫМДЖАНОВА
А.Н.ЛИХАЧЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)