Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 27 июля 2017 года
Полный текст решения изготовлен 27 июля 2017 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.В. Гнездиловой при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Н.С. Кукушкиной рассмотрел в судебном заседании дело N А60-24477/2017 по заявлению Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Публичное акционерное общество "Карачаровский механический завод"
о признании незаконными решения и предписания
при участии в судебном заседании:
- от заявителя - Романова Т.И., представитель по доверенности N 7/к от 21.03.2017, паспорт; Баранцева Н.В., представитель по доверенности N 1/к от 12.01.2017, паспорт;
- от заинтересованного лица - Анисимов Р.Г., представитель по доверенности N 64 от 09.08.2016 г., удост. N 14293;
- от третьего лица - не явились, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Отводов составу суда не заявлено.
Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области обратилось в Арбитражный суд Свердловской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области о признании незаконными решения по жалобе N 13/18.1-2017 от 22.02.2017 года, предписания по жалобе N 13/18.1-2017 от 22.02.2017 года.
Заинтересованное лицо представило отзыв, в котором просит в удовлетворении требований заявителя отказать.
Определением от 21.06.2017 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Публичное акционерное общество "Карачаровский механический завод".
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
установил:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба Публичного акционерного общества "Карачаровский механический завод" (далее - ПАО "КМЗ") (вх. N 01-2583 от 14.02.2017) на действия (бездействие) организатора торгов в лице Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области (далее - Министерство энергетики и ЖКХ СО), совершенные при организации и проведении предварительного отбора подрядных организаций на включение в реестр квалифицированных подрядных организаций для участия в электронном аукционе на выполнение работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонту лифтовых шахт на электронной площадке https://www.rts-tender.ru/ (процедура N РТС 166В170001 от 16.01.2017).
По результатам рассмотрения указанной жалобы принято решение Свердловского УФАС России по жалобе N 13/18.1-2017 года, которым жалоба Публичного акционерного общества "Карачаровский механический завод" признана обоснованной, а организатор торгов в лице Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области нарушившим пп. "о" п. 23 Положения Постановления Правительства РФ от 01.07.2016 N 615 и п. 1 ч. 8 ст. 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
22.02.2017 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области выдано предписание по жалобе N 13/18.1-2017.
Не согласившись с указанными решением и предписанием антимонопольного органа, Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с настоящим заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
По смыслу статей 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требования заявителя о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными действий (бездействия) необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого акта, действий (бездействия) нормам действующего законодательства и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с п. 4.2 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган уполномочен рассматривать жалобы заявителей на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 180 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) функциями регионального оператора являются, в том числе, финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан, в том числе, привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры.
Привлечение региональным оператором, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными, муниципальными бюджетными, казенными учреждениями подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, согласно ч. 1.1 ст. 180 ЖК РФ и ч. 5 ст. 182 ЖК РФ, осуществляется в порядке, установленном Положением о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 N 615, далее - Положение N 615).
В п. 2 Положения N 615 под предварительным отбором понимается совокупность действий, являющихся частью процедуры закупки (торгов), в результате которых осуществляется формирование реестра квалифицированных подрядных организаций субъекта Российской Федерации, сводного реестра квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в закупках, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме на территории субъекта Российской Федерации, проводившего предварительный отбор; под реестром квалифицированных подрядных организаций - сформированный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным субъектом Российской Федерации на ведение реестра квалифицированных подрядных организаций, по итогам предварительного отбора реестр квалифицированных подрядных организаций, в котором содержится предусмотренная настоящим Положением информация о подрядных организациях, которые имеют право принимать участие в электронном аукционе по установленному предмету электронного аукциона либо у которых могут осуществляться закупки в случаях, предусмотренных п. 193 настоящего Положения.
По итогам проведения предварительного отбора органом по ведению реестра формируется реестр квалифицированных подрядных организаций (п. 7), предварительный отбор подрядных организаций проводится для выполнения работ по последующим предметам электронного аукциона, в частности на выполнение работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт (пп. "в" п. 8 Положения N 615).
В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 30.08.2016 N 602-ПП полномочиями органа по ведению реестра квалифицированных подрядных организаций наделено Министерство энергетики и ЖКХ СО.
Во исполнение требований Положения N 615 Министерством энергетики и ЖКХ СО создана комиссия по проведению предварительного отбора подрядных организаций, а также разработана документация о проведении предварительного отбора подрядных организаций на включение в реестр квалифицированных подрядных организаций для участия в электронном аукционе на выполнение работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонту лифтовых шахт (далее - Документация).
В соответствии с п. 235 Положения N 615 любой участник предварительного отбора, электронного аукциона имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации, действия (бездействие) заказчика, комиссии по проведению предварительного отбора, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при организации и проведении закупки, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заключении договоров об оказании услуг по их результатам.
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах.
Период подачи заявок на участие в предварительном отборе: с 17.01.2017 09 час. 00 мин. по 07.02.2017 09 час. 00 мин. (местного времени), дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе - 20.02.2017. В указанный период подачи заявок было подано 20 заявок, в том числе ПАО "КМЗ".
Комиссия по проведению предварительного отбора осуществляет рассмотрение заявок на участие в предварительном отборе на соответствие требованиям, установленным пунктом 30 настоящего Положения (п. 15 Положения N 615).
Документация о проведении предварительного отбора должна содержать требования к участникам предварительного отбора, установленные пунктом 23 настоящего Положения (пп. "г" п. 30 Положения N 615).
При проведении предварительного отбора устанавливается такое требование к участникам предварительного отбора, как наличие у участника предварительного отбора в штате минимального количества квалифицированного персонала, устанавливаемого в документации о проведении предварительного отбора в зависимости от предмета предварительного отбора и указанной в свидетельстве саморегулируемой организации стоимости работ по заключаемому договору об оказании услуг по предмету разрешенной деятельности (пп. "о" п. 23 Положения N 615).
Согласно пп. 11 п. 4 Документации требование о наличии у участника предварительного отбора в штате минимального количества квалифицированного персонала установлено следующим образом:
Под квалифицированным персоналом понимаются специалисты, работающие у участника предварительного отбора на постоянной основе по основному месту работы, имеющие высшее образование соответствующего профиля для выполнения работ в соответствии с предметом предварительного отбора и опыт работы по специальности не менее 5 лет.
Стаж работы по специальности считается с момента начала трудовой деятельности в соответствии с данными трудовой книжки.
Высшее образование специалистов должно соответствовать одному из следующих кодов Общероссийского классификатора специальностей по образованию (ОК 009-2003):
- 270100 "Строительство";
- 270102 "Промышленное и гражданское строительство";
- 270105 "Городское строительство и хозяйство";
- 270113 "Механизация и автоматизация строительства";
- 190205 "Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование"; 140200 "Электроэнергетика";
- 140203 "Релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем";
- 140600 "Электротехника, электромеханика и электротехнологии";
- 140601 "Электромеханика".
Согласно пп. "о" п. 23 Положения N 615 минимальное количество квалифицированного персонала устанавливается в документации в зависимости от:
1) предмета предварительного отбора;
2) стоимости работ указываемой в свидетельстве саморегулируемой организации по заключаемому договору об оказании услуг по предмету разрешенной деятельности.
В соответствии ч. 2 ст. 55.1 ГрК РФ содержанием деятельности саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства являются разработка и утверждение документов, предусмотренных статьей 55.5 настоящего Кодекса, а также контроль за соблюдением членами такой саморегулируемой организации требований этих документов.
В силу ч. 1 ст. 55.13 ГрК РФ саморегулируемая организация осуществляет контроль за деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований к выдаче свидетельств о допуске, требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования в порядке, установленном правилами контроля в области саморегулирования, с учетом требований части 2 настоящей статьи.
Контроль за деятельностью членов саморегулируемой организации в части соблюдения ими требований к выдаче свидетельств о допуске осуществляется саморегулируемой организацией при приеме в члены саморегулируемой организации, а также не реже чем один раз в год (ч. 2 ст. 55.13 ГрК РФ).
Саморегулируемая организация, имеющая право выдачи свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, обязана разработать и утвердить требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, - документ, устанавливающий условия выдачи саморегулируемой организацией свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (пп. 1 ч. 1 ст. 55.5 ГрК РФ).
Согласно ч. 6 ст. 55.5 ГрК РФ требования к выдаче свидетельств о допуске должны содержать:
1) квалификационные требования к индивидуальным предпринимателям, работникам индивидуального предпринимателя, работникам юридического лица:
а) требование о наличии образования определенных уровня и профиля;
б) требование к дополнительному профессиональному образованию, аттестации;
в) требование о наличии определенного стажа работы;
2) требование к численности соответствующих требованиям пункта 1 настоящей части работников индивидуального предпринимателя или юридического лица.
Минимально необходимые требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, указаны в ч. 8 ст. 55.5 ГрК РФ, в том числе требование о наличии работников индивидуального предпринимателя, работников юридического лица, имеющих высшее образование или среднее профессиональное образование соответствующего профиля для выполнения определенных видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. При этом не менее чем три работника должны иметь высшее образование или не менее чем пять работников - среднее профессиональное образование, стаж работы по специальности должен составлять не менее чем три года для работников, имеющих высшее образование, и не менее чем пять лет для работников, имеющих среднее профессиональное образование (п. 1).
Требования к выдаче свидетельств о допуске должны быть определены в отношении каждого вида работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и решение вопросов по выдаче свидетельства о допуске к которым отнесено общим собранием членов саморегулируемой организации к сфере деятельности саморегулируемой организации, или видов таких работ (ч. 5 ст. 55.5 ГрК РФ).
Саморегулируемая организация в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства согласно ч. ч. 1, 2, 12 и 13 ст. 55.16 формирует компенсационные фонды возмещения вреда и обеспечения договорных обязательств, минимальный размер взноса в которые устанавливается в зависимости от уровня ответственности члена.
Заявитель жалобы (ПАО "Карачаровский механический завод") является членом саморегулируемой организации "АЛЬЯНС СТРОИТЕЛЕЙ", имеет свидетельство о допуске по осуществлению организации работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, стоимость которых по одному договору не превышает 3000000000 (трех миллиардов) рублей.
Вместе с тем, организатор торгов определил минимальное количество квалифицированного персонала, установив требование исключительно по наличию высшего образования и составив "шаг" - 5 человек пропорционально стоимости работ по заключаемому договору об оказании услуг по предмету разрешенной деятельности, указанной в свидетельстве саморегулируемой организации.
Таким образом, предъявление организатором торгов в пп. 11 п. 4 Документации требования о наличии у участника предварительного отбора в штате минимального количества квалифицированного персонала в количестве 5 человек (при стоимости работ по заключаемому договору об оказании услуг по предмету разрешенной деятельности, указанной в свидетельстве саморегулируемой организации, в размере не более 10 млн. руб.) и обязательном наличии только высшего профессионального образования не соответствует пп. "о" п. 23 Положения N 615 и п. 1 ч. 8 ст. 55.5 ГрК РФ.
При таких обстоятельствах, оснований для признания решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по жалобе N 13/18.1-2017 от 22.02.2017 года и предписания по жалобе N 13/18.1-2017 от 22.02.2017 года недействительными у суда не имеется, в связи с чем требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 27.07.2017 ПО ДЕЛУ N А60-24477/2017
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 27 июля 2017 г. по делу N А60-24477/2017
Резолютивная часть решения объявлена 27 июля 2017 года
Полный текст решения изготовлен 27 июля 2017 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.В. Гнездиловой при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Н.С. Кукушкиной рассмотрел в судебном заседании дело N А60-24477/2017 по заявлению Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Публичное акционерное общество "Карачаровский механический завод"
о признании незаконными решения и предписания
при участии в судебном заседании:
- от заявителя - Романова Т.И., представитель по доверенности N 7/к от 21.03.2017, паспорт; Баранцева Н.В., представитель по доверенности N 1/к от 12.01.2017, паспорт;
- от заинтересованного лица - Анисимов Р.Г., представитель по доверенности N 64 от 09.08.2016 г., удост. N 14293;
- от третьего лица - не явились, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Отводов составу суда не заявлено.
Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области обратилось в Арбитражный суд Свердловской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области о признании незаконными решения по жалобе N 13/18.1-2017 от 22.02.2017 года, предписания по жалобе N 13/18.1-2017 от 22.02.2017 года.
Заинтересованное лицо представило отзыв, в котором просит в удовлетворении требований заявителя отказать.
Определением от 21.06.2017 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Публичное акционерное общество "Карачаровский механический завод".
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
установил:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба Публичного акционерного общества "Карачаровский механический завод" (далее - ПАО "КМЗ") (вх. N 01-2583 от 14.02.2017) на действия (бездействие) организатора торгов в лице Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области (далее - Министерство энергетики и ЖКХ СО), совершенные при организации и проведении предварительного отбора подрядных организаций на включение в реестр квалифицированных подрядных организаций для участия в электронном аукционе на выполнение работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонту лифтовых шахт на электронной площадке https://www.rts-tender.ru/ (процедура N РТС 166В170001 от 16.01.2017).
По результатам рассмотрения указанной жалобы принято решение Свердловского УФАС России по жалобе N 13/18.1-2017 года, которым жалоба Публичного акционерного общества "Карачаровский механический завод" признана обоснованной, а организатор торгов в лице Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области нарушившим пп. "о" п. 23 Положения Постановления Правительства РФ от 01.07.2016 N 615 и п. 1 ч. 8 ст. 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
22.02.2017 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области выдано предписание по жалобе N 13/18.1-2017.
Не согласившись с указанными решением и предписанием антимонопольного органа, Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с настоящим заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
По смыслу статей 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требования заявителя о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными действий (бездействия) необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого акта, действий (бездействия) нормам действующего законодательства и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с п. 4.2 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган уполномочен рассматривать жалобы заявителей на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 180 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) функциями регионального оператора являются, в том числе, финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан, в том числе, привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры.
Привлечение региональным оператором, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными, муниципальными бюджетными, казенными учреждениями подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, согласно ч. 1.1 ст. 180 ЖК РФ и ч. 5 ст. 182 ЖК РФ, осуществляется в порядке, установленном Положением о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 N 615, далее - Положение N 615).
В п. 2 Положения N 615 под предварительным отбором понимается совокупность действий, являющихся частью процедуры закупки (торгов), в результате которых осуществляется формирование реестра квалифицированных подрядных организаций субъекта Российской Федерации, сводного реестра квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в закупках, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме на территории субъекта Российской Федерации, проводившего предварительный отбор; под реестром квалифицированных подрядных организаций - сформированный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным субъектом Российской Федерации на ведение реестра квалифицированных подрядных организаций, по итогам предварительного отбора реестр квалифицированных подрядных организаций, в котором содержится предусмотренная настоящим Положением информация о подрядных организациях, которые имеют право принимать участие в электронном аукционе по установленному предмету электронного аукциона либо у которых могут осуществляться закупки в случаях, предусмотренных п. 193 настоящего Положения.
По итогам проведения предварительного отбора органом по ведению реестра формируется реестр квалифицированных подрядных организаций (п. 7), предварительный отбор подрядных организаций проводится для выполнения работ по последующим предметам электронного аукциона, в частности на выполнение работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт (пп. "в" п. 8 Положения N 615).
В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 30.08.2016 N 602-ПП полномочиями органа по ведению реестра квалифицированных подрядных организаций наделено Министерство энергетики и ЖКХ СО.
Во исполнение требований Положения N 615 Министерством энергетики и ЖКХ СО создана комиссия по проведению предварительного отбора подрядных организаций, а также разработана документация о проведении предварительного отбора подрядных организаций на включение в реестр квалифицированных подрядных организаций для участия в электронном аукционе на выполнение работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонту лифтовых шахт (далее - Документация).
В соответствии с п. 235 Положения N 615 любой участник предварительного отбора, электронного аукциона имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации, действия (бездействие) заказчика, комиссии по проведению предварительного отбора, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при организации и проведении закупки, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заключении договоров об оказании услуг по их результатам.
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах.
Период подачи заявок на участие в предварительном отборе: с 17.01.2017 09 час. 00 мин. по 07.02.2017 09 час. 00 мин. (местного времени), дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе - 20.02.2017. В указанный период подачи заявок было подано 20 заявок, в том числе ПАО "КМЗ".
Комиссия по проведению предварительного отбора осуществляет рассмотрение заявок на участие в предварительном отборе на соответствие требованиям, установленным пунктом 30 настоящего Положения (п. 15 Положения N 615).
Документация о проведении предварительного отбора должна содержать требования к участникам предварительного отбора, установленные пунктом 23 настоящего Положения (пп. "г" п. 30 Положения N 615).
При проведении предварительного отбора устанавливается такое требование к участникам предварительного отбора, как наличие у участника предварительного отбора в штате минимального количества квалифицированного персонала, устанавливаемого в документации о проведении предварительного отбора в зависимости от предмета предварительного отбора и указанной в свидетельстве саморегулируемой организации стоимости работ по заключаемому договору об оказании услуг по предмету разрешенной деятельности (пп. "о" п. 23 Положения N 615).
Согласно пп. 11 п. 4 Документации требование о наличии у участника предварительного отбора в штате минимального количества квалифицированного персонала установлено следующим образом:
Стоимость работ
по заключаемому
договору об
оказании услуг по
Минимальное
количество
квалифицирован
ного персонала
Стаж
работы по
Дополнительное
образование за
последние
по заключаемому
договору об
оказании услуг по
Минимальное
количество
квалифицирован
ного персонала
Стаж
работы по
Дополнительное
образование за
последние
Под квалифицированным персоналом понимаются специалисты, работающие у участника предварительного отбора на постоянной основе по основному месту работы, имеющие высшее образование соответствующего профиля для выполнения работ в соответствии с предметом предварительного отбора и опыт работы по специальности не менее 5 лет.
Стаж работы по специальности считается с момента начала трудовой деятельности в соответствии с данными трудовой книжки.
Высшее образование специалистов должно соответствовать одному из следующих кодов Общероссийского классификатора специальностей по образованию (ОК 009-2003):
- 270100 "Строительство";
- 270102 "Промышленное и гражданское строительство";
- 270105 "Городское строительство и хозяйство";
- 270113 "Механизация и автоматизация строительства";
- 190205 "Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование"; 140200 "Электроэнергетика";
- 140203 "Релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем";
- 140600 "Электротехника, электромеханика и электротехнологии";
- 140601 "Электромеханика".
Согласно пп. "о" п. 23 Положения N 615 минимальное количество квалифицированного персонала устанавливается в документации в зависимости от:
1) предмета предварительного отбора;
2) стоимости работ указываемой в свидетельстве саморегулируемой организации по заключаемому договору об оказании услуг по предмету разрешенной деятельности.
В соответствии ч. 2 ст. 55.1 ГрК РФ содержанием деятельности саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства являются разработка и утверждение документов, предусмотренных статьей 55.5 настоящего Кодекса, а также контроль за соблюдением членами такой саморегулируемой организации требований этих документов.
В силу ч. 1 ст. 55.13 ГрК РФ саморегулируемая организация осуществляет контроль за деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований к выдаче свидетельств о допуске, требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования в порядке, установленном правилами контроля в области саморегулирования, с учетом требований части 2 настоящей статьи.
Контроль за деятельностью членов саморегулируемой организации в части соблюдения ими требований к выдаче свидетельств о допуске осуществляется саморегулируемой организацией при приеме в члены саморегулируемой организации, а также не реже чем один раз в год (ч. 2 ст. 55.13 ГрК РФ).
Саморегулируемая организация, имеющая право выдачи свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, обязана разработать и утвердить требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, - документ, устанавливающий условия выдачи саморегулируемой организацией свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (пп. 1 ч. 1 ст. 55.5 ГрК РФ).
Согласно ч. 6 ст. 55.5 ГрК РФ требования к выдаче свидетельств о допуске должны содержать:
1) квалификационные требования к индивидуальным предпринимателям, работникам индивидуального предпринимателя, работникам юридического лица:
а) требование о наличии образования определенных уровня и профиля;
б) требование к дополнительному профессиональному образованию, аттестации;
в) требование о наличии определенного стажа работы;
2) требование к численности соответствующих требованиям пункта 1 настоящей части работников индивидуального предпринимателя или юридического лица.
Минимально необходимые требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, указаны в ч. 8 ст. 55.5 ГрК РФ, в том числе требование о наличии работников индивидуального предпринимателя, работников юридического лица, имеющих высшее образование или среднее профессиональное образование соответствующего профиля для выполнения определенных видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. При этом не менее чем три работника должны иметь высшее образование или не менее чем пять работников - среднее профессиональное образование, стаж работы по специальности должен составлять не менее чем три года для работников, имеющих высшее образование, и не менее чем пять лет для работников, имеющих среднее профессиональное образование (п. 1).
Требования к выдаче свидетельств о допуске должны быть определены в отношении каждого вида работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и решение вопросов по выдаче свидетельства о допуске к которым отнесено общим собранием членов саморегулируемой организации к сфере деятельности саморегулируемой организации, или видов таких работ (ч. 5 ст. 55.5 ГрК РФ).
Саморегулируемая организация в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства согласно ч. ч. 1, 2, 12 и 13 ст. 55.16 формирует компенсационные фонды возмещения вреда и обеспечения договорных обязательств, минимальный размер взноса в которые устанавливается в зависимости от уровня ответственности члена.
Заявитель жалобы (ПАО "Карачаровский механический завод") является членом саморегулируемой организации "АЛЬЯНС СТРОИТЕЛЕЙ", имеет свидетельство о допуске по осуществлению организации работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, стоимость которых по одному договору не превышает 3000000000 (трех миллиардов) рублей.
Вместе с тем, организатор торгов определил минимальное количество квалифицированного персонала, установив требование исключительно по наличию высшего образования и составив "шаг" - 5 человек пропорционально стоимости работ по заключаемому договору об оказании услуг по предмету разрешенной деятельности, указанной в свидетельстве саморегулируемой организации.
Таким образом, предъявление организатором торгов в пп. 11 п. 4 Документации требования о наличии у участника предварительного отбора в штате минимального количества квалифицированного персонала в количестве 5 человек (при стоимости работ по заключаемому договору об оказании услуг по предмету разрешенной деятельности, указанной в свидетельстве саморегулируемой организации, в размере не более 10 млн. руб.) и обязательном наличии только высшего профессионального образования не соответствует пп. "о" п. 23 Положения N 615 и п. 1 ч. 8 ст. 55.5 ГрК РФ.
При таких обстоятельствах, оснований для признания решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по жалобе N 13/18.1-2017 от 22.02.2017 года и предписания по жалобе N 13/18.1-2017 от 22.02.2017 года недействительными у суда не имеется, в связи с чем требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
Н.В.ГНЕЗДИЛОВА
Н.В.ГНЕЗДИЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)