Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 03.04.2017 ПО ДЕЛУ N А60-7135/2017

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 3 апреля 2017 г. по делу N А60-7135/2017


Резолютивная часть решения объявлена 28 марта 2017 года
Полный текст решения изготовлен 03 апреля 2017 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Киселева Ю.К. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гасановой Г.В. рассмотрел в предварительном судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Полевская коммунальная компания" (ИНН 6626013800, далее - общество) к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее - департамент) о признании недействительным предписания.
В судебном заседании приняли участие представители: общества - Ворошилова О.В. по доверенности от 01.02.2017; департамента - Шеремет С.А. по доверенности от 08.02.2017 N 29-05-36-59.

Общество 20.02.2016 обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным предписания департамента от 19.01.2017 N 29-22-04-26 об устранении выявленных нарушений обязательных требований, которым департамент обязал общество установить и ввести в эксплуатацию общедомовой прибор учета тепловой энергии.
Мотивируя заявленное требование, общество ссылалось на отсутствие у него такой обязанности, а также на процессуальные нарушения при проведении проверки.
20.03.2017 департамент представил отзыв и копии материалов проверки, требование не признал, считал вынесенное предписание законным и обоснованным.
В настоящем судебном заседании общество представило выкопировку из газеты "Рабочая правда" от 10.07.2013, протокол от 01.12.2012 N ОДП-10/1, предложения по проведению капитального ремонта и реестр собственников помещений в многоквартирном доме, указало, что до настоящего времени собственником жилищного фонда не принято решение по вопросу установки общедомового прибора учета.
Представленные документы приобщены к материалам дела.
С учетом мнения присутствующих в судебном заседании представителей сторон суд, признав дело подготовленным к судебному разбирательству и завершив предварительное судебное заседание, перешел к судебному разбирательству дела.
Иных заявлений, ходатайств не поступило.
Рассмотрев материалы дела, суд

установил:

на основании поступившего в департамент обращения от 07.12.2016 собственника жилого помещения в многоквартирном доме по адресу: г. Полевской, ул. Ялунина, 18 департаментом принято решение о проведении внеплановой документарной проверки общества при осуществлении деятельности по управлению многоквартирным домом в части оснащения многоквартирного дома прибором учета используемых энергетических ресурсов. По приказу от 16.01.2017 N 29-22-02-26 ведущим специалистом отдела контроля по Западному управленческому округу Свердловской области Шереметом С.А. в период с 17.01.2017 по 19.01.2017 проведена проверка в отношении названного многоквартирного дома, находящегося в управлении общества. Результаты проверки отражены в акте от 19.01.2017 N 29-22-03-26.
По итогам проверки департамент выдал обществу предписание от 19.01.2017 N 29-22-04-26 об устранении выявленных нарушений обязательных требований. Департамент предписал обществу оснастить (установить и ввести в эксплуатацию) общедомовой прибор учета тепловой энергии.
Полагая, что указанное предписание является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд считает, что в удовлетворении требования общества следует отказать по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений, в том числе юридическими лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, посредством проведения проверок указанных лиц и принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
В соответствии с ч. 2 ст. 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор осуществляется, в том числе уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор).
Согласно п. 3 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
В соответствии с Положением о Департаменте государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 27.05.2015 N 431-1111, департамент является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, осуществляющим государственный жилищный надзор на территории Свердловской области.
В рамках своей компетенции департамент осуществляет на территории Свердловской области контроль (надзор), в том числе, за соблюдением порядка предоставления коммунальных услуг. Департаменту для осуществления возложенных полномочий и функций предоставляется право выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований при предоставлении коммунальных услуг гражданам.
Таким образом, оспариваемое предписание вынесено департаментом в соответствии с его полномочиями.
В соответствии с ч. 1, 3 ст. 196 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и положения Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом особенности проведения внеплановой проверки, установленной частью 3 настоящей статьи.
Согласно части 3 статьи 196 ЖК РФ внеплановая проверка по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 4, 5 части 10 статьи 19 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также в связи с поступлением в орган государственного жилищного надзора обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления лицензиата о проведении внеплановой проверки.
Из материалов дела следует, что основанием для проведения внеплановой документарной проверки в отношении общества явилось обращение гражданина, проживающего в спорном многоквартирном доме, что соответствует п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ.
Таким образом, поскольку основанием для проведения внеплановой документарной проверки в рассматриваемом случае послужило обращение (информация) гражданина о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований, в соответствии с частью 3 статьи 196 ЖК РФ уведомления лицензиата о проведении внеплановой проверки не требовалось.
Правоотношения в сфере энергосбережения и энергетической эффективности регулирует Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении), в соответствии с ч. 1 ст. 13 которого производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного федерального закона, обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Частью 5 ст. 13 Закона об энергосбережении установлено, что собственники жилых домов, за исключением указанных в ч. 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 1 июля 2012 г. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии.
В соответствии со ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Согласно ч. 4 ст. 12 Закона об энергосбережении в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома.
Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения.
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в состоянии, обеспечивающем, в том числе, соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно подпунктам "и", "к" пункта 11 Правил содержание общего имущества включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий: обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Из приведенных норм права следует, что действующим жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке коллективных (общедомовых) приборов тепловой энергии в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
Таким образом, после вступления в силу Закона об энергосбережении работы по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирном жилом доме отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома и должны осуществляться независимо от того, имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Данный вывод подтверждается, в частности, Определением Верховного Суда Российской Федерации от 20.07.2015 по делу N А33-19118/2014, Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2015 по делу N А50-19450/2015, Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 20.04.2016 по делу N А50-14188/2015 и другими.
Таким образом, на управляющую организацию возлагается обязанность по оснащению многоквартирного дома прибором учета используемого энергетического ресурса.
Из материалов дела следует, что общество осуществляет управление многоквартирным жилым домом N 18 по адресу: г. Полевской, ул. Ялунина, и соответственно несет обязанность по установке коллективных (общедомовых) приборов учета коммунальных ресурсов, в частности, тепловой энергии.
Ссылка общества на п. 9 ст. 13 Закона об энергосбережении в обоснование того, что обязанность по установке коллективных (общедомовых) приборов учета лежит на ресурсоснабжающей организации, не принимается судом, поскольку обязанность по инициированию установки общедомового прибора в любом случае лежит на управляющей организации. Установка начинается с подачи соответствующего заявления в ресурсоснабжающую организацию. Вместе с тем в материалах дела отсутствуют доказательства обращения общества в ресурсоснабжающую организацию с таким заявлением.
Следовательно, оспариваемое предписание является правомерным.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении требования открытого акционерного общества "Полевская коммунальная компания" отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
Ю.К.КИСЕЛЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)