Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июля 2016 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Есиповой О.И., Зотеевой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: Трощенковой Д.С.
при участии:
от истца (заявителя): Камышниковой Н.Л. по доверенности от 10.03.2016; Синитенко М.А. по доверенности от 11.01.2016
- от ответчика (должника): Поленова А.В. по доверенности от 14.01.2016;
- от 3-го лица: не явился, извещен;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-8022/2016, 13АП-8023/2016) Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга и ООО "СВ-Эксплуатация" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.02.2016 по делу N А56-63517/2015 (судья Ресовская Т.М.), принятое
по заявлению ООО "СВ-Эксплуатация", Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга, ЗАО "РАНТ"
к УФАС по Санкт-Петербургу
3-е лицо: ООО "Сервисное бюро 2"
об оспаривании решения
Общество с ограниченной ответственностью "СВ-Эксплуатация" (далее - ООО "СВ-Эксплуатация") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - Управление) от 07.07.2015 по делу N К03-48/15 о нарушении антимонопольного законодательства.
Заявление принято к производству, возбуждено дело N А56-63517/2015.
Закрытое акционерное общество "РАНТ" (далее - ООО "РАНТ") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 07.07.2015 по делу N К03-48/15 о нарушении антимонопольного законодательства.
Заявление принято к производству, возбуждено дело N А56-65460/2015.
Администрация Выборгского района Санкт-Петербурга (далее - Администрация) оспорила в Арбитражном суде города Санкт-Петербурга и Ленинградской области решение и предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 07.07.2015 по делу N К03-48/15 о нарушении антимонопольного законодательства.
Заявление принято к производству и возбуждено дело N А56-72761/2015.
По ходатайству Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга и Управления Федеральной антимонопольной службы дела N N А56-63517/2015, А56-65460/2015 и А56-72761/2015 объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением делу N А56-63517/2015.
Решением суда от 17.02.2016 в удовлетворении требований заявителям отказано.
В апелляционных жалобах ООО "СВ-Эксплуатация" и Администрация Выборгского района Санкт-Петербурга просят решение суда отменить и принять новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования.
В судебном заседании представители ООО "СВ-Эксплуатация" и Администрация поддержали доводы апелляционных жалоб.
Управление просило в удовлетворении жалоб отказать по мотивам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
ЗАО "РАНТ" и ООО "Сервисное бюро-2" надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения апелляционных жалоб, однако своих представителей сторон в судебное заседание не направили. В соответствии со статьей 156 АПК РФ апелляционные жалобы рассмотрены в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 05.03.2015 Администрация опубликовала извещение о проведении открытого конкурса по выбору управляющей организации по управлению многоквартирным домом по адресу: Санкт-Петербург, Актерский проезд, дом 6, литер А.
Согласно извещению, срок приема заявок для участия в конкурсе установлен с 06.03.2015 по 09.04.2015.
07.04.2015 Администрацией принято распоряжение от 07.04.2015 N 907 об отмене распоряжения Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга от 27.01.2015 N 153 "О проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом в Выборгском районе Санкт-Петербурга", в соответствии с которым 05.03.2015 был объявлен открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления МКД, расположенным по адресу: Санкт-Петербург, Актерский проезд, дом б, литер А.
Основанием для отмены объявленного конкурса явился протокол от 30.03.2015 общего собрания правообладателей (будущих собственников) помещений жилого дома по адресу: Санкт-Петербург, Актерский проезд, дом 6, литер А.
В УФАС поступило заявление от ООО "Сервисное бюро-2", указывающее на признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) в действиях Администрации Выборгского района, выразившихся в отказе от проведения открытого конкурса по выбору управляющей организации по управлению многоквартирным домом по адресу: Санкт-Петербург, Актерский проезд, дом 6, литер А, введенным в эксплуатацию в соответствии с разрешением Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга на ввод в эксплуатацию от 29.12.2014.
В качестве основания для отказа в проведении конкурса указано на решение собственников по выбору способа управления МКД и управляющей организации по управлению МКД, оформленное протоколом собрания правообладателей (будущих собственников) от 30.03.2015.
Управление, рассмотрев дело N К03-48/15, возбужденное по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, вынесла решение от 10.07.2015.
Указанным решением в действиях (бездействии) Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга признано нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в нарушении срока, установленного частью 13 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, проведения открытого конкурса по выбору управляющей организации по управлению многоквартирным домом и в необоснованном отказе от проведения открытого конкурса по выбору управляющей организации по управлению указанным многоквартирным домом на основании протокола собрания правообладателей (будущих собственников) от 30.03.2015, что может иметь результатом недопущение, ограничение конкуренции на товарном рынке услуг по управлению многоквартирными домами в Санкт-Петербурге.
Администрации выдано предписание от 10.07.2015 N К03-48/15, в соответствии с которым Администрация обязана совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции путем проведения в соответствии с частью 4, 13 статьи 161 ЖК РФ открытого конкурса по выбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.
Не согласившись с решением и предписанием, заявители обратились с заявлениями об оспаривании указанных ненормативных актов в судебном порядке.
Суд первой инстанции, отказывая заявителям в удовлетворении требований, правомерно исходил из следующего.
В силу части 2 статьи 17 наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Обязанность по выбору управляющей организации для управления многоквартирным домом возложена на органы местного самоуправления положениями статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Указанной нормой определены: условия возникновения такой обязанности (части 4 и 13 статьи 161 ЖК РФ); способ отбора управляющей организации (открытый конкурс); сроки исполнения установленной обязанности.
Пунктом 2 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 15.01.2008 N 4 "О проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом в Санкт-Петербурге" (далее - постановление N 4) определено, что организатором такого конкурса выступает администрация района Санкт-Петербурга, на территории которого расположен многоквартирный дом.
Следовательно, на территории Санкт-Петербурга обязанности по обеспечению проведения конкурсов по отбору управляющих организаций для управления вновь возведенным многоквартирным домом возложены на администрации районов, в т.ч. на Администрацию Выборгского района Санкт-Петербурга, так как многоквартирный дом по адресу: Санкт-Петербург, Актерский проезд, дом 6, литер А, расположен на территории Выборгского района Санкт-Петербурга.
Судом правомерно сделан вывод, что из системного толкования части 2 статьи 14 ЖК РФ с части 1 статьи 165 ЖК РФ следует, что Администрация должна обеспечивать равные условия для деятельности управляющих организаций независимо от организационно-правовых форм.
Частью 4 статьи 161 ЖК РФ установлено, что открытый конкурс по отбору управляющей организации проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы Правительство Российской Федерации Постановлением от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" (далее - Постановление N 75) утвердило Правила проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.
В соответствии с пунктом 32 Правил, утвержденных Постановлением N 75, информация о проведении конкурса размещается организатором конкурса или по его поручению специализированной организацией на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов по адресу www.torgi.gov.ru.
Порядок организации и проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом установлен вышеупомянутыми Правилами N 75.
Пунктом 39 Правил N 75 установлено, что в случае, если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится. Отказ от проведения конкурса по иным основаниям не допускается.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что согласно протоколу от 30.03.2015, на собрании присутствовали правообладатели (будущие собственники) помещений жилого дома по адресу Санкт-Петербург, Актерский проезд, дом 6, литер А, обладающие в совокупности 13949,9 кв. м площадей дома, что составляет 54,21% от площади дома (всего 25734,4 кв. м); на момент проведения собрания (30.03.2015) доля ЗАО "РАНТ" - застройщик, являющегося одним из участников данного собрания, составляла 12019,2 кв. м - 46% от площади дома.
В материалы дела N К03-48/15 ЗАО "РАНТ" представлены документы, свидетельствующие о том, что на момент проведения общего собрания 30.03.2015 ЗАО "РАНТ" не обладало долей, указанной в протоколе (46%).
Согласно представленным свидетельствам о государственной регистрации права собственности на жилые помещения, указанные свидетельства получены ЗАО "РАНТ" в период с 13.05.2015 -
11.06.2015, т.е. после проведения общего собрания 30.03.2015, кроме того,
зарегистрирована собственность ЗАО "РАНТ" на жилые помещения площадью 1747,9 кв. м, что составляет 6,8% от общей площади МКД.
ЗАО "РАНТ" ни на момент проведения общего собрания 30.03.2015, ни на момент заседания Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России 07.07.2015 не являлось собственником помещений в объеме, необходимом для принятия решения о выборе способа управления и управляющей организации.
Таким образом, следует признать, что в собрании 30.03.2015 по выбору способа управления и управляющей организации принимали участие организации и граждане, не подтвердившие свой статус собственников в указанном МКД, зарегистрировавших свои права в установленном законодательством порядке.
Частью 13 статьи 161 ЖК РФ установлено, что в течение двадцати дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома орган местного самоуправления размещает извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на официальном сайте в сети "Интернет" и не позднее чем в течение сорока дней со дня размещения такого извещения проводит в соответствии с частью 4 настоящей статьи открытый конкурс. В течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса орган местного самоуправления уведомляет всех лиц, принявших от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, о результатах открытого конкурса и об условиях договора управления данным домом. Указанные лица обязаны заключить договор управления данным домом с управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, в порядке, установленном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Согласно части 14 статьи 161 ЖК РФ до заключения договора управления многоквартирным домом между лицом, указанным в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, и управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, проведенного в соответствии с частью 13 настоящей статьи, управление многоквартирным домом осуществляется застройщиком при условии его соответствия стандартам и правилам деятельности по управлению многоквартирными домами, установленным в соответствии с настоящей статьей Правительством Российской Федерации, или управляющей организацией, с которой застройщиком заключен договор управления многоквартирным домом не позднее чем через пять дней со дня получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.
В силу пункта 6 части 2 статьи 153 ЖК РФ лица, принявшие от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Из содержания вышеуказанных норм права усматривается, что лица, поименованные в пункте 6 части 2 статьи 153 ЖК РФ, исполняют свою обязанность по оплате жилых помещений и коммунальных услуг через организацию, управляющую многоквартирным домом на основании части 13 или части 14 статьи 161 ЖК РФ.
Пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что права, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента государственной регистрации права, если иное не установлено законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.
Согласно статье 4 данного Закона обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона.
Статьей 23 указанного Закона предусмотрено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним в многоквартирных домах проводится в соответствии с настоящим Федеральным законом и ЖК РФ. Государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.
Согласно статье 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Из анализа приведенных норм следует, что правом на принятие решения по выбору способа управления многоквартирным домом и его реализацию наделены только собственники помещений в многоквартирном доме. В свою очередь в силу статьи 18 ЖК РФ и статьи 219 ГК РФ, а также статьи 4 и 23 Закона N 122 право собственности на помещения в многоквартирном доме возникает с момента государственной регистрации такого права.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции целями данного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Пунктом 7 статьи 4 данного Закона установлено, что конкуренцией является соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Согласно статье 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган наделен рядом полномочий в целях реализации своих функций и целей данного Закона, в том числе по недопущению действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
В силу части 1 статьи 39 этого же Закона антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В соответствии с пунктом 4 Правил проведения органами местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75, конкурс проводится на основе принципов создания равных условий участия в конкурсе для юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей; добросовестной конкуренции; эффективного использования средств собственников помещений в многоквартирном доме в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий пользования помещениями в многоквартирном доме, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в доме; доступности информации о проведении конкурса и обеспечение открытости его проведения.
В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.
В силу положений антимонопольного законодательства органам местного самоуправления запрещается осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, предоставление преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам.
Поскольку лица, принявшие участие в общем собрании, решения которого оформлены протоколом от 30.03.2015, на момент проведения данного собрания не обладали документами, подтверждающими право собственности на эти жилые помещения, то решение участников собраний о выборе ими способа управления, оформленное вышеуказанными протоколами, нельзя признать правомерным решением собственников помещений указанных многоквартирных жилых домов по смыслу, придаваемому ему положениями статьи 161 ЖК РФ.
Таким образом, являются правомерными выводы суда первой инстанции о том, что неисполнение Администрацией возложенной ЖК РФ обязанности по соблюдению конкурентного доступа управляющих организаций к управлению многоквартирными домами - новостройками, в частности, непроведение открытого конкурса по отбору управляющей организации в установленные ЖК РФ сроки для управления МКД по адресу: Санкт-Петербург, Актерский проезд, дом 6, литер А, и отказ от проведения конкурса воспрепятствовало доступу управляющих организаций, в том числе ООО "Сервисное бюро 2" к управлению указанным МКД, что приводит к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами и ограничению конкуренции на товарном рынке услуг по управлению многоквартирными домами в Санкт-Петербурге.
С учетом вышеизложенного судом первой инстанции обоснованно установлено в действиях (бездействии) Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
При таких обстоятельствах в удовлетворении заявленных требований о признании недействительными оспариваемых решения и предписания Управления судом правомерно отказано.
Апелляционные жалобы не содержит доводов, которые не были бы исследованы судом первой инстанции, и способных повлиять на правильность принятого по делу судебного акта.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17 февраля 2016 года по делу N А56-63517/2015 оставить без изменения, апелляционные жалобы Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга и общества с ограниченной ответственностью "СВ-Эксплуатация" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.07.2016 N 13АП-8022/2016, 13АП-8023/2016 ПО ДЕЛУ N А56-63517/2015
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 июля 2016 г. N 13АП-8022/2016, 13АП-8023/2016
Дело N А56-63517/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июля 2016 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Есиповой О.И., Зотеевой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: Трощенковой Д.С.
при участии:
от истца (заявителя): Камышниковой Н.Л. по доверенности от 10.03.2016; Синитенко М.А. по доверенности от 11.01.2016
- от ответчика (должника): Поленова А.В. по доверенности от 14.01.2016;
- от 3-го лица: не явился, извещен;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-8022/2016, 13АП-8023/2016) Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга и ООО "СВ-Эксплуатация" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.02.2016 по делу N А56-63517/2015 (судья Ресовская Т.М.), принятое
по заявлению ООО "СВ-Эксплуатация", Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга, ЗАО "РАНТ"
к УФАС по Санкт-Петербургу
3-е лицо: ООО "Сервисное бюро 2"
об оспаривании решения
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "СВ-Эксплуатация" (далее - ООО "СВ-Эксплуатация") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - Управление) от 07.07.2015 по делу N К03-48/15 о нарушении антимонопольного законодательства.
Заявление принято к производству, возбуждено дело N А56-63517/2015.
Закрытое акционерное общество "РАНТ" (далее - ООО "РАНТ") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 07.07.2015 по делу N К03-48/15 о нарушении антимонопольного законодательства.
Заявление принято к производству, возбуждено дело N А56-65460/2015.
Администрация Выборгского района Санкт-Петербурга (далее - Администрация) оспорила в Арбитражном суде города Санкт-Петербурга и Ленинградской области решение и предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 07.07.2015 по делу N К03-48/15 о нарушении антимонопольного законодательства.
Заявление принято к производству и возбуждено дело N А56-72761/2015.
По ходатайству Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга и Управления Федеральной антимонопольной службы дела N N А56-63517/2015, А56-65460/2015 и А56-72761/2015 объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением делу N А56-63517/2015.
Решением суда от 17.02.2016 в удовлетворении требований заявителям отказано.
В апелляционных жалобах ООО "СВ-Эксплуатация" и Администрация Выборгского района Санкт-Петербурга просят решение суда отменить и принять новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования.
В судебном заседании представители ООО "СВ-Эксплуатация" и Администрация поддержали доводы апелляционных жалоб.
Управление просило в удовлетворении жалоб отказать по мотивам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
ЗАО "РАНТ" и ООО "Сервисное бюро-2" надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения апелляционных жалоб, однако своих представителей сторон в судебное заседание не направили. В соответствии со статьей 156 АПК РФ апелляционные жалобы рассмотрены в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 05.03.2015 Администрация опубликовала извещение о проведении открытого конкурса по выбору управляющей организации по управлению многоквартирным домом по адресу: Санкт-Петербург, Актерский проезд, дом 6, литер А.
Согласно извещению, срок приема заявок для участия в конкурсе установлен с 06.03.2015 по 09.04.2015.
07.04.2015 Администрацией принято распоряжение от 07.04.2015 N 907 об отмене распоряжения Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга от 27.01.2015 N 153 "О проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом в Выборгском районе Санкт-Петербурга", в соответствии с которым 05.03.2015 был объявлен открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления МКД, расположенным по адресу: Санкт-Петербург, Актерский проезд, дом б, литер А.
Основанием для отмены объявленного конкурса явился протокол от 30.03.2015 общего собрания правообладателей (будущих собственников) помещений жилого дома по адресу: Санкт-Петербург, Актерский проезд, дом 6, литер А.
В УФАС поступило заявление от ООО "Сервисное бюро-2", указывающее на признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) в действиях Администрации Выборгского района, выразившихся в отказе от проведения открытого конкурса по выбору управляющей организации по управлению многоквартирным домом по адресу: Санкт-Петербург, Актерский проезд, дом 6, литер А, введенным в эксплуатацию в соответствии с разрешением Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга на ввод в эксплуатацию от 29.12.2014.
В качестве основания для отказа в проведении конкурса указано на решение собственников по выбору способа управления МКД и управляющей организации по управлению МКД, оформленное протоколом собрания правообладателей (будущих собственников) от 30.03.2015.
Управление, рассмотрев дело N К03-48/15, возбужденное по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, вынесла решение от 10.07.2015.
Указанным решением в действиях (бездействии) Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга признано нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в нарушении срока, установленного частью 13 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, проведения открытого конкурса по выбору управляющей организации по управлению многоквартирным домом и в необоснованном отказе от проведения открытого конкурса по выбору управляющей организации по управлению указанным многоквартирным домом на основании протокола собрания правообладателей (будущих собственников) от 30.03.2015, что может иметь результатом недопущение, ограничение конкуренции на товарном рынке услуг по управлению многоквартирными домами в Санкт-Петербурге.
Администрации выдано предписание от 10.07.2015 N К03-48/15, в соответствии с которым Администрация обязана совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции путем проведения в соответствии с частью 4, 13 статьи 161 ЖК РФ открытого конкурса по выбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.
Не согласившись с решением и предписанием, заявители обратились с заявлениями об оспаривании указанных ненормативных актов в судебном порядке.
Суд первой инстанции, отказывая заявителям в удовлетворении требований, правомерно исходил из следующего.
В силу части 2 статьи 17 наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Обязанность по выбору управляющей организации для управления многоквартирным домом возложена на органы местного самоуправления положениями статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Указанной нормой определены: условия возникновения такой обязанности (части 4 и 13 статьи 161 ЖК РФ); способ отбора управляющей организации (открытый конкурс); сроки исполнения установленной обязанности.
Пунктом 2 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 15.01.2008 N 4 "О проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом в Санкт-Петербурге" (далее - постановление N 4) определено, что организатором такого конкурса выступает администрация района Санкт-Петербурга, на территории которого расположен многоквартирный дом.
Следовательно, на территории Санкт-Петербурга обязанности по обеспечению проведения конкурсов по отбору управляющих организаций для управления вновь возведенным многоквартирным домом возложены на администрации районов, в т.ч. на Администрацию Выборгского района Санкт-Петербурга, так как многоквартирный дом по адресу: Санкт-Петербург, Актерский проезд, дом 6, литер А, расположен на территории Выборгского района Санкт-Петербурга.
Судом правомерно сделан вывод, что из системного толкования части 2 статьи 14 ЖК РФ с части 1 статьи 165 ЖК РФ следует, что Администрация должна обеспечивать равные условия для деятельности управляющих организаций независимо от организационно-правовых форм.
Частью 4 статьи 161 ЖК РФ установлено, что открытый конкурс по отбору управляющей организации проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы Правительство Российской Федерации Постановлением от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" (далее - Постановление N 75) утвердило Правила проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.
В соответствии с пунктом 32 Правил, утвержденных Постановлением N 75, информация о проведении конкурса размещается организатором конкурса или по его поручению специализированной организацией на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов по адресу www.torgi.gov.ru.
Порядок организации и проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом установлен вышеупомянутыми Правилами N 75.
Пунктом 39 Правил N 75 установлено, что в случае, если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится. Отказ от проведения конкурса по иным основаниям не допускается.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что согласно протоколу от 30.03.2015, на собрании присутствовали правообладатели (будущие собственники) помещений жилого дома по адресу Санкт-Петербург, Актерский проезд, дом 6, литер А, обладающие в совокупности 13949,9 кв. м площадей дома, что составляет 54,21% от площади дома (всего 25734,4 кв. м); на момент проведения собрания (30.03.2015) доля ЗАО "РАНТ" - застройщик, являющегося одним из участников данного собрания, составляла 12019,2 кв. м - 46% от площади дома.
В материалы дела N К03-48/15 ЗАО "РАНТ" представлены документы, свидетельствующие о том, что на момент проведения общего собрания 30.03.2015 ЗАО "РАНТ" не обладало долей, указанной в протоколе (46%).
Согласно представленным свидетельствам о государственной регистрации права собственности на жилые помещения, указанные свидетельства получены ЗАО "РАНТ" в период с 13.05.2015 -
11.06.2015, т.е. после проведения общего собрания 30.03.2015, кроме того,
зарегистрирована собственность ЗАО "РАНТ" на жилые помещения площадью 1747,9 кв. м, что составляет 6,8% от общей площади МКД.
ЗАО "РАНТ" ни на момент проведения общего собрания 30.03.2015, ни на момент заседания Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России 07.07.2015 не являлось собственником помещений в объеме, необходимом для принятия решения о выборе способа управления и управляющей организации.
Таким образом, следует признать, что в собрании 30.03.2015 по выбору способа управления и управляющей организации принимали участие организации и граждане, не подтвердившие свой статус собственников в указанном МКД, зарегистрировавших свои права в установленном законодательством порядке.
Частью 13 статьи 161 ЖК РФ установлено, что в течение двадцати дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома орган местного самоуправления размещает извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на официальном сайте в сети "Интернет" и не позднее чем в течение сорока дней со дня размещения такого извещения проводит в соответствии с частью 4 настоящей статьи открытый конкурс. В течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса орган местного самоуправления уведомляет всех лиц, принявших от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, о результатах открытого конкурса и об условиях договора управления данным домом. Указанные лица обязаны заключить договор управления данным домом с управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, в порядке, установленном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Согласно части 14 статьи 161 ЖК РФ до заключения договора управления многоквартирным домом между лицом, указанным в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, и управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, проведенного в соответствии с частью 13 настоящей статьи, управление многоквартирным домом осуществляется застройщиком при условии его соответствия стандартам и правилам деятельности по управлению многоквартирными домами, установленным в соответствии с настоящей статьей Правительством Российской Федерации, или управляющей организацией, с которой застройщиком заключен договор управления многоквартирным домом не позднее чем через пять дней со дня получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.
В силу пункта 6 части 2 статьи 153 ЖК РФ лица, принявшие от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Из содержания вышеуказанных норм права усматривается, что лица, поименованные в пункте 6 части 2 статьи 153 ЖК РФ, исполняют свою обязанность по оплате жилых помещений и коммунальных услуг через организацию, управляющую многоквартирным домом на основании части 13 или части 14 статьи 161 ЖК РФ.
Пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что права, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента государственной регистрации права, если иное не установлено законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.
Согласно статье 4 данного Закона обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона.
Статьей 23 указанного Закона предусмотрено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним в многоквартирных домах проводится в соответствии с настоящим Федеральным законом и ЖК РФ. Государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.
Согласно статье 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Из анализа приведенных норм следует, что правом на принятие решения по выбору способа управления многоквартирным домом и его реализацию наделены только собственники помещений в многоквартирном доме. В свою очередь в силу статьи 18 ЖК РФ и статьи 219 ГК РФ, а также статьи 4 и 23 Закона N 122 право собственности на помещения в многоквартирном доме возникает с момента государственной регистрации такого права.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции целями данного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Пунктом 7 статьи 4 данного Закона установлено, что конкуренцией является соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Согласно статье 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган наделен рядом полномочий в целях реализации своих функций и целей данного Закона, в том числе по недопущению действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
В силу части 1 статьи 39 этого же Закона антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В соответствии с пунктом 4 Правил проведения органами местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75, конкурс проводится на основе принципов создания равных условий участия в конкурсе для юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей; добросовестной конкуренции; эффективного использования средств собственников помещений в многоквартирном доме в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий пользования помещениями в многоквартирном доме, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в доме; доступности информации о проведении конкурса и обеспечение открытости его проведения.
В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.
В силу положений антимонопольного законодательства органам местного самоуправления запрещается осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, предоставление преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам.
Поскольку лица, принявшие участие в общем собрании, решения которого оформлены протоколом от 30.03.2015, на момент проведения данного собрания не обладали документами, подтверждающими право собственности на эти жилые помещения, то решение участников собраний о выборе ими способа управления, оформленное вышеуказанными протоколами, нельзя признать правомерным решением собственников помещений указанных многоквартирных жилых домов по смыслу, придаваемому ему положениями статьи 161 ЖК РФ.
Таким образом, являются правомерными выводы суда первой инстанции о том, что неисполнение Администрацией возложенной ЖК РФ обязанности по соблюдению конкурентного доступа управляющих организаций к управлению многоквартирными домами - новостройками, в частности, непроведение открытого конкурса по отбору управляющей организации в установленные ЖК РФ сроки для управления МКД по адресу: Санкт-Петербург, Актерский проезд, дом 6, литер А, и отказ от проведения конкурса воспрепятствовало доступу управляющих организаций, в том числе ООО "Сервисное бюро 2" к управлению указанным МКД, что приводит к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами и ограничению конкуренции на товарном рынке услуг по управлению многоквартирными домами в Санкт-Петербурге.
С учетом вышеизложенного судом первой инстанции обоснованно установлено в действиях (бездействии) Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
При таких обстоятельствах в удовлетворении заявленных требований о признании недействительными оспариваемых решения и предписания Управления судом правомерно отказано.
Апелляционные жалобы не содержит доводов, которые не были бы исследованы судом первой инстанции, и способных повлиять на правильность принятого по делу судебного акта.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17 февраля 2016 года по делу N А56-63517/2015 оставить без изменения, апелляционные жалобы Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга и общества с ограниченной ответственностью "СВ-Эксплуатация" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Н.И.ПРОТАС
Н.И.ПРОТАС
Судьи
О.И.ЕСИПОВА
Л.В.ЗОТЕЕВА
О.И.ЕСИПОВА
Л.В.ЗОТЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)