Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОРЕНБУРГСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 16.08.2017 ПО ДЕЛУ N 4А-397/2017

Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ст. 14.1.3 КоАП РФ (предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами без лицензии).

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 августа 2017 г. по делу N 4а-397/2017


Заместитель председателя Оренбургского областного суда Белинская С.В., рассмотрев жалобу С., действующей в интересах В., на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 9 Советского района г. Орска Оренбургской области от 10 апреля 2017 года и решение судьи Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 16 июня 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении *** общества с ограниченной ответственностью "***" В.,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка N 9 Советского района г. Орска Оренбургской области от 10 апреля 2017 года, оставленным без изменения решением судьи Советского районного суда г. Орска Оренбургской области, *** общества с ограниченной ответственностью "***" (далее - ООО "***) В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание с применением положений ч. 2.2 и ч. 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 25000 рублей.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, заявитель просит об отмене судебных постановлений в отношении В. и прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 01 мая 2015 года. После 01 мая 2015 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.
Из материалов дела установлено следующее.
ООО "***" имеет лицензию от 29 июня 2016 года N *** на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданную государственной жилищной инспекцией по Оренбургской области.
Общество осуществляет управление многоквартирными домами в г. *** Оренбургской области, расположенными по следующим адресам: ул. *** ул. ***; ***; ***; ***; ***; ***; ул. ***. В реестр лицензии внесены сведения об адресах данных многоквартирных домов.
Прокуратурой Советского района г. Орска Оренбургской области в период с 14 февраля 2017 года по 23 марта 2017 года проведена проверка соблюдения ООО "***" требований жилищного законодательства, направленного на обеспечение свободного доступа к информации об основных показателях деятельности управляющей организации.
В ходе проверки было выявлено, что в нарушение требований Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (далее - Стандарт), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 731, в частности, установлено, что обществом на сайте www.reformagkh.ru не в полном объеме размещена следующая информация: характеристика многоквартирных домов, информация о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах (подп. "в" п. 3 Стандарта); информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг (подп. "д" п. 3 Стандарта); информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний (подп. "з" п. 3 Стандарта).
Данное обстоятельство зафиксировано в акте проверки от 23 марта 2017 года.
По факту выявленных нарушений 23 марта 2017 года исполняющим обязанности прокурора Советского района г. Орска Оренбургской области в отношении *** ООО "***" В. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
10 апреля 2017 года за совершение данного административного правонарушения директор ООО "***" В. привлечен мировым судьей к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Судья районного суда согласился с выводами мирового судьи о том, что бездействие В. образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
С таким решением согласиться нельзя по следующим основаниям.
Основанием привлечения директора ООО "***" В. к ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, послужили изложенные в акте проверки, постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении и постановлении мирового судьи выводы о нарушении В. как должностным лицом управляющей компании лицензионных требований, установленных п. 6 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ, выразившихся в несоблюдении обществом требований к раскрытию информации, установленных ч. 10 ст. 161 ЖК РФ.
Статьей 198 ЖК РФ определено, что сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в системе. Состав указанных сведений, подлежащих размещению в системе, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ч. 1).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с подп. "в" п. 3 названного Положения лицензионным требованием к лицензиату, устанавливаемым в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", является соблюдение требований, предусмотренных ч. 1 ст. 193 ЖК РФ.
Согласно п. п. 6, 6.1 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ лицензионным требованием является в том числе соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных ч. 10 ст. 161 настоящего Кодекса, и требований к размещению информации, установленных ч. 10.1 ст. 161 настоящего Кодекса.
В силу ч. 10 ст. 161 ЖК РФ управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со Стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 10.1 указанной статьи управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе.
В силу частей 3, 4, 5 ст. 6 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 263-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон N 263-ФЗ) со дня вступления в силу настоящего Федерального закона субъекты Российской Федерации имеют право заключить соглашения об опытной эксплуатации системы на территории субъекта Российской Федерации с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и оператором системы. Положения ч. 10 ст. 161 ЖК РФ применяются до 01 июля 2016 года. По истечении четырех месяцев после дня вступления в силу указанного соглашения положения ч. 10 ст. 161 ЖК РФ не применяются на территориях субъектов Российской Федерации, заключивших соответствующие соглашения. По истечении четырех месяцев после дня вступления в силу указанного соглашения и до 01 июля 2016 года положения ч. 10.1 ст. 161 ЖК РФ применяются только на территориях субъектов Российской Федерации, заключивших соответствующие соглашения. С 01 июля 2016 года положения ч. 10.1 ст. 161 ЖК РФ применяются для всех субъектов Российской Федерации.
Частью 3 ст. 7 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ, вступившего в силу 30 июня 2015 года) определено, что с 01 августа 2015 года информация, указанная в ст. 198 ЖК РФ (в редакции Закона N 255-ФЗ), подлежит размещению в определенной федеральным законом государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ).
Согласно сведениям официального сайта Минкомсвязи России (minsvyaz.ru) 23 июля 2015 года заключено соглашение об опытной эксплуатации государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства на территории Оренбургской области, которое вступило в силу 01 февраля 2016 года.
Следовательно, с 01 июня 2016 года положения ч. 10 ст. 161 ЖК РФ и Постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 731, утвердившего Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, на территории Оренбургской области, утрачивают силу и подлежат применению нормы ч. 10.1 ст. 161 ЖК РФ.
Что касается продления ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 28 декабря 2016 года N 469-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 469-ФЗ) сроков раскрытия информации в соответствии с ч. 10 ст. 161 ЖК РФ до 31 декабря 2017 года включительно, необходимо отметить следующее.
Федеральным законом N 469-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон N 263-ФЗ, в соответствии с которыми продлены сроки раскрытия информации в соответствии с требованиями ч. 10 ст. 161 ЖК РФ до 01 января 2018 года (ч. 3 ст. 3).
При этом Федеральным законом N 469-ФЗ не вносились изменения в ч. 4 ст. 6 Федерального закона N 263-ФЗ, на основании которой по истечении четырех месяцев после дня вступления в силу соглашения об опытной эксплуатации ГИС ЖКХ положения ч. 10 ст. 161 ЖК РФ не применяются на территориях субъектов Российской Федерации, заключивших соответствующие соглашения, поскольку их заключение повлекло за собой исполнение юридически значимых действий, в том числе обязанность поставщиков информации по размещению соответствующих данных в ГИС ЖКХ до 01 июля 2016 года.
Кроме того, ч. 3 ст. 5 Федерального закона N 469-ФЗ, продлевающая сроки применения положений п. 6 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ, не содержит оговорки в отношении субъектов Российской Федерации, заключивших соглашения об опытной эксплуатации ГИС ЖКХ.
Таким образом, положения п. 6 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ подлежат применению до 31 декабря 2017 года включительно на территории субъектов Российской Федерации, не заключивших соглашения об опытной эксплуатации ГИС ЖКХ.
Следовательно, на территории Оренбургской области с 01 июня 2016 года в число лицензионных требований не входит соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных ч. 10 ст. 161 ЖК РФ.
В силу приведенного правового регулирования выяснение данных обстоятельств имеет существенное значение для настоящего дела, однако при его рассмотрении требования ст. ст. 24.1 и 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
При таких обстоятельствах выводы нижестоящих судебных инстанций о наличии в действиях В. состава вменяемого административного правонарушения сделаны при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены обжалуемые акты.
С учетом изложенного, принятые по делу судебные акты не могут быть признаны законными и подлежат отмене.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
В силу этого постановление мирового судьи судебного участка N 9 Советского района г. Орска Оренбургской области от 10 апреля 2017 года и решение судьи Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 16 июня 2017 года, вынесенные в отношении *** ООО "***" В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, подлежат отмене, а производство по настоящему делу - прекращению на основании п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу судебные акты.
Руководствуясь ст. ст. 30.13 и 30.17 КоАП РФ,

постановил:

жалобу С. удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка N 9 Советского района г. Орска Оренбургской области от 10 апреля 2017 года и решение судьи Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 16 июня 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в отношении *** ООО "***" В. отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ.
Заместитель председателя
Оренбургского областного суда
С.В.БЕЛИНСКАЯ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)