Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 25.10.2017 N Ф07-11154/2017 ПО ДЕЛУ N А56-69260/2016

Требование: О признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции об устранении нарушений жилищного законодательства.

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: ТСЖ предписано осуществлять формирование "фонда капитального ремонта" в соответствии с распоряжением районной администрации, поскольку решение собственников помещений в жилом доме об определении способа формирования фонда не было реализовано в законодательно установленный срок.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 октября 2017 г. по делу N А56-69260/2016


Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Кудина А.Г., Самсоновой Л.А., при участии от товарищества собственников жилья "На Малой Дворянской" Невмываки О.К. (доверенность от 05.10.2017), от Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга Горбовского Д.В. (доверенность от 10.01.2017), рассмотрев 24.10.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2017 по делу N А56-69260/2016 (судьи Лопато И.Б., Борисова Г.В., Семенова А.Б.),

установил:

Товарищество собственников жилья "На Малой Дворянской", место нахождения: 197046, Санкт-Петербург, Мичуринская улица, дом 17, корпус 3, литера "А", ОГРН 1057811344535, ИНН 7813324220 (далее - ТСЖ "На Малой Дворянской", Товарищество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, место нахождения: 195112, Санкт-Петербург, Малоохтинский проспект, дом 38, литера "А", ОГРН 1037867000115, ИНН 7841000298 (далее - ГЖИ, Инспекция), от 29.08.2016 N 12/277 (далее - Предписание ГЖИ).
Решением суда первой инстанции от 13.02.2017 (судья Радынов С.В.) заявление Товарищества удовлетворено частично: признан недействительным пункт "1" Предписания ГЖИ - в части установления нарушения требований части 1.1 статьи 44, а также части 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ); принятия решения о выборе способа формирования фонда капитального строительства, размер взноса на капитальный ремонт, выборе лица, уполномоченного на открытие специального счета и совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете, кредитной организации, в которой должен быть открыт специальный счет, менее 2/3 голосов от общего собрания всех собственников многоквартирного дома. В удовлетворении остальной части заявления судом отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2017 указанное решение в обжалуемой части отменено; требования ТСЖ "На Малой Дворянской" удовлетворены в полном объеме: оспоренное заявителем Предписание ГЖИ признано недействительным.
В своей кассационной жалобе Инспекция ссылается на неправильное применение апелляционной инстанцией норм материального права. Податель жалобы настаивает на законности оспоренного Предписания ГЖИ в части установления в действиях заявителя нарушения требований части 5 статьи 170 ЖК РФ, в связи с этим просит отменить вынесенное по данному делу постановление апелляционного суда и оставить в силе решение суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель ГЖИ поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Товарищества возражал против ее удовлетворения.
Законность вынесенного по делу постановления апелляционного суда проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, ТСЖ "На Малой Дворянской" осуществляет управление многоквартирным жилым домом, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Мичуринская улица, дом N 14/3, литера "А" (далее - МКД).
Впоследствии Инспекция провела проверку Товарищества (как компании, осуществляющей деятельность по управлению указанным МКД) по вопросам соблюдения ТСЖ "На Малой Дворянской" обязательных требований жилищного законодательства Российской Федерации.
В ходе данной проверки ГЖИ в отношении Товарищества выявлены и зафиксированы в "Акте" от 29.08.2016 N 12/277 нарушения, в том числе части 5 статьи 170 ЖК РФ, которые выразились в следующем: ранее на общем собрании собственников помещений указанного МКД было принято решение о формировании "фонда капитального ремонта на специальном счете", владелец которого - ТСЖ "На Малой Дворянской" (согласно протоколу от 19.05.2014). При этом специальный счет Товарищество открыло только 10.11.2014, а уведомление о выбранном собственниками помещений в МКД способе формирования "фонда капитального ремонта" направило в Инспекцию лишь 17.03.2016. В отсутствие сведений о выбранном способе формирования "фонда капитального ремонта" данного МКД на дату, законодательно установленную для принятия такого решения и его реализации (до 21.08.2014), во исполнение положений части 7 статьи 170 ЖК РФ и части 1 статьи 2 Закона Санкт-Петербурга от 11.12.2013 N 690-120 "О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге" (далее - Закон СПб N 690-120) администрацией Петроградского района Санкт-Петербурга было издано распоряжение от 10.11.2014 N 11383-р о "формировании фонда капитального ремонта в отношении названного МКД в части включения последнего в перечень многоквартирных домов, собственники которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта общего имущества или не реализовали выбранный способ в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, и формирования фонда капитального ремонта в отношении многоквартирного дома на счете некоммерческой организации "Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" (далее - Региональный оператор).
Позднее на основании мониторинга отчетности по специальным счетам и отчетности Регионального оператора Инспекция выявила одновременное формирование "фонда капитального ремонта" как на счете Регионального оператора, так и на специальном счете ТСЖ "На Малой Дворянской". Установив, что решение собственников помещений названного МКД об определении способа формирования "фонда капитального ремонта" не было реализовано в законодательно установленный срок (до 21.08.2014), Инспекция выдала Товариществу упомянутое Предписание ГЖИ. Согласно данному документу ТСЖ "На Малой Дворянской" надлежало в срок до 05.10.2016 устранить нарушения требований ЖК РФ (в том числе требований части 5 статьи 170 ЖК РФ) и осуществлять формирование "фонда капитального ремонта" в соответствии с распоряжением администрации Петроградского района Санкт-Петербурга от 10.11.2014 N 11383-р.
Не согласившись с Предписанием ГЖИ, Товарищество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции всесторонне исследовал и объективно оценил представленные участниками спора доказательства, а также приведенные в качестве аргументов доводы, и исходя из сути спора согласился с мнением Инспекции о наличии в действиях ТСЖ "На Малой Дворянской" признаков нарушения части 5 статьи 170 ЖК РФ. Судом также дана надлежащая оценка содержанию оспариваемого Предписания ГЖИ, вследствие чего оно признано соответствующим положениям ЖК РФ (за исключением пункта "1" Предписания). В связи с изложенными обстоятельствами решением от 13.02.2017 суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования частично, признав недействительным пункт "1" Предписания ГЖИ. В остальной части в удовлетворении заявленных требований (касаемо нарушения части 5 статьи 170 ЖК РФ) Товариществу отказано.
Не согласное с этой позицией ТСЖ "На Малой Дворянской" обжаловало в апелляционном порядке указанное решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленного требования. В свою очередь апелляционная инстанция в обжалуемой части отменила решение от 13.02.2017 постановлением от 05.07.2017. В данном случае апелляционный суд признал нарушение Товариществом предусмотренного частью 5 статьи 170 ЖК РФ срока для открытия специального счета в кредитной организации. Однако при этом посчитал, что данное обстоятельство не может являться основанием для включения спорного МКД в список домов, собственники которых не выбрали и не реализовали способ формирования "фонда капитального ремонта". Также нарушение срока открытия специального счета, по мнению апелляционного суда, - не является основанием выдачи предписания и нарушения прав собственников помещений, выразивших свое желание аккумулировать взносы именно на специальном счете, владелец которого - ТСЖ "На Малой Дворянской", а не на счете Регионального оператора.
Несогласие с указанными выводами апелляционного суда послужило для Инспекции причиной обращения с кассационной жалобой.
Кассационная инстанция, изучив материалы рассматриваемого дела N А56-69260/2016, полагает данные выводы апелляционного суда ошибочными и основанными на неверном применении норм материального права.
В силу части 3 статьи 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
В соответствии с частью 3 статьи 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Согласно части 5 статьи 170 ЖК РФ решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы, утвержденной субъектом Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 2 упомянутого Закона СПб N 690-120 решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
"Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге" утверждена постановлением правительства Санкт-Петербурга от 18.02.2014 N 84 и опубликована 21.02.2014 на официальном сайте администрации Санкт-Петербурга. Таким образом, решение собственников о выборе способа формирования фонда капитального ремонта должно было быть принято и реализовано в срок до 21.08.2014.
В соответствии с частью 1 статьи 172 ЖК РФ владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязан представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем МКД способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом МКД о принятии решений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 170 ЖК РФ, справки банка об открытии специального счета, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Частью 4 статьи 172 ЖК РФ предусмотрено, что орган государственного жилищного надзора ведет реестр уведомлений, указанных в части 1 данной статьи, реестр специальных счетов, информирует орган местного самоуправления и регионального оператора о МКД, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фондов капитального ремонта и (или) не реализовали его.
Однако в данном случае в установленный вышеприведенными нормами срок соответствующее решение собственниками помещений спорного МКД реализовано не было. Как установлено судами двух инстанций, специальный счет (N 40705810655040000032) для перечисления средств в целях формирования фонда капитального ремонта был открыт Товариществу в открытом акционерном обществе "Сбербанк России" (далее - ОАО "Сбербанк России") лишь 10.11.2014, то есть уже после 21.08.2014, Также не были выполнены ТСЖ "На Малой Дворянской" требования части 1 статьи 172 ЖК РФ о направлении в ГЖИ уведомления о выборе способа формирования "фонда капитального ремонта".
В свою очередь частью 7 статьи 170 ЖК РФ предусмотрено, что в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 данной статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 названной статьи срок, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Во исполнение указанной нормы администрация Петроградского района Санкт-Петербурга издала распоряжение от 10.11.2014 N 11383-р "О формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирных домов", в котором утвердила "Перечень многоквартирных домов, в отношении которых принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счете Регионального оператора", включив в данный перечень и спорный МКД. Следовательно, с 10.11.2014 формирование "фонда капитального ремонта" по спорному МКД должно осуществляться на счете Регионального оператора.
Суд первой инстанции, объективно оценив обстоятельства спора по настоящему делу, обоснованно констатировал возникшую невозможность ТСЖ "На Малой Дворянской", как владельца, формировать "фонд капитального ремонта" на специальном счете, поскольку законодательно установленный срок для реализации такого решения собственниками был пропущен; специальный счет открыт в банке лишь в ноябре 2014 года, а уведомление о выбранном способе формирования фонда капитального ремонта данного МКД направлено в Инспекцию только в марте 2016 года.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение от 13.02.2017 в обжалуемой части, исходил из того, что открытие банком специального счета после 21.08.2014 не является основанием для включения спорного МКД в список домов, собственники которых не выбрали и не реализовали способ формирования "фонда капитального строительства". Нарушение срока открытия специального счета, как полагает апелляционный суд, не является основанием для выдачи предписания и нарушения прав собственников помещений, выразивших свое желание аккумулировать взносы на специальном счете, владельцем которого является ТСЖ "На Малой Дворянской", а не на счете Регионального оператора.
Однако данные выводы апелляционного суда следует признать ошибочными и основанными на неверном толковании норм материального права.
Суд первой пришел к обоснованному выводу о том, что в отсутствие доказательств реализации собственниками помещений МКД принятого ими решения об определении способа формирования фонда капитального ремонта в установленный законом срок (до 21.08.2014), во исполнение части 7 статьи 170 ЖК РФ администрация Петроградского района Санкт-Петербурга правомерно приняла решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете Регионального оператора (согласно распоряжению от 10.11.2014 N 11383-р).
В этом случае нет оснований полагать, что осуществление уже на счете Регионального оператора формирования "фонда капитального ремонта" по спорному МКД - незаконно. Напротив, нарушение ТСЖ "На Малой Дворянской" установленных сроков реализации решения "об определении способа формирования фонда капитального ремонта" привело к одновременному направлению собственникам помещений указанного МКД платежных документов о перечислении взносов в целях формирования фонда на капитальный ремонт как Региональным оператором, так и ТСЖ, что не допустимо в силу положений части 4 статьи 175 ЖК РФ.
Выданное по указанным основаниям Предписание ГЖИ соответствует действующему законодательству Российской Федерации и направлено на защиту прав собственников помещений указанного МКД.
Исходя из изложенного основания для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части у апелляционного суда отсутствовали.
Так как выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, постановление апелляционной инстанции подлежит отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению без изменения.
Руководствуясь статье 286 и пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2017 по делу N А56-69260/2016 отменить.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.02.2017 по тому же делу оставить в силе.
Председательствующий
И.Г.САВИЦКАЯ

Судьи
А.Г.КУДИН
Л.А.САМСОНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)