Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 04.07.2017 ПО ДЕЛУ N 33А-2204/2017

Требование: Об оспаривании решения об отказе во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома, чьи права нарушены.

Разделы:
Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Требования мотивированы ошибочностью мнения ответчика о неоформлении земельно-правовых отношений для целей строительства многоквартирного жилого дома, истец считает, что имеется критерий для включения в реестр, так как им приобретены права инвестирования в строительство жилого дома.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 июля 2017 г. по делу N 33а-2204


судья: В.В. Ершов

Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего Д.В. Шаповалова,
судей В.В. Лукьянченко, А.Н. Пономарева,
при секретаре Е., рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Лукьянченко административное дело по апелляционной жалобе представителя Комитета г. Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (Москомстройинвест) по доверенности А. на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 27 апреля 2017 года по делу по административному исковому заявлению Т.А.Б. к Москомстройинвесту об оспаривании решения об отказе во включении в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома на территории г. Москвы и чьи права нарушены, которым заявленные требования удовлетворены,
установила:

Т.А.Б. обратился в суд с административным иском к Москомстройинвесту, не соглашаясь с его решением об отказе во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома на территории г. Москвы и чьи права нарушены.
Требования мотивированы ошибочностью мнения Москомстройинвеста о неоформлении земельно-правовых отношений для целей строительства многоквартирного жилого дома и суждение о том, что денежные средства не привлекались для строительства многоквартирного дома.
Т.А.Б. считает, что имеется критерий для включения в реестр, в подтверждение чего представил договор поручения, заключенный, между Товариществом на вере "Су - N 155 и Компания" и З. от 9 сентября 2014 года N 204048/609115. Договор уступки требования и перевода долга по договору поручения от 9 сентября 2014 года N 204048/609115, заключенному между З. и Т.А.Б. от 21 июля 2015 года. Указывает, что данное обстоятельство свидетельствует о приобретении им права инвестирования в строительство жилого дома.
Решением Пресненского районного суда г. Москвы от 27 апреля 2017 года постановлено: административное исковое заявление Т.А.Б., удовлетворить.
Признать незаконным решение Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства от 7 декабря 2015 года N 77-08-530/5-1.
Возложить обязанность на Комитет города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства включить Т.А.Б. в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены по объекту долевого строительства, расположенному по адресу: года Москва, ЮАО, р-он Нагатино-Садовники, мкр. 1, вл. 29Б.
Взыскать с Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства в пользу Т.А.Б. 300 рублей в счет возмещения судебных расходов.
В апелляционной жалобе Москомстройинвеста ставится вопрос об отмене решения.
В заседании судебной коллегии представитель Т.А.Б. по доверенности К. доводы жалобы поддержала.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке в части выводов, изложенных в резолютивной части решения суда, по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Из материалов дела усматривается, что 9 сентября 2014 года З. заключила с Жилищно-строительным кооперативом "Радуга" договор об участии в ЖСК N 104048/Ж09097-Р4, согласно которому З. с целью приобретения прав на жилое помещение в виде отдельной квартиры, расположенной по адресу: года Москва, ЮАО, р-он Нагатино-Садовники, мкр. 1, вл. 29 Б, присоединилась к единым условиям членства в ЖСК, приняв на себя обязательства по оплате членского и паевого взносов.
Данные взносы были оплачены З. в срок на основании платежных поручений N 283 от 11 сентября 2014 года, N 320 от 6 октября 2014 года, N 332 от 20 октября 2014 года, N 344 от 08 ноября 2014 года.
Выплата З. паевого взноса в размере 8018984 руб. и 02 коп. подтверждается актом о полной выплате паевого взноса от 11 февраля 2015 года и выпиской из протокола общего собрания членов ЖСК "Радуга" N 22 от 07 октября 2014 года.
9 сентября 2014 года З. был заключен договор поручения N 204048/609115 с Закрытым акционерным обществом "Строительное управление N 155" об оформлении за счет и от имени З. права собственности на квартиру, расположенную по адресу: года Москва, ЮАО, р-он Нагатино-Садовники, мкр. 1, вл. 29Б.
21 июля 2015 года между Т.А.Б. и З. было заключено соглашение о перемене лиц в договоре об участии в ЖСК N 104048/Ж09097-Р4 от 9 сентября 2014 года, по условиям которого к административному истцу перешли в полном объеме права и обязанности З. в отношении квартиры, расположенной в жилом доме по строительному адресу: года Москва, ЮАО, р-он Нагатино-Садовники, мкр. 1, вл. 29Б.
В связи с заключением соглашения административным истцом составлено заявление о вступлении в члены Жилищно-строительного кооператива "Радуга", а представителем З. заявление о выходе из Жилищно-строительного кооператива "Радуга".
В тот же день, между Т.А.Б., З., и Товариществом на вере (коммандитным товариществом) "СУ N 155" и Компания" был заключен договор уступки права требования и перевода долга по договору поручения N 204048/609115 от 9 сентября 2014 года о передаче истцу от З. всех предусмотренных условиями договора поручения N 204048/609115 от 9 сентября 2014 года прав к Товариществу на вере (коммандитному товариществу) "СУ-N 155" и Компания", связанных с совершением последним юридических действий по оформлению прав собственности на квартиру, расположенную по строительному адресу: г. Москва, ЮАО, р-он Нагатино-Садовники, мкр. 1, вл. 29 Б.
Согласно выписке из протокола общего собрания членов ЖСК "Радуга" N 29-1 от 31 июля 2015 года, а также протоколу N 21/07 заседания правления ЖСК "Радуга" от 21 июля 2015 года Т.А.Б. принят в члены ЖСК "Радуга".
Т.А.Б. выплатил З. в полном объеме денежные средства за переход прав и обязанностей в отношении указанной квартиры, что подтверждается распиской.
18 марта 2016 года Арбитражный суд г. Москвы вынес определение о применении при банкротстве АО "Строительное управление N 155" правил параграфа 7 гл. IX Закона о банкротстве (Банкротство застройщиков).
Определением Арбитражного суда Московской области от 27 марта 2017 года включены в реестр требований кредиторов АО "Строительное управление N 155" требования Т.А.Б. о передаче жилого помещения - квартиры, номер на площадке 1, этаж 12, в 5 секции жилого дома по адресу: года Москва, ЮАО, р-он Нагатино-Садовники, мкр. 1, вл. 29 Б, ориентировочной площадью 67, 8 кв. м, оплаченной стоимостью 9810159, 81 руб.
17 ноября 2015 года Т.А.Б. обратился в Комитет города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства с заявлением о включении ее в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены по объекту долевого строительства, приложив к заявлению документы, подтверждающие наличие договорных отношений по соинвестированию строительства многоквартирного дома, документы об оплате по договору о привлечении финансовых средств в строительство жилья.
Решением Москомстройинвеста от 7 декабря 2015 года N 77-08-531/5-1 Т.А.В. отказано во включении в Реестр пострадавших граждан города Москвы на основании пп. 4 п. 14 раздела IV Приложения N 2 к Приказу Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 N 403, (привлечение денежных средств заявителя в нарушение требований, установленных частью 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" после вступления в силу Федерального закона от 17 июня 2010 г. N 119-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"), в связи с невозможностью установления факта привлечения денежных средств для строительства многоквартирного дома по адресу: г. Москва, ЮАО, р-он Нагатино-Садовники, мкр. 1, вл. 29 Б, ориентировочной площадью 67, 8 кв. м, оплаченной стоимостью 9810159, 81 руб.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя административное исковое заявление, суд руководствовался тем, что решение Москомстройинвеста об отказе во включении Т.А.В. в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, вынесено с нарушением закона.
Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии с ч. 7 ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.
Приказом Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 N 403 утверждены критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших, а также Правила ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Согласно пункту 3 Правил ведения реестра формирование и ведение Реестра осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого ведется строительство многоквартирного дома, для строительства которого привлечены денежные средства граждан, осуществляющим контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в соответствии с настоящими Правилами.
В соответствии с п. 1 раздела I Положения о Комитете города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 26 апреля 2011 года N 157-ПП, Комитет города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (далее - Комитет) является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по организации строительства в рамках комплексного градостроительного развития территорий города Москвы, государственного контроля и надзора соблюдения в городе Москве законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Приказом Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 N 403 утверждены критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (приложение N 1), и правила ведения реестра таких граждан (приложение N 2).
В соответствия с п. 3 раздела I Правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, утвержденных указанным выше Приказом N 403 от 20.09.2013, формирование и ведение Реестра осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого ведется строительство многоквартирного дома, для строительства которого привлечены денежные средства граждан, осуществляющим контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - контролирующий орган), в соответствии с данными Правилами.
Пунктом 2 Приложения N 1 к Приказу Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 N 403, установлены Критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших, в том числе: просрочка исполнения перед гражданином обязательств по сделке, предусматривающей привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома застройщиком или иным лицом, привлекшим денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, более чем на девять месяцев (в том числе по незаключенным договорам или недействительным сделкам, обязательства по которым со стороны гражданина исполняются (исполнены) (п. п. 3).
В соответствии с п. 4 Приложения N 2 к Приказу Минрегионразвития N 403 от 20.09.2013 (Правила ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены), включению в Реестр подлежат граждане в случае привлечения их денежных средств, связанного с возникающим правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, не введенных на момент такого привлечения в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, исполняющие или исполнившие обязательства в соответствии с условиями заключенной сделки надлежащим образом при наличии одного или нескольких критериев, установленных пунктом 2 приложения N 1 к данному Приказу (далее - заявителем).
В соответствии с пунктом 9 раздела III Приложения N 2 к указанному Приказу, включение в Реестр осуществляется на основании заявления. Пунктом 10 того же раздела установлен перечень документов: 1) копия документа, удостоверяющего личность; 2) копии договора и (или) иных документов, подтверждающих возникновение правоотношений между заявителем и застройщиком или иными лицами, осуществлявшими привлечение денежных средств граждан для строительства многоквартирных домов, предметом которых является передача жилого помещения заявителю; 3) копии документов, подтверждающих внесение заявителем денежных средств для строительства многоквартирного дома; 4) вступивший в законную силу судебный акт об удовлетворении требований заявителя к застройщику или к иному лицу, привлекшему его денежные средства или приговор суда по уголовному делу, в рамках которого заявитель признан потерпевшим (копии, заверенные судом) или постановление дознавателя, следователя или суда о признании заявителя потерпевшим в рамках возбужденного уголовного дела (при наличии); 5) копии документов о возмещении застройщиком или иным лицом, привлекшим денежные средства заявителя суммы затрат в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и определенной ценой сделки (при их наличии); 6) вступившее в законную силу решение (определение) суда о признании требования заявителя о передаче жилых помещений или денежных требований к застройщику или иному лицу, привлекшему его денежные средства, в связи с введением процедуры банкротства, признанием банкротом или ликвидацией такого лица (при наличии). Указанные документы предоставляются в виде заверенных подписью заявителя копий с предъявлением подлинников документов должностному лицу контролирующего органа.
- В соответствии с пп. 4 п. 14. Приложения N 2 к указанному Приказу Основаниями для отказа во включении заявителя в Реестр являются: привлечение денежных средств заявителя в нарушение требований, установленных частью 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" после вступления в силу Федерального закона от 17 июня 2010 г. N 119-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 25, ст. 3070; 2011, N 49, ст. 7040);
- В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности (далее - привлечение денежных средств граждан для строительства), допускается только:
1) на основании договора участия в долевом строительстве;
2) путем выпуска эмитентом, имеющим в собственности или на праве аренды, праве субаренды земельный участок и получившим в установленном порядке разрешение на строительство на этом земельном участке многоквартирного дома, облигаций особого вида - жилищных сертификатов, закрепляющих право их владельцев на получение от эмитента жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах;
3) жилищно-строительными и жилищными накопительными кооперативами в соответствии с федеральными законами, регулирующими деятельность таких кооперативов.
Правильный анализ указанных выше правовых норм, позволил суду первой инстанции прийти к верному выводу о незаконности обжалуемого решения, вынесенного "Москомстройинвестом" и вынести законное и обоснованное решение.
Судебная коллегия находит верным вывод суда о необходимости предоставления Москомстройинвестом доказательств в обоснование правовой позиции о неоформленности земельно-правовых отношений на земельный участок по адресу: г. Москва, ЮАО, р-он Нагатино-Садовники, мкр. 1, вл. 29 Б, при условии наличия в деле разрешения Мосгосстройнадзора от 31 октября 2008 года на строительство на земельном участке по адресу: г. Москва, ЮАО, р-он Нагатино-Садовники, мкр. 1, вл. 29 Б.
Также, обоснованной является и оценка суда относительно выводов Москомстройинвеста о несоблюдении требований к форме договора Т.А.В. Суд, с учетом особенностей настоящего дела, обоснованно отметил необходимость исходить из существа сделки и фактически сложившихся отношений сторон и сделал правильный вывод об участии Т.А.В. в правоотношениях, связанных с долевым строительством.
Таким образом, Москомстройинвестом в оспариваемом решении не названо обстоятельств, соответствующих вышеприведенным критериям, которые могли бы послужить основанием для отказа во включении в Реестр.
Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, которые являются основанием для отмены решения суда.
Поскольку решение принято судом при правильном применении норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оно является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:

решение Пресненского районного суда г. Москвы от 27 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)