Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.06.2017 N 19АП-3273/2017 ПО ДЕЛУ N А35-11711/2016

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 июня 2017 г. по делу N А35-11711/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 июня 2017 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.
судей Семенюта Е.А.
Донцова П.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Выборновой И.В.,
при участии:
- от Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- от Фонда "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- рассмотрев апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 07.04.2017 по делу N А35-11711/2016 (судья Клочкова Е.В.) по заявлению Фонда "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" (ИНН 4632132778, ОГРН 1134600001029) о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 22.08.2016 по делу N 02-08-84-2016,
установил:

Фонд "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" (далее - Фонд капитального ремонта) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области (далее - Курское УФАС России) от 22.08.2016 по делу N 02-08-84-2016 о признании Фонда "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" нарушившим часть 1 статьи 17 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2016 N 135-ФЗ.
Решением Арбитражного суда Курской области от 07.04.2017 заявленные требования удовлетворены.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области 22.08.2016 по делу N 02-08-84-2016 признано незаконным.
Также с Курского УФАС России в пользу Фонда капитального ремонта взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Курское УФАС России обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Управление указывает, что фонд в соответствии с частью 1.1 статьи 180 ЖК РФ в обязательном порядке должен была разместить в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на сайте www.zakupki.gov.ru информацию о проведении конкурса. Считает, что решение по делу по делу N 02-08-84-2016 принято в строгом соответствии с нормами действующего законодательства.
В судебное заседание лица участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
В ходе анализа конкурсной документации открытого конкурса N 61.КР.2016 на право заключения договора, на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества (кровель, фасадов, внутридомовых инженерных систем и фундаментов) многоквартирных домов, включенных в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Курской области на 2014-2016 год, Курским УФАС России выявлено следующее.
Конкурс N 61.КР.2016 проводился на основании Постановления Администрации Курской области от 11 июля 2014 года N 419-па "Об утверждении Порядка привлечения Фондом "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах", а также Постановления Администрации Курской области от 24.06.2016 N 441-па "Об утверждении Временного порядка привлечения Фондом "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" "подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме".
Организатором конкурса, согласно вышеуказанным постановлениям Администрации, определен Фонд "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области".
30.05.2016 на официальном сайте Фонда капитального ремонта фондкр46.рф размещены извещение и документация о проведении открытого конкурса N 61.КР.2016 на право заключения договора, на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества (кровель, фасадов, внутридомовых инженерных систем и фундаментов) многоквартирных домов, включенных в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Курской области на 2014-2016 год.
Решением от 22.08.2016 по делу N 02-08-84-2016 (резолютивная часть решения объявлена 17.08.2016) Фонд признан нарушившим ч. 1 ст. 17 ФЗ "О защите конкуренции", в части неразмещения в установленном порядке (ч. 1.1 ст. 180 Жилищного кодекса Российской Федерации) на официальном сайте в сети "Интернет" (www.zakupki.gov.ru) информации об открытом конкурсе N 61.КР.2016 на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества (кровель, фасадов, внутридомовых инженерных систем, фундаментов) многоквартирных домов, включенных в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Курской области на 2014-2016.
Не согласившись с вынесенным решением, Фонд капитального ремонта обратился в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования Фонда, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии нарушений Фондом части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции. Свой вывод мотивировал тем, что решение о проведении закупок регионального оператора принимаются, а процедуры по их проведению осуществляются в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 615 от 01.07.2016 только 3 с 15.10.2016; при проведении всех процедур по закупкам, объявленным до 14.10.2016 включительно, необходимо руководствоваться порядком, который действовал на момент принятия соответствующего решения о проведении такой закупки, а именно: проведение конкурсов должно осуществляться в соответствии с порядком, установленным субъектом Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт. решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 180 ЖК РФ к функциям регионального оператора отнесено осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.
В целях выполнения указанной функции региональным оператором закупки товаров, работ, услуг осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Данный порядок должен предусматривать конкурентные способы определения региональным оператором поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с учетом повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности, открытости и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Информация о закупках региональным оператором товаров, работ, услуг размещается в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (часть 1.1 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Часть 1.1 статьи 180 ЖК РФ введена в действие Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 176-ФЗ).
Пунктом 8 статьи 12 названного Закона определено, что до ввода в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд информация, подлежащая размещению региональным оператором в соответствии с требованиями части 1.1 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в такой единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.
Функционирование единой информационной системы (далее - ЕИС) в сфере закупок введено Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2015 N 1414 "О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок", которым утверждены Правила функционирования единой информационной системы в сфере закупок (далее - Правила N 1414).
Согласно пункту 2 указанного постановления оно вступает в силу со дня его официального опубликования. Постановление опубликовано 31.12.2015 на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 1414 официальный сайт единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" имеет доменное имя www.zakupki.gov.ru, доступ к которому осуществляется на безвозмездной основе.
Таким образом, 30.05.2016 извещение о конкурсе N 61.КР.2016 подлежало опубликованию Фондом на сайте ЕИС www.zakupki.gov.ru. Однако он разместил информацию только на своем сайте "фондкр46.рф".
Довод управления о нарушении фондом требований части 1.1 статьи 180 ЖК РФ в связи с неразмещением информации о проведении конкурса N 63.КР.2016 в сети Интернет на официальном сайте www.zakupki.gov.ru является обоснованным.
Исходя из буквального толкования и смысла положений статьи 17 Закона N 135-ФЗ, запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов.
Перечень нарушений, перечисленный в указанной статье, не является исчерпывающим, и для квалификации действий по организации и проведению торгов как нарушающих требования антимонопольного законодательства необходимы установление и оценка последствий тех или иных нарушений Закона о защите конкуренции с точки зрения их фактического либо возможного влияния на конкурентную среду в конкретном случае.
В данном случае, нарушение Фондом размещения информации об открытом конкурсе правильно квалифицировано УФАС по Курской области как нарушение прав неопределенного круга лиц - потенциальных участников торгов, не получивших информацию о проведении конкурса, и ограничение конкуренции.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Арбитражного суда Центрального округа от 18.05.2017 по делу N А35-7498/2016, от 29.05.2017 по делу N А35-7499/2016.
Следовательно, оснований для удовлетворения заявленных требований фонда "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" не имелось.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Исходя из результата рассмотрения спора, в силу положений статьи 110 АПК РФ, расходы по уплате госпошлины остаются на заявителе.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
постановил:

Решение Арбитражного суда Курской области от 07.04.2017 по делу N А35-11711/2016 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья
Н.Д.МИРОНЦЕВА
Судьи
Е.А.СЕМЕНЮТА
П.В.ДОНЦОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)