Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.08.2016 N 13АП-16156/2016 ПО ДЕЛУ N А56-19143/2016

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 августа 2016 г. N 13АП-16156/2016

Дело N А56-19143/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 11 августа 2016 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе судьи Борисовой Г.В.
при ведении протокола судебного заседания: Трощенковой Д.С.
при участии: без вызова сторон
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16156/2016) ООО "Жилкомсервис N 1 Центрального района" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.05.2016 по делу N А56-19143/2016 (судья Ресовская Т.М.), принятое в порядке упрощенного производства
по заявлению ООО "Жилкомсервис N 1 Центрального района"
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
об оспаривании постановления
установил:

ООО "Жилкомсервис N 1 Центрального района" (191028, Санкт-Петербург, ул. Моховая, д. 8, ОГРН 1089847137588, далее - ООО "ЖКС N 1 Центрального района, общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (195112, Санкт-Петербург, Малоохтинский пр., д. 68, далее ГЖИ) от 09.03.2016 N 817/16 о привлечении общества к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решением суда первой инстанции ООО "ЖКС N 1 Центрального района в удовлетворении заявленных требований отказано в связи с обоснованным привлечением заявителя к административной ответственности.
Не согласившись с решением суда, ООО "ЖКС N 1 Центрального района направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований по тем основаниям, что судом необоснованно отклонены доводы о малозначительности совершенного обществом правонарушения.
Апелляционная жалоба рассматривается без участия сторон в порядке ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, в период с 02.02.2016 по 13.02.2016 Государственной жилищной инспекцией Санкт-Петербурга на основании распоряжения от 01.02.2016 N 07/1220-р проведена внеплановая выездная проверка по вопросу соблюдения ООО "ЖКС N 1 Центрального района" лицензионных требований в процессе осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным жилым домом по адресу: Санкт-Петербург, Невский пр., д. 100. Основанием для проверки послужила жалоба гр. Коппалова А. на ненадлежащее предоставление услуг по водо- и теплоснабжению (вх. N 492/16-1 от 13.01.2016).
По результатам проверки, в присутствии представителя управляющей компании составлен акт от 02.02.2016 N 07/1720-р (с изготовлением фототаблицы), в котором зафиксировано, что в нарушение Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170) по адресу: Санкт-Петербург, Невский пр., д. 100:
- - у входа на лестничную клетку (вход на чердак), где проходят инженерные сети, нарушено и не восстановлено после ремонтных работ покрытие пола (нарушение п. 4.4.15 Правил N 170);
- - на лестничной площадке первого этажа у кв. 15 (вход на чердак), складирован строительный мусор (нарушение п. 3.2.16 Правил N 170);
- - чердачное помещение захламлено бытовым, строительным мусором, не освещено (нарушение п. 3.3.4 Правил N 170).
Выявленные нарушения послужили основанием для составления 16.02.2016 в отношении ООО "ЖКС N 1 Центрального района протокола об административном правонарушении N 07/1220-р по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
За нарушение пунктов 3.2.16, 3.3.4, 4.4.15 Правил N 170 заместителем начальника ГЖИ Санкт-Петербурга вынесено постановление от 09.03.2016 N 817/16 о привлечении ООО "ЖКС N 1 Центрального района к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях за совершение административного правонарушения в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
ООО "ЖКС N 1 Центрального района с указанным постановлением административного органа не согласилось и обжаловало его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, дал объективную оценку обстоятельствам дела и правильно применил нормы материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей.
Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее - Правила эксплуатации), которые определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации.
Пунктом 1.8 указанных Правил установлено, что техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий, их осмотры, подготовку к сезонной эксплуатации, текущий и капитальный ремонты.
Согласно абзацу 1 раздела II Правил N 170 техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.
В соответствии с п. 4.4.15 Правил заделка разрушенных мест в цементных, мозаичных и асфальтовых полах должна производиться слоями той же толщины и из тех же материалов, что и ранее уложенные полы. Поверхность основания под полы должна быть прочной, насеченной, очищенной от пыли, а также увлажненной (под асфальтовые полы основание не увлажняется). Отремонтированные места цементных полов на вторые сутки следует зажелезнить цементом.
Согласно п. 3.2.16 Правил размещение на лестничных площадках бытовых вещей, оборудования, инвентаря и других предметов не допускается. Входы на лестничные клетки и чердаки, а также подходы к пожарному оборудованию и инвентарю не должны быть загроможденными.
В соответствии с п. 3.3.4 Правил чердачные помещения не должны быть захламленными строительным мусором, домашними и прочими вещами и оборудованием.
Материалами дела, в том числе, актом проверки от 02.02.2016 N 05/93 с приложенной к нему фототаблицей, протоколом об административном правонарушении от 16.02.2015 N 07/1220-р, подтверждается нарушение ООО "ЖКС N 1 Центрального района" требований Правил N 170, выразившихся в невосстановлении после ремонтных работ покрытия пола на лестничной площадке; складировании на лестничной площадке первого этажа у кв. 15 строительного мусора; захламлении чердачного помещения бытовым, строительным мусором, отсутствии в нем освещения.
Нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, Правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Как видно из материалов дела, при обследовании многоквартирных жилых зданий специалистами ГЖИ выявлено нарушение обществом пунктов 3.2.16, 3.3.4, 4.4.15 Правил N 170.
Вышеуказанные нарушения образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях, наличие указанных нарушений общество не отрицает.
Субъектами ответственности по ст. 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях являются должностное лицо жилищно-коммунальной службы, иная организация или юридическое лицо, ответственное за содержание жилых домов и (или) жилых помещений.
В отношении субъекта правонарушения, указанные в статье 7.22 Кодекса РФ об административных нарушениях, юридические лица или их должностные лица являются лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов и (или) жилых помещений (в том числе жилых домов), если юридическое лицо является управляющей организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом, заключенным в соответствии со статьей 162 Кодекса на условиях, указанных в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или определенных по результатам открытого конкурса, проводимого в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом". В случае заключения управляющей организацией договора с подрядной организацией к административной ответственности привлекается лицо, непосредственно виновное в совершении правонарушения в соответствии с обязательствами, определенными договором (п.в.).
Судом первой инстанции установлено, что ООО "ЖКС N 1 Центрального района" осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: Санкт-Петербург, Невский пр., д. 100, на основании заключенного контракта N 122/14 от 19.06.2014, согласно которому общество приняло на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и выполнению работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества данного многоквартирного дома.
При названных обстоятельствах, правомерным является вывод суда, что именно на общество возложены функции по содержанию и обслуживанию многоквартирного дома, в связи с чем оно является субъектом административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения обществом Правил и норм технической эксплуатации в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые общество не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
ООО "ЖКС N 1 Центрального района обязано осуществлять надлежащее содержание общего имущества собственников данных домов, в том числе, содержать покрытие пола в надлежащем состоянии; не допускать захламления лестничных площадок и чердачных помещений.
Таким образом, административным органом доказан факт правонарушения и вина общества в его совершении. Процессуальных нарушений при его привлечении к административной ответственности по ст. 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях апелляционным судом не установлено. Протокол об административном правонарушении составлен, административное дело рассмотрено в присутствии представителя общества, ГЖИ соблюден срок привлечения заявителя к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда о невозможности применения положений статьи 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях по следующим основаниям.
Согласно статье 1.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, задачами законодательства об административных правонарушениях является, в том числе, защита законных экономических интересов общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
Административная ответственность как реализация принудительных мер представляет собой средство самозащиты государства от вреда, причиненного нарушением действующих в государстве правил. С помощью мер административной ответственности достигаются цели наказания правонарушителя, предупреждения самих правонарушений, а также восстановления нарушенной социальной справедливости.
Согласно пунктам 18, 18.1 постановления Пленума ВАС РФ N 10 при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
В связи с отсутствием доказательств исключительности рассматриваемого случая, расценивать совершенное обществом правонарушение по статье 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, как малозначительное, у суда первой инстанции оснований не имелось. Частичное устранение выявленных нарушений к таким обстоятельствам отнесено быть не может. Правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях, носит формальный характер, для привлечения к ответственности по данной норме, вопреки позиции общества, не требуется наступления соответствующих негативных последствий.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции в полном объеме исследовал фактические обстоятельства дела, дал им объективную оценку, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24 мая 2016 года по делу N А56-19143/2016, принятое в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Жилкомсервис N 1 Центрального района" без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья
Г.В.БОРИСОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)