Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 29.09.2016 ПО ДЕЛУ N А26-3722/2016

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 29 сентября 2016 г. по делу N А26-3722/2016


Резолютивная часть решения объявлена 29 сентября 2016 года.
Полный текст решения изготовлен 29 сентября 2016 года.
Судья Арбитражного суда Республики Карелия Борунов И.Н.,
при ведении протокола судебного заседания до перерыва помощником судьи Шильниковой В.В., после перерыва - секретарем судебного заседания Ятовой Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании материалы дела по иску публичного акционерного общества "Единый расчетный центр Республики Карелия" (далее - ПАО "ЕРЦ РК", истец) к Администрации муниципального образования "Летнереченское сельское поселение" (далее - Администрация, ответчик) о взыскании 659 546,37 руб.,
- третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: некоммерческая организация Фонд капитального ремонта Республики Карелия (далее - Фонд капитального ремонта РК, третье лицо);
- при участии до перерыва:
- представителя истца - Керимова А.С., полномочия подтверждены доверенностью от 11.01.2016. (в деле);
- представителя ответчика - Сарычевой Ю.А., полномочия подтверждены доверенностью от 24.05.2016. (в деле);
- после перерыва:
- представителя истца - Керимова А.С., полномочия подтверждены доверенностью от 11.01.2016. (в деле);
- представители ответчика и третьего лица не явились, уведомлены надлежащим образом;
- установил:

26 апреля 2016 года ПАО "ЕРЦ РК" (ОГРН: 1061038023551, ИНН: 1016030179; местонахождение: Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Энгельса, 10-19) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Администрации муниципального образования "Летнереченское сельское поселение" (ОГРН: 1061006000175, ИНН: 1011007761; местонахождение: Республика Карелия, Беломорский район, пос. Летнереченский, ул. Школьная, 25) о взыскании 659 546,37 руб. задолженности по взносам на капитальный ремонт за период с июля 2015 года по январь 2016 года.
Определением Арбитражного суда Республики Карелия от 28 апреля 2016 года исковое заявление принято к рассмотрению, предварительное судебное заседание назначено на 26 мая 2016 года. Определением суда от 26 мая 2016 года завершена подготовка дела к судебному разбирательству, судебное заседание назначено на 24 июня 2016 года, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Фонд капитального ремонта РК. Определением суда от 24 июня 2016 года разбирательство по делу было отложено по ходатайству истца на 17 августа 2016 года, затем на 01 сентября 2016 года.
Ответчик направил в суд отзыв, в котором указал на необоснованность размера исковых требований.
Фонд капитального ремонта РК представил отзыв, в котором полагал предъявленный иск подлежащим удовлетворению.
В судебном заседании 01 сентября 2016 года представитель истца представил дополнения по делу, в числе которых расчет исковых требований (по 94 220,91 руб. за семь месяцев, с июля 2015 года по январь 2016 года) и квитанции на оплату за данный период. Определением суда от 01 сентября 2016 года судебное заседание отложено на 22 сентября 2016 года.
В судебном заседании 22 сентября 2016 года был объявлен перерыв до 11 часов 00 минут 29 сентября 2016 года.
До начала судебного заседания Администрация муниципального образования "Летнереченское сельское поселение" представила в суд ходатайство об отложении судебного разбирательства, по причине нахождения представителя на больничном, с приложением справки.
29 сентября 2016 года судебное заседание было продолжено после перерыва. Представитель истца, ознакомившись с ходатайством ответчика, оставил вопрос об отложении дела на усмотрение суда.
Суд отказывает в удовлетворении ходатайства ответчика, по причинам необходимости соблюдения процессуальных сроков рассмотрения дела. Кроме того, в ходе рассмотрения дела представитель ответчика неоднократно излагала свою правовую позицию; в деле есть отзыв на иск.
Представитель истца представил дополнительные пояснения, просил взыскать с Администрации муниципального образования "Летнереченское сельское поселение" 659 546,37 руб. задолженности по взносам на капитальный ремонт.
Исследовав письменные материалы дела, заслушав пояснения представителя истца и оценив представленные доказательства, суд установил следующие обстоятельства.
В соответствии с условиями заключенного между Фондом капитального ремонта (региональный оператор) и Администрацией (собственник) договора о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта от 28.09.2015., ответчик принял обязательство по ежемесячному внесению в срок до 10 числа месяца, следующего за истекшим, на основании платежных документов, представленных региональным оператором, взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, в которых имеются помещения, принадлежащие муниципальному образованию, а Фонд капитального ремонта обязался обеспечить проведение и финансирование капитального ремонта в указанных многоквартирных домах в сроки, определенные региональной программой капитального ремонта и краткосрочными планами реализации региональной программы. Перечень принадлежащих муниципальному образованию жилых помещений в многоквартирных домах и их площадь согласованы сторонами в приложении N 1 к договору.
Как следует из материалов дела, ответчику выставлялись платежные документы на оплату взносов на капитальный ремонт за период с июля 2015 года по январь 2016 года на общую сумму 659 546,37 руб. Указанные счета ответчиком не оплачен, задолженность составила 659 546,37 руб.
На основании агентского договора N 1 от 19.05.2015, заключенного между Фондом капитального ремонта (принципал) и ПАО "ЕРЦ РК" (агент), истец принял на себя обязательства по совершению от своего имени, но за счет принципала деятельности по начислению, сбору, и обработке взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, оформлению и доставке собственникам помещений в МКД платежных документов, ведению претензионно-исковой работы с целью взыскания задолженности по взносам на капитальный ремонт, а также процентов (пени) за ненадлежащее исполнение обязательства по уплате взносов на капитальный ремонт.
Заключение агентского договора, определяющего круг прав и обязанностей истца по отношению к принципалу - Фонду капитального ремонта, в силу статьи 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации обуславливает правомерность обращения ПАО "ЕРЦ РК" в суд с заявлением о взыскании с ответчика задолженности по договору. Наличие у ответчика задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт по состоянию на январь 2016 года послужило основанием для предъявления настоящего иска в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
В соответствии со статьей 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 37, 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество.
Согласно части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.
Пунктом 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации установлена обязанность уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
В соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Статьей 6 Закона Республики Карелия от 20.12.2013 N 1758-ЗРК "О некоторых вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Карелия" установлено, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении шести календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа, в которую включен этот многоквартирный дом.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 26.11.2014 N 346-П утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Карелия, на 2015-2044 годы, включающая многоквартирные дома, указанные в приложении N 1 к договору от 28.09.2015. Программа опубликована в "Собрании законодательства Республики Карелия", N 11 (Часть I), ноябрь, 2014, ст. 2034, "Собрании законодательства Республики Карелия", N 11 (Часть II), ноябрь, 2014, ст. 2034, на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.12.2014.
Таким образом, с июля 2015 года у ответчика имеется обязательство по внесению взносов на капитальный ремонт, урегулированное положениями договора, заключенного с Фондом капитального ремонта.
Расчет задолженности по взносам на капитальный ремонт правомерно определен истцом, исходя из общей площади принадлежащих ответчику помещений и установленного Постановлением Правительства Республики Карелия от 02.02.2015 N 32-П минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на 2015 год - 6,30 рубля на один квадратный метр общей площади помещения в месяц.
Учитывая, что требования ПАО "ЕРЦ РК" о взыскании задолженности по взносам на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах основаны на нарушении ответчиком обязанностей собственника помещений и обязательств, взятых на себя по договору о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта, суд считает требование истца доказанным, подтвержденным по праву и по размеру и подлежащим удовлетворению на основании статей 8, 307, 309, 210, 249, 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 37, 39, 158, 169 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Правовую позицию ответчика суд оценивает критически. Довод о том, что оплате подлежат только взносы на капитальный ремонт в отношении домов, указанных в приложении N 1 к договору и в Постановлении Администрации муниципального образования "Летнереченское сельское поселение" от 27.05.2015 N 15/1, противоречит императивной норме статьи 169 Жилищного кодекса РФ. Также ответчик указывал, что один из домов, дом номер 4 по улице Школьной, признан аварийным и в отношении него взносы на капитальный ремонт оплате не подлежат. Данный довод противоречит Положению о признании помещения непригодным для проживания и аварийным, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 за N 47 (далее - Положение N 47). Согласно пункту 49 Положения N 47, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения о признании дома аварийным принимает решение с указанием дальнейшего использования, сроках отселения, о сносе или реконструкции дома. В дело представлено заключение от 21.10.2010. о признании дома N 4 по улице Школьной аварийным, однако не представлено распоряжений органа местного самоуправления о дальнейшей судьбе данного дома, как того требует Положение N 47.
Принимая во внимание, что в рассматриваемых правоотношениях Администрация представляет публичные интересы муниципального собственника, взыскание должно производиться за счет казны муниципального образования.
Расходы по государственной пошлине согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагаются на ответчика, исходя из обоснованности и правомерности заявленных истцом требований. Согласно пп. 1.1. п. 1 ч. 1 ст. 333.37. Налогового кодекса РФ, органы местного самоуправления освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах. В то же время в случае удовлетворения судом требований лица, не освобожденного от уплаты госпошлины по делу, распределение судебных расходов осуществляется в соответствии с требованиями статьи 110 АПК РФ. Если проигравшей стороной является орган местного самоуправления, освобожденный от уплаты госпошлины, то с него взыскиваются в пользу выигравшей стороны понесенные судебные расходы, в том числе по уплате госпошлины.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия
решил:

1. Иск удовлетворить.
2. Взыскать с Администрации муниципального образования "Летнереченское сельское поселение" (ОГРН: 1061006000175, ИНН: 1011007761) за счет средств казны муниципального образования в пользу публичного акционерного общества "Единый расчетный центр Республики Карелия" (ОГРН: 1061038023551, ИНН: 1016030179) 659 546,37 руб. задолженности по взносам за капитальный ремонт за период с июля 2015 года по январь 2016 года, а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 16 190,93 руб.
3. Решение может быть обжаловано:
- - в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект, 65);
- - в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Арбитражный суд Северо-Западного округа (190000, г. Санкт-Петербург, ул. Якубовича, 4) при условии, что данное решение было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Республики Карелия.
И.Н.БОРУНОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)