Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.01.2016 N 12АП-12127/2015 ПО ДЕЛУ N А12-30626/2015

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 января 2016 г. по делу N А12-30626/2015


Резолютивная часть постановления объявлена "18" января 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Комнатной Ю.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кузнецовой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 06 октября 2015 года по делу N А12-30626/2015 (судья Смагоринская Е.Б.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ленинские тепловые сети" (Волгоградская область, г. Ленинск, ОГРН 1083454000134, ИНН 3415069140)
к инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (г. Волгоград, ОГРН 1063460031580, ИНН 3445079787)
о признании недействительным предписания от 10.04.2015 N 237,
- при участии в судебном заседании представителя инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области - Бедарева С.С, по доверенности от 27.08.2015 N 04-01-01-02/1457;
- без участия в судебном заседании представителей общества с ограниченной ответственностью "Ленинские тепловые сети", о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобе извещены своевременно и надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями N N 99307 4.

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Ленинские Тепловые Сети" (далее - ООО "Ленинские Тепловые Сети", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, в котором просило признать недействительным предписание об устранении нарушений обязательных требований N 237 от 10.04.2015 Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (далее - инспекция, административный орган), вынесенного в отношении общества.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 06 октября 2015 года по делу N А12-30626/2015 требования общества были удовлетворены. Суд признал недействительным предписание об устранении нарушений обязательных требований N 237 от 10.04.2015 Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области в отношении общества с ограниченной ответственностью "Ленинские Тепловые Сети".
С Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Ленинские Тепловые Сети" были взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.
Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области, не согласившись с вынесенным решением, обратилась в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований заявителя.
ООО "Ленинские Тепловые Сети" в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители ООО "Ленинские Тепловые Сети" в судебное заседание не явились. О месте и времени судебного заседания указанные лица извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями ст. 123 АПК РФ.
В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 123 АПК РФ лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если: несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем организация почтовой связи уведомила арбитражный суд.
В соответствии с п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" при наличии в материалах дела уведомления о вручении лицу, участвующему в деле, либо иному участнику арбитражного процесса копии первого судебного акта по рассматриваемому делу либо сведений, указанных в ч. 4 ст. 123 АПК РФ, такое лицо считается надлежаще извещенным при рассмотрении дела судом апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, если судом, рассматривающим дело, выполняются обязанности по размещению информации о времени и месте судебных заседаний, совершении отдельных процессуальных действий на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абз. 2 ч. 1 ст. 121 АПК РФ.
При этом отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих получение лицами, участвующими в деле, названных документов, не может расцениваться как несоблюдение арбитражным судом правил Кодекса о надлежащем извещении.
Информация о публикации определения суда о принятии апелляционной жалобы к производству от 07 декабря 2016 года размещена на сайте суда в сети Интернет 08 декабря 2016 года, что подтверждается отчетом о публикации судебных актов.
Указанные лица имели реальную возможность обеспечить явку своих представителей в судебное заседание либо известить суд о причинах неявки.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей указанных лиц.
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении апелляционной жалобы установлены следующие обстоятельства.
Как видно из материалов дела, в связи с поступившим обращением граждан (от 14.01.2015 N Ж-00027) инспекцией в период с 16.04.2015 по 10.04.2015 на основании приказа N 237 от 18.02.2015 проведена внеплановая проверка деятельности общества по вопросу правомерности выставления платы за коммунальную услугу по отоплению с октября 2014 года жильцам многоквартирного дома N 208 по ул. Ленина г. Ленинск Волгоградской области, в ходе которой установлено, что общество начисляет плату без учета всех жилых помещений, чем нарушены требования Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 и пункта 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
По результатам проверки составлен акт N 237 от 10.04.2015 и выдано предписание N 237 от 10.04.2015, которым обществу предписано в срок до 20.11.2015 произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по отоплению всем потребителям МКД N 203 по ул. Ленина г. Ленинск Волгоградской области с учетом площадей всех жилых помещений за период с октября 2014 года по апрель 2015 года (пункт 1) и с октября 2015 года производить плату за коммунальную услугу по отоплению всем потребителям МКД N 203 по ул. Ленина г. Ленинск Волгоградской области с учетом площадей всех жилых помещений (894,3 кв. м) (пункт 2).
В ходе рассмотрения заявления общества в арбитражном суде административный орган решением N 237 от 11.09.2015 внес изменения в указанное предписание, устранив техническую опечатку в номере дома (вместо N 203 указал дом N 208) и с целью исключения двойного толкования, а также уточнения пункта 1 указанного предписания, решил изложить первый пункт в следующее редакции: "произвести перерасчет платы за отопление лицам, являющимся потребителями коммунальной услуги по отоплению, помещения которых подключены к централизованной системе отопления по адресу: ул. Ленина N 208, г. Ленинск Волгоградской области с октября 2014 года по апрель 2015 года исходя из площади всех жилых помещений многоквартирного дома".
Не согласившись с указанным предписанием (с учетом изменений в части 1-го пункта), общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд Волгоградской области, удовлетворяя требования заявителя, пришел к выводу, что поскольку услуга по отоплению собственнику помещения N 7 дома N 208 по ул. Ленина в г. Ленинске Волгоградской области, у которого установлена индивидуальная система отопления, не оказывается, то и площадь его жилого помещения при начислении платы за отопление в указанном доме учитываться не должна.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Правительство Российской Федерации постановлением от 6 мая 2011 г. N 354, принятым в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Абзац второй пункта 42 (1) Правил определяет размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом (нежилом) помещении в соответствии с формулой 3 приложения N 2 к данным Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в случае, если в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии.
Расчет по указанной формуле производится исходя из суммарного объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, пропорционально площади жилого (нежилого) помещения.
Такой порядок расчета не предполагает оплату тех услуг, которые потребителю не предоставлены, позволяет определить размер платы за коммунальные услуги каждого собственника помещения в многоквартирном доме, как это и предусмотрено частью 1 статьи 157 ЖК РФ, исходя из объема тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии пропорционально площади жилого (нежилого) помещения, что также согласуется с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ, согласно которой производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг гражданам), при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении определяется в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам. При этом исполнитель производит один раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам.
Из формулы, предусмотренной подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам следует, что размер платы за отопление в жилом помещении определяется как произведение общей площади помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общей площади жилого дома (кв. м), среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (Гкал/кв. м), тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб. /Гкал) (формула N 7).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, многоквартирный дом N 208 по ул. Ленина г. Ленинск Волгоградской области находится в управлении ООО "ЛУК" с 03.02.2009, оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии.
Протоколом от 01.10.2012 общего собрания собственников указанного дома принято решение производить оплату за предоставление коммунального ресурса - подача тепловой энергии в ресурсоснабжающую организацию ООО "Ленинские Тепловые Сети" по фактическим показаниям установленного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Согласно данным технического паспорта многоквартирного дома общая площадь всех жилых помещений - 895,2 кв. м, нежилые помещения отсутствуют. Как следует из акта проверки N 237 от 10.04.2015 при расчете платы за коммунальную услугу по отоплению обществом не учтена площадь жилого помещения N 7 дома N 208 по ул. Ленина г. Ленинск Волгоградской области.
На данное жилое помещение начисления не производились, так как у абонента отсутствует соответствующее установленным техническим требованиям энергопринимающее устройство, подключенное к системе центрального отопления, то есть в данном жилом помещении установлена индивидуальная (газовая) система отопления с 2005 года, что подтверждается материалами дела, в частности, рабочим проектом на газоснабжение от 2005 года, комиссионными актами обследования от 08.06.2009, 08.06.2015.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения (статья 37 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества), определено, что в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у ресурсоснабжающей организации тепловой энергии определяется по показаниям приборов учета, установленных на границе балансовой принадлежности тепловых сетей сетевой организации и внутридомовых тепловых сетей. Собственники помещений в многоквартирном доме должны оплачивать весь объем электроэнергии, поступивший на нужды жилого дома. Общий объем потребленной тепловой энергии, определенный по показаниям общедомовых приборов учета, распределяется между указанными собственниками помещений.
Таким образом, общедомовое имущество (в том числе и находящееся в нем теплооборудование) принадлежит всем собственникам на праве общей долевой собственности. Собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирном жилом доме используют не только свои помещения, но и места общего пользования, куда также поставляются коммунальные ресурсы.
В связи с изложенным, по общему правилу, собственники обязаны оплачивать как тот объем электроэнергии, что получен ими для нужд своих помещений (квартир), так и тот объем, что использован для общедомовых нужд, а также потерян во внутридомовых сетях.
В соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
Таким образом, обязанность по оплате тепловой энергии, израсходованной на отопление мест общего пользования многоквартирного дома и учтенной общедомовым прибором учета, лежит на собственнике помещения в доме в силу закона, поэтому собственники помещений, оборудованных автономной системой отопления, должны участвовать в расходах на отопление мест общего пользования.
При этом, согласно правовой позиции, изложенной в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.06.2013 N ВАС-6314/13 по делу N А79-12308/2011, при расчете с потребителями за отопление только мест общего пользования могут быть использованы иные методы расчета.
Поскольку в Правилах не предусмотрено варианта расчета платы за отопление при наличии в многоквартирном доме двух разных способов обогрева помещений собственников (посредством централизованной системы отопления и индивидуального установленного в квартире газового котла) для собственника помещения в многоквартирном доме, установившего автономную систему отопления, оплата за отопление начисляется по формуле, по которой производится расчет платы за отопление при наличии в доме общедомового прибора учета тепловой энергии.
При указанных обстоятельствах имеются правовые основания для отмены решения суда первой инстанции. Апелляционный суд считает необходимым принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 06 октября 2015 года по делу N А12-30626/2015 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Отказать обществу с ограниченной ответственностью "Ленинские Тепловые Сети" в удовлетворении заявления о признании недействительным предписания Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области об устранении нарушений обязательных требований N 237 от 10.04.2015.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий
С.А.КУЗЬМИЧЕВ

Судьи
Ю.А.КОМНАТНАЯ
А.В.СМИРНИКОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)