Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2016 года
Постановление в полном объеме изготовлено 17 мая 2016 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Семенюта Е.А.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бауман Л.В.,
при участии:
- от ООО "Управляющая компания Контраст": представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- от Управления государственного жилищного надзора по Тамбовской области: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Контраст" (ОГРН 1106829007317, ИНН 6829070265) на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 01.04.2016 по делу N А64-6759/2015 (судья Сучков С.А.) по заявлению ООО "Управляющая компания Контраст" к Управлению государственного жилищного надзора по Тамбовской области (ОГРН 1086829001621, ИНН 6829041585) о признании незаконным и отмене постановления от 29.10.2015,
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Контраст" (далее - ООО "Управляющая компания Контраст", общество, заявитель, ОГРН 1106829007317) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Управлению Государственного жилищного надзора Тамбовской области о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 29.10.2015 о признании виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ и назначении наказания в виде штрафа в размере 5000 рублей.
Решением суда от 01.04.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Контраст" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что общество не было ознакомлено с актом проверки. Управлением не представлено доказательств, подтверждающих законность оспариваемого постановления. В акте проверки и протоколе не содержится сведений о приборе, каким производилось измерение температуры горячего водоснабжения, не представлено доказательств соблюдения требований к измерению температуры горячего водоснабжения.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, Управлением государственного жилищного надзора Тамбовской области, на основании распоряжения начальника Управления N 438 от 10.09.2015, в отношении ООО "Управляющая компания Контраст" проведена плановая выездная и документарная проверка выполнения требований Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства РФ 6 мая 2011 N 354.
При проверке, 26.11.2015 в 14 час. 00 мин., было установлено, при проведении замера температуры воды системы горячего водоснабжения в точке разбора - кв. 144 дома N 88 по ул. Рылеева г. Тамбова составила 44°C, что не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 "Вода питьевая. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", так как температура воды составила 44°C, при гигиеническом нормативе не ниже 60°C и не выше 75°C (допустимое отклонение в ночное время не более, чем на 5°C, в дневное время не более, чем на 3°C).
По результатам проверки 07.10.2015 Управлением государственного жилищного надзора Тамбовской области в отношении ООО "Управляющая компания Контраст" составлен протокол об административном правонарушении N 94, предусмотренном статьей 7.23 КоАП РФ.
Постановлением Управления Государственного жилищного надзора Тамбовской области от 29.10.2015 ООО "Управляющая компания Контраст" привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 5000 руб.
Считая вынесенное постановление незаконным, общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Контраст" обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд области исходил из того, что в действиях общества имеется состав вменяемого административного правонарушения.
Рассмотрев материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции полагает решение подлежащим отмене.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии со статьей 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Целью установления административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ является защита интересов населения в области коммунального обслуживания.
Объектом правонарушения являются установленные в законном порядке нормативный уровень либо режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, образуют действия либо бездействие лица, повлекшие нарушение установленного нормативного уровня либо режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектом правонарушения по данной статье являются должностные и юридические лица, а также индивидуальные предприниматели, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В силу норм ст. 162 ЖК РФ, управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений за предоставление коммунальных услуг, качество которых должно соответствовать требованиям, установленным Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила).
В силу п. 2 Правил, потребителем коммунальных услуг является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением.
Исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Коммунальные услуги - это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Согласно пп. "в" п. 3 Правил, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в Приложении N 1 к Правилам.
В соответствии с пп. "д" п. 3 Правил, качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в Приложении N 1 к Правилам.
На основании п. 4 Правил коммунальная услуга по горячему водоснабжению представляет собой снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (пп. "а" п. 31 Правил).
Пункт 5 Приложения N 1 к Правилам предписывает обеспечение соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании - санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20 (далее - СанПиН 2.1.4.2496-09).
На основании п. 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.
Обстоятельства дела свидетельствуют, что при проведении проверки качества предоставления коммунальных услуг в виде горячего водоснабжения кв. 144 дома N 88 по ул. Рылеева г. Тамбова составила, компетентным лицом было установлено, что температура воды составила 44°C, при гигиеническом нормативе не ниже 60°C и не выше 75°C (допустимое отклонение в ночное время не более, чем на 5°C, в дневное время не более, чем на 3°C).
Суд области посчитал состав административного правонарушения доказанным.
Вместе с тем судом первой инстанции при рассмотрении дела не учтены следующие обстоятельства.
В соответствии с требованиями ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении, в числе прочего, выяснению подлежат следующие обстоятельства: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправное действие (бездействие), за которое КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица, совершившего административное правонарушение.
Проверка должна быть проведена в соответствии с Методическими указаниями МУК 4.3.2900-11.4.3 "Измерение температуры горячей воды систем централизованного горячего водоснабжения", утвержденными Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 12.07.2011.
Методические указания "МУК 4.3.2900-11.4.3 Методы контроля. Физические факторы. Измерение температуры горячей воды систем централизованного горячего водоснабжения. Методические указания" предназначены для органов и организаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а также могут быть использованы иными организациями, осуществляющими контроль качества воды систем централизованного горячего водоснабжения.
В силу п. 7.1. методических указаний отбор проб с целью проведения исследований для целей государственного санитарно-эпидемиологического надзора, производственного контроля осуществляется в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.2496-09 в местах водоразбора.
Согласно пункту 7.5. Методических указаний перед отбором проб горячей воды следует сливать воду до установления постоянной температуры. Время слива воды может составлять до 10 минут в зависимости от состояния распределительной сети и режима расхода горячей воды потребителем.
Данным пунктом также установлено, что при отборе проб в месте подачи горячей воды в разводящую сеть, слив воды не производится.
Таким образом, методические указания Роспотребнадзора устанавливают возможность слива горячей воды для осуществления лабораторного производственного контроля за качеством горячей воды, одним из показателей которых является ее температура.
Для измерения температуры воды должны использоваться средства измерения (СИ) температуры жидкостей с диапазоном не уже 20-100 °C, имеющие погрешность измерения не более +/- 0,5 °C и предназначенные для эксплуатации при температуре воздуха 20-35 °C, относительной влажности воздуха 30-80% и атмосферном давлении 84-106,7 кПа.
Из акта проверки следует, что был произведен визуальный осмотр.
В акте проверки не зафиксировано, каким образом был произведен замер температуры воды, каким устройством и в каком порядке проведен отбор проб.
Административным органом не представлено доказательств, что измерительные приборы были способны в соответствии со своими паспортами измерять температуру объектов как контактным, так и бесконтактным способом.
В материалах административного дела отсутствуют сведения, что административным органом было выбрано несколько точек водоразбора воды, что измерение проводилось при непрерывном токе воды в емкость.
Из материалов дела не следует, что административным органом проводился перед отбором проб горячей воды слив горячей воды: то есть до установления постоянной.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 07.10.2015, представитель общества не согласился с протоколом, отметив, что замер ГВС на вводе в дом не производился.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 26.5 КоАП РФ должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе брать образцы почерка, пробы и образцы товаров и иных предметов, необходимые для проведения экспертизы.
Согласно части 3 статьи 26.5 КоАП РФ о взятии проб и образцов составляется протокол, предусмотренный статьей 27.10 данного Кодекса. Так, процедура взятия проб и образцов предусматривает составление протокола уполномоченным должностным лицом в присутствии двух понятых.
В рассматриваемом случае при обследовании жилого дома и измерении фактического показателя температуры воды в системе горячего водоснабжения понятые не участвовали.
При таких обстоятельствах акт проверки от 26.09.2015 и протокол об административном правонарушении от 07.10.2015 N 94 не являются допустимыми доказательствами по данному делу, поскольку из них не усматривается, что был произведен отбор и отобранные образцы были исследованы и в отношении них составлены протоколы и экспертные заключения.
Следовательно, факт нарушения требований вышеуказанных санитарно-эпидемиологических правил и норм и предоставления коммунальных услуг жильцам дома, несоблюдение СанПиНа 2.1.4.2496-09 по температуре воды из разводящей сети горячего водоснабжения, не подтверждено соответствующими доказательствами.
Статьей 1.5 КоАП РФ закреплен принцип презумпции невиновности, который означает невозможность необоснованного административного преследования в отношении лица.
Исходя из норм КоАП РФ, сбор доказательств входит в обязанности контролирующего органа и завершается до момента вынесения постановления по административному делу.
В связи с чем, законность постановления о привлечении к административной ответственности проверяется, исходя из собранных в рамках производства по административному делу доказательств.
Надлежащими доказательствами являются материалы административного дела.
Суд не вправе подменять по данной категории дел надзирающие и контролирующие органы.
Оценив в совокупности собранные административным органом доказательства по административному делу, по результатам которого вынесено оспариваемое постановление, апелляционный суд приходит к выводу о том, что их недостаточно для привлечения общества к административной ответственности по указанным выше обстоятельствам.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о незаконности постановления Управления государственного жилищного надзора Тамбовской области по делу об административном правонарушении от 29.10.2015 о привлечении ООО "Управляющая компания Контракт" к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ, а решение суда первой инстанции подлежащим отмене, как принятого с нарушением норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявления о привлечении к административной ответственности по аналогии с заявлениями об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, учитывая изложенное и руководствуясь п. 2 ст. 269, ст. 270 ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 01.04.2016 по делу N А64-6759/2015 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления государственного жилищного надзора Тамбовской области по делу об административном правонарушении от 29.10.2015 о привлечении ООО "Управляющая компания Контракт" к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в порядке ч. 4 ст. 288 АПК РФ, в двухмесячный срок.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.05.2016 N 19АП-2355/2016 ПО ДЕЛУ N А64-6759/2015
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 мая 2016 г. по делу N А64-6759/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2016 года
Постановление в полном объеме изготовлено 17 мая 2016 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Семенюта Е.А.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бауман Л.В.,
при участии:
- от ООО "Управляющая компания Контраст": представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- от Управления государственного жилищного надзора по Тамбовской области: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Контраст" (ОГРН 1106829007317, ИНН 6829070265) на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 01.04.2016 по делу N А64-6759/2015 (судья Сучков С.А.) по заявлению ООО "Управляющая компания Контраст" к Управлению государственного жилищного надзора по Тамбовской области (ОГРН 1086829001621, ИНН 6829041585) о признании незаконным и отмене постановления от 29.10.2015,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Контраст" (далее - ООО "Управляющая компания Контраст", общество, заявитель, ОГРН 1106829007317) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Управлению Государственного жилищного надзора Тамбовской области о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 29.10.2015 о признании виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ и назначении наказания в виде штрафа в размере 5000 рублей.
Решением суда от 01.04.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Контраст" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что общество не было ознакомлено с актом проверки. Управлением не представлено доказательств, подтверждающих законность оспариваемого постановления. В акте проверки и протоколе не содержится сведений о приборе, каким производилось измерение температуры горячего водоснабжения, не представлено доказательств соблюдения требований к измерению температуры горячего водоснабжения.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, Управлением государственного жилищного надзора Тамбовской области, на основании распоряжения начальника Управления N 438 от 10.09.2015, в отношении ООО "Управляющая компания Контраст" проведена плановая выездная и документарная проверка выполнения требований Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства РФ 6 мая 2011 N 354.
При проверке, 26.11.2015 в 14 час. 00 мин., было установлено, при проведении замера температуры воды системы горячего водоснабжения в точке разбора - кв. 144 дома N 88 по ул. Рылеева г. Тамбова составила 44°C, что не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 "Вода питьевая. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", так как температура воды составила 44°C, при гигиеническом нормативе не ниже 60°C и не выше 75°C (допустимое отклонение в ночное время не более, чем на 5°C, в дневное время не более, чем на 3°C).
По результатам проверки 07.10.2015 Управлением государственного жилищного надзора Тамбовской области в отношении ООО "Управляющая компания Контраст" составлен протокол об административном правонарушении N 94, предусмотренном статьей 7.23 КоАП РФ.
Постановлением Управления Государственного жилищного надзора Тамбовской области от 29.10.2015 ООО "Управляющая компания Контраст" привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 5000 руб.
Считая вынесенное постановление незаконным, общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Контраст" обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд области исходил из того, что в действиях общества имеется состав вменяемого административного правонарушения.
Рассмотрев материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции полагает решение подлежащим отмене.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии со статьей 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Целью установления административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ является защита интересов населения в области коммунального обслуживания.
Объектом правонарушения являются установленные в законном порядке нормативный уровень либо режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, образуют действия либо бездействие лица, повлекшие нарушение установленного нормативного уровня либо режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектом правонарушения по данной статье являются должностные и юридические лица, а также индивидуальные предприниматели, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В силу норм ст. 162 ЖК РФ, управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений за предоставление коммунальных услуг, качество которых должно соответствовать требованиям, установленным Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила).
В силу п. 2 Правил, потребителем коммунальных услуг является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением.
Исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Коммунальные услуги - это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Согласно пп. "в" п. 3 Правил, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в Приложении N 1 к Правилам.
В соответствии с пп. "д" п. 3 Правил, качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в Приложении N 1 к Правилам.
На основании п. 4 Правил коммунальная услуга по горячему водоснабжению представляет собой снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (пп. "а" п. 31 Правил).
Пункт 5 Приложения N 1 к Правилам предписывает обеспечение соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании - санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20 (далее - СанПиН 2.1.4.2496-09).
На основании п. 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.
Обстоятельства дела свидетельствуют, что при проведении проверки качества предоставления коммунальных услуг в виде горячего водоснабжения кв. 144 дома N 88 по ул. Рылеева г. Тамбова составила, компетентным лицом было установлено, что температура воды составила 44°C, при гигиеническом нормативе не ниже 60°C и не выше 75°C (допустимое отклонение в ночное время не более, чем на 5°C, в дневное время не более, чем на 3°C).
Суд области посчитал состав административного правонарушения доказанным.
Вместе с тем судом первой инстанции при рассмотрении дела не учтены следующие обстоятельства.
В соответствии с требованиями ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении, в числе прочего, выяснению подлежат следующие обстоятельства: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправное действие (бездействие), за которое КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица, совершившего административное правонарушение.
Проверка должна быть проведена в соответствии с Методическими указаниями МУК 4.3.2900-11.4.3 "Измерение температуры горячей воды систем централизованного горячего водоснабжения", утвержденными Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 12.07.2011.
Методические указания "МУК 4.3.2900-11.4.3 Методы контроля. Физические факторы. Измерение температуры горячей воды систем централизованного горячего водоснабжения. Методические указания" предназначены для органов и организаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а также могут быть использованы иными организациями, осуществляющими контроль качества воды систем централизованного горячего водоснабжения.
В силу п. 7.1. методических указаний отбор проб с целью проведения исследований для целей государственного санитарно-эпидемиологического надзора, производственного контроля осуществляется в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.2496-09 в местах водоразбора.
Согласно пункту 7.5. Методических указаний перед отбором проб горячей воды следует сливать воду до установления постоянной температуры. Время слива воды может составлять до 10 минут в зависимости от состояния распределительной сети и режима расхода горячей воды потребителем.
Данным пунктом также установлено, что при отборе проб в месте подачи горячей воды в разводящую сеть, слив воды не производится.
Таким образом, методические указания Роспотребнадзора устанавливают возможность слива горячей воды для осуществления лабораторного производственного контроля за качеством горячей воды, одним из показателей которых является ее температура.
Для измерения температуры воды должны использоваться средства измерения (СИ) температуры жидкостей с диапазоном не уже 20-100 °C, имеющие погрешность измерения не более +/- 0,5 °C и предназначенные для эксплуатации при температуре воздуха 20-35 °C, относительной влажности воздуха 30-80% и атмосферном давлении 84-106,7 кПа.
Из акта проверки следует, что был произведен визуальный осмотр.
В акте проверки не зафиксировано, каким образом был произведен замер температуры воды, каким устройством и в каком порядке проведен отбор проб.
Административным органом не представлено доказательств, что измерительные приборы были способны в соответствии со своими паспортами измерять температуру объектов как контактным, так и бесконтактным способом.
В материалах административного дела отсутствуют сведения, что административным органом было выбрано несколько точек водоразбора воды, что измерение проводилось при непрерывном токе воды в емкость.
Из материалов дела не следует, что административным органом проводился перед отбором проб горячей воды слив горячей воды: то есть до установления постоянной.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 07.10.2015, представитель общества не согласился с протоколом, отметив, что замер ГВС на вводе в дом не производился.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 26.5 КоАП РФ должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе брать образцы почерка, пробы и образцы товаров и иных предметов, необходимые для проведения экспертизы.
Согласно части 3 статьи 26.5 КоАП РФ о взятии проб и образцов составляется протокол, предусмотренный статьей 27.10 данного Кодекса. Так, процедура взятия проб и образцов предусматривает составление протокола уполномоченным должностным лицом в присутствии двух понятых.
В рассматриваемом случае при обследовании жилого дома и измерении фактического показателя температуры воды в системе горячего водоснабжения понятые не участвовали.
При таких обстоятельствах акт проверки от 26.09.2015 и протокол об административном правонарушении от 07.10.2015 N 94 не являются допустимыми доказательствами по данному делу, поскольку из них не усматривается, что был произведен отбор и отобранные образцы были исследованы и в отношении них составлены протоколы и экспертные заключения.
Следовательно, факт нарушения требований вышеуказанных санитарно-эпидемиологических правил и норм и предоставления коммунальных услуг жильцам дома, несоблюдение СанПиНа 2.1.4.2496-09 по температуре воды из разводящей сети горячего водоснабжения, не подтверждено соответствующими доказательствами.
Статьей 1.5 КоАП РФ закреплен принцип презумпции невиновности, который означает невозможность необоснованного административного преследования в отношении лица.
Исходя из норм КоАП РФ, сбор доказательств входит в обязанности контролирующего органа и завершается до момента вынесения постановления по административному делу.
В связи с чем, законность постановления о привлечении к административной ответственности проверяется, исходя из собранных в рамках производства по административному делу доказательств.
Надлежащими доказательствами являются материалы административного дела.
Суд не вправе подменять по данной категории дел надзирающие и контролирующие органы.
Оценив в совокупности собранные административным органом доказательства по административному делу, по результатам которого вынесено оспариваемое постановление, апелляционный суд приходит к выводу о том, что их недостаточно для привлечения общества к административной ответственности по указанным выше обстоятельствам.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о незаконности постановления Управления государственного жилищного надзора Тамбовской области по делу об административном правонарушении от 29.10.2015 о привлечении ООО "Управляющая компания Контракт" к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ, а решение суда первой инстанции подлежащим отмене, как принятого с нарушением норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявления о привлечении к административной ответственности по аналогии с заявлениями об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, учитывая изложенное и руководствуясь п. 2 ст. 269, ст. 270 ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
постановил:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 01.04.2016 по делу N А64-6759/2015 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления государственного жилищного надзора Тамбовской области по делу об административном правонарушении от 29.10.2015 о привлечении ООО "Управляющая компания Контракт" к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в порядке ч. 4 ст. 288 АПК РФ, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья
А.И.ПРОТАСОВ
А.И.ПРОТАСОВ
Судьи
Е.А.СЕМЕНЮТА
Н.Д.МИРОНЦЕВА
Е.А.СЕМЕНЮТА
Н.Д.МИРОНЦЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)