Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.07.2017 N 10АП-6568/2017 ПО ДЕЛУ N А41-70341/15

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июля 2017 г. по делу N А41-70341/15


Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июля 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Закутской С.А.,
судей Гараевой Н.Я., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Магомадовой К.С.,
при участии в заседании:
- от публичного акционерного общества "Красногорская теплосеть": Леонова Н.В., представитель по доверенности N 29 от 30.12.2016 г., паспорт; Приешкина И.А., представитель по доверенности N 1417/02 от 17.04.2017 г., паспорт; Качалова И.В., представитель по доверенности N 1714/02 от 31.05.2017 г., паспорт;
- от товарищества собственников жилья "Южный, 47": Макеева С.В., представитель по доверенности б/н от 12.10.2016 г. паспорт; Крюкова С.И., представитель по доверенности б/н от 10.10.2017 г., паспорт;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Красногорская теплосеть" на решение Арбитражного суда Московской области от 15 марта 2017 года по делу N А41-70341/15, принятое судьей Сороченковой Т.В., по иску публичного акционерного общества "Красногорская теплосеть" к товариществу собственников жилья "Южный, 47" о взыскании денежных средств,

установил:

публичное акционерное общество "Красногорская теплосеть" (ПАО "Красногорская теплосеть") обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к товариществу собственников жилья "Южный, 47" (ТСЖ "Южный, 47"), в котором с учетом уточнения требований в порядке ст. 49 АПК РФ просило взыскать с ответчика задолженность в размере 3 504 101 руб. 47 коп.
Решением Арбитражного суда Московской области от 20 апреля 2016 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 04 августа 2016 года, исковые требования удовлетворены.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 28 ноября 2016 года решение арбитражного суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции по данному делу отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области, при этом суд кассационной инстанции указал, что при новом рассмотрении дела суду следует установить, какой ресурс подлежал передаче по договору от 01.04.2013 N 923, порядок его расчета на основании представленных сторонами доказательств, а также проверить представленные истцом и ответчиком расчеты спорной задолженности на соответствие их пункту 42 и формуле 23 приложения 2 к Правилам N 354.
Арбитражный суд Московской области при новом рассмотрении дела решением от 15 марта 2017 года отказал ПАО "Красногорская теплосеть" в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с данным судебным актом, ПАО "Красногорская теплосеть" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, как вынесенное с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, а также с неправильным применением норм материального права.
В судебном заседании истцом заявлено письменное ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, Комитет по ценам и тарифам Московской области.
Суд отказал в удовлетворении данного ходатайства, поскольку в силу ст. 51 АПК РФ третьи лица могут быть привлечены к участию в деле только до разрешения спора по существу, в связи с чем при рассмотрении апелляционной жалобы такое ходатайство не может быть рассмотрено и удовлетворено судом.
Законность и обоснованность решения суда проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, ПАО "Красногорская теплосеть", обращаясь в суд с заявленными требованиями, указало, что на основании заключенного сторонами спора договора горячего водоснабжения N 923 от 01.04.2013 ПАО "Красногорская теплосеть" (энергоснабжающая организация) в период с апреля 2014 года по июль 2015 года поставило ТСЖ "Южный, 47" (абоненту) через присоединенную сеть горячую воду, стоимость которой ответчик в полном объеме не оплатил, в связи с чем задолженность ТСЖ "Южный, 47" составила 3 504 101 руб. 47 коп.
Ответчик в добровольном порядке имеющуюся задолженность не погасил, в связи с чем истец обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, отказывая ПАО "Красногорская теплосеть" в удовлетворении заявленных требований, исходил из отсутствия у товарищества задолженности по оплате горячей воды и несоответствия произведенных истцом начислений нормам действующего законодательства.
Заявитель апелляционной жалобы, оспаривая решение суда первой инстанции, указал, что суд не принял во внимание, что Комитет по ценам и тарифам Московской области установил для ПАО "Красногорская теплосеть" двухкомпонентный тариф на горячую воду, что подтверждается Распоряжениями N 149-Р от 19 декабря 2014 года и N 151-Р от 23 декабря 2013 года, а, следовательно, применение истцом двухкомпонентного тарифа при расчетах с ответчиком является правомерным.
Также заявитель апелляционной жалобы сослался на то, что в данном случае стоимость потребленного ресурса не может быть определена расчетным методом с применением нормативов, как это предусмотрено пунктом 42 Правил N 354, поскольку дома ТСЖ "Южный, 47" оснащены общедомовыми приборами учета горячей воды, позволяющими определять объем потребленного ресурса и в куб. м и в Гкал.
Общество считает, что формула 23 Правил N 354 применяется исключительно при расчетах исполнителя коммунальных услуг с потребителями и не может применяться при расчетах с ресурсоснабжающими организациями.
В судебном заседании представители ПАО "Красногорская теплосеть" поддержали доводы своей апелляционной жалобы.
Представитель ТСЖ "Южный, 47" против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылался на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный апелляционный суд полагает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Как видно из материалов дела, 01 апреля 2013 года ПАО "Красногорская теплосеть" (энергоснабжающая организация) и ТСЖ "Южный, 47" (абонент) заключили договор горячего водоснабжения N 923, в соответствии с которым истец обязался поставить ответчику через присоединенную сеть горячую воду.
В пункте 2.1 договора стороны согласовали, что при исполнении обязательств по настоящему договору истец и ответчик руководствуются, в том числе, Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
В соответствии с договором горячего водоснабжения от 01.04.2013 N 923 истец через присоединенную сеть обязался поставлять ответчику именно горячую воду, а не тепловую энергию, при этом, как установлено судом апелляционной инстанции, именно истец приобретает воду для дальнейшей поставки ответчику такого ресурса как горячая вода.
Согласно части 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации количество поданной энергоснабжающей организацией и использованной абонентом энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пункту 3.3.5 договора абонент обязан применять для расчетов полученных объемов для горячего водоснабжения показания общедомовых автоматизированных приборов учета, установленных на границе разграничения сетей и эксплуатационной ответственности сторон.
В пункте 4.1 договора стороны согласовали, что учет отпуска горячей воды производится по приборам учета, прошедшим государственные проверки и установленным на границе эксплуатационной ответственности сторон.
Как следует из представленных документов, поставка горячей воды оказывается в отношении многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика, централизованно в закрытой системе горячего водоснабжения, при этом в помещениях граждан (потребителей) установлены индивидуальные приборы учета горячей воды, которые считают потребленный объем именно горячей воды.
При централизованном горячем водоснабжении наличие/установка иных приборов учета в квартирах граждан (потребителей) не предусмотрена.
Разногласия сторон возникли относительно порядка расчета объема коммунального ресурса (горячей воды), потребленного многоквартирными домами, находящимися в управлении ответчика.
Истец рассчитал объем горячей воды, поставленной в многоквартирные дома, на основании показаний общедомового прибора учета и двухкомпонентного тарифа.
Ответчик при расчете стоимости приобретенной горячей воды использует расчетный объем коммунального ресурса, исходя из норматива расчета тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Вопросы ценообразования и установления нормативов потребления в сфере горячего водоснабжения, в частности осуществляемого с использованием закрытых систем водоснабжения, регулируются Законом N 416-ФЗ.
В силу части 9 статьи 32 Закон N 416-ФЗ тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в случае установления двухкомпонентных тарифов, исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, установлен в абзаце 6 пункта 38 Правил N 354.
В соответствии с пунктом 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды.
При этом из пункта 26 приложения N 2 к Правилам N 354 следует, что для применения формулы 23 необходимо использовать утвержденный норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Таким образом, расчет размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю в помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду осуществляется исходя из норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и не зависит от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Стоимость тепловой энергии на подогрев воды является одной из составляющих устанавливаемого тарифа на горячую воду (руб. /куб. м).
Органы регулирования муниципальных образований регулируют тариф на горячее водоснабжение для потребителей в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 г. N 210, с учетом тарифов на тепловую энергию, устанавливаемую органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов и надбавок. Таким образом, количество тепловой энергии, необходимой для подогрева 1 м3 холодной воды, определяется ресурсоснабжающей организацией и органом местного самоуправления самостоятельно и учитывается при регулировании тарифа на горячую воду. Согласно пунктам 6, 7 Основ ценообразования N 520 тариф на горячую воду представляет собой ставку платы за потребление горячей воды из расчета платы за кубический метр горячей воды.
С учетом изложенного ответчиком правильно определен размер платы за тепловую энергию, используемую для подогрева воды, на основании пункта 42 Правил N 354, с учетом количества потребленной горячей воды и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
В соответствии с требованиями статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации для ПАО "Красногорская теплосеть" являются обязательными для применения Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Согласно п. 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила), размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
Формула 23 пункта 26 Правил N 354 предусматривает, что в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду, размер платы за услугу горячего водоснабжения определяется как сумма двух слагаемых: 1. исходя из объема потребления горячей воды (куб. м), определенного по показаниям индивидуальных (квартирных) приборов учета горячей воды (куб. м) или, при их отсутствии, исходя из нормативов потребления горячей воды (куб. м) и количества проживающих в жилых помещениях граждан, и утвержденного тарифа (компонента на холодную воду). 2. исходя из объема потребления горячей воды (куб. м), утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и утвержденного тарифа (компонента на тепловую энергию для горячего водоснабжения).
Установленные Комитетом по ценам и тарифам Московской области тарифы должны применяться как соотношение утвержденных тарифов с нормами Постановления Правительства Российской Федерации N 354, регулирующими как Правила оказания коммунальных услуг, так и порядок расчета платы за оказанные услуги.
В соответствии с Примечанием N 1 к Приложению N 2 к Правилам, при расчете размера платы за коммунальную услугу горячего водоснабжения используется единица измерения "кубический метр". Взимание платы раздельно за использованную для подогрева тепловую энергию и воду для подогрев, в соответствии с п. 54, 55 Правил, допускается только при отсутствии централизованной системы горячего водоснабжения. Учитывая, что доказательств отсутствия в обслуживаемых зданиях централизованной системы горячего водоснабжения в материалы дела не представлено, факт ее наличия сторонами не оспаривается, применение двухкомпонентного тарифа при расчете стоимости предоставленных услуг по поставке горячей воды нельзя признать обоснованным.
С учетом изложенного ответчиком правильно определен размер платы за тепловую энергию, используемую для подогрева воды, на основании пункта 42 Правил N 354, с учетом количества потребленной горячей воды и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Ссылку истца на прибор учета, который позволяет разграничить подсчитываемые компоненты на воду в м3 и тепловую энергию в Гкал суд первой инстанции обоснованно посчитал несостоятельной, поскольку стороны в договоре согласовали учитывать по прибору учета только объем потребленной горячей воды, в связи с чем стоимость ее подогрева должна рассчитываться по действующим нормативам и за перегрев воды энергоснабжающей организацией ответчик платить не должен.
Поскольку в неоспариваемой части стоимости потребленного ресурса ответчик задолженности не имеет, суд первой инстанции правомерно отказал ПАО "Красногорская теплосеть" в удовлетворении заявленных требований.
Суд первой инстанции при разрешении спора выяснил все обстоятельства, имеющие значение для дела, и правильно применил нормы материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, ч. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 15 марта 2017 года по делу N А41-70341/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья
С.А.ЗАКУТСКАЯ

Судьи
Н.Я.ГАРАЕВА
Е.Н.КОРОТКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)