Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 августа 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.
судей Смотровой Н.Н., Сурмаляна Г.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Смирновой В.Ю.
при участии:
от заявителя: представитель Афонченко А.Г. по доверенности от 28.10.2015 г.,
от заинтересованного лица: представитель Срмикян А.Р. по доверенности от 21.09.2015 г.
от третьего лица: представитель Срмикян А.Р. по доверенности от 18.09.2015 г.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования город Краснодар
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 31.03.2016 по делу N А32-33194/2015, принятое судьей Григорьевой Ю.С.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Нефтестройиндустрия - Юг"
к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар
третье лицо: Администрация муниципального образования город Краснодар
о признании недействительными пунктов приказа, о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Нефтестройиндустрия-Юг"; обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования город Краснодар о признании (с учетом частичного отказа от требований) недействительным пунктов 1.1 и 1.3. приказа Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от 12.09.2014 г. N 278, а также о признании незаконным отказа Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от 21 августа 2015 года N 29/8647-1 в выдаче разрешения на строительство объекта "Многоэтажные жилые дома по ул. 70-летия Октября, 1/1, в г. Краснодаре. 3-й этап Литер 9" по ул. 70-летия Октября, 1/1, в Западном внутригородском округе города Краснодара и об обязании Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности.
Решением суда от 31.05.2016 г. заявленные требования удовлетворены частично: признан недействительным пункт 1.3. приказа Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от 12.09.2014 г. N 278; признан незаконным отказ Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от 21 августа 2015 года N 29/8647-1 в выдаче разрешения на строительство объекта "Многоэтажные жилые дома по ул. 70-летия Октября, 1/1, в г. Краснодаре. 3-й этап. Литер 9" по ул. 70-летия Октября, 1/1, в Западном внутригородском округе города Краснодара. На Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар возложена обязанность в десятидневный срок со дня вступления в законную силу настоящего решения устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Нефтестройиндустрия-юг" путем выдачи разрешения на строительство объекта "Многоэтажные жилые дома по ул. 70-летия Октября, 1/1, в г. Краснодаре. 3-й этап. Литер 9" по ул. 70-летия Октября, 1/1, в Западном внутригородском округе города Краснодара. В удовлетворении оставшейся части заявленных требований отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что принятие указанных Департаментом решений Городской Думы Краснодара не исключает возможность использования застройщиком спорного земельного участка по целевому назначению.
Не согласившись с принятым решением, администрация муниципального образования город Краснодар обжаловала его в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что предполагаемый строительством многоквартирный дом согласно генеральному плану муниципального образования г. Краснодар. Утвержденному решением городской Думы Краснодара от 26.01.2012 г. N 25 расположен в зоне рекреационного назначения городские зеленые насаждения общего пользования, где строительство многоэтажных домов не предусмотрено, избранный заявителем способ защиты не приведет к восстановлению его прав, поскольку зона рекреационного назначения в отношении спорного земельного участка установлена не оспариваемым обществом актом Департамента, а решением органа местного самоуправления.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы жалобы и отзыва на нее.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между Администрацией муниципального образования город Краснодар и ООО "Нефтестройиндустрия-Юг" заключен договор аренды земельного участка N 4300016603 от 10.08.2010 г., зарегистрированный в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю 17.08.2010 г. (N 23-23-01/583/2010-116) в редакции Соглашения о внесении изменений N 989 от 27.10.2010 г., зарегистрированного в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю 18.01.2011 г. (N 23-23-01/832/2010-233) в отношении земельного участка площадью 58 403 кв. м, вид разрешенного использования - для завершения строительства комплекса жилых зданий.
В соответствии с согласованной в установленном порядке схемой генерального плана, на земельном участке, площадью 58 403 кв. м - предусмотрено размещение жилого комплекса, состоящего из восьми многоквартирных жилых домов.
Согласно градостроительному плану земельного участка от 15.10.2010 г. N RU 23306000-00000000001577, выданному Департаментом архитектуры и градостроительства администрации МО г. Краснодар, на всей площади земельного участка (58 403 кв. м), кадастровый N 23:43:0000000:367, допускается строительство многоэтажных и средне этажных жилых домов, в том числе со встроено-пристроенными помещениями общественного назначения.
ООО "Нефтестройиндустрия-Юг" 26.08.2015 г. обратилось в департамент с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства "Многоэтажные жилые дома по ул. 70-летия Октября, 1/1, в г. Краснодаре. 3-й этап. Литер 9" по улице им. 70-Летия Октября, 1/1, в Западном внутригородском округе города Краснодара.
04.09.2015 г. (исх. N 29/9580-1) департаментом отказано обществу в выдаче разрешения на строительство объекта "Многоэтажные жилые дома по ул. 70-летия Октября, 1/1 в г. Краснодаре. 3-й этап. Литер 9" по улице им. 70-Летия Октября, 1/1 в Западном внутригородском округе города Краснодара на основании п. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку представленная проектная документация не соответствовала требованиям градостроительного плана земельного участка.
Департамент также указал, что многоквартирный жилой дом, на строительство которого испрашивалось разрешение, расположен в зоне рекреационного назначения - городские зеленые насаждения общего пользования, где строительство многоэтажных жилых домов не предусмотрено согласно Генеральному плану муниципального образования город Краснодар, утвержденному решением городской Думы Краснодара от 26.01.2012 г. N 25 п. 15.
Считая отказ незаконным, общество обратилось в суд с настоящими требованиями.
Обществом также оспорены пункты 1.1 и 1.3 приказа Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар о внесении изменений в градостроительный план земельного участка от 15.10.2010 г. N RU 23306000-00000000001577.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных положений, решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, исходя из указанных выше правовых норм, в предмет судебного исследования по настоящему делу входят следующие обстоятельства:
- - нарушение оспариваемым отказом департамента прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;
- - несоответствие оспариваемого отказа департамента закону или иному нормативному правовому акту.
При этом отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий является основанием для отказа в удовлетворения требований заявителя.
Согласно части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Порядок выдачи разрешения на строительство регламентирован статьей 51 ГрК РФ, в соответствии с частью 1 которой разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом.
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления.
В соответствии с частью 7 статьи 51 ГрК РФ застройщик направляет в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории;
3) материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) схемы, отображающие архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
4) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса), положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);
6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.
Не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов (часть 10 статьи 51 ГрК РФ).
В силу части 11 статьи 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (часть 13 статьи 51 ГрК РФ).
Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке (часть 14 статьи 51 ГрК РФ).
Из материалов дела следует, что оспариваемый обществом отказ в выдаче разрешения на строительство мотивирован нахождением части территории земельного участка, на котором планируется осуществление строительства, в зоне рекреационного назначения - городские зеленые насаждения общего пользования, где строительство многоэтажных жилых домов не предусмотрено.
На соответствующее обстоятельство ссылается и администрация муниципального образования г. Краснодар в апелляционной жалобе.
Данный довод заявителя жалобы является обоснованным. Материалы дела свидетельствуют о том, что решением Городской Думы Краснодара от 28.02.2013 г. N 43 п. 21, часть территории вышеуказанного земельного участка, ориентировочной площадью 18 494,32 кв. м отведена под парковую зону "Рождественский парк". Решением Городской Думы Краснодара от 26.01.2012 г. N 25 п. 15 утвержден генеральный план муниципального образования город Краснодар, согласно которому земельный участок кадастровый N 23:43:0000000:367 расположен в зоне рекреационного назначения - городские зеленые насаждения общего пользования.
Принимая решение об удовлетворении заявленных обществом требований, суд первой инстанции не учел следующее.
Одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Градостроительное зонирование осуществляется посредством принятия Правил землепользования и застройки, которыми устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, производственно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Документами территориального планирования являются соответствующие схемы территориального планирования, в частности, генеральные планы поселений (городских и сельских) (статьи 23 - 29 Градостроительного кодекса РФ).
Исходя из статей 263 Гражданского кодекса Российской Федерации, 85 ЗК РФ, 36 Градостроительного кодекса РФ, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку, разрешать строительство на своем участке другим лицам при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка, в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений (часть 1 статьи 18 ГрК РФ).
Согласно частям 1, 3 статьи 24 Градостроительного кодекса подготовка генерального плана поселения, осуществляется применительно ко всей территории такого поселения, может осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения. Генеральный план содержит:
1) положение о территориальном планировании;
2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения
3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения
4) карту функциональных зон поселения.
Функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение (пункт 5 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ).
Генеральный план поселения утверждается представительным органом местного самоуправления поселения на срок не менее чем двадцать лет (часть 1 статьи 24, часть 11 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ).
Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 ГрК РФ и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц (часть 3 статьи 24 Градостроительного кодекса РФ).
Пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" (далее - постановление Пленума ВС РФ от 29.11.2007 N 48) разъяснено, что существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Действующее законодательство не содержит положений, препятствующих внесению органом, издавшим в пределах своих полномочий нормативный правовой акт, изменений и дополнений, а также отмене этого акта (пункт 26 постановления Пленума ВС РФ от 29.11.2007 N 48).
Таким образом, в силу вышеизложенных положений законодательства Генеральный план поселения является нормативным актом.
В соответствии со статьей 200 АПК РФ, пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным (действий (бездействий) незаконными) являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, действием (бездействием) гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина и юридического лица.
Оспариваемые заявителем в рамках настоящего дела приказ от 12.09.2014 г. N 278 о внесении изменений в градостроительный план земельного участка и решение об отказе в выдаче разрешения на строительство являются ненормативными актами. Данные обжалуемые акты соответствуют Генеральному плану муниципального образования г. Краснодар, являющемуся нормативным актом.
Доказательств оспаривания этого Генерального плана в судебном порядке, предусмотренном частью 15 статьи 24 Градостроительного кодекса РФ, признания этого Генерального плана (нормативного акта) в установленном порядке недействующим в части принадлежащего заявителю земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:367 в материалы дела не представлено и судом не установлено.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции по настоящему делу не соответствуют положениям статей 9, 18, 24 Градостроительного кодекса РФ, 198, 200 АПК РФ, пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", а поэтому решение суда первой инстанции подлежит отмене с отказом в удовлетворении заявленных обществом требований в полном объеме.
Госпошлина по заявлению и апелляционной жалобе на основании ст. 110 АПК РФ относится на ООО "Нефтестройиндустрия-Юг". В то же время при подаче заявления в суд обществом была уплачена госпошлина в сумме 3000 рублей. В силу разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 14 постановления от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", если апелляционная, жалоба была подана освобожденным от уплаты государственной пошлины ответчиком по делу, государственная пошлина за подачу соответствующего обращения не может быть взыскана с истца, против которого принято постановление суда апелляционной инстанции так как истец не подавал апелляционной жалобы и не является ответчиком по делу. В этой связи госпошлина по апелляционной жалобе не подлежит взысканию с общества в доход федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.03.2016 по делу N А32-33194/2015 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
С.С.ФИЛИМОНОВА
Судьи
Н.Н.СМОТРОВА
Г.А.СУРМАЛЯН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.08.2016 N 15АП-8278/2016 ПО ДЕЛУ N А32-33194/2015
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 августа 2016 г. N 15АП-8278/2016
Дело N А32-33194/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 августа 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.
судей Смотровой Н.Н., Сурмаляна Г.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Смирновой В.Ю.
при участии:
от заявителя: представитель Афонченко А.Г. по доверенности от 28.10.2015 г.,
от заинтересованного лица: представитель Срмикян А.Р. по доверенности от 21.09.2015 г.
от третьего лица: представитель Срмикян А.Р. по доверенности от 18.09.2015 г.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования город Краснодар
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 31.03.2016 по делу N А32-33194/2015, принятое судьей Григорьевой Ю.С.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Нефтестройиндустрия - Юг"
к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар
третье лицо: Администрация муниципального образования город Краснодар
о признании недействительными пунктов приказа, о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Нефтестройиндустрия-Юг"; обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования город Краснодар о признании (с учетом частичного отказа от требований) недействительным пунктов 1.1 и 1.3. приказа Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от 12.09.2014 г. N 278, а также о признании незаконным отказа Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от 21 августа 2015 года N 29/8647-1 в выдаче разрешения на строительство объекта "Многоэтажные жилые дома по ул. 70-летия Октября, 1/1, в г. Краснодаре. 3-й этап Литер 9" по ул. 70-летия Октября, 1/1, в Западном внутригородском округе города Краснодара и об обязании Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности.
Решением суда от 31.05.2016 г. заявленные требования удовлетворены частично: признан недействительным пункт 1.3. приказа Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от 12.09.2014 г. N 278; признан незаконным отказ Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от 21 августа 2015 года N 29/8647-1 в выдаче разрешения на строительство объекта "Многоэтажные жилые дома по ул. 70-летия Октября, 1/1, в г. Краснодаре. 3-й этап. Литер 9" по ул. 70-летия Октября, 1/1, в Западном внутригородском округе города Краснодара. На Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар возложена обязанность в десятидневный срок со дня вступления в законную силу настоящего решения устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Нефтестройиндустрия-юг" путем выдачи разрешения на строительство объекта "Многоэтажные жилые дома по ул. 70-летия Октября, 1/1, в г. Краснодаре. 3-й этап. Литер 9" по ул. 70-летия Октября, 1/1, в Западном внутригородском округе города Краснодара. В удовлетворении оставшейся части заявленных требований отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что принятие указанных Департаментом решений Городской Думы Краснодара не исключает возможность использования застройщиком спорного земельного участка по целевому назначению.
Не согласившись с принятым решением, администрация муниципального образования город Краснодар обжаловала его в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что предполагаемый строительством многоквартирный дом согласно генеральному плану муниципального образования г. Краснодар. Утвержденному решением городской Думы Краснодара от 26.01.2012 г. N 25 расположен в зоне рекреационного назначения городские зеленые насаждения общего пользования, где строительство многоэтажных домов не предусмотрено, избранный заявителем способ защиты не приведет к восстановлению его прав, поскольку зона рекреационного назначения в отношении спорного земельного участка установлена не оспариваемым обществом актом Департамента, а решением органа местного самоуправления.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы жалобы и отзыва на нее.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между Администрацией муниципального образования город Краснодар и ООО "Нефтестройиндустрия-Юг" заключен договор аренды земельного участка N 4300016603 от 10.08.2010 г., зарегистрированный в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю 17.08.2010 г. (N 23-23-01/583/2010-116) в редакции Соглашения о внесении изменений N 989 от 27.10.2010 г., зарегистрированного в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю 18.01.2011 г. (N 23-23-01/832/2010-233) в отношении земельного участка площадью 58 403 кв. м, вид разрешенного использования - для завершения строительства комплекса жилых зданий.
В соответствии с согласованной в установленном порядке схемой генерального плана, на земельном участке, площадью 58 403 кв. м - предусмотрено размещение жилого комплекса, состоящего из восьми многоквартирных жилых домов.
Согласно градостроительному плану земельного участка от 15.10.2010 г. N RU 23306000-00000000001577, выданному Департаментом архитектуры и градостроительства администрации МО г. Краснодар, на всей площади земельного участка (58 403 кв. м), кадастровый N 23:43:0000000:367, допускается строительство многоэтажных и средне этажных жилых домов, в том числе со встроено-пристроенными помещениями общественного назначения.
ООО "Нефтестройиндустрия-Юг" 26.08.2015 г. обратилось в департамент с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства "Многоэтажные жилые дома по ул. 70-летия Октября, 1/1, в г. Краснодаре. 3-й этап. Литер 9" по улице им. 70-Летия Октября, 1/1, в Западном внутригородском округе города Краснодара.
04.09.2015 г. (исх. N 29/9580-1) департаментом отказано обществу в выдаче разрешения на строительство объекта "Многоэтажные жилые дома по ул. 70-летия Октября, 1/1 в г. Краснодаре. 3-й этап. Литер 9" по улице им. 70-Летия Октября, 1/1 в Западном внутригородском округе города Краснодара на основании п. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку представленная проектная документация не соответствовала требованиям градостроительного плана земельного участка.
Департамент также указал, что многоквартирный жилой дом, на строительство которого испрашивалось разрешение, расположен в зоне рекреационного назначения - городские зеленые насаждения общего пользования, где строительство многоэтажных жилых домов не предусмотрено согласно Генеральному плану муниципального образования город Краснодар, утвержденному решением городской Думы Краснодара от 26.01.2012 г. N 25 п. 15.
Считая отказ незаконным, общество обратилось в суд с настоящими требованиями.
Обществом также оспорены пункты 1.1 и 1.3 приказа Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар о внесении изменений в градостроительный план земельного участка от 15.10.2010 г. N RU 23306000-00000000001577.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных положений, решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, исходя из указанных выше правовых норм, в предмет судебного исследования по настоящему делу входят следующие обстоятельства:
- - нарушение оспариваемым отказом департамента прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;
- - несоответствие оспариваемого отказа департамента закону или иному нормативному правовому акту.
При этом отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий является основанием для отказа в удовлетворения требований заявителя.
Согласно части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Порядок выдачи разрешения на строительство регламентирован статьей 51 ГрК РФ, в соответствии с частью 1 которой разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом.
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления.
В соответствии с частью 7 статьи 51 ГрК РФ застройщик направляет в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории;
3) материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) схемы, отображающие архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
4) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса), положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);
6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.
Не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов (часть 10 статьи 51 ГрК РФ).
В силу части 11 статьи 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (часть 13 статьи 51 ГрК РФ).
Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке (часть 14 статьи 51 ГрК РФ).
Из материалов дела следует, что оспариваемый обществом отказ в выдаче разрешения на строительство мотивирован нахождением части территории земельного участка, на котором планируется осуществление строительства, в зоне рекреационного назначения - городские зеленые насаждения общего пользования, где строительство многоэтажных жилых домов не предусмотрено.
На соответствующее обстоятельство ссылается и администрация муниципального образования г. Краснодар в апелляционной жалобе.
Данный довод заявителя жалобы является обоснованным. Материалы дела свидетельствуют о том, что решением Городской Думы Краснодара от 28.02.2013 г. N 43 п. 21, часть территории вышеуказанного земельного участка, ориентировочной площадью 18 494,32 кв. м отведена под парковую зону "Рождественский парк". Решением Городской Думы Краснодара от 26.01.2012 г. N 25 п. 15 утвержден генеральный план муниципального образования город Краснодар, согласно которому земельный участок кадастровый N 23:43:0000000:367 расположен в зоне рекреационного назначения - городские зеленые насаждения общего пользования.
Принимая решение об удовлетворении заявленных обществом требований, суд первой инстанции не учел следующее.
Одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Градостроительное зонирование осуществляется посредством принятия Правил землепользования и застройки, которыми устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, производственно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Документами территориального планирования являются соответствующие схемы территориального планирования, в частности, генеральные планы поселений (городских и сельских) (статьи 23 - 29 Градостроительного кодекса РФ).
Исходя из статей 263 Гражданского кодекса Российской Федерации, 85 ЗК РФ, 36 Градостроительного кодекса РФ, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку, разрешать строительство на своем участке другим лицам при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка, в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений (часть 1 статьи 18 ГрК РФ).
Согласно частям 1, 3 статьи 24 Градостроительного кодекса подготовка генерального плана поселения, осуществляется применительно ко всей территории такого поселения, может осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения. Генеральный план содержит:
1) положение о территориальном планировании;
2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения
3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения
4) карту функциональных зон поселения.
Функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение (пункт 5 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ).
Генеральный план поселения утверждается представительным органом местного самоуправления поселения на срок не менее чем двадцать лет (часть 1 статьи 24, часть 11 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ).
Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 ГрК РФ и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц (часть 3 статьи 24 Градостроительного кодекса РФ).
Пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" (далее - постановление Пленума ВС РФ от 29.11.2007 N 48) разъяснено, что существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Действующее законодательство не содержит положений, препятствующих внесению органом, издавшим в пределах своих полномочий нормативный правовой акт, изменений и дополнений, а также отмене этого акта (пункт 26 постановления Пленума ВС РФ от 29.11.2007 N 48).
Таким образом, в силу вышеизложенных положений законодательства Генеральный план поселения является нормативным актом.
В соответствии со статьей 200 АПК РФ, пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным (действий (бездействий) незаконными) являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, действием (бездействием) гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина и юридического лица.
Оспариваемые заявителем в рамках настоящего дела приказ от 12.09.2014 г. N 278 о внесении изменений в градостроительный план земельного участка и решение об отказе в выдаче разрешения на строительство являются ненормативными актами. Данные обжалуемые акты соответствуют Генеральному плану муниципального образования г. Краснодар, являющемуся нормативным актом.
Доказательств оспаривания этого Генерального плана в судебном порядке, предусмотренном частью 15 статьи 24 Градостроительного кодекса РФ, признания этого Генерального плана (нормативного акта) в установленном порядке недействующим в части принадлежащего заявителю земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:367 в материалы дела не представлено и судом не установлено.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции по настоящему делу не соответствуют положениям статей 9, 18, 24 Градостроительного кодекса РФ, 198, 200 АПК РФ, пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", а поэтому решение суда первой инстанции подлежит отмене с отказом в удовлетворении заявленных обществом требований в полном объеме.
Госпошлина по заявлению и апелляционной жалобе на основании ст. 110 АПК РФ относится на ООО "Нефтестройиндустрия-Юг". В то же время при подаче заявления в суд обществом была уплачена госпошлина в сумме 3000 рублей. В силу разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 14 постановления от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", если апелляционная, жалоба была подана освобожденным от уплаты государственной пошлины ответчиком по делу, государственная пошлина за подачу соответствующего обращения не может быть взыскана с истца, против которого принято постановление суда апелляционной инстанции так как истец не подавал апелляционной жалобы и не является ответчиком по делу. В этой связи госпошлина по апелляционной жалобе не подлежит взысканию с общества в доход федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.03.2016 по делу N А32-33194/2015 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
С.С.ФИЛИМОНОВА
Судьи
Н.Н.СМОТРОВА
Г.А.СУРМАЛЯН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)