Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец считает, что имеет место бездействие уполномоченных органов, выразившиеся в нерассмотрении его заявления о признании жилого помещения непригодным для проживания в установленном порядке.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Архипова О.Н.
Докладчик Разуваева А.Л.
Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Галиной В.А.
судей Разуваевой А.Л., Никитиной Г.Н.
при секретаре А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 16 августа 2016 г. административное дело по апелляционной жалобе Б.А. на решение Искитимского районного суда Новосибирской области от 06 мая 2016 г., которым отказано в удовлетворении требований административного иска Б.А. к администрации г. Искитима Новосибирской области, Межведомственной комиссии по оценке жилых помещений при администрации г. Искитима Новосибирской области о признании незаконным бездействия по оценке жилых помещений, выразившееся в не рассмотрении заявления от 02.06.2014.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Разуваевой А.Л., судебная коллегия
установила:
Б.А. обратился в суд к администрации г. Искитима Новосибирской области, Межведомственной комиссии по оценке жилых помещений при администрации г. Искитима Новосибирской области о признании незаконным бездействия, в котором просил признать незаконным бездействие ответчиков, выразившееся в не рассмотрении его заявления от 02.06.2014 в установленном порядке, обязать ответчиков рассмотреть в установленном порядке его заявление от 02.06.2014.
В обоснование заявленных требований указал, что в 2014 году Б.А. обратился с письменным заявлением в администрацию г. Искитима Новосибирской области о признании жилого помещения непригодным для проживания.
В заявлении указал, что он с супругой Б.В.Л. - инвалидом <данные изъяты>, проживают по адресу: <адрес>, л. N, <адрес>.
Данная квартира предоставлена на основании договора социального найма жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда N 391 от 12.10.2006. Квартира находится в доме, построенном в 1957 году, и состоит из 1-ой комнаты общей площадью 9,7 кв. м.
Администрацией г. Искитима Новосибирской области Б.А. предложено представить техническое заключение по обследованию жилого помещения, в связи с чем, в июне 2015 года Б.В. обратился в МУП "Бюро архитектуры и технической инвентаризации" с целью определения общего состояния строительных конструкций и признании жилого помещения непригодным для проживания в нем граждан.
На основании полученного технического заключения за N 15-15 по обследованию квартиры следует, что жилой дом возведен в 1957 году, в 1970 году реконструирован: возведены жилые пристрой из шлакобетонных блоков в каждом торце дома.
Согласно выводам эксперта жилое помещение можно отнести к категории непригодного для проживания, а <адрес> является объектом - помещением, относящимся к категории непригодным (с не благоприятными, не комфортными условиями) для проживания людей, особенно - инвалида первой группы по зрению.
22.07.2015 Б.А. представил заключение в администрацию г. Искитима Новосибирской области.
20.08.2015 года истцу дан ответ. В качестве оснований отказа указано, что результаты обследования, приведенные в заключении, не соответствуют выводам заключения о признании данного жилого помещения непригодным для проживания.
Б.А. ответчиками не было представлено решение Комиссии по его заявлению, вынесенное в установленном Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47.
Б.А. считает, что имеет место бездействие административных ответчиков, выразившиеся в не рассмотрении его заявления в установленном порядке, в связи с чем просил суд:
- признать незаконным бездействие ответчиков по рассмотрению его заявления от 02.06.2014 года о признании непригодным для проживания жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, на предмет его пригодности либо непригодности для проживания, проведения обследования квартиры по адресу: <адрес>, составлению акта и заключения его непригодным либо пригодным для проживания;
- обязать Межведомственную комиссию по оценки жилых помещений при администрации г. Искитима Новосибирской области в течение 30 дней после вступления решения суда в законную силу провести оценку соответствия жилого помещения по адресу: <адрес>, на предмет его пригодности либо непригодности для проживания провести обследование квартиры по адресу: <адрес>, составить акт обследования этой квартиры и заключение о признании его непригодным либо пригодным для проживания; обязать Администрацию г. Искитима Новосибирской области на основании полученного заключения Межведомственной комиссии принять решение и издать распоряжение с указанием возможностей дальнейшего использования помещения.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласился Б.А.
В апелляционной жалобе изложена просьба об отмене решения Искитимского районного суда Новосибирской области от 06 мая 2016 г. и постановлении нового решения об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы со ссылкой на Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 указано, что судом неверно применены нормы материального права. Судом не принято во внимание, что по заявлению Б.А. административными ответчиками в установленном Правительством РФ порядке, с соблюдением установленной процедуры решение не принималось.
Проверив законность и обоснованность решения суда, материалы дела в соответствии со ст. 308 Кодекса административного судопроизводства РФ в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
- о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
- о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
- о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 Положения).
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией.
Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Из материалов дела усматривается, что 23.09.2014 Б.А. обратился в администрацию г. Искитима Новосибирской области с заявлением о признании жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, непригодным для проживания.
Письмом от 21.10.2014 за подписью заместителя главы администрации г. Искитима Новосибирской области, Б.А. рекомендовано представить заключение проектно-изыскательской организации по оценке несущей способности и возможной опасности обрушения конструкций.
Во исполнение требований указанного письма Б.А. в июне 2015 года обратился в МУП "Бюро Архитектуры и технической инвентаризации" с целью определения общего состояния строительных конструкций и признании жилого помещения непригодным для проживания в нем граждан.
На основании полученного технического заключения за N 15-15 по обследованию квартиры в пятиквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> следует, что жилой дом возведен в 1957 году. В 1970 году был реконструирован: возведены жилые пристрой из шлакобетонных блоков в каждом торце дома. Согласно выводам эксперта жилое помещение можно отнести к категории непригодного для проживания, а <адрес> является объектом - помещением, относящимся к категории непригодным (с неблагоприятными, некомфортными условиями) для проживания людей, особенно - инвалида первой группы по зрению.
22.07.2015 Б.А. предоставил заключение в администрацию г. Искитима.
20.08.2015 письмом за подписью заместителя главы администрации г. Искитима Б.А. дан ответ, что результаты обследования, указанные в заключении не соответствуют выводам заключения о признании данного жилого помещения непригодным для проживания. Также в заключении указывается о несоответствии площади жилого помещения установленным требованиям, что не может служить основанием для признания данного жилого помещения непригодным для проживания. В связи с противоречиями, заключение МУП ИР "БАТИ" не может являться основанием для признания жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>3 непригодным для проживания.
Постанавливая решение, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований административного искового заявления Б.А.
Суд исходил из того, что межведомственная комиссия рассмотрела заявление Б.А. от 23.09.2014 в установленный законодательством срок, приняв решение о проведении дополнительного обследования с учетом заключения проектно-изыскательской организации, которое в требуемой форме заявителем не было предоставлено.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда в силу следующего.
Согласно п. 44 Положения процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает:
- прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов;
- определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;
- определение состава привлекаемых экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения;
- работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания;
- составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения, по форме согласно приложению N 1 (далее - заключение);
- составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование;
- принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии;
- передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).
Пунктом 45 Положения установлено, что для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы:
а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
в) в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения;
г) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
д) заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;
е) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя.
В соответствии с пунктом 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия.
О необходимости предоставления заключения проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, Б.А. было сообщено письмом заместителя главы администрации г. Искитима. Сведений о том, что соответствующее решение было принято комиссией собранной в компетентном составе с соблюдением предусмотренной процедуры, материалы дела не содержат.
Кроме того, в силу п. п. 46, 47 Положения комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:
- о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
- о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;
- о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;
- о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;
- о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
- об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения в 3 экземплярах с указанием соответствующих оснований принятия решения. Если число голосов "за" и "против" при принятии решения равно, решающим является голос председателя комиссии. В случае несогласия с принятым решением члены комиссии вправе выразить свое особое мнение в письменной форме и приложить его к заключению.
Аналогичные положения содержаться в административном регламенте предоставления муниципальной услуги по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, утвержденном Постановлением администрации города Искитима от 29.05.2012 N 930.
Согласно пункту 1.1 Постановления администрации города Искитима от 29.05.2012 N 930 "Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания" административный регламент предоставления муниципальной услуги по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания (далее - муниципальная услуга) устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий) при предоставлении муниципальной услуги, а также порядок взаимодействия между администрацией города Искитима Новосибирской области (далее - Администрация), ее структурными подразделениями, специалистами, предоставляющими муниципальную услугу, и физическими лицами - получателями муниципальной услуги, а также организациями, участвующими в процессе предоставления муниципальной услуги.
Предоставление муниципальной услуги осуществляет Администрация. Предоставление муниципальной услуги осуществляет администрация города Искитима Новосибирской области. Прием документов по оказанию муниципальной услуги осуществляется структурным подразделением Администрации - отделом городского хозяйства администрации города Искитима Новосибирской области (далее - Отдел).
Однако материалы дела не содержат доказательств принятия по заявлению Б.А. комиссией в компетентном составе с соблюдением установленной процедуры решения, предусмотренного п. 47 Положения. Соответствующее заключение, подписанное членами комиссии, с указанием соответствующих оснований принятия решения, в материалы дела также не представлено. Не представлено в материалы дела и сведений о направлении такого заключения Б.А.
При этом выводы суда о том, что представленное Б.А. заключение МУП ИР "БАТИ" не может быть принято к рассмотрению в связи с несоответствием содержания и выводов, в нем указанных, не основаны на законе.
Указанное заключение подлежало рассмотрению и оценке комиссией в уполномоченном составе, в порядке, предусмотренном Главой 4 Положения с вынесением решения предусмотренного п. 47 Положения. Действующее законодательство не предусматривает возможности принятия решения о пригодности (непригодности) жилого помещения для проживания вне процедуры, предусмотренной Положением.
Таким образом, при рассмотрении настоящего дела установлен факт не рассмотрения в установленном законом порядке заявления Б.А.
Согласно ст. 309 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе:
1) оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения;
2) отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение;
При таких обстоятельствах, решение Искитимского районного суда Новосибирской области от 06 мая 2016 г. не может быть признано законным, обоснованным и подлежит отмене.
Оценивая доводы апелляционной жалобы и заявленные Б.А. требования, судебная коллегия полагает возможным принять по настоящему делу новое решение, которым:
- признать незаконным бездействие администрации г. Искитима, межведомственной комиссии по оценке жилых помещений при администрации г. Искитима Новосибирской области по рассмотрению его заявления от 02.06.2014 года о признании непригодным для проживания жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>;
- обязать администрацию г. Искитима, межведомственную комиссию по оценке жилых помещений при администрации г. Искитима Новосибирской области рассмотреть заявление Б.А. о признании непригодным для проживания жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> порядке установленном Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, вынести решение, предусмотренное п. 47 указанного Положения.
Требования Б.А. о возложении на административного ответчика обязанности провести обследование квартиры по адресу: <адрес>, составить акт обследования этой квартиры, удовлетворению не подлежат, поскольку принятие соответствующих решений включено в процедуру рассмотрения заявления и отнесено к компетенции комиссии при наличии к тому оснований. При этом, в случае несогласия с вынесенным заключением, Б.А. может оспорить его в порядке предусмотренном Кодексом административного судопроизводства РФ.
Также не могут быть удовлетворены требования Б.А. о возложении на администрацию г. Искитима Новосибирской области принять решение и издать распоряжение с указанием возможностей дальнейшего использования помещения, поскольку соответствующее решение должно быть принято на основании полученного заключения Межведомственной комиссии, что не лишает Б.А. в случае несогласия в последующем оспорить решение органа местного самоуправления в судебном порядке (п. 52 Положения).
Руководствуясь ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
решение Искитимского районного суда Новосибирской области от 06 мая 2016 г. - отменить.
Принять по настоящему делу новое решение, которым административное исковое заявление Б.А. удовлетворить частично:
- признать незаконным бездействие администрации г. Искитима, межведомственной комиссии по оценке жилых помещений при администрации г. Искитима Новосибирской области по рассмотрению заявления Б.А. от 02.06.2014 года о признании непригодным для проживания жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>;
- обязать администрацию г. Искитима, межведомственную комиссию по оценке жилых помещений при администрации г. Искитима Новосибирской области рассмотреть заявление Б.А. о признании непригодным для проживания жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> порядке, установленном Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, вынести решение предусмотренное п. 47 указанного Положения.
Апелляционную жалобу Б.А. - удовлетворить частично.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОВОСИБИРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 16.08.2016 ПО ДЕЛУ N 33А-8343/2016
Требование: О признании незаконным бездействия уполномоченных органов по оценке жилых помещений.Разделы:
Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец считает, что имеет место бездействие уполномоченных органов, выразившиеся в нерассмотрении его заявления о признании жилого помещения непригодным для проживания в установленном порядке.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
НОВОСИБИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 августа 2016 г. по делу N 33а-8343-2016
Судья Архипова О.Н.
Докладчик Разуваева А.Л.
Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Галиной В.А.
судей Разуваевой А.Л., Никитиной Г.Н.
при секретаре А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 16 августа 2016 г. административное дело по апелляционной жалобе Б.А. на решение Искитимского районного суда Новосибирской области от 06 мая 2016 г., которым отказано в удовлетворении требований административного иска Б.А. к администрации г. Искитима Новосибирской области, Межведомственной комиссии по оценке жилых помещений при администрации г. Искитима Новосибирской области о признании незаконным бездействия по оценке жилых помещений, выразившееся в не рассмотрении заявления от 02.06.2014.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Разуваевой А.Л., судебная коллегия
установила:
Б.А. обратился в суд к администрации г. Искитима Новосибирской области, Межведомственной комиссии по оценке жилых помещений при администрации г. Искитима Новосибирской области о признании незаконным бездействия, в котором просил признать незаконным бездействие ответчиков, выразившееся в не рассмотрении его заявления от 02.06.2014 в установленном порядке, обязать ответчиков рассмотреть в установленном порядке его заявление от 02.06.2014.
В обоснование заявленных требований указал, что в 2014 году Б.А. обратился с письменным заявлением в администрацию г. Искитима Новосибирской области о признании жилого помещения непригодным для проживания.
В заявлении указал, что он с супругой Б.В.Л. - инвалидом <данные изъяты>, проживают по адресу: <адрес>, л. N, <адрес>.
Данная квартира предоставлена на основании договора социального найма жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда N 391 от 12.10.2006. Квартира находится в доме, построенном в 1957 году, и состоит из 1-ой комнаты общей площадью 9,7 кв. м.
Администрацией г. Искитима Новосибирской области Б.А. предложено представить техническое заключение по обследованию жилого помещения, в связи с чем, в июне 2015 года Б.В. обратился в МУП "Бюро архитектуры и технической инвентаризации" с целью определения общего состояния строительных конструкций и признании жилого помещения непригодным для проживания в нем граждан.
На основании полученного технического заключения за N 15-15 по обследованию квартиры следует, что жилой дом возведен в 1957 году, в 1970 году реконструирован: возведены жилые пристрой из шлакобетонных блоков в каждом торце дома.
Согласно выводам эксперта жилое помещение можно отнести к категории непригодного для проживания, а <адрес> является объектом - помещением, относящимся к категории непригодным (с не благоприятными, не комфортными условиями) для проживания людей, особенно - инвалида первой группы по зрению.
22.07.2015 Б.А. представил заключение в администрацию г. Искитима Новосибирской области.
20.08.2015 года истцу дан ответ. В качестве оснований отказа указано, что результаты обследования, приведенные в заключении, не соответствуют выводам заключения о признании данного жилого помещения непригодным для проживания.
Б.А. ответчиками не было представлено решение Комиссии по его заявлению, вынесенное в установленном Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47.
Б.А. считает, что имеет место бездействие административных ответчиков, выразившиеся в не рассмотрении его заявления в установленном порядке, в связи с чем просил суд:
- признать незаконным бездействие ответчиков по рассмотрению его заявления от 02.06.2014 года о признании непригодным для проживания жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, на предмет его пригодности либо непригодности для проживания, проведения обследования квартиры по адресу: <адрес>, составлению акта и заключения его непригодным либо пригодным для проживания;
- обязать Межведомственную комиссию по оценки жилых помещений при администрации г. Искитима Новосибирской области в течение 30 дней после вступления решения суда в законную силу провести оценку соответствия жилого помещения по адресу: <адрес>, на предмет его пригодности либо непригодности для проживания провести обследование квартиры по адресу: <адрес>, составить акт обследования этой квартиры и заключение о признании его непригодным либо пригодным для проживания; обязать Администрацию г. Искитима Новосибирской области на основании полученного заключения Межведомственной комиссии принять решение и издать распоряжение с указанием возможностей дальнейшего использования помещения.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласился Б.А.
В апелляционной жалобе изложена просьба об отмене решения Искитимского районного суда Новосибирской области от 06 мая 2016 г. и постановлении нового решения об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы со ссылкой на Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 указано, что судом неверно применены нормы материального права. Судом не принято во внимание, что по заявлению Б.А. административными ответчиками в установленном Правительством РФ порядке, с соблюдением установленной процедуры решение не принималось.
Проверив законность и обоснованность решения суда, материалы дела в соответствии со ст. 308 Кодекса административного судопроизводства РФ в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
- о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
- о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
- о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 Положения).
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией.
Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Из материалов дела усматривается, что 23.09.2014 Б.А. обратился в администрацию г. Искитима Новосибирской области с заявлением о признании жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, непригодным для проживания.
Письмом от 21.10.2014 за подписью заместителя главы администрации г. Искитима Новосибирской области, Б.А. рекомендовано представить заключение проектно-изыскательской организации по оценке несущей способности и возможной опасности обрушения конструкций.
Во исполнение требований указанного письма Б.А. в июне 2015 года обратился в МУП "Бюро Архитектуры и технической инвентаризации" с целью определения общего состояния строительных конструкций и признании жилого помещения непригодным для проживания в нем граждан.
На основании полученного технического заключения за N 15-15 по обследованию квартиры в пятиквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> следует, что жилой дом возведен в 1957 году. В 1970 году был реконструирован: возведены жилые пристрой из шлакобетонных блоков в каждом торце дома. Согласно выводам эксперта жилое помещение можно отнести к категории непригодного для проживания, а <адрес> является объектом - помещением, относящимся к категории непригодным (с неблагоприятными, некомфортными условиями) для проживания людей, особенно - инвалида первой группы по зрению.
22.07.2015 Б.А. предоставил заключение в администрацию г. Искитима.
20.08.2015 письмом за подписью заместителя главы администрации г. Искитима Б.А. дан ответ, что результаты обследования, указанные в заключении не соответствуют выводам заключения о признании данного жилого помещения непригодным для проживания. Также в заключении указывается о несоответствии площади жилого помещения установленным требованиям, что не может служить основанием для признания данного жилого помещения непригодным для проживания. В связи с противоречиями, заключение МУП ИР "БАТИ" не может являться основанием для признания жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>3 непригодным для проживания.
Постанавливая решение, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований административного искового заявления Б.А.
Суд исходил из того, что межведомственная комиссия рассмотрела заявление Б.А. от 23.09.2014 в установленный законодательством срок, приняв решение о проведении дополнительного обследования с учетом заключения проектно-изыскательской организации, которое в требуемой форме заявителем не было предоставлено.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда в силу следующего.
Согласно п. 44 Положения процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает:
- прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов;
- определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;
- определение состава привлекаемых экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения;
- работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания;
- составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения, по форме согласно приложению N 1 (далее - заключение);
- составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование;
- принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии;
- передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).
Пунктом 45 Положения установлено, что для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы:
а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
в) в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения;
г) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
д) заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;
е) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя.
В соответствии с пунктом 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия.
О необходимости предоставления заключения проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, Б.А. было сообщено письмом заместителя главы администрации г. Искитима. Сведений о том, что соответствующее решение было принято комиссией собранной в компетентном составе с соблюдением предусмотренной процедуры, материалы дела не содержат.
Кроме того, в силу п. п. 46, 47 Положения комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:
- о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
- о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;
- о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;
- о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;
- о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
- об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения в 3 экземплярах с указанием соответствующих оснований принятия решения. Если число голосов "за" и "против" при принятии решения равно, решающим является голос председателя комиссии. В случае несогласия с принятым решением члены комиссии вправе выразить свое особое мнение в письменной форме и приложить его к заключению.
Аналогичные положения содержаться в административном регламенте предоставления муниципальной услуги по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, утвержденном Постановлением администрации города Искитима от 29.05.2012 N 930.
Согласно пункту 1.1 Постановления администрации города Искитима от 29.05.2012 N 930 "Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания" административный регламент предоставления муниципальной услуги по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания (далее - муниципальная услуга) устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий) при предоставлении муниципальной услуги, а также порядок взаимодействия между администрацией города Искитима Новосибирской области (далее - Администрация), ее структурными подразделениями, специалистами, предоставляющими муниципальную услугу, и физическими лицами - получателями муниципальной услуги, а также организациями, участвующими в процессе предоставления муниципальной услуги.
Предоставление муниципальной услуги осуществляет Администрация. Предоставление муниципальной услуги осуществляет администрация города Искитима Новосибирской области. Прием документов по оказанию муниципальной услуги осуществляется структурным подразделением Администрации - отделом городского хозяйства администрации города Искитима Новосибирской области (далее - Отдел).
Однако материалы дела не содержат доказательств принятия по заявлению Б.А. комиссией в компетентном составе с соблюдением установленной процедуры решения, предусмотренного п. 47 Положения. Соответствующее заключение, подписанное членами комиссии, с указанием соответствующих оснований принятия решения, в материалы дела также не представлено. Не представлено в материалы дела и сведений о направлении такого заключения Б.А.
При этом выводы суда о том, что представленное Б.А. заключение МУП ИР "БАТИ" не может быть принято к рассмотрению в связи с несоответствием содержания и выводов, в нем указанных, не основаны на законе.
Указанное заключение подлежало рассмотрению и оценке комиссией в уполномоченном составе, в порядке, предусмотренном Главой 4 Положения с вынесением решения предусмотренного п. 47 Положения. Действующее законодательство не предусматривает возможности принятия решения о пригодности (непригодности) жилого помещения для проживания вне процедуры, предусмотренной Положением.
Таким образом, при рассмотрении настоящего дела установлен факт не рассмотрения в установленном законом порядке заявления Б.А.
Согласно ст. 309 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе:
1) оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения;
2) отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение;
При таких обстоятельствах, решение Искитимского районного суда Новосибирской области от 06 мая 2016 г. не может быть признано законным, обоснованным и подлежит отмене.
Оценивая доводы апелляционной жалобы и заявленные Б.А. требования, судебная коллегия полагает возможным принять по настоящему делу новое решение, которым:
- признать незаконным бездействие администрации г. Искитима, межведомственной комиссии по оценке жилых помещений при администрации г. Искитима Новосибирской области по рассмотрению его заявления от 02.06.2014 года о признании непригодным для проживания жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>;
- обязать администрацию г. Искитима, межведомственную комиссию по оценке жилых помещений при администрации г. Искитима Новосибирской области рассмотреть заявление Б.А. о признании непригодным для проживания жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> порядке установленном Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, вынести решение, предусмотренное п. 47 указанного Положения.
Требования Б.А. о возложении на административного ответчика обязанности провести обследование квартиры по адресу: <адрес>, составить акт обследования этой квартиры, удовлетворению не подлежат, поскольку принятие соответствующих решений включено в процедуру рассмотрения заявления и отнесено к компетенции комиссии при наличии к тому оснований. При этом, в случае несогласия с вынесенным заключением, Б.А. может оспорить его в порядке предусмотренном Кодексом административного судопроизводства РФ.
Также не могут быть удовлетворены требования Б.А. о возложении на администрацию г. Искитима Новосибирской области принять решение и издать распоряжение с указанием возможностей дальнейшего использования помещения, поскольку соответствующее решение должно быть принято на основании полученного заключения Межведомственной комиссии, что не лишает Б.А. в случае несогласия в последующем оспорить решение органа местного самоуправления в судебном порядке (п. 52 Положения).
Руководствуясь ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
решение Искитимского районного суда Новосибирской области от 06 мая 2016 г. - отменить.
Принять по настоящему делу новое решение, которым административное исковое заявление Б.А. удовлетворить частично:
- признать незаконным бездействие администрации г. Искитима, межведомственной комиссии по оценке жилых помещений при администрации г. Искитима Новосибирской области по рассмотрению заявления Б.А. от 02.06.2014 года о признании непригодным для проживания жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>;
- обязать администрацию г. Искитима, межведомственную комиссию по оценке жилых помещений при администрации г. Искитима Новосибирской области рассмотреть заявление Б.А. о признании непригодным для проживания жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> порядке, установленном Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, вынести решение предусмотренное п. 47 указанного Положения.
Апелляционную жалобу Б.А. - удовлетворить частично.
Председательствующий
В.А.ГАЛИНА
Судьи
А.Л.РАЗУВАЕВА
Г.Н.НИКИТИНА
В.А.ГАЛИНА
Судьи
А.Л.РАЗУВАЕВА
Г.Н.НИКИТИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)