Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.03.2016 N 12АП-618/2016 ПО ДЕЛУ N А12-38912/2015

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 марта 2016 г. по делу N А12-38912/2015


Резолютивная часть постановления объявлена "16" марта 2016 года
Полный текст постановления изготовлен "17" марта 2016 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Кузьмичева С.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Комаровым А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Южные районы Волгограда"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07 декабря 2015 года по делу N А12-38912/2015 (судья Двоянова Т.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Южные районы Волгограда" (400011, г. Волгоград, ул. Краснопресненская, 1а, ОГРН 1113460000060 ИНН 3446040768)
к департаменту жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда (400066, г. Волгоград, ул. Маршала Чуйкова, 15, ОГРН 1023403430082 ИНН 3444069673)
о признании недействительным предписания,
при участии в судебном заседании представителей: от общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Южные районы Волгограда" - Карасевой Натальи Николаевны, действующей по доверенности от 11.01.2016,
без участия в судебном заседании представителей: департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда (почтовое уведомление N 96770 приобщено к материалам дела),

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Южные районы Волгограда" (далее - ООО "ГК "ЮРВ", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, в котором просит признать недействительным предписание департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда (далее - департамент ЖКХ и ТЭК) от 10.06.2015 N 1380-П-2.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 07 декабря 2015 года по делу N А12-38912/2015 в удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Южные районы Волгограда" о признании незаконным и отмене предписания департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда от 10.06.2015 N 1380-П-2 отказано.
Не согласившись с принятым решением, общество с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Южные районы Волгограда" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Письменного отзыва в порядке статьи 262 АПК РФ на апелляционную жалобу не представлено.
В судебном заседании представитель общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Южные районы Волгограда" поддержал позицию по делу.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (п. 1 ст. 123, п. 3 ст. 156 АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении апелляционной жалобы установлены следующие обстоятельства.
На основании распоряжения заместителя руководителя департамента ЖКХ и ТЭК от 04.06.2015 N 1380-П с целью рассмотрения доводов обращений граждан в период с 08.06.2015 по 10.06.2015 проведена внеплановая выездная проверка ООО "ГК "ЮРВ" на предмет соблюдения требований Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстрой РФ от 27.09.2003 N 170, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, Постановления от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и порядке их оказания и исполнения", результаты которой зафиксированы в акте от 10.06.2015 N 1380-П.
По результатам проверки департаментом ЖКХ и ТЭК составлен акт проверки N 1380-П от 10.06.2015, в котором зафиксированы нарушения, выявленные при проверке дома N 18 по ул. Калининградской:
- - по периметру здания в покрытии отмостки наблюдаются просадки, щели и трещины, участки разрушения бетонного покрытия, наблюдаются трещины в местах сопряжения цоколя с отмосткой, что является нарушением требований пункта 10 Правил N 491, пунктов 4.1.6, 4.1.7 Правил и норм N 170;
- - цоколь здания местами имеет участки разрушения отделочных слоев, что является нарушением требований пункта 10 Правил N 491, пунктов 4.2.3.1, 4.2.3.2, 4.2.3.4 Правил и норм N 170;
- - по периметру фасада здания наблюдаются вертикальные и диагональные трещины в кирпичной кладке, наблюдаются участки выветривания раствора в швах кирпичной кладки стен, что является нарушением требований пункта 10 Правил N 491, пунктов 4.2.1.1, 4.2.1.3, 4.2.1.14 Правил и норм N 170;
- - на кровельном покрытии дома имеются смещения, сколы, ослабление крепления элементов кровли к обрешетке и неплотного прилегания друг к другу, что является нарушением требований пункта 10 Правил N 491, пунктов 4.6.1.1, 4.6.1.2 Правил и норм N 170;
- - коньковое обрамления не обеспечивает водонепроницаемость кровельного покрытия, что является нарушением требований пункта 10 Правил N 491, пункта 4.6.3.6 Правил и норм N 170.
Обществу с ограниченной ответственностью Группа компаний "Южные районы Волгограда" выдано предписание от 10.06.2015 N 1380-П-2 (л.д. 102-103, т. 1), согласно которому заявителю предписано в срок до 01.08.2015:
- - выполнить работы по приведению в надлежащее техническое состояние отмостку дома в соответствии с требованием Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстрой РФ от 27.09.2003 N 170;
- - выполнить работы по приведению в надлежащее техническое состояние цоколь дома в соответствии с требованием Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстрой РФ от 27.09.2003 N 170;
- - выполнить работы по приведению в надлежащее техническое состояние фасад дома в соответствии с требованием Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстрой РФ от 27.09.2003 N 170;
- - выполнить работы по приведению в надлежащее техническое состояние конструктивных элементов крыши в соответствии с требованием Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстрой РФ от 27.09.2003 N 170.
ООО "ГК "ЮРВ", полагая, что выданное административным органом предписание является незаконным и нарушает права и законные интересы общества, обратилось с соответствующим заявлением в Арбитражный суд Волгоградской области.
Отказывая в удовлетворении заявленных ООО ГК "ЮРВ" требований, Арбитражный суд Волгоградской области, принимая во внимание, что обществом не принимаются своевременные и необходимые меры по обеспечению надлежащего содержания и ремонта общего имущества жилого дома, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Калининградская, д. 18, что создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью проживающих в нем граждан пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание от 10.06.2015 N 1380-П-2 основано на нормах действующего законодательства и не нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд апелляционной инстанции ознакомившись с доводами апелляционной жалобы, исследовав письменные материалы дела, не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц требуется одновременно наличие двух условий: несоответствие их закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Частью 5 статьи 200 АПК РФ установлено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 65 АПК РФ заявитель должен доказать обстоятельства, на которые ссылается как на основание своих требований и возражений.
Жилой дом, расположенный по адресу: г. Волгоград ул. Калиниградская, д. 18, на момент совершения правонарушения находился в управлении ООО "Группа компаний "Южные районы Волгограда", что подтверждено договором управления многоквартирным домом от 01.10.2014 (т. 1, л.д. 141-148).
В соответствии с пунктами 2.1.1, 2.1.2 договора управления управляющая организация ООО "ГК "ЮРВ" приняла на себя обязательства осуществлять управление многоквартирным домом в соответствии с условиями договора и действующим законодательством РФ, самостоятельно или с привлечением третьих лиц, имеющих необходимые специальные навыки, оборудование и разрешительные документы, оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома.
Согласно пункту 10 Правил N 491 общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В Правилах N 170 закреплены требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда, в соответствии с которыми:
- - отмостки и тротуары должны иметь поперечные уклоны от стен здания не менее 0,03; поверхность отмостки, граничащей с проезжей частью, должна быть приподнята над ней на 15 см; ширина отмостки устанавливается проектом (песчано-дерновые отмостки допускается заменять бетонными и асфальтовыми отмостками) (пункт 4.1.6);
- - просадки, щели и трещины, образовавшиеся в отмостках и тротуарах, необходимо заделывать материалами, аналогичными покрытию: битумом, асфальтом, мастикой или мятой глиной с предварительной расчисткой поврежденных мест и подсыпкой песком (пункт 4.1.7);
- - организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать заданный температурно-влажностный режим внутри здания, исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность), устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития, теплозащиту, влагозащиту наружных стен (пункт 4.2.1.1);
- - не допускаются деформации конструкций, отклонение конструкций от вертикали и осадка конструкций, расслоение рядов кладки, разрушение и выветривание стенового материала, провисания и выпадение кирпичей; причины и методы ремонта устанавливает специализированная организация; допустимая ширина раскрытия трещин в панелях 0,3 мм, в стыках - 1 мм (пункт 4.2.1.3),
- организации по обслуживанию жилищного фонда при обнаружении трещин, вызвавших повреждение кирпичных стен, панелей (блоков), отклонения стен от вертикали, их выпучивание и просадку на отдельных участках, а также в местах заделки перекрытий, должны организовывать систематическое наблюдение за ними с помощью маяков или др. способом; если будет установлено, что деформации увеличиваются, следует принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций; стабилизирующиеся трещины следует заделывать (пункт 4.2.1.14),
- - местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушение герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждение или износ металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушение водосточных труб, мокрые и ржавые пятна, потеки и высолы, общее загрязнение поверхности, разрушение парапетов и т.д. должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; разрушение и повреждение отделочного слоя, ослабление крепления выступающих из плоскости стен архитектурных деталей (карнизов, балконов, поясов, кронштейнов, розеток, тяг и др.) следует устранять при капитальном ремонте по проекту (пункт 4.2.3.1);
- - организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования; воздухообмен и температурно-влажностный режим, препятствующие конденсатообразованию и переохлаждению чердачных перекрытий и покрытий; обеспечение проектной высоты вентиляционных устройств; чистоту чердачных помещений и освещенность; достаточность и соответствие нормативным требованиям теплоизоляции всех трубопроводов и стояков; усиление тепловой изоляции следует выполнять эффективными теплоизоляционными материалами; исправность в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, отсутствие засорения и обледенения воронок, протекания стыков водосточного стояка и конденсационного увлажнения теплоизоляции стояка; выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки (пункт 4.6.1.1).
- - следует устранять, не допуская дальнейшего развития, деформации в кровельных несущих конструкциях: деревянных (нарушения соединений между элементами, разрушение гидроизоляции мауэрлатов, загнивание и прогиб стропильных ног, обрешетки и др. элементов); железобетонных (разрушение защитного слоя бетона, коррозия арматуры, прогибы и трещины, выбоины в плитах и др.); в кровлях из листовой стали (ослабление гребней и фальцев, пробоины и свищи, коррозия, разрушение окрасочного или защитного слоя); в кровлях из асбестоцементных плиток, листов черепицы и других штучных материалов (повреждения и смещения отдельных элементов, недостаточный напуск друг на друга и ослабление крепления элементов кровель к обрешетке); в кровлях из рулонных материалов (отслоение от основания, разрывы и пробоины, местные просадки, расслоение в швах и между полотнищами, вздутия, растрескивание покровного и защитного слоев); мастичных (отслоение, разрушение мастичного слоя) (пункт 4.6.1.2);
- - для асбестоцементной кровли требуется обеспечить плотное покрытие конька кровли; исправное состояние покрытия около труб и расжелобков.
Запрещается: в мягких кровлях уплотнять швы сопряжений цементно-песчаным раствором с последующим нанесением по нему мастики, разбавлять тиоколовые мастики растворителями, цементом, песком и т.д., выполнять гидроизоляцию чистым битумом, гудроном.
Устранение этих нарушений должно осуществляться в возможно короткие сроки (пункт 4.6.3.6).
Перечисленные требования обществом не выполнены, что подтверждается актом проверки N 1380-П от 10.06.2015 (т. 1, л.д. 104-111).
В данном случае доказательств принятия заявителем всех необходимых и достаточных мер для надлежащего исполнения возложенных на него обязанностей содержанию общего имущества и технической эксплуатации жилищного фонда вышеуказанного многоквартирного жилого дома, наличия обстоятельств, объективно препятствующих этому, в материалы дела не представлено.
Таким образом, общество не проявило ту степень заботливости и осмотрительности, а также должного контроля, которые необходимы для соблюдения требований законодательства о содержании общего имущества многоквартирного дома и технической эксплуатации жилищного фонда.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что рассматриваемый жилой дом рекомендовано признать аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем нарушение уполномоченным органом местного самоуправления срока для принятия предписанных Положением о признании помещения жилыми помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции решений, не может являться основанием для возложения данным органом на управляющую компанию обязанности принять меры по устранению недостатков технического состояния жилого помещения, являющихся основными признаками его аварийного состояния, отклоняется судом апелляционной инстанции ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, межведомственной комиссией администрации Советского района Волгограда по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории Советского района принято решение только о выявлении оснований для признания многоквартирного дома N 18 по ул. Калининградская аварийным и подлежащим сносу.
Кроме того, в соответствии с разъяснениями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации изложенным в пункте 3.2 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11 (ред. от 25.01.2013) "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", признание жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции само по себе не является обстоятельством, исключающим обязанность по содержанию этого дома в необходимых объемах до отселения проживающих в нем лиц (например, в соответствии с гигиеническими требованиями к жилым помещениям, участку и территории жилых зданий).
В соответствии с пунктом 2.3.7 Правил и норм N 170 в зданиях, намеченных к производству капитального ремонта в течение ближайших пяти лет или подлежащих сносу, текущий ремонт следует ограничивать работами, обеспечивающими нормативные условия для проживания (подготовка к весенне-летней и зимней эксплуатации, наладка инженерного оборудования).
Согласно пункту 2.6.1 Правил и норм N 170 целью подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства к сезонной эксплуатации является обеспечение сроков и качества выполнения работ по обслуживанию (содержанию и ремонту) жилищного фонда, обеспечивающих нормативные требования проживания жителей и режимов функционирования инженерного оборудования в зимний период.
В силу положений пункта 2.6.2 Правил и норм N 170 при подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период надлежит:
- - устранить неисправности: стен, фасадов, крыш, перекрытий чердачных и над техническими подпольями (подвалами), проездами, оконных и дверных заполнений, а также отопительных печей, дымоходов, газоходов, внутренних систем тепло-, водо- и электроснабжения и установок с газовыми нагревателями;
- - привести в технически исправное состояние территорию домовладений с обеспечением беспрепятственного отвода атмосферных и талых вод от отмостки, от спусков (входов) в подвал и их оконных приямков;
- - обеспечить надлежащую гидроизоляцию фундаментов, стен подвала и цоколя и их сопряжения со смежными конструкциями, лестничных клеток, подвальных и чердачных помещений, машинных отделений лифтов, исправность пожарных гидрантов.
Таким образом, работы, связанные с поддержанием в надлежащем техническом состоянии стен, фасадов, крыш, перекрытий в домах, намеченных к производству капитального ремонта в течение ближайших пяти лет, являются обязательными видами работ, выполняемых управляющей организацией при осуществлении функций управления.
ООО "Группа компаний "Южные районы Волгограда" не принимаются в соответствии с требованиями действующих правил содержания и ремонта жилых домов своевременные и необходимые меры по обеспечению надлежащего содержания и ремонта общего имущества вышеуказанного жилого дома, что создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью проживающих в нем граждан.
Таким образом, признание жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции не освобождает управляющую организацию от выполнения обязанностей по содержанию и текущему ремонту многоквартирного дома.
При таких обстоятельствах предписание департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда от 10.06.2015 N 1380-П-2 основано на нормах действующего законодательства и не нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем признанию незаконным и отмене не подлежит.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта при рассмотрении дела не допущено.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07 декабря 2015 года по делу N А12-38912/2015 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Группа компаний "Южные районы Волгограда" - без удовлетворения.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы судебная коллегия в порядке ст. 110 АПК РФ относит на заявителя, как проигравшую сторону.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07 декабря 2015 года по делу N А12-38912/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий
М.Г.ЦУЦКОВА

Судьи
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
А.В.СМИРНИКОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)