Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Административным ответчиком не исполнены мероприятия по отселению проживающих в аварийном многоквартирном жилом доме граждан и последующему сносу дома.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Медная Ю.В.
Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А.,
судей Шмидт Т.Е., Литвиновой М.В.,
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Кировского района города Саратова (далее - прокурор) в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация) о признании незаконным бездействия, обязании исполнить пункты распоряжения по апелляционной жалобе администрации на решение Кировского районного суда города Саратова от 31 июля 2017 года, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Шмидт Т.Е., изучив доводы апелляционной жалобы, письменное заключение прокурора Савиной С.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие администрации, возложить на нее обязанность в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу исполнить пункты 1, 2 распоряжения администрации муниципального образования "Город Саратов" от 30 января 2015 года N 34-р "О мероприятиях по отселению физических лиц из многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>.
В обоснование требований указал, что заключением межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции (далее - межведомственная комиссия) N 7/К-7 от 19 декабря 2014 года указанный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу. 30 января 2015 года администрацией издано распоряжение N 34-р, пунктом 1 которого предусмотрено собственникам помещений в многоквартирном доме в течение трех месяцев со дня издания распоряжения произвести отселение из занимаемых помещений, в срок до 01 января 2016 года - произвести снос дома. В пункте 2 распоряжения комитету по управлению имуществом города Саратова (далее - комитет) и администрации Кировского района муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация района) поручено осуществить мероприятия по предоставлению гражданам, проживающим в многоквартирном доме на условиях социального найма, жилых помещений в соответствии со статьей 89 ЖК РФ или, по соглашению с нанимателями, жилых помещений общей площадью менее ранее занимаемых. Вместе с тем в нарушение статей 51, 57, 85 ЖК РФ и пункта 2 распоряжения от 30 января 2015 года N 34-р администрацией жителям дома, проживающим на условиях социального найма, иные благоустроенные жилые помещения взамен аварийных до настоящего времени не предоставлены. Неосуществление собственниками жилых помещений в установленный распоряжением срок сноса аварийного жилого дома является основанием для принятия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с действующим законодательством, а также изъятия жилых помещений у их собственников.
На основании изложенных фактов прокуратурой Кировского района города Саратова главе администрации внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства, однако, рассмотрев данное представление, администрация нарушения закона не устранила, сославшись на отсутствие свободных жилых помещений и денежных средств.
Прокурор полагал, что бездействие администрации и неисполнение ею мероприятий по отселению проживающих в аварийном многоквартирном жилом доме граждан и последующему его сносу создает реальную угрозу для жизни и здоровья как лиц, проживающих в доме, так и неопределенного круга лиц, постоянно и временно находящихся рядом с указанным жилым домом, а также опасность для сохранности их имущества.
Решением суда административные исковые требования прокурора удовлетворены. Признано незаконным бездействие администрации по неисполнению пунктов 1, 2 распоряжения от 30 января 2015 года N 34-р, на администрацию возложена обязанность исполнить указанные пункты распоряжения в течение четырех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
В апелляционной жалобе администрация ставит вопрос об отмене решения районного суда, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права. Считает, что в административном исковом заявлении не указано, какие конкретно права жителей затронуты и чем они нарушаются. Кроме того, указывает, что распоряжением предписано произвести отселение и снос дома собственникам жилых помещений в многоквартирном доме, однако муниципальное образование является не единственным их собственником. Отселение нанимателей из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, после 01 января 2012 года осуществляется в освобождаемые жилые помещения с учетом хронологической последовательности принятия соответствующих распоряжений.
В настоящее время свободный муниципальный жилой фонд отсутствует.
На заседание судебной коллегии лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела в апелляционную инстанцию не представили.
При таких обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда в полном объеме в соответствии с требованиями статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения.
Согласно статье 86, частям 1, 2 статьи 89 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма. Предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат в коммунальной квартире.
На основании пункта 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. В соответствии с частью 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи. Нормами части 1 статьи 32 ЖК РФ предусмотрено, что жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
По смыслу части 8 статьи 32 ЖК РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Так, в соответствии с пунктом 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ. При этом положения части 4 статьи 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
Из материалов дела следует, что согласно заключению межведомственной комиссии от 19 декабря 2014 года N 7/К-7 многоквартирный дом N 37 литер ББ1, литер В по улице им. Кутякова И.С. в городе Саратове признан аварийным и подлежащим сносу.
30 января 2015 года администрацией издано распоряжение N 34-р, которым установлена обязанность собственников помещений, в том числе и администрации, которая также является собственником помещений, расположенных в данном многоквартирном жилом доме, что подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами, в течение трех месяцев со дня принятия распоряжения произвести отселение из занимаемых помещений. Кроме того, собственникам предписано произвести снос указанного дома в срок до 01 января 2016 года, администрации района, комитету - осуществить мероприятия по предоставлению гражданам, проживающим в многоквартирном доме на условиях социального найма, жилых помещений в соответствии со статьей 89 ЖК РФ или, по соглашению с нанимателями, жилых помещений общей площадью менее ранее занимаемых.
В срок, назначенный распоряжением, администрация никаких мер по переселению граждан-нанимателей и членов их семей из аварийного дома не приняла. Снос многоквартирного дома в срок до 01 января 2016 года не произведен.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что орган местного самоуправления, признав дом аварийным и подлежащим сносу, на протяжении длительного времени (в течение четырех лет) не осуществил необходимых действий.
Неисполнение органом местного самоуправления возложенных законом на него обязанностей может привести к возникновению вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, как являющихся жильцами аварийного дома, так и иных граждан, в связи с чем прокурор вправе в данном случае обратиться в суд с исковым заявлением в порядке статей 39, 218 КАС РФ. Требования прокурора не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, направлены на понуждение в судебном порядке исполнить возложенные на них законом обязанности.
В случае признания бездействия незаконным на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока совершить конкретные действия (статья 227 КАС РФ).
При таком положении суд первой инстанции правомерно признал незаконным бездействие администрации, выразившееся в неисполнении распоряжения в названной части, и возложил на администрацию обязанность по совершению указанных действий. При этом способ исполнения возложенной на орган местного самоуправления обязанности отнесен к компетенции уполномоченного органа.
Доводы апелляционной жалобы о том, что отселение нанимателей из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, осуществляется в освобождаемые жилые помещения с учетом хронологической последовательности принятия соответствующих распоряжений, а в настоящее время свободный муниципальный жилой фонд отсутствует, не могут быть приняты во внимание. Обязанность по расселению граждан, проживающих в жилых помещениях по договору социального найма, в связи с признанием жилого дома аварийным предусмотрена законом, при определении срока для расселения спорного жилого дома административный ответчик исходил, в том числе из наличия денежных средств в бюджете города и наличия свободных жилых помещений.
Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным по делу обстоятельствам.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к неправильному толкованию законодательства, данным доводам районным судом дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных сторонами доказательств в их совокупности.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований для отмены правильного по существу судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда города Саратова от 31 июля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Город Саратов" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 26.10.2017 ПО ДЕЛУ N 33А-8106/2017
Требование: О признании незаконным бездействия, обязании исполнить распоряжение.Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Административным ответчиком не исполнены мероприятия по отселению проживающих в аварийном многоквартирном жилом доме граждан и последующему сносу дома.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 октября 2017 г. по делу N 33а-8106
Судья: Медная Ю.В.
Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А.,
судей Шмидт Т.Е., Литвиновой М.В.,
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Кировского района города Саратова (далее - прокурор) в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация) о признании незаконным бездействия, обязании исполнить пункты распоряжения по апелляционной жалобе администрации на решение Кировского районного суда города Саратова от 31 июля 2017 года, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Шмидт Т.Е., изучив доводы апелляционной жалобы, письменное заключение прокурора Савиной С.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие администрации, возложить на нее обязанность в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу исполнить пункты 1, 2 распоряжения администрации муниципального образования "Город Саратов" от 30 января 2015 года N 34-р "О мероприятиях по отселению физических лиц из многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>.
В обоснование требований указал, что заключением межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции (далее - межведомственная комиссия) N 7/К-7 от 19 декабря 2014 года указанный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу. 30 января 2015 года администрацией издано распоряжение N 34-р, пунктом 1 которого предусмотрено собственникам помещений в многоквартирном доме в течение трех месяцев со дня издания распоряжения произвести отселение из занимаемых помещений, в срок до 01 января 2016 года - произвести снос дома. В пункте 2 распоряжения комитету по управлению имуществом города Саратова (далее - комитет) и администрации Кировского района муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация района) поручено осуществить мероприятия по предоставлению гражданам, проживающим в многоквартирном доме на условиях социального найма, жилых помещений в соответствии со статьей 89 ЖК РФ или, по соглашению с нанимателями, жилых помещений общей площадью менее ранее занимаемых. Вместе с тем в нарушение статей 51, 57, 85 ЖК РФ и пункта 2 распоряжения от 30 января 2015 года N 34-р администрацией жителям дома, проживающим на условиях социального найма, иные благоустроенные жилые помещения взамен аварийных до настоящего времени не предоставлены. Неосуществление собственниками жилых помещений в установленный распоряжением срок сноса аварийного жилого дома является основанием для принятия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с действующим законодательством, а также изъятия жилых помещений у их собственников.
На основании изложенных фактов прокуратурой Кировского района города Саратова главе администрации внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства, однако, рассмотрев данное представление, администрация нарушения закона не устранила, сославшись на отсутствие свободных жилых помещений и денежных средств.
Прокурор полагал, что бездействие администрации и неисполнение ею мероприятий по отселению проживающих в аварийном многоквартирном жилом доме граждан и последующему его сносу создает реальную угрозу для жизни и здоровья как лиц, проживающих в доме, так и неопределенного круга лиц, постоянно и временно находящихся рядом с указанным жилым домом, а также опасность для сохранности их имущества.
Решением суда административные исковые требования прокурора удовлетворены. Признано незаконным бездействие администрации по неисполнению пунктов 1, 2 распоряжения от 30 января 2015 года N 34-р, на администрацию возложена обязанность исполнить указанные пункты распоряжения в течение четырех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
В апелляционной жалобе администрация ставит вопрос об отмене решения районного суда, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права. Считает, что в административном исковом заявлении не указано, какие конкретно права жителей затронуты и чем они нарушаются. Кроме того, указывает, что распоряжением предписано произвести отселение и снос дома собственникам жилых помещений в многоквартирном доме, однако муниципальное образование является не единственным их собственником. Отселение нанимателей из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, после 01 января 2012 года осуществляется в освобождаемые жилые помещения с учетом хронологической последовательности принятия соответствующих распоряжений.
В настоящее время свободный муниципальный жилой фонд отсутствует.
На заседание судебной коллегии лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела в апелляционную инстанцию не представили.
При таких обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда в полном объеме в соответствии с требованиями статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения.
Согласно статье 86, частям 1, 2 статьи 89 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма. Предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат в коммунальной квартире.
На основании пункта 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. В соответствии с частью 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи. Нормами части 1 статьи 32 ЖК РФ предусмотрено, что жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
По смыслу части 8 статьи 32 ЖК РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Так, в соответствии с пунктом 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ. При этом положения части 4 статьи 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
Из материалов дела следует, что согласно заключению межведомственной комиссии от 19 декабря 2014 года N 7/К-7 многоквартирный дом N 37 литер ББ1, литер В по улице им. Кутякова И.С. в городе Саратове признан аварийным и подлежащим сносу.
30 января 2015 года администрацией издано распоряжение N 34-р, которым установлена обязанность собственников помещений, в том числе и администрации, которая также является собственником помещений, расположенных в данном многоквартирном жилом доме, что подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами, в течение трех месяцев со дня принятия распоряжения произвести отселение из занимаемых помещений. Кроме того, собственникам предписано произвести снос указанного дома в срок до 01 января 2016 года, администрации района, комитету - осуществить мероприятия по предоставлению гражданам, проживающим в многоквартирном доме на условиях социального найма, жилых помещений в соответствии со статьей 89 ЖК РФ или, по соглашению с нанимателями, жилых помещений общей площадью менее ранее занимаемых.
В срок, назначенный распоряжением, администрация никаких мер по переселению граждан-нанимателей и членов их семей из аварийного дома не приняла. Снос многоквартирного дома в срок до 01 января 2016 года не произведен.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что орган местного самоуправления, признав дом аварийным и подлежащим сносу, на протяжении длительного времени (в течение четырех лет) не осуществил необходимых действий.
Неисполнение органом местного самоуправления возложенных законом на него обязанностей может привести к возникновению вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, как являющихся жильцами аварийного дома, так и иных граждан, в связи с чем прокурор вправе в данном случае обратиться в суд с исковым заявлением в порядке статей 39, 218 КАС РФ. Требования прокурора не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, направлены на понуждение в судебном порядке исполнить возложенные на них законом обязанности.
В случае признания бездействия незаконным на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока совершить конкретные действия (статья 227 КАС РФ).
При таком положении суд первой инстанции правомерно признал незаконным бездействие администрации, выразившееся в неисполнении распоряжения в названной части, и возложил на администрацию обязанность по совершению указанных действий. При этом способ исполнения возложенной на орган местного самоуправления обязанности отнесен к компетенции уполномоченного органа.
Доводы апелляционной жалобы о том, что отселение нанимателей из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, осуществляется в освобождаемые жилые помещения с учетом хронологической последовательности принятия соответствующих распоряжений, а в настоящее время свободный муниципальный жилой фонд отсутствует, не могут быть приняты во внимание. Обязанность по расселению граждан, проживающих в жилых помещениях по договору социального найма, в связи с признанием жилого дома аварийным предусмотрена законом, при определении срока для расселения спорного жилого дома административный ответчик исходил, в том числе из наличия денежных средств в бюджете города и наличия свободных жилых помещений.
Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным по делу обстоятельствам.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к неправильному толкованию законодательства, данным доводам районным судом дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных сторонами доказательств в их совокупности.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований для отмены правильного по существу судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда города Саратова от 31 июля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Город Саратов" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)