Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.01.2016 N 16АП-5103/2015 ПО ДЕЛУ N А61-2247/2015

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 января 2016 г. по делу N А61-2247/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 27 января 2016 года
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Параскевовой С.А. (судья-докладчик),
судей: Белова Д.А., Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Остриковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Комитета жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Администрации местного самоуправления г. Владикавказа на решение Арбитражного суда РСО-Алания от 05.11.2015 по делу N А61-2247/2015 (судья Акимцева С.А.)
по заявлению Комитета жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Администрации местного самоуправления г. Владикавказа (ОГРН 1021500576503, ИНН 1501004015)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по РСО-Алания (ОГРН 1021500584148, ИНН 1501004390)
о признании незаконными и отмене решения и предписания,
третьи лица: Администрация местного самоуправления г. Владикавказа (г. Владикавказ, пл. Штыба 2),
общество с ограниченной ответственностью "Управдом-7" (г. Владикавказ, ул. Московская 37),
общество с ограниченной ответственностью "Владикавказское домоуправление N 7" (г. Владикавказ, ул. ген. Дзусова 30)
общество с ограниченной ответственностью "Новый взгляд" (г. Владикавказ, пр. Коста 288/4)
общество с ограниченной ответственностью "Жилгарант" (г. Владикавказ, пер. Автобусный 9),
общество с ограниченной ответственностью "Сармат" (пр. Коста 93, оф. 304),
общество с ограниченной ответственностью "Управдом-МКД" (г. Владикавказ, ул. Леонова 5/1),
Служба государственного жилищного надзора РСО-Алания (г. Владикавказ, пер. Автобусный 9)
в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Северная Осетия - Алания участвуют представители:
- комитета жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Администрации местного самоуправления г. Владикавказа - Торчинова И.В. по доверенности N 1 от 14.01.2016;
- управления Федеральной антимонопольной службы по РСО-Алания - Кудзиева А.С. по доверенности N 04-16 от 14.01.2016;
- общества с ограниченной ответственностью "Управдом-7" - Хубежев А.В. (ген. директор), Будзиев Р.А. по доверенности от 25.08.2015;
- службы государственного жилищного надзора РСО-Алания - Чочиев А.А. по доверенности N 01-04 от 11.01.2016,
установил:

Комитет жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Администрации местного самоуправления г. Владикавказ (далее - комитет, заявитель) обратился в суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по РСО-Алания (далее - управление, антимонопольный орган) о признании незаконными решения от 08.07.2015 N 2611 и предписания от 08.07.2015 N 2612, согласно которым Комитет признан нарушившим пункт 39 Правил проведения конкурса при проведении Конкурса по лотам N 8, 11, 12, 31, 39, 41, 43, 45, 46, 49, 51-53, 58, 60-62, 65, 66, 67, 69, 73, 74, 82-86, 88-91, 93, 94.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: Администрация местного самоуправления г. Владикавказа, общество с ограниченной ответственностью "Управдом-7" (далее - общество), общество с ограниченной ответственностью "Владикавказское домоуправление N 7", общество с ограниченной ответственностью "Новый взгляд", общество с ограниченной ответственностью "Жилгарант", общество с ограниченной ответственностью "Сармат", общество с ограниченной ответственностью "Управдом-МКД", Служба государственного жилищного надзора РСО-Алания.
23.06.2015 в управление обратилось общество с жалобой на действия организатора конкурса - комитета по организации торгов в форме открытого конкурса по отбору управляющих компаний для управления многоквартирными домами, ссылаясь на то, что на момент объявления Комитетом торгов общество уже осуществляло функции управляющей компании.
Определением (уведомлением) от 25.06.2015 антимонопольный орган назначил рассмотрение жалобы на 03.07.2015.
15.04.2015 комитет, как организатор торгов, разместил на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (torgi.gov/ru) извещение о проведении открытого конкурса на право заключения договоров управления многоквартирными домами на территории г. Владикавказа, расположенным в том числе по следующим адресам в г. Владикавказе: ул. Леонова, д. 7/1 (лот N 51); ул. Леонова, д. 3/1 (лот N 45); ул. Леонова, д. 3/3 (лот N 46); ул. Леонова, д. 5/3 (лот N 49); ул. Леонова, д. 9/1 (лот N 52); ул. Леонова, д. 9/2 (лот N 53); ул. Леваневского, д. 268 (лот N 39); ул. Леваневского, д. 279/2 (лот N 43); ул. Леваневского, д. 277 (лот N 41); ул. Московская, д. 27/4 (лот N 65); ул. Московская, д. 19/1 (лот N 60); ул. Московская, д. 19/2 (лот N 61); ул. Московская, д. 19/3 (лот N 62); ул. Московская, д. 29 (лот N 66); ул. Московская, д. 11 (лот N 58); ул. Московская, д. 37 (лот N 67); пр. Коста, д. 288/1 (лот N 85); пр. Коста, д. 288/3 (лот N 86); пр.Коста, д. 286/4 (лот N 84); пр. Коста, д. 286/3 (лот N 83); пр. Коста, д. 286/2 (лот N 82); пр. Коста, д. 292/2 (лот N 89); пр. Коста, д. 292/4 (лот N 91); пр. Коста, д. 292/1 (лот N 88); пр. Коста, д. 292/3 (лот N 90); пр. Коста, Д. 262А (лот N 69); пр. Коста, д. 269 (лот N 73); пр. Коста, д. 296/1 (лот N 93); пр. Коста, д. 296/2 (лот N 94); пр. Коста, д. 270 (лот N 74); ул. Кесаева, д. 131 (лот N 31); ул. Гугкаева, д. 12 (лот N 8); ул. Гугкаева, д. 26/2 (лот N 11); ул. Гугкаева, д. 26/3 (лот N 12).
28.04.2015 Службой государственного жилищного надзора РСО-Алания обществу выдана лицензия от 28.04.2015 N 027 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, а общество имело уже заключенные с собственниками помещений МКД договора управления.
В подтверждение доводов о заключении с собственниками помещений договоров управления и технического обслуживания мест общего пользования многоквартирными домами представлены следующие документы: договор от 18.03.2015 года, заключенный на основании Протокола N 2 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. Кесаева, д. 131 от 18.03.2015 года; договор от 23.03.2015 года, заключенный на основании протокола N 2 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. Леонова, д. 3/1 от 21.03.2015 года; договор от 25.03.2015 года, заключенный на основании протокола N 2 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. Леонова, д. 3/3 от 19.03.2015 года; договор от 23.03.2015 года, заключенный на основании протокола N 2 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. Леонова, д. 5/3 от 23.03.2015 года; договор от 23.03.2015 года, заключенный на основании протокола N 2 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. Леонова, д. 7/1 от 23.03.2015 года; договор от 25.03.2015 года, заключенный на основании протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. Леонова, д. 9/1 от 25.03.2015 года; договор от 30.03.2015 года, заключенный на основании протокола N 2 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. Леонова, д. 9/2 от 29.03.2015 года; договор от 07.04.2015 года, заключенный на основании протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. Леваневского, д. 268 от 07.04.2015 года; договор от 16.03.2015 года, заключенный на основании протокола N 2 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. Леваневского, д. 277 от 16.03.2015 года; договор от 23.03.2015 года, заключенный на основании протокола N 2 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. Леваневского, д. 279/2 от 23.03.2015 года; договор от 31.03.2015 года, заключенный на основании протокола N 2 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. Гугкаева, д. 12 от 31.03.2015 года; договор от 17.03.2015 года, заключенный на основании протокола N 2 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. Гугкаева, д. 26/2 от 17.03.2015 года; договор от 19.03.2015 года, заключенный на основании протокола N 2 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. Гугкаева, д. 26/3 от 19.03.2015 года; договор от 13.03.2015 года, заключенный на основании протокола N 2 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. Московская, д. 11 от 13.03.2015 года; договор от 17.03.2015 года, заключенный на основании протокола N 2 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. Московская, д. 19/1 от 17.03.2015 года; договор от 30.03.2015 года, заключенный на основании протокола N 2 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. Московская, д. 19/2 от 30.03.2015 года; договор от 23.03.2015 года на основании протокола N 2 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. Московская, д. 19/3 от 23.03.2015 года; договор от 12.03.2015 года, заключенный на основании протокола N 2 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. Московская, д. 27/4 от 12.03.2015 года; договор от 25.03.2015 года, заключенный на основании протокола N 2 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. Московская, д. 29 от 25.03.2015 года; договор от 14.03.2015 года, заключенный на основании протокола N 2 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. Московская, д. 37 от 14.03.2015 года; договор от 12.03.2015 года, заключенный на основании протокола N 2 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: РСО-Алания, г. Владикавказ, пр. Коста, д. 262 "А" от 12.03.2015 года; договор от 28.03.2015 года, заключенный на основании протокола N 2 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: РСО-Алания, г. Владикавказ, пр. Коста, д. 269 от 28.03.2015 года; договор от 29.03.2015 года, заключенный на основании протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: РСО-Алания, г. Владикавказ, пр. Коста, д. 270 от 28.03.2015 года; договор от 26.03.2015 года, заключенный на основании протокола N 2 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: РСО-Алания, г. Владикавказ, пр. Коста, д. 286/2 от 26.03.2015 года; договор от 13.07.2012 года, заключенный на основании протокола N 1 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: РСО-Алания, г. Владикавказ, пр. Коста, д. 286/3 от 13.07.2012 года; договор от 16.03.2015 года, заключенный на основании протокола N 2 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: РСО-Алания, г. Владикавказ, пр. Коста, д. 286/4 от 16.03.2015 года; договор от 27.03.2015 года, заключенный на основании протокола N 2 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: РСО-Алания, г. Владикавказ, пр. Коста, д. 288/1 от 27.03.2015 года; договор от 31.03.2015 года, заключенный на основании протокола N 2 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: РСО-Алания, г. Владикавказ, пр. Коста, д. 288/3 от 31.03.2015 года; договор от 06.04.2015 года, заключенный на основании протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: РСО-Алания, г. Владикавказ, пр. Коста, д. 292/1 от 06.04.2015 года; договор от 26.03.2015 года, заключенный на основании протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: РСО-Алания, г. Владикавказ, пр. Коста, д. 292/2 от 26.03.2015 года; договор от 03.04.2015 года, заключенный на основании протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: РСО-Алания, г. Владикавказ, пр. Коста, д. 292/3 от 03.04.2015 года; договор от 08.05.2015 года, заключенный на основании протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: РСО-Алания, г. Владикавказ, пр. Коста, д. 292/4 от 08.05.2015 года; договор от 06.04.2015 года, заключенный на основании протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: РСО-Алания, г. Владикавказ, пр. Коста, д. 296/1 от 06.04.2015 года; договор от 27.03.2015 года, заключенный на основании протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: РСО-Алания, г. Владикавказ, пр. Коста, д. 296/2 от 27.03.2015 года.
Помимо протоколов общего собрания собственников помещений МКД обществом представлены решения собственников помещений при проведении заочного собрания собственников помещений в спорных многоквартирных домах (т. 6, л.д. 1-120).
Решением от 03.07.2015 по делу N АМЗ07-07/17 комиссия управления признала обоснованной жалобу общества, а комитет нарушившим п. 39 Правил при проведении конкурса по лотам N 8, 11, 12, 31, 39, 41, 43, 45, 46, 49, 51, 52, 53, 58, 60, 61, 62, 65, 66, 67, 69, 73, 74, 82, 83, 84, 85, 86, 88, 89, 90, 91, 93, 94.
Также выдано предписание от 03.07.2015 по делу N АМЗ07-07/15 согласно которому, комитет, как организатор торгов, в трехдневный срок со дня его получения должен в срок до 26.07.2015 прекратить нарушение порядка его проведения - пункт 39 Правил, путем аннулирования конкурса по лотам N N 8, 11, 12, 31, 39, 41, 43, 45, 46, 49, 51, 52, 53, 58, 60, 61, 62, 65, 66, 67, 69, 73, 74, 82, 83, 84, 85, 86, 88, 89, 90, 91, 93, 94.
Считая действия управления незаконными, а решение и предписание недействительными комитет обратился в суд с заявлением.
Разрешая заявленный спор при изложенных выше обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал комитету в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Согласно ч. 3 ст. 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.
Как следует из ч. 4 ст. 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Согласно ст. 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся, в том числе, в реестре лицензий субъекта Российской Федерации.
Реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.07.2014 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 255-ФЗ), юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 01.05.2015. После 01.05.2015 осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.
В соответствии со ст. 7 Закона N 255-ФЗ с 01.05.2015 информация, указанная в статье 195 Жилищного кодекса Российской Федерации, подлежит размещению в определенной федеральным законом государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства. Информация, указанная в ст. 198 ЖК РФ (в редакции настоящего Федерального закона), подлежит размещению в определенной федеральным законом государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства с 01.08.2015 года.
При этом сведения, содержащиеся в реестрах, являются открытыми, общедоступными и подлежат размещению на официальном сайте соответственно органа государственного жилищного надзора и уполномоченного федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 22 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением хозяйствующими субъектами антимонопольного законодательства, а также предупреждает монополистическую деятельность.
Согласно части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В силу статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров предусматривает, что действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (ч. 2 ст. 18.1 указанного Закона).
По правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, возможность обращения с жалобой лица, не подавшего заявку на участие в торгах, по данному конкретному делу определяется наличием реального (а не мнимого) нарушения или действительной угрозы правам или законным интересам заинтересованного лица, которые могут быть ущемлены или нарушены в результате не соблюдения порядка организации и проведения торгов. В связи с этим жалоба такого лица должна содержать фактическое обоснование возникновение у него права обратиться в органы ФАС России с такой жалобой за защитой конкретных нарушенных прав, поскольку круг таких лиц законодателем ограничен в ч. 2 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ. Такое ограничение субъектного состава предполагает также наличие у подателя жалобы действительного (а не мнимого) интереса и законных прав, подлежащих публичной (государственной) защите в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в пункте 8 постановления от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", при рассмотрении дел, связанных с нарушением ч. 1 ст. 15 Закона N 135-ФЗ, антимонопольный орган должен доказать, что оспариваемые акты органов власти, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующий орган должен указать конкретную норму федерального закона, разрешившую данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие).
Порядок организации и проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом установлен Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75.
В соответствии с пунктом 3 Правил конкурс проводится, в том числе, если: собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, в том числе в следующих случаях: собственниками помещений в многоквартирном доме общее собрание по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято; по истечении 2 месяцев после вступления в законную силу решения суда о признании несостоявшимся общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом повторное общее собрание не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято; принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, в том числе в следующих случаях: большинство собственников помещений в многоквартирном доме не заключили договоры, предусмотренные ст. 164 ЖК РФ; собственники помещений в многоквартирном доме не направили в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документы, необходимые для государственной регистрации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; не заключены договоры управления многоквартирным домом, предусмотренные статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Пунктом 39 Правил установлено, что в случае если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится. Отказ от проведения конкурса по иным основаниям не допускается.
Решением Верховного Суда РФ от 120.08.2009 N ГКПИ09-830 абз.1 пункта 39 Правил признан недействующим в части, позволяющей не проводить конкурс по отбору управляющей компании в случае, если до дня его проведения собственники помещений в МКД выбрали способ его управления, но не реализовали принятое решение о выборе способа управления МКД - не подписали договор управления с управляющей компанией.
Таким образом, в случае, если собственниками помещений МКД до дня проведения конкурса принято и реализовано решение о выборе управляющей компании, конкурс в отношении МКД не может быть проведен.
Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" утверждены Положения о лицензировании предпринимательской деятельности, о ведении реестра дисквалифицированных лиц управляющих организаций, об осуществлении контроля за соблюдением требований к лицензированию деятельности по управлению МКД. Пунктами 3 и 15 указанного Постановления установлено, что реализация полномочий, предусмотренных указанными Положениями, осуществляет Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, а реестр лицензий субъекта РФ формирует и ведет лицензирующий орган.
Постановлением Правительства РСО-Алания от 20.09.2013 N 338 утверждено Положение о Службе государственного жилищного надзора РСО-Алания, приказом Госжилнадзора от 22.09.2014 N 24 - Административный регламент Службы государственного жилищного надзора РСО-Алания предоставления государственной услуги по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно материалам дела, общество не являлось участником открытого конкурса, однако с учетом обстоятельств данного дела, в том числе, наличие договоров и документов, подтверждающих их подписание, наличие лицензии с указанием на право управления спорными МКД, а также фактическое осуществление их обслуживания, имело правовые и коммерческие интересы в целях устранения препятствий в осуществлении предпринимательской деятельности, в силу чего жалоба общества подлежала рассмотрению антимонопольным органом.
Проведение конкурса назначено на 26.05.2015, а общество направило жалобу на действия организатора торгов 23.06.2014.
Информация по результатам конкурса опубликована не была. Данный факт также подтверждает отсутствие у антимонопольного комитета обстоятельств, препятствовавших рассмотрению жалобы общества.
Общество 05.05.2015 и 15.05.2015 направило в Администрацию местного самоуправления г. Владикавказа уведомления о наличии договоров, заключенных с собственниками помещений спорных МКД в лице общего собрания, а также копии этих договоров (т. 5, л.д. 98-100).
В материалах дела представлены письма комитета от 18.05.2015 N 4670, 4669, свидетельствующие о том, что Комитет информирован о подписании договоров с обществом в отношении МКД, расположенных в г. Владикавказе по ул. Московская, 11 и пр. Коста, 292/2 (т. 5, л.д. 60-61).
Председателями Совета МКД, расположенных в г. Владикавказе по пр. Коста, 288/1, пр. Коста, 286/2, ул. Кесаева, 131, пр. Коста, 286/4, ул. Леонова, 9/2, ул. Московская, 11, пр. Коста, 292/2, ул. Гугкаева, 12, ул. Леваневского, 279/2, ул. Гугкаева, 26/3, ул. Гугкаева, 26/2, ул. Московская, 37, ул. Московская, 29, ул. Московская, 27/4, ул. Леонова, 3/3, ул. Леонова, 5/3, ул. Леонова, 9/1, пр. Коста, 288/3, пр. Коста, 269, ул. Московская, 19/1, ул. Московская, 19/3, ул. Леваневского, 277, ул. Леонова, 7/1, ул. Московская, 19/2, пр. Коста, 262 "а", пр. Коста, 296/2, пр. Коста, 292/3, пр. Коста, 292/1, ул. Леваневского, 268, пр. Коста, 296/1, ул. Леонова, 3/1, Главе АМС г. Владикавказа направлены уведомления об избрании собственниками помещений этих МКД в качестве управляющей компании общества (т. 5, л.д. 64-94).
Службой государственного жилищного надзора Республики Северная Осетия - Алания, являющейся лицензионным органом, на основании протокола заседания лицензионной комиссии от 28.04.2015 N 6/ЛК, 28.04.2015 года обществу выдана лицензия N 027 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и в реестр лицензий РСО-Алания внесены сведения об обслуживании обществом спорных многоквартирных домов (т. 5, л.д. 62-63).
Из пояснений представителей Службы государственного жилищного надзора РСО-Алания следует, что общество представило в лицензирующий орган все необходимые документы, исследованные Службой, как для принятия положительного решения о выдаче обществу лицензии, так и для включения в реестр сведений об обслуживаемых обществом МКД.
Размещение в соответствии с законом в реестре сведений о лицензии ООО "Управдом-7" и об обслуживаемых им МКД, а также раскрытие обществом в сети "Интернет" обязательной в силу закона информации подтверждается материалами дела (т. 5, л.д. 3-5).
В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие совершение комитетом и администрацией действий, направленных на выяснение, как у самого общества, Службы государственного жилищного надзора РСО-А, так и у собственников помещений МКД вопросов по выбору управляющей компании, в том числе и в части соблюдения процедуры выбора (с учетом заблаговременности действий общества по предоставлению в орган местного самоуправления сведений и документов об обслуживании МКД и размещения сведений о МКД в реестре).
Материалы дела свидетельствуют о том, что на день рассмотрения антимонопольного дела Комиссия правомерно приняла во внимание наличие протоколов собрания собственников помещений, их решения и договора, подтвердив факт своевременного уведомления организатора конкурса об указанных обстоятельствах.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также отсутствие документального подтверждения заявителем незаконности собраний собственников помещений МКД, их решений и заключенных договоров, своевременное уведомление органа местного самоуправления об обслуживании спорных МКД, отсутствие фактов оспаривания действий лицензирующего органа по выдаче лицензии обществу и внесению в нее и в реестр информации о спорных МКД, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что требования комитета в части признания незаконным решения управления удовлетворению не подлежат.
Как уже было указано, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции установлено, что антимонопольный орган вправе выдавать организатору торгов предписания, в том числе об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в соответствующую документацию о торгах, в извещение о проведении торгов, а также об аннулировании торгов.
При этом, предписание считается законным, если оно вынесено с соблюдением установленного порядка и содержит указания, позволяющие для определенной организации однозначно установить наличие допущенного конкретного нарушения, предусмотренного законодательством или нормативными правовыми документами и являющегося обязательным, и возможные действия по устранению выявленного нарушения, иначе предписание возлагает на лицо, которому адресовано, обязанности, не согласующиеся с требованиями закона и создающие для него необоснованные препятствия в осуществление своей деятельности. Несоблюдение установленных законом требований влечет неисполнимость вынесенного предписания и, соответственно, его недействительность.
В связи с тем, что антимонопольным органом был установлен факт неправомерного проведения организатором торгов конкурса в отсутствие обязанности по его проведению, предписание управления, выданное в целях устранения допущенных нарушений для приведения существующих правоотношений в соответствие с действующим законодательством, является исполнимым, законным и неподлежащим отмене.
Следовательно, суд первой инстанции правильно отклонил довод заявителя о незаконности предписания антимонопольного органа, вынесенного на основании оспоренного решения от 03.07.2015 по делу N АМЗ07-07/15.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, являющихся безусловным основанием для его отмены, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины, уплаченной при подаче апелляционной жалобы обществом, относятся на него в связи с отклонением доводов апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда РСО-Алания от 05.11.2015 по делу N А61-2247/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий
С.А.ПАРАСКЕВОВА
Судьи
Д.А.БЕЛОВ
И.А.ЦИГЕЛЬНИКОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)