Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 16.03.2016 ПО ДЕЛУ N А26-9447/2015

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 16 марта 2016 г. по делу N А26-9447/2015


Резолютивная часть решения объявлена 15 марта 2016 года.
Полный текст решения изготовлен 16 марта 2016 года.
Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Левичевой Е.И.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Горячкиной М.Ю., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению товарищества собственников жилья "Горка" к Администрации Петрозаводского городского округа
о признании частично недействительным постановления от 02.06.2015 N 2731
третьи лица: Государственная жилищная инспекция Республики Карелия; Фонд капитального ремонта Республики Карелия; Публичное акционерное общество "Сбербанк России"
при участии представителей:
- заявителя, товарищества собственников жилья "Горка" - Вечерская Е.В., представитель по доверенности от 08.02.2016;
- ответчика, Администрации Петрозаводского городского округа, - не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства,
- третьих лиц, Государственной жилищной инспекции Республики Карелия - Акатьева Е.Е., представитель по доверенности от 19.01.2016;
- Фонда капитального ремонта Республики Карелия - Июдина Н.О., представитель по доверенности от 01.07.2015;
- Публичного акционерного общества "Сбербанк России" - не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства,

установил:

товарищество собственников жилья "Горка", ОГРН 1061000020619, ИНН 1001015795, место нахождения: 185000, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. А.Невского, д. 63 А, кв. 23 (далее - заявитель, ТСЖ "Горка", товарищество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Администрации Петрозаводского городского округа, ОГРН 1021000538481, ИНН 1001040505, место нахождения: 185910, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, д. 2 (далее - ответчик, Администрация) о признании частично недействительным постановления от 02.06.2015 N 2731. По мнению заявителя, включение в оспариваемом Постановлении в Перечень многоквартирных домов, в отношении которых органом местного самоуправления принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора дома N 63 А по пр. А. Невского в городе Петрозаводске не соответствует Жилищному кодексу Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя.
В письменных пояснениях ответчик не признал заявленные требования, считает требования необоснованными.
Определениями суда от 04.12.2015, 12.01.2016, 11.02.2016 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены Государственная жилищная инспекция Республики Карелия (далее - ГЖИ, Инспекция); Фонд капитального ремонта Республики Карелия (далее - Фонд); Публичное акционерное общество "Сбербанк России" (далее - ПАО "Сбербанк России").
В отзыве на заявление третье лицо - ГЖИ пояснило, что крайний срок для принятия решений об определении способа формирования фонда капитального ремонта - 05.05.2015. С учетом переноса праздничных дней, последней датой предоставления вышеуказанных документов принято считать 13.05.2015. Инспекция 07.05.2015, письмом направила в адрес Администрации информацию о многоквартирных домах, в том числе и по дому N 63 А по пр. А.Невского, собственники которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта и (или) не реализовали его в установленный законом срок (т. 1 л.д. 129-131). Полагает заявление необоснованным.
Третье лицо - Фонд в отзыве на заявление также считает, что спорный дом правомерно включен в перечень домов, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, считает, что отсутствуют основания для удовлетворения заявления (т. 2 л.д. 5-6).
Ответчик и третье лицо ПАО "Сбербанк России" надлежащим образом уведомлены о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в суд не обеспечили, в связи с чем судебное заседание в порядке частей 3 и 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проведено в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.
Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Представители ГЖИ и Фонда поддержали правовую позицию, изложенную в отзывах на заявление.
Заслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, суд считает установленными следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 12.11.2014 ТСЖ "Горка" путем проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Петрозаводск, пр. А.Невского, д. 63 А, приняло решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта - аккумулировать денежные средства по статье "капитальный ремонт", собираемые в рамках программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Карелия за период 2014-2015 - и об открытии ТСЖ "Горка" своего специального расчетного счета в отделении Сбербанка России.
С заявлением об открытии ТСЖ "Горка" своего специального расчетного счета в Карельское отделение N 8628 Сбербанка России заявитель обратился в декабре 2014 года, однако счет открыт только 07.08.2015.
10.08.2015 уведомление о выбранном собственниками помещений в многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта направлено в Инспекцию.
13.08.2015 Инспекция в письме в адрес ТСЖ "Горка" указала, что Товариществом нарушен срок предоставления необходимых документов, а, следовательно, способ формирования фонда капитального ремонта не реализован. Правовые основания для внесения Инспекцией принятого решения в реестр специальных счетов, предназначенных для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и открытых в кредитной организации, отсутствуют. Также разъяснила, что согласно части 2 статьи 7 Закона Республики Карелия от 20.12.2013 N 1758-ЗРК "О некоторых вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Карелия" (далее Закон N 1758-ЗРК) решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано в течение пяти месяцев после официального опубликования региональной программы, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования фонда капитального ремонта. Постановлением Правительства Республики Карелия от 26.11.2014 N 346-П утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Карелия, на 2015-2044 годы" (далее - Программа). Программа опубликована 01.12.2014, следовательно, крайний срок для принятия решений - 05.05.2015. С учетом переноса праздничных дней, последней датой предоставления вышеуказанных документов принято считать 13 мая 2015 года (т. 1 л.д. 132-133).
Однако уже 07.05.2015, т.е. до наступления срока предоставления вышеуказанных документов 13.05.2015 письмом N 3588/ГЖИи Инспекция направила в адрес Администрации информацию о том, что собственники помещения в многоквартирном доме N 63 А по пр. А.Невского не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта и (или) не реализовали его в установленный законом срок.
На основании представленного Инспекцией письма от 07.05.2015 N 3588/ГЖИи и письма Фонда капитального ремонта РК от 08.05.2015 N 753/1 Администрация 02.06.2015 приняла постановление N 2731 "Об утверждении перечня многоквартирных домов, в отношении которых принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора" в отношении многоквартирных домов, собственники помещений в которых в установленный срок не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован. В перечень многоквартирных домов, содержащийся в приложении к постановлению, включен спорный многоквартирный жилой дом. В указанное постановление внесены изменения постановлением от 20.07.2015 N 3528, приложение к постановлению, содержащее перечень многоквартирных жилых домов, изложено в новой редакции.
ТСЖ "Горка", полагая, что постановление Администрации в оспариваемой части не соответствует Жилищному кодексу Российской Федерации и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа, который принял оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенных процессуальных норм законность оспариваемого ненормативного акта проверяется судом на момент его принятия. То есть, по состоянию на 02.06.2015 (дата принятия постановления N 2731).
В статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.
В соответствии с частью 1 статьи 169 Кодекса собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом (часть 3).
Такие взносы в соответствии с частью 1 статьи 170 Кодекса формируют фонд капитального ремонта.
На основании части 3 статьи 170 Кодекса собственники помещений вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Круг лиц, уполномоченных аккумулировать средства в фонд капитального ремонта и распоряжаться ими, определен главами 16 - 17 Кодекса.
Исходя из выбранного способа формирования фонда капитального ремонта, денежные средства собственников жилых помещений аккумулируются на счетах регионального оператора либо на специальном счете собственников помещений.
Согласно части 4 статьи 170 Кодекса в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены:
1) размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в составе не менее чем состав перечня таких услуг и (или) работ, предусмотренный региональной программой капитального ремонта;
3) сроки проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, которые не могут быть позднее планируемых сроков, установленных региональной программой капитального ремонта;
4) владелец специального счета;
5) кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет. Если владельцем специального счета определен региональный оператор, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме кредитная организация должна осуществлять деятельность по открытию и ведению специальных счетов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме не выбрали кредитную организацию, в которой будет открыт специальный счет, или эта кредитная организация не соответствует требованиям, указанным в настоящем пункте и части 2 статьи 176 настоящего Кодекса, вопрос о выборе кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, считается переданным на усмотрение регионального оператора.
Согласно части 5 статьи 170 Кодекса (в редакции, действовавшей до 29.05.2015) решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы, утвержденной субъектом Российской Федерации. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение.
Действовавшая до внесения изменений Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ редакция статьи 170 Кодекса не определяла условий, при которых решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете считается реализованным, соответственно, достаточным основанием для признания данного факта являлось наличие протокола общего собрания, соответствующего требованиям части 4 статьи 170 Кодекса.
И только в части 5 статьи 170 Кодекса в редакции Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ установлено, что решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, за исключением случая, если владельцем специального счета является региональный оператор, считается реализованным при условии открытия специального счета и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 настоящего Кодекса. Вместе с тем, данная редакция закона вступила в силу с 30.06.2015 и не может распространять свое действие и устанавливать правила поведения для правоотношений, возникших ранее.
С учетом изложенного, указанный в оспариваемом решении довод Инспекции о том, что собственники не реализовали свое право по причине того, что в установленный срок товариществом не был открыт специальный счет в кредитном учреждении, не основан на законодательстве, действовавшем в период возникновения взаимоотношений.
Как следует из части 7 статьи 170 Кодекса, только в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 5 данной статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 5 данной статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Правовые и организационные основы своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, порядок накопления, учета и целевого использования денежных средств, предназначенных для проведения капитального ремонта, а также порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональная программа капитального ремонта) и требования к этим программам, цели, функции и порядок деятельности регионального оператора установлены Законом 1758-ЗРК.
Судом установлено, что соответствующая Региональная программа опубликована на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru) 01.12.2014. Суд учитывает, что решение собственниками помещений в спорном многоквартирном жилом доме принято 12.11.2014, в материалах дела имеются бюллетени заочного голосования, решение не оспорено. По всем вопросам, указанным в статье 7 Закона N 1758-ЗРК (в редакции, действующей на дату проведения собрания), собственники помещений в спорном многоквартирном жилом доме в бюллетене заочного голосования отразили свою позицию. Не ставится под сомнение законность такого собрания до официальной публикации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Карелия на официальном интернет-портале правовой информации ни со стороны ответчика, ни со стороны третьих лиц.
Суд считает, что собственники помещений спорного дома реализовали свое право на выбор способа формирования фонда капитального ремонта (в материалах дела имеется протокол общего собрания собственников помещений вышеуказанного многоквартирного дома, уведомление об открытии специального счета уполномоченному лицу). При этом необходимо отметить, что в любом случае нарушение срока открытия специального счета кредитной организацией (открытие счета осуществлялось с декабря 2014 по август 2015) не могло послужить основанием для отрицания подтвержденного документально факта принятия и реализации собственниками помещений решений об аккумулировании взносов на специальном счете, а не на счете регионального оператора.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом изложенных обстоятельств, суд считает, что заявленное требование является обоснованным и подлежит удовлетворению, а Постановление в оспариваемой части - признанию недействительным.
Судебные расходы суд относит на ответчика.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия

решил:

1. Заявление товарищества собственников жилья "Горка" удовлетворить полностью.
Признать недействительным постановление Администрации Петрозаводского городского округа от 02.06.2015 N 2731 "Об утверждении перечня многоквартирных домов, в отношении которых принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора" (в редакции постановления от 20.07.2015 N 3528 "О внесении изменений в постановление Администрации Петрозаводского городского округа от 02.06.2015 N 2731") в части включения в Перечень многоквартирных домов, в отношении которых органом местного самоуправления принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора дома N 63 А по пр. А. Невского в городе Петрозаводске, как не соответствующее Жилищному кодексу Российской Федерации. В этой части решение подлежит немедленному исполнению.
2. Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов товарищества собственников жилья "Горка" и исключить из Перечня домов, содержащегося в постановлении Администрации Петрозаводского городского округа от 02.06.2015 N 2731 (в редакции постановления от 20.07.2015 N 3528 "О внесении изменений в постановление Администрации Петрозаводского городского округа от 02.06.2015 N 2731"), дом N 63 А по пр. А. Невского в городе Петрозаводске.
3. Взыскать с Администрации Петрозаводского городского округа (ОГРН 1021000538481, ИНН 1001040505) в пользу товарищества собственников жилья "Горка" (ОГРН 1061000020619, ИНН 1001015795) судебные расходы в размере 3000 руб. 00 коп.
4. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления его полного текста в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект, 65) через Арбитражный суд Республики Карелия.

Е.И.ЛЕВИЧЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)