Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 июля 2016 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ошировой Л.В., судей Барковской О.В., Гречаниченко А.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Сусловой М.Е., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Рубин" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 10 июня 2015 года по делу N А78-14932/2014 по исковому заявлению открытого акционерного общества "Производственное управление водоснабжения и водоотведения города Читы" (ОГРН 1057536112633, ИНН 7536064538, юридический адрес: г. Чита, ул. Забайкальского Рабочего, 63) к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Рубин" (ОГРН 1107536002848, ИНН 7536110093, адрес: 672038, г. Чита, ул. Красной Звезды, 51а, офис 406) о взыскании 245143, 49 руб.
Определением и.о. председателя второго судебного состава Четвертого арбитражного апелляционного суда судья Даровских К.Н. заменена на судью Барковскую О.В. в составе судей, рассматривающих настоящее дело.
при участии в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле:
от истца: представитель Пятакова М.Н., доверенность от 26.10.2016 года.
от ответчика: представитель Баранникова О.В., доверенность от 07.04.2015 года.
и
Открытое акционерное общество "Производственное управление водоснабжения и водоотведения города Читы" обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с иском, с последующим уточнением, к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Рубин" о взыскании основного долга в размере 245 143,49 руб. по договору N 4345 на отпуск питьевой воды и прием сточных вод от 10.06.2014 г. за ноябрь 2014 г.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 10 июня 2015 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обжаловал его в апелляционном порядке. Заявитель в своей апелляционной жалобе и дополнении к ней ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на то, что после снятия с трех спорных домов статуса общежития, степень благоустройства жилых помещений в них изменилась, в связи с чем к ним незаконно применять норматив потребления, установленный для общежитий, к указанной категории домов со степенью благоустройства К 0,8 необходимо применять норматив для многоквартирных домов с полным благоустройством 8,14.
В обоснование своих доводов представил копии свидетельств о государственной регистрации права в количестве 79 штук, копии технических паспортов на квартиры в количестве 13 штук, копии формы N 15 (выкопировки из книги поквартирного обхода) в количестве 35 штук, которые приобщены к материалам дела с целью установления фактических обстоятельств дела.
Истец не согласился с доводами апеллянта, просил приостановить производство по апелляционной жалобе до рассмотрения кассационной жалобы, поданной ими на постановление суда апелляционной инстанции, принятого по делу N А78-14308/2014 02.11.2015 года при аналогичных обстоятельствах.
Определением суда от 12.01.2016 производство по делу N А78-14932/2014 приостановлено до рассмотрения дела N А78-14308/2014 по существу.
Определением суда от 17 мая 2016 года производство по делу возобновлено.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, правоотношения между ОАО "Производственное управление водоснабжения и водоотведения города Читы" (ресурсоснабжающая организация) и ООО Управляющая компания "Рубин" урегулированы договором на отпуск питьевой воды и прием сточных вод N 4345 от 10.06.2014 г. в редакции дополнительных соглашений от 06.08.2014 г. и от 08.09.2014 г.
По условиям договора ресурсоснабжающая организация обеспечивает подачу питьевой воды и прием сточных вод по многоквартирным домам ул. Богомягкова, 66, ул. Курнатовского 81, ул. Матвеева 34 и Недорезова, 2в.
Многоквартирные жилые дома по указанным адресам оборудованы общедомовыми приборами учета водопотребления. Приборы учета водоотведения в домах отсутствуют.
Согласно ст. 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
За ноябрь 2014 г. ответчику предъявлены к оплате за водоснабжение и водоотведение счета-фактуры N 27534 от 30.11.2014 г. на сумму 62977,43 руб., N 27536 от 30.11.2014 г. на сумму 82301,46 руб., N 27538 от 30.11.2014 г. на сумму 82791,02 руб., N 27544 от 30.11.2014 г. на сумму 42171,79 руб.
Пунктом 5.3 договора предусмотрено, что окончательный расчет за поставку питьевой воды и сброс сточных вод производится до 15 числа месяца, следующего за расчетным.
По условиям пункта 5.12 соглашения от 08.09.2014 г. стороны договорились, что с 01.09.2014 г. исполнитель уступает ресурсоснабжающей организации право требования платы за коммунальные услуги в отношении собственников и нанимателей жилых и нежилых помещений в домах, указанных в Приложении N 1 к договору.
На основании представленных показаний общедомовых приборов учета водопотребления в домах по ул. Богомягкова 66, ул. Курнатовского 81, ул. Матвеева 34 и ул. Недорезова, 2в за вычетом объемов потребления населением с учетом представленных данных по количеству проживающих и объемов по нежилым помещениям за ноябрь 2014 г. истец предъявил к оплате управляющей организации за водоснабжение и водоотведение в объеме 8689,95 куб. м на сумму 245143,49 руб.
Тариф на водоснабжение и водоотведение населению на 2014 год установлен приказом Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 05.12.2013 г. N 701.
Истцом произведены расчеты объема коммунальных услуг потребителям, проживающим по адресу: г. Чита, ул. Богомягкова 66, ул. Курнатовского 81, ул. Матвеева 34, исходя из норматива потребления 4,55 м3 на человека в месяц, установленного для общежитий с общими кухнями и блоками душевых на этажах при жилых комнатах в каждой секции здания.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что, несмотря на снятие со спорных объектов статуса общежития, применение истцом норматива 4,55 кв. м на человека в месяц правомерно, поскольку расчет истца соответствует степени благоустройства многоквартирного дома.
Исследовав доводы сторон, материалы дела, дополнительно представленные доказательства, приобщенные к материалам дела в установленном порядке, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Постановлением администрации городского округа "Город Чита" N 93 от 07.05.2013 в редакции постановления N 167 от 22.07.2013 с домов по ул. Богомягкова, 66, ул. Курнатовского 81, ул. Матвеева 34 и Недорезова, 2в снят статус общежития и присвоен статус жилых помещений в многоквартирных домах муниципального жилищного фонда социального использования.
В соответствии с п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), нормативы потребления устанавливаются в отношении коммунальных услуг, предоставляемых в жилых помещениях, а также коммунальных услуг, предоставляемых на общедомовые нужды, - по каждому виду предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома.
Согласно пункту 15 Правил N 306 изменение норматива потребления коммунальных услуг осуществляется в случае изменения конструктивных и технических параметров (в том числе в результате реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности), степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов (холодной воды, горячей воды, природного и (или) сжиженного углеводородного газа, электрической энергии, тепловой энергии, сточных бытовых вод, отводимых по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов.
В соответствии со статьями 13, 14 Федерального закона от 07.12.2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", вступившим в законную силу с 01.01.2013 года (далее Закон), к услугам по водоотведению и очистке сточных вод, применяются положения договора о возмездном оказании услуг предусмотренные Гражданским кодексом РФ. К договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные Гражданским кодексом РФ.
В соответствии с п. 6 ст. 14 Закона оплата услуг по договору водоотведения осуществляется в соответствии с тарифами на водоотведение.
В соответствии с п. 11 ст. 7 Закона холодное водоснабжение и водоотведение осуществляются в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. N 167 (далее Правила) регулируют отношения между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов.
Согласно п. 69 Правил, оплата абонентом полученной питьевой воды и сброшенных сточных вод производится в соответствии с данными учета.
В соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемые органами государственной власти субъектов РФ.
Нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и на общедомовые нужды на территории Забайкальского края установлены приказом Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 01.11.2013 г. N 392.
Истцом произведены расчеты объема коммунальных услуг потребителям, проживающим по адресу: г. Чита, ул. Богомягкова 66, ул. Курнатовского 81, ул. Матвеева 34, исходя из норматива потребления 4,55 м{\super 3 на человека в месяц, установленного для общежитий с общими кухнями и блоками душевых на этажах при жилых комнатах в каждой секции здания.
По утверждению ответчика подлежит применению норматив 8,14 куб. м/месяц, установленный для жилых домов квартирного типа с полным благоустройством, поскольку с данных объектов статус общежитий снят.
Из материалов дела следует, что постановлением Администрации городского округа "Город Чита" от 07.05.2013 г. N 93 в редакции постановления N 167 от 22.07.2013 г. был снят статус общежития с домов по ул. Богомягкова 66, ул. Курнатовского 81, ул. Матвеева 34, и присвоен статус "жилых помещений в многоквартирных домах муниципального жилищного фонда социального использования.
Стало быть, названные дома статуса общежития не имеют.
В соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 306 нормативы потребления устанавливаются в отношении коммунальных услуг, предоставляемых в жилых помещениях, а также коммунальных услуг, предоставляемых на общедомовые нужды, - по каждому виду предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома.
Согласно п. 15 Правил N 306 изменение норматива потребления коммунальных услуг осуществляется в случае изменение конструктивных и технических параметров (в том числе в результате реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности), степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов (холодной воды, горячей воды, природного и (или) сжиженного углеводородного газа, электрической энергии, тепловой энергии, сточных бытовых вод, отводимых по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов.
В соответствии с Правилами N 306 степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома - качественная характеристика многоквартирного дома или жилого дома, определяемая наличием и составом внутридомовых инженерных систем, обеспечивающих предоставление потребителям коммунальных услуг тех видов, которые могут быть предоставлены с использованием таких внутридомовых инженерных систем, и внутриквартирного оборудования.
Отклоняя довод ответчика об изменении степени благоустройства в квартирах со сменой статуса жилого дома, суд сослался на разъяснения, данные Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края о том, что при присвоении статуса "жилых помещений в многоквартирных домах муниципального жилищного фонда социального использования" не произошло изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома.
Соответственно, при расчете платы за коммунальные услуги следует применять нормативы, утвержденные приказом РСТ Забайкальского края от 01.11.2013 г. N 392 для общежитий с общими кухнями и блоками душевых на этажах при жилых комнатах в каждой секции здания.
Между тем, судом не учтено, что согласно Положению о Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, утвержденному Постановлением Правительства Забайкальского края от 24.04.2014 года N 229, в последующей редакции от 09.06.2015 года, полномочия у службы относительно проверки наличия либо отсутствия изменения технических характеристик жилых помещений отсутствуют.
Проведение технической инвентаризации жилищного фонда и определение технического состояния жилых строений и жилых помещений отнесено к компетенции органов БТИ (пункты 8 и 9 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 N 1301).
Доказательства, которые бы позволили суду прийти к выводу об отсутствии изменений технического состояния жилых помещений и их степени благоустройства, отсутствуют.
Тогда как, наоборот, ответчик представил доказательства (копии свидетельств о регистрации права собственности на отдельные квартиры в спорных домах, которые поименованы как жилые; копии технических документов из инвентарного дела на здания, технических паспортов на квартиры в спорных жилых домах; поквартирный обходной лист квартир) изменения конструктивных и технических параметров жилых помещений в спорных домах, соответственно, степени их благоустройства.
Указанные обстоятельства установлены судом апелляционной инстанции по делу N А78-14308/2014, рассмотренному постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 09 февраля 2016 года.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает правильным в данной ситуации применение норматива 8,14 куб. м/месяц, установленного для жилых домов квартирного типа с полным благоустройством.
Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства по делу истцом расчет задолженности неоднократно уточнялся, представлен окончательный итоговый расчет за водопотребление на сумму 73 220 рублей 45 копеек, который признан ответчиком и принят судом.
Кроме того, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения требования в части взыскания объема водоотведения на общедомовые нужды при отсутствии в многоквартирных домах общедомовых приборов учета сточных вод.
Как установлено апелляционным судом и не оспаривается сторонами, истец предъявляет ко взысканию с ответчика стоимость услуг по водоотведению на общедомовые нужды, поскольку в соответствии с пунктом 5.2 договора стоимость индивидуальных услуг по водоотведению граждане оплачивают непосредственно истцу.
Из системного толкования пункта 5 статьи 1 Закона о водоснабжении и части 2 статьи 5, пункта 10 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что правила определения объема коммунальных услуг регулируются, в первую очередь, нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, Указов Президента Российской Федерации, Постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Закон о водоснабжении в этой части к данному спору не применим, поскольку к отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, с оплатой таких услуг, положения Закона о водоснабжении применяются в части, не урегулированной другими федеральными законами (часть 5 статьи 1 Закона о водоснабжении).
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги определяется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011 (далее - Правила N 354). При этом порядок определения размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, зависит от наличия коллективного прибора учета коммунального ресурса.
При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную на общедомовые нужды, равен произведению тарифа на водоотведение и объема (количества) коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды и приходящийся на конкретное жилое или нежилое помещение. Согласно пункту 48 Правил N 354, пунктам 10, 17 и формулам 10 и 15 приложения N 2 к этим правилам, указанный объем рассчитывается как произведение доли в общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, и норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, установленного в соответствии с Правилами N 306.
Правилами N 306 не предусмотрен расчет норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды. Ранее действовавшие нормы, которые предусматривали такой норматив, исключены из этих правил. Ввиду того, что в многоквартирных домах отсутствуют общедомовые приборы учета сточных вод, законных оснований для начисления истцом платы за услугу по водоотведению в отношении общедомовых нужд не имеется.
Таким образом, исковые требования подлежат частичному удовлетворению в сумме 73 220 рублей 45 копеек.
В остальной части иска надлежит отказать.
Судебные расходы распределяются между сторонами по правилам ст. 110 АПК РФ.
Истец при подаче иска уплатил в федеральный бюджет государственную пошлину в сумме 8404, 84 руб.
При сумме иска 245 143, 49 руб. сумма государственной пошлины. Подлежащей уплате в бюджет составляет 7903 руб., в связи с чем излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 501, 84 руб. подлежит возвращению истцу из федерального бюджета.
Ответчик при подаче апелляционной жалобы уплатил в федеральный бюджет государственную пошлину в сумме 3000 рублей.
С учетом того, что исковые требования удовлетворены частично на 29, 86%, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию 256 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвертый арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 10 июня 2015 года по делу N А78-14932/2014 изменить, резолютивную часть изложить в следующей редакции.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Рубин" (ОГРН 1107536002848, ИНН 7536110093, адрес: 672038, г. Чита, ул. Красной Звезды, 51а, офис 406) в пользу открытого акционерного общества "Производственное управление водоснабжения и водоотведения города Читы" (ОГРН 1057536112633, ИНН 7536064538, юридический адрес: г. Чита, ул. Забайкальского Рабочего, 63) 73 220 рублей 45 копеек основного долга, 256 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины, всего 73 476 руб. 45 коп.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Возвратить открытому акционерному обществу "Производственное управление водоснабжения и водоотведения города Читы" (ОГРН 1057536112633, ИНН 7536064538, юридический адрес: г. Чита, ул. Забайкальского Рабочего, 63) из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением N 7977 от 23.12.2014 года государственную пошлину в сумме 501 руб. 84 коп.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.07.2016 N 04АП-4043/2015 ПО ДЕЛУ N А78-14932/2014
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 июля 2016 г. по делу N А78-14932/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 июля 2016 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ошировой Л.В., судей Барковской О.В., Гречаниченко А.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Сусловой М.Е., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Рубин" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 10 июня 2015 года по делу N А78-14932/2014 по исковому заявлению открытого акционерного общества "Производственное управление водоснабжения и водоотведения города Читы" (ОГРН 1057536112633, ИНН 7536064538, юридический адрес: г. Чита, ул. Забайкальского Рабочего, 63) к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Рубин" (ОГРН 1107536002848, ИНН 7536110093, адрес: 672038, г. Чита, ул. Красной Звезды, 51а, офис 406) о взыскании 245143, 49 руб.
Определением и.о. председателя второго судебного состава Четвертого арбитражного апелляционного суда судья Даровских К.Н. заменена на судью Барковскую О.В. в составе судей, рассматривающих настоящее дело.
при участии в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле:
от истца: представитель Пятакова М.Н., доверенность от 26.10.2016 года.
от ответчика: представитель Баранникова О.В., доверенность от 07.04.2015 года.
и
установил:
Открытое акционерное общество "Производственное управление водоснабжения и водоотведения города Читы" обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с иском, с последующим уточнением, к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Рубин" о взыскании основного долга в размере 245 143,49 руб. по договору N 4345 на отпуск питьевой воды и прием сточных вод от 10.06.2014 г. за ноябрь 2014 г.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 10 июня 2015 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обжаловал его в апелляционном порядке. Заявитель в своей апелляционной жалобе и дополнении к ней ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на то, что после снятия с трех спорных домов статуса общежития, степень благоустройства жилых помещений в них изменилась, в связи с чем к ним незаконно применять норматив потребления, установленный для общежитий, к указанной категории домов со степенью благоустройства К 0,8 необходимо применять норматив для многоквартирных домов с полным благоустройством 8,14.
В обоснование своих доводов представил копии свидетельств о государственной регистрации права в количестве 79 штук, копии технических паспортов на квартиры в количестве 13 штук, копии формы N 15 (выкопировки из книги поквартирного обхода) в количестве 35 штук, которые приобщены к материалам дела с целью установления фактических обстоятельств дела.
Истец не согласился с доводами апеллянта, просил приостановить производство по апелляционной жалобе до рассмотрения кассационной жалобы, поданной ими на постановление суда апелляционной инстанции, принятого по делу N А78-14308/2014 02.11.2015 года при аналогичных обстоятельствах.
Определением суда от 12.01.2016 производство по делу N А78-14932/2014 приостановлено до рассмотрения дела N А78-14308/2014 по существу.
Определением суда от 17 мая 2016 года производство по делу возобновлено.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, правоотношения между ОАО "Производственное управление водоснабжения и водоотведения города Читы" (ресурсоснабжающая организация) и ООО Управляющая компания "Рубин" урегулированы договором на отпуск питьевой воды и прием сточных вод N 4345 от 10.06.2014 г. в редакции дополнительных соглашений от 06.08.2014 г. и от 08.09.2014 г.
По условиям договора ресурсоснабжающая организация обеспечивает подачу питьевой воды и прием сточных вод по многоквартирным домам ул. Богомягкова, 66, ул. Курнатовского 81, ул. Матвеева 34 и Недорезова, 2в.
Многоквартирные жилые дома по указанным адресам оборудованы общедомовыми приборами учета водопотребления. Приборы учета водоотведения в домах отсутствуют.
Согласно ст. 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
За ноябрь 2014 г. ответчику предъявлены к оплате за водоснабжение и водоотведение счета-фактуры N 27534 от 30.11.2014 г. на сумму 62977,43 руб., N 27536 от 30.11.2014 г. на сумму 82301,46 руб., N 27538 от 30.11.2014 г. на сумму 82791,02 руб., N 27544 от 30.11.2014 г. на сумму 42171,79 руб.
Пунктом 5.3 договора предусмотрено, что окончательный расчет за поставку питьевой воды и сброс сточных вод производится до 15 числа месяца, следующего за расчетным.
По условиям пункта 5.12 соглашения от 08.09.2014 г. стороны договорились, что с 01.09.2014 г. исполнитель уступает ресурсоснабжающей организации право требования платы за коммунальные услуги в отношении собственников и нанимателей жилых и нежилых помещений в домах, указанных в Приложении N 1 к договору.
На основании представленных показаний общедомовых приборов учета водопотребления в домах по ул. Богомягкова 66, ул. Курнатовского 81, ул. Матвеева 34 и ул. Недорезова, 2в за вычетом объемов потребления населением с учетом представленных данных по количеству проживающих и объемов по нежилым помещениям за ноябрь 2014 г. истец предъявил к оплате управляющей организации за водоснабжение и водоотведение в объеме 8689,95 куб. м на сумму 245143,49 руб.
Тариф на водоснабжение и водоотведение населению на 2014 год установлен приказом Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 05.12.2013 г. N 701.
Истцом произведены расчеты объема коммунальных услуг потребителям, проживающим по адресу: г. Чита, ул. Богомягкова 66, ул. Курнатовского 81, ул. Матвеева 34, исходя из норматива потребления 4,55 м3 на человека в месяц, установленного для общежитий с общими кухнями и блоками душевых на этажах при жилых комнатах в каждой секции здания.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что, несмотря на снятие со спорных объектов статуса общежития, применение истцом норматива 4,55 кв. м на человека в месяц правомерно, поскольку расчет истца соответствует степени благоустройства многоквартирного дома.
Исследовав доводы сторон, материалы дела, дополнительно представленные доказательства, приобщенные к материалам дела в установленном порядке, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Постановлением администрации городского округа "Город Чита" N 93 от 07.05.2013 в редакции постановления N 167 от 22.07.2013 с домов по ул. Богомягкова, 66, ул. Курнатовского 81, ул. Матвеева 34 и Недорезова, 2в снят статус общежития и присвоен статус жилых помещений в многоквартирных домах муниципального жилищного фонда социального использования.
В соответствии с п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), нормативы потребления устанавливаются в отношении коммунальных услуг, предоставляемых в жилых помещениях, а также коммунальных услуг, предоставляемых на общедомовые нужды, - по каждому виду предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома.
Согласно пункту 15 Правил N 306 изменение норматива потребления коммунальных услуг осуществляется в случае изменения конструктивных и технических параметров (в том числе в результате реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности), степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов (холодной воды, горячей воды, природного и (или) сжиженного углеводородного газа, электрической энергии, тепловой энергии, сточных бытовых вод, отводимых по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов.
В соответствии со статьями 13, 14 Федерального закона от 07.12.2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", вступившим в законную силу с 01.01.2013 года (далее Закон), к услугам по водоотведению и очистке сточных вод, применяются положения договора о возмездном оказании услуг предусмотренные Гражданским кодексом РФ. К договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные Гражданским кодексом РФ.
В соответствии с п. 6 ст. 14 Закона оплата услуг по договору водоотведения осуществляется в соответствии с тарифами на водоотведение.
В соответствии с п. 11 ст. 7 Закона холодное водоснабжение и водоотведение осуществляются в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. N 167 (далее Правила) регулируют отношения между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов.
Согласно п. 69 Правил, оплата абонентом полученной питьевой воды и сброшенных сточных вод производится в соответствии с данными учета.
В соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемые органами государственной власти субъектов РФ.
Нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и на общедомовые нужды на территории Забайкальского края установлены приказом Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 01.11.2013 г. N 392.
Истцом произведены расчеты объема коммунальных услуг потребителям, проживающим по адресу: г. Чита, ул. Богомягкова 66, ул. Курнатовского 81, ул. Матвеева 34, исходя из норматива потребления 4,55 м{\super 3 на человека в месяц, установленного для общежитий с общими кухнями и блоками душевых на этажах при жилых комнатах в каждой секции здания.
По утверждению ответчика подлежит применению норматив 8,14 куб. м/месяц, установленный для жилых домов квартирного типа с полным благоустройством, поскольку с данных объектов статус общежитий снят.
Из материалов дела следует, что постановлением Администрации городского округа "Город Чита" от 07.05.2013 г. N 93 в редакции постановления N 167 от 22.07.2013 г. был снят статус общежития с домов по ул. Богомягкова 66, ул. Курнатовского 81, ул. Матвеева 34, и присвоен статус "жилых помещений в многоквартирных домах муниципального жилищного фонда социального использования.
Стало быть, названные дома статуса общежития не имеют.
В соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 306 нормативы потребления устанавливаются в отношении коммунальных услуг, предоставляемых в жилых помещениях, а также коммунальных услуг, предоставляемых на общедомовые нужды, - по каждому виду предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома.
Согласно п. 15 Правил N 306 изменение норматива потребления коммунальных услуг осуществляется в случае изменение конструктивных и технических параметров (в том числе в результате реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности), степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов (холодной воды, горячей воды, природного и (или) сжиженного углеводородного газа, электрической энергии, тепловой энергии, сточных бытовых вод, отводимых по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов.
В соответствии с Правилами N 306 степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома - качественная характеристика многоквартирного дома или жилого дома, определяемая наличием и составом внутридомовых инженерных систем, обеспечивающих предоставление потребителям коммунальных услуг тех видов, которые могут быть предоставлены с использованием таких внутридомовых инженерных систем, и внутриквартирного оборудования.
Отклоняя довод ответчика об изменении степени благоустройства в квартирах со сменой статуса жилого дома, суд сослался на разъяснения, данные Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края о том, что при присвоении статуса "жилых помещений в многоквартирных домах муниципального жилищного фонда социального использования" не произошло изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома.
Соответственно, при расчете платы за коммунальные услуги следует применять нормативы, утвержденные приказом РСТ Забайкальского края от 01.11.2013 г. N 392 для общежитий с общими кухнями и блоками душевых на этажах при жилых комнатах в каждой секции здания.
Между тем, судом не учтено, что согласно Положению о Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, утвержденному Постановлением Правительства Забайкальского края от 24.04.2014 года N 229, в последующей редакции от 09.06.2015 года, полномочия у службы относительно проверки наличия либо отсутствия изменения технических характеристик жилых помещений отсутствуют.
Проведение технической инвентаризации жилищного фонда и определение технического состояния жилых строений и жилых помещений отнесено к компетенции органов БТИ (пункты 8 и 9 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 N 1301).
Доказательства, которые бы позволили суду прийти к выводу об отсутствии изменений технического состояния жилых помещений и их степени благоустройства, отсутствуют.
Тогда как, наоборот, ответчик представил доказательства (копии свидетельств о регистрации права собственности на отдельные квартиры в спорных домах, которые поименованы как жилые; копии технических документов из инвентарного дела на здания, технических паспортов на квартиры в спорных жилых домах; поквартирный обходной лист квартир) изменения конструктивных и технических параметров жилых помещений в спорных домах, соответственно, степени их благоустройства.
Указанные обстоятельства установлены судом апелляционной инстанции по делу N А78-14308/2014, рассмотренному постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 09 февраля 2016 года.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает правильным в данной ситуации применение норматива 8,14 куб. м/месяц, установленного для жилых домов квартирного типа с полным благоустройством.
Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства по делу истцом расчет задолженности неоднократно уточнялся, представлен окончательный итоговый расчет за водопотребление на сумму 73 220 рублей 45 копеек, который признан ответчиком и принят судом.
Кроме того, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения требования в части взыскания объема водоотведения на общедомовые нужды при отсутствии в многоквартирных домах общедомовых приборов учета сточных вод.
Как установлено апелляционным судом и не оспаривается сторонами, истец предъявляет ко взысканию с ответчика стоимость услуг по водоотведению на общедомовые нужды, поскольку в соответствии с пунктом 5.2 договора стоимость индивидуальных услуг по водоотведению граждане оплачивают непосредственно истцу.
Из системного толкования пункта 5 статьи 1 Закона о водоснабжении и части 2 статьи 5, пункта 10 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что правила определения объема коммунальных услуг регулируются, в первую очередь, нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, Указов Президента Российской Федерации, Постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Закон о водоснабжении в этой части к данному спору не применим, поскольку к отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, с оплатой таких услуг, положения Закона о водоснабжении применяются в части, не урегулированной другими федеральными законами (часть 5 статьи 1 Закона о водоснабжении).
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги определяется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011 (далее - Правила N 354). При этом порядок определения размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, зависит от наличия коллективного прибора учета коммунального ресурса.
При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную на общедомовые нужды, равен произведению тарифа на водоотведение и объема (количества) коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды и приходящийся на конкретное жилое или нежилое помещение. Согласно пункту 48 Правил N 354, пунктам 10, 17 и формулам 10 и 15 приложения N 2 к этим правилам, указанный объем рассчитывается как произведение доли в общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, и норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, установленного в соответствии с Правилами N 306.
Правилами N 306 не предусмотрен расчет норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды. Ранее действовавшие нормы, которые предусматривали такой норматив, исключены из этих правил. Ввиду того, что в многоквартирных домах отсутствуют общедомовые приборы учета сточных вод, законных оснований для начисления истцом платы за услугу по водоотведению в отношении общедомовых нужд не имеется.
Таким образом, исковые требования подлежат частичному удовлетворению в сумме 73 220 рублей 45 копеек.
В остальной части иска надлежит отказать.
Судебные расходы распределяются между сторонами по правилам ст. 110 АПК РФ.
Истец при подаче иска уплатил в федеральный бюджет государственную пошлину в сумме 8404, 84 руб.
При сумме иска 245 143, 49 руб. сумма государственной пошлины. Подлежащей уплате в бюджет составляет 7903 руб., в связи с чем излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 501, 84 руб. подлежит возвращению истцу из федерального бюджета.
Ответчик при подаче апелляционной жалобы уплатил в федеральный бюджет государственную пошлину в сумме 3000 рублей.
С учетом того, что исковые требования удовлетворены частично на 29, 86%, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию 256 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвертый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 10 июня 2015 года по делу N А78-14932/2014 изменить, резолютивную часть изложить в следующей редакции.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Рубин" (ОГРН 1107536002848, ИНН 7536110093, адрес: 672038, г. Чита, ул. Красной Звезды, 51а, офис 406) в пользу открытого акционерного общества "Производственное управление водоснабжения и водоотведения города Читы" (ОГРН 1057536112633, ИНН 7536064538, юридический адрес: г. Чита, ул. Забайкальского Рабочего, 63) 73 220 рублей 45 копеек основного долга, 256 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины, всего 73 476 руб. 45 коп.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Возвратить открытому акционерному обществу "Производственное управление водоснабжения и водоотведения города Читы" (ОГРН 1057536112633, ИНН 7536064538, юридический адрес: г. Чита, ул. Забайкальского Рабочего, 63) из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением N 7977 от 23.12.2014 года государственную пошлину в сумме 501 руб. 84 коп.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий
Л.В.ОШИРОВА
Л.В.ОШИРОВА
Судьи
О.В.БАРКОВСКАЯ
А.В.ГРЕЧАНИЧЕНКО
О.В.БАРКОВСКАЯ
А.В.ГРЕЧАНИЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)