Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 14.01.2016 N Ф02-7066/2015 ПО ДЕЛУ N А10-1566/2015

Требование: О признании недействительным предписания надзорного органа.

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Ресурсоснабжающей организации предписано обеспечить предоставление услуги горячего водоснабжения надлежащего качества и произвести перерасчет по ранее уплаченным суммам собственникам помещений.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 января 2016 г. по делу N А10-1566/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 января 2016 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Соколовой Л.М.,
судей: Кадниковой Л.А., Шелеминой М.М.,
при участии представителя открытого акционерного общества "ИНТЕР РАО-Электрогенерация" Хамнуева В.Г. (доверенность N 26 от 29.12.2015),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "ИНТЕР РАО-Электрогенерация" на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 октября 2015 года по делу N А10-1566/2015 Арбитражного суда Республики Бурятия (суд апелляционной инстанции: Желтоухов Е.В., Рылов Д.Н., Ткаченко Э.В.),

установил:

открытое акционерное общество "ИНТЕР РАО-Электрогенерация" в лице филиала "Гусиноозерская ГРЭС" (ОГРН 1117746460358, ИНН 7704784450, г. Москва, далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Республиканской службе государственной жилищной инспекции (далее - жилищная инспекция) о признании недействительным предписания от 17.03.2015 N 085/15-П-1.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 17 августа 2015 года требования заявителя удовлетворены, предписание признано недействительным.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 октября 2015 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Не согласившись с принятым апелляционным судом постановлением, общество обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе.
Заявитель кассационной жалобы просит проверить законность и обоснованность судебного акта в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильным применением судом норм материального права (статей 30, 39, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 21, 103 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491)).
По мнению заявителя кассационной жалобы, в компетенцию общества как ресурсоснабжающей организации не входит обязанность обслуживания внутридомовых инженерных систем; в силу вышеуказанных норм материального права общество обязано поставлять потребителям тепловую энергию в горячей воде надлежащего качества (установленной температуры) до внешней стены дома.
Обществом заявлено ходатайство о процессуальном правопреемстве, в соответствии с которым он просит произвести замену стороны по делу с Республиканской службы государственной жилищной инспекции на Республиканскую службу государственного строительного и жилищного надзора. В обоснование ходатайства представлены выписки из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 31.12.2015.
Согласно части 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев данное ходатайство, считает его подлежащим удовлетворению.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Жилищная инспекция о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещена надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своего представителя в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направила, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в его отсутствие.
В судебном заседании представитель общества подтвердил доводы кассационной жалобы.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено арбитражными судами, общество оказывает услуги по поставке тепловой энергии в горячей воде в жилые дома 2 и 4 микрорайона 2 г. Гусиноозерска со способом управления многоквартирным домом - непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме.
По обращениям жильцов указанных домов жилищной инспекцией проведена выездная проверка качества предоставляемых обществом услуг, по результатам которой составлен акт от 13.03.2015 N 085/15-А-1 о нарушении требований Правил N 354 - в квартире 45 дома 2, в квартире 8 дома 4 во 2 микрорайоне г. Гусиноозерска температура горячей воды в точках разбора не достигает требуемой температуры.
На основании результатов проверки жилищной инспекцией выдано предписание от 17.03.2015 N 085/15-П-1, согласно которому обществом допущено нарушение подпункта "а" пункта 31 Правил N 354 по необеспечению предоставления коммунальной услуги (горячего водоснабжения) надлежащего качества в квартире 45 дома 2, в квартире 8 дома 4 во 2 микрорайоне г. Гусиноозерска; предписано в срок до 20 марта 2015 года обеспечить предоставление коммунальной услуги (горячее водоснабжение) надлежащего качества в данных квартирах, произвести перерасчет по ранее уплаченным суммам собственникам помещений в МКД названных квартир с момента установления факта не предоставления услуги ненадлежащего качества.
Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным, ссылаясь на отсутствие нарушения действующего законодательства со стороны заявителя.
Арбитражными судами установлено, что проверка проведена и оспариваемое предписание жилищной инспекцией вынесено в пределах предоставленных полномочий.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения (технологического присоединения) к бесхозяйной тепловой сети, в данном случае ресурсоснабжающая организация обеспечила надлежащее исполнение своих обязательств по поставке тепловой энергии в горячей воде соответствующего качества до внешней стены дома, что подтверждено материалами проверки.
Апелляционный суд с выводами суда первой инстанции не согласился, указав, что общество несет ответственность перед потребителями коммунального ресурса - собственниками помещений в указанных жилых домах непосредственно в точке разбора поставляемого им коммунального ресурса (в жилых помещениях дома), что обусловлено принципом сложившихся взаимоотношений сторон и характером способа управления жилыми домами собственниками помещений.
Суд кассационной инстанции считает выводы суда апелляционной инстанции неправомерными в связи со следующим.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации одним из способов управления многоквартирным домом является непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме.
При осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Правила N 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 354 исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, под которыми, в свою очередь понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или двум и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). Под ресурсоснабжающей организацией понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод). Под коммунальными ресурсами понимаются холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг.
Согласно пункту 4 Правил N 354 коммунальная услуга по горячему водоснабжению представляет собой снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
В пунктах 6, 7 Правил N 354 указано, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, который может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия). Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных данными Правилами.
В силу части 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
В соответствии с пунктом 21 названных Правил договоры горячего водоснабжения, отопления (теплоснабжения), заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида. Если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых инженерных систем в таком доме, или такими собственниками самостоятельно, если законодательством Российской Федерации выполнение ими таких работ не запрещено.
Согласно пункту 8 Правил N 491 внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Учитывая, что сведений об ином соглашении собственников помещений с ресурсоснабжающей организацией в материалы дел представлено не было, суд первой инстанции с учетом изложенных норм материального права пришел к выводу, что общество обязано поставлять тепловую энергию в горячей воде соответствующего качества до внешней стены жилого дома.
Между тем условиями предписания на заявителя возложена ответственность за несоответствие температурного режима горячей воды в точках разбора, находящихся в жилых помещениях многоквартирных домов, что превышает обязательства общества как ресурсоснабжающей организации, вытекающие из статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", пункта 21 Правил N 354, противоречит требованиям к содержанию общего имущества в жилом многоквартирном доме (статьи 36, 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункты 5, 8 Правил N 491).
Вывод суда апелляционной инстанции о применении к правоотношениям сторон по теплоснабжению жилых домов с непосредственным способом управления пункта 21 Правил N 354 с учетом особенностей данного способа управления общим имуществом многоквартирного дома сводится к фактическому неприменению указанной нормы права к спорным правоотношениям и возложению обязанности содержания общего имущества жилых домов на ресурсоснабжающую организацию, что свидетельствует об ошибочном толковании апелляционным судом норм материального права, устанавливающих правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, использованием и функционированием систем теплоснабжения.
Признавая недействительным предписание от 17.03.2015 N 085/15-П-1, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что общество не осуществляет техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем в домах 2 и 4 микрорайона 2 г. Гусиноозерска ни в силу действующего законодательства, ни на основании договоров с собственниками спорных жилых домов; инженерные системы и оборудование, расположенные внутри многоквартирных домов и внутри квартир, не относятся к зоне эксплуатационной ответственности общества; качество предоставления коммунальной услуги на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения в рамках проверки жилищной инспекции (температурный режим) ресурсоснабжающей организацией обеспечено.
Подпунктом "а" пункта 31 Правил N 354 установлена обязанность исполнителя предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Пунктом 5 раздела II "Горячее водоснабжение" Приложения N 1 к Правилам N 354 установлена необходимость обеспечения соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20.
В соответствии с пунктом 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60°C и не выше 75°C.
Как установлено судами из материалов проверки - протоколов замера, температура горячей воды на вводе в дом 2 г. Гусиноозерска составила 61,5°C, на вводе в дом 4 г. Гусиноозерска равна 68°C, то есть температура горячей воды в тепловых узлах соответствует установленным нормативам, следовательно, у жилищной инспекции отсутствовали основания для выдачи обществу оспариваемого предписания.
Поскольку требования предписания основаны на неверном применении норм материального права, нарушают права и законные интересы общества, судом первой инстанции заявленные обществом требования правомерно удовлетворены.
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 октября 2015 года по делу N А10-1566/2015 Арбитражного суда Республики Бурятия принято с нарушением норм материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям, в связи с чем на основании частей 1, 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене, решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 17 августа 2015 года по тому же делу - оставлению в силе.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанций на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на жилищную инспекцию.
Руководствуясь статьями 48, 110, 274, 286 - 289, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

произвести замену заинтересованного лица по делу - Республиканскую службу государственной жилищной инспекции (ИНН 0326037292, ОГРН 1060326046131) на Республиканскую службу государственного строительного и жилищного надзора (ИНН 0326543073, ОГРН 1150327025386).
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 октября 2015 года по делу N А10-1566/2015 Арбитражного суда Республики Бурятия отменить.
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 17 августа 2015 года по тому же делу оставить в силе.
Взыскать с Республиканской службы государственного строительного и жилищного надзора в пользу акционерного общества "ИНТЕР РАО-Электрогенерация" 3 000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Арбитражному суду Республики Бурятия выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Л.М.СОКОЛОВА

Судьи
Л.А.КАДНИКОВА
М.М.ШЕЛЕМИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)