Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: При заключении договора между энергоснабжающей организацией и управляющей компанией возникли разногласия по вопросам: 1) поставки и оплаты электроэнергии, проверки достоверности приборов учета, 2) порядка составления акта согласования технологической и аварийной брони при введении ограничения режима потребления электроэнергии.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июня 2017 года
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Аникиной Е.А.,
судей Толкачевой И.Ю., Шильненковой М.В.,
при участии в судебном заседании:
от истца
ООО УК "Коммунальщик": не явились, извещены надлежаще,
от ответчика
ПАО "ТНС энерго Воронеж": не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Коммунальщик" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 22.11.2016 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2017 по делу N А14-18422/2015,
установил:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Коммунальщик" (далее по тексту истец, ООО УК "Коммунальщик") обратилось в арбитражный суд с иском к публичному акционерному обществу "ТНС энерго Воронеж" (далее по тексту ответчик, ПАО "ТНС энерго Воронеж") об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора энергоснабжения N 15044 от 27.11.2015 и с учетом произведенного уточнения в порядке статьи 49 АПК РФ просит суд принять:
пункт 2.1. договора энергоснабжения в следующей редакции: "по договору энергоснабжения Гарантирующий поставщик обязуется осуществить продажу электрической энергии (мощности) объектам потребления многоквартирным домам, находящимся в управлении Покупателя в части потребления на общедомовые нужды в порядке, предусмотренном абз. 2 п. 7.1. настоящего договора, а также урегулировать отношения по оказанию услуг по передаче электрической энергии и услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии Покупателю, а Покупатель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергии, (мощность) и оказанные услуги".
пункт 3.2.5. изложить в следующей редакции: "получать плату за потребленную электрическую энергию согласно показаниям индивидуальных приборов учета за индивидуальное потребление непосредственно от собственников или иных законных владельцев либо пользователей жилых и нежилых помещений".
пункт 3.4.20. - исключить.
пункт 3.4.25. - исключить.
пункт 5.2.1. абз. 3, п/п "а" изложить в следующей редакции: "а) наличия у покупателя задолженности перед Гарантирующим поставщиком за поставленную энергию в размере, превышающим стоимость соответствующего объема энергии за 3 расчетных периода (расчетный месяц)".
пункт 7.6. изложить в следующей редакции: "платежи, поступившие Покупателю от потребителей, подлежат перечислению в пользу Гарантирующего поставщика не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления платежей Покупателю. Окончательный расчет за энергию производится Покупателем до 20-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом".
пункт 10.1 изложить в следующей редакции: "настоящий договор вступает в силу с даты подписания и распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие в 00.00 ч. 01 августа 2015 года и действует до 00.00 ч. 01 января 2016 года".
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 22.11.2016 урегулированы разногласия, возникшие между ООО УК "Коммунальщик" и ПАО "ТНС энерго Воронеж", при заключении договора энергоснабжения N 15044 от 27.11.2015 следующим образом:
- - пункт 2.1. изложить в следующей редакции: "по договору энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также урегулировать отношения по оказанию услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии покупателю, а покупатель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги";
- - пункт 3.2.5 изложить в следующей редакции: "получать плату за потребленную электрическую энергию непосредственно от собственников или иных законных владельцев либо пользователей жилых или нежилых помещений на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме";
- - пункт 3.4.20 изложить в следующей редакции: "составить (изменить) и согласовать с сетевой организацией акт согласования технологической и (или) аварийной брони, а также передать гарантирующему поставщику копию акта согласования технологической и (или) аварийной брони не позднее 5 дней со дня согласования с сетевой организаций, в случае если ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) покупателя может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, при отсутствии у него акта согласования технологической и (или) аварийной брони на дату подачи заявления о заключении договора энергоснабжения или при возникновении после заключения договора энергоснабжения оснований для изменения ранее составленного акта в порядке, определенном правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг";
- - пункт 3.4.25 изложить в следующей редакции: "уведомлять гарантирующего поставщика о сроках проведения покупателем проверки достоверности представленных потребителем сведений о показаниях комнатных приборов учета электрической энергии, индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и (или) проверки их состояния и праве представителей гарантирующего поставщика участвовать в таких проверках";
- - подпункт "а" абзаца 3 пункта 5.2.1 изложить в следующей редакции: "а) наличия у покупателя задолженности перед гарантирующим поставщиком за поставленную энергию в размере, превышающем стоимость соответствующего объема энергии за 1 расчетный период (расчетный месяц)";
- - пункт 7.6. изложить в следующей редакции: "платежи, поступившие покупателю от потребителей, подлежат перечислению в пользу гарантирующего поставщика не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления платежей потребителей покупателю. Окончательный расчет за энергию производится покупателем до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом";
- - пункт 10.1 изложить в следующей редакции: "настоящий договор вступает в силу с даты подписания и распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие в 00.00 часов 01 ноября 2015 года и действует до 00.00 часов 01 января 2016 года. Договор, заключенный на определенный срок, считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за 30 дней до окончания срока его действия покупатель не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора. Если за 30 дней до окончания срока действия договора, заключенного на определенный срок, покупателем внесено предложение об изменении договора или заключении нового договора, то отношения сторон до изменения договора или до заключения нового договора регулируются в соответствии с условиями ранее заключенного договора".
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2017 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не соглашаясь с принятыми судебными актами, ООО "УК "Коммунальщик" обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение.
В судебном заседании 07.06.2017 представитель ПАО "ТНС энерго Воронеж", считая оспариваемые судебные акты законными и обоснованными, возражал против удовлетворения жалобы.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 7 июня 2017 года протокольным определением объявлялся перерыв до 9 часов 15 минут 15 июня 2017 года. После перерыва судебное заседание продолжено в отсутствие представителей истца и ответчика.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в том числе путем публичного извещения на официальном сайте суда в сети Интернет, явки своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов кассационной жалобы, суд считает ее подлежащей частичному удовлетворению ввиду следующего.
Судебными инстанциями на основании материалов дела установлено, что при заключении договора энергоснабжения N 15044 от 27.11.2015 между истцом и ответчиком возникли разногласия по пунктам 2.1, 3.2.5, 3.4.20, 3.4.25, п/п "а" абз. 3 пункта 5.2.1, пункту 7.6 и пункту 10.1.
Для урегулирования данных разногласий истец обратился с настоящим иском в суд.
Суд первой инстанции применительно к положениям статьи 173 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации урегулировал возникшие разногласия по ряду пунктов договора, определив их редакции. Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции. Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что заключение договора на условиях, предложенных истцом, нарушает принцип необходимости соблюдения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, предусмотренный пунктом 1 статьи 6 ФЗ "Об электроэнергетике" от 26.03.2003 N 35-ФЗ.
В силу статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации либо по соглашению сторон, условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В пунктах 1 и 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Согласно пункту 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
На основании пункта 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 7 статьи 15 Закона о теплоснабжении договор энергоснабжения относится к публичным договорам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации энергоснабжающая организация по договору энергоснабжения обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу пункта 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
Согласно пункту 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно части 2.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности. При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно части 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что собственники многоквартирных домов избрали способ управления - товарищество собственников жилья.
Впоследствии, между товариществом собственников жилья и ООО УК "Коммунальщик" заключены договоры управления указанными многоквартирными домами, предметом которых является выполнение комплекса услуг по управлению, техническому обслуживанию и ведению финансово-хозяйственной деятельности, в том числе содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов.
Заключение товариществом собственников жилья договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией не противоречит статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При заключении договора энергоснабжения N 15044 от 27.11.2015 между управляющей компанией и энергоснабжающей организацией у сторон возникли разногласия по пунктам 2.1, 3.2.5, 3.4.20, 3.4.25, подпункту "а" абзаца 3 пункта 5.2.1, пункту 7.6 и пункту 10.1.
Отклоняя доводы истца относительно принятия пункта 2.1 в предложенной им редакции, суды руководствовались положениями Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442) и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации по общему правилу организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома.
Согласно представленным ООО УК "Коммунальщик" актам разграничения границ балансовой принадлежности границы установлены на кабельных наконечниках в ВРУ жилого дома.
Пунктом 2 Основных положений N 442 предусмотрено, что точкой поставки является место исполнения обязательств по договорам энергоснабжения, купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), оказания услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, используемое для определения объема взаимных обязательств субъектов розничных рынков по указанным договорам, расположенное, если иное не установлено законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств потребителя, объектов по производству электрической энергии (мощности) производителя электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, определенной в акте разграничения балансовой принадлежности.
Согласно подпункту "а" пункта 21 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета.
Правовым основанием осуществления поставки электроэнергии до границы общедомовых сетей в точки поставки на вводе в жилые дома, которые являются местом исполнения обязательства по поставке электроэнергии и местом определения объема поставленной электроэнергии, являются часть 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 2 Основных положений N 442, подпункт "а" пункта 21 Правил N 124.
В соответствии с пунктом 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861) акт разграничения определяет границы балансовой принадлежности и границы ответственности сторон за эксплуатацию соответствующих энергопринимающих устройств и объектов электросетевого хозяйства. Граница балансовой принадлежности - это линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем за состояние и обслуживание электроустановок.
Таким образом, истец обязан принимать от ответчика электрическую энергию на вводе в жилые дома и отвечать за ее передачу по внутридомовым сетям, а также определять объем полученной электрической энергии на вводе в многоквартирные жилые дома.
Действующее законодательство четко регламентирует порядок оплаты потребленной электроэнергии исполнителем коммунальных услуг.
В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 68 Основных положений N 442 исполнитель коммунальной услуги в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в целях оказания потребителям коммунальной услуги по электроснабжению (коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, предоставляемой исполнителем коммунальной услуги с использованием электрической энергии при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) заключает договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком или энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией в соответствии с настоящим документом и Правилами N 124.
В силу статей 155, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011 (далее - Правила N 354) на исполнителя коммунальных услуг возложена обязанность предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства, заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям.
Согласно подпункту "г" пункта 4 Правил N 354 электроснабжение - это снабжение электрической энергией, подаваемой по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу того, что истец является исполнителем коммунальных услуг и приобретает электрическую энергию у энергоснабжающей организации для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги электроснабжения, то он обязан оплачивать энергоснабжающей организации весь объем электроэнергии, потребленной многоквартирным домом.
Пунктом 40 Правил N 354 предусмотрено, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за: - коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении; - плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Суды пришли к верному выводу о том, что пункт 3.2.5. договора энергоснабжения N 15044 от 27.11.2015 в редакции, предложенной истцом, безосновательно ограничивает право гарантирующего поставщика получать плату только по показаниям приборов учета, не принимая во внимание пункт 59 Правил N 354, предусматривающий в определенных случаях оплату за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении, за расчетный период, исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем.
Также редакция истца не учитывает требования пунктов 42, 60 Правил N 354, предусматривающих случаи определения размера платы исходя из нормативов потребления.
Обязанность, предусмотренная пунктом 3.4.25 договора энергоснабжения N 15044 от 27.11.2015, указана в подпункте "е" пункта 18 Правил N 124 в качестве условия, необходимого для включения в договор энергоснабжения. Указанная обязанность направлена на защиту интересов покупателя, гарантирующего поставщика и конечного потребителя, в связи с чем, отсутствуют основания для исключения пункта 3.4.25 из договора.
Подпункт "а" абзаца 3 пункта 5.2.1. соответствует подпункту "б" пункта 2 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Правила N 442), и направлен на защиту интересов поставщика в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем, основания для его изменения отсутствуют.
Редакция пункта 7.6. договора энергоснабжения N 15044 от 27.11.2015, предложенная гарантирующим поставщиком, полностью соответствует пункту 25 Правил N 124 и пункту 81 Основных положений N 442, пунктам 5 и 6 Требований к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 253 от 28.03.2012.
Исходя из фактических обстоятельств дела судебные инстанции обоснованно приняли редакцию пункта 10.1. договора энергоснабжения N 15044 от 27.11.2015, предложенную гарантирующим поставщиком.
Требования истца о внесении изменений в редакцию спорных пунктов договора или их исключении из договора противоречат вышеуказанным нормативным актам и нарушает принцип необходимости соблюдения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, предусмотренный пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
Вместе с тем выводы об отсутствии оснований о необходимости исключения из договора пункта 3.4.20, сделаны судами без учета следующего.
Согласно абзацу 15 пункта 2 Правил N 354 потребителем коммунальной услуги является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
В Правилах N 442 определено, что ограничение режима потребления, кроме вводимого в связи с наступлением обстоятельств, указанных в подпунктах "г" и "з" пункта 2 указанных Правил, должно применяться индивидуально в отношении каждого потребителя при условии соблюдения прав и законных интересов иных потребителей, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к тем же объектам электросетевого хозяйства соответствующей сетевой организации (пункт 8); введение ограничения режима потребления в отношении граждан-потребителей коммунальной услуги по электроснабжению осуществляется по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством Российской Федерации (пункт 20).
Основания и порядок введения ограничения режима потребления электрической энергии, как коммунального ресурса, регулируются Правилами N 354; ограничение режима потребления электрической энергии вводится индивидуально в отношении каждого потребителя (в том числе бытового), исключая возможность приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг потребителям, добросовестно исполняющим свои обязательства по оплате коммунальных услуг.
В разделе XI Правил N 354 регламентирована процедура приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг: в отношении граждан - потребителей коммунальных услуг, в том числе электроснабжения, вводить ограничение потребления или осуществлять приостановление предоставления коммунальных услуг вправе исключительно исполнитель коммунальных услуг в порядке и по основаниям, определенным указанным разделом (пункты 114 - 122).
Кроме того, истец не относится ни к одной из категорий потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям (Перечень указанных потребителей установлен в приложении к Правилам N 442).
На основании изложенного решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежат изменению в части урегулирования разногласий, возникших при заключении договора энергоснабжения N 15044 от 27.11.2015, относительно пункта 3.4.20.
Суд округа счел возможным в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не передавая дело на новое рассмотрение принять в указанной части новый судебный акт об исключении пункта 3.4.20 договора энергоснабжения N 15044 от 27.11.2015.
Нарушений норм процессуального права, являющихся, в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 22.11.2016 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2017 по делу N А14-18422/2015 изменить в части урегулирования разногласий, возникших при заключении договора энергоснабжения N 15044 от 27.11.2015, в части пункта 3.4.20. Пункт 3.4.20 договора энергоснабжения N 15044 от 27.11.2015 исключить.
В остальной части судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вынесения, в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 16.06.2017 N Ф10-3171/2016 ПО ДЕЛУ N А14-18422/2015
Требование: Об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора энергоснабжения.Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: При заключении договора между энергоснабжающей организацией и управляющей компанией возникли разногласия по вопросам: 1) поставки и оплаты электроэнергии, проверки достоверности приборов учета, 2) порядка составления акта согласования технологической и аварийной брони при введении ограничения режима потребления электроэнергии.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 июня 2017 г. по делу N А14-18422/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июня 2017 года
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Аникиной Е.А.,
судей Толкачевой И.Ю., Шильненковой М.В.,
при участии в судебном заседании:
от истца
ООО УК "Коммунальщик": не явились, извещены надлежаще,
от ответчика
ПАО "ТНС энерго Воронеж": не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Коммунальщик" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 22.11.2016 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2017 по делу N А14-18422/2015,
установил:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Коммунальщик" (далее по тексту истец, ООО УК "Коммунальщик") обратилось в арбитражный суд с иском к публичному акционерному обществу "ТНС энерго Воронеж" (далее по тексту ответчик, ПАО "ТНС энерго Воронеж") об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора энергоснабжения N 15044 от 27.11.2015 и с учетом произведенного уточнения в порядке статьи 49 АПК РФ просит суд принять:
пункт 2.1. договора энергоснабжения в следующей редакции: "по договору энергоснабжения Гарантирующий поставщик обязуется осуществить продажу электрической энергии (мощности) объектам потребления многоквартирным домам, находящимся в управлении Покупателя в части потребления на общедомовые нужды в порядке, предусмотренном абз. 2 п. 7.1. настоящего договора, а также урегулировать отношения по оказанию услуг по передаче электрической энергии и услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии Покупателю, а Покупатель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергии, (мощность) и оказанные услуги".
пункт 3.2.5. изложить в следующей редакции: "получать плату за потребленную электрическую энергию согласно показаниям индивидуальных приборов учета за индивидуальное потребление непосредственно от собственников или иных законных владельцев либо пользователей жилых и нежилых помещений".
пункт 3.4.20. - исключить.
пункт 3.4.25. - исключить.
пункт 5.2.1. абз. 3, п/п "а" изложить в следующей редакции: "а) наличия у покупателя задолженности перед Гарантирующим поставщиком за поставленную энергию в размере, превышающим стоимость соответствующего объема энергии за 3 расчетных периода (расчетный месяц)".
пункт 7.6. изложить в следующей редакции: "платежи, поступившие Покупателю от потребителей, подлежат перечислению в пользу Гарантирующего поставщика не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления платежей Покупателю. Окончательный расчет за энергию производится Покупателем до 20-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом".
пункт 10.1 изложить в следующей редакции: "настоящий договор вступает в силу с даты подписания и распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие в 00.00 ч. 01 августа 2015 года и действует до 00.00 ч. 01 января 2016 года".
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 22.11.2016 урегулированы разногласия, возникшие между ООО УК "Коммунальщик" и ПАО "ТНС энерго Воронеж", при заключении договора энергоснабжения N 15044 от 27.11.2015 следующим образом:
- - пункт 2.1. изложить в следующей редакции: "по договору энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также урегулировать отношения по оказанию услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии покупателю, а покупатель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги";
- - пункт 3.2.5 изложить в следующей редакции: "получать плату за потребленную электрическую энергию непосредственно от собственников или иных законных владельцев либо пользователей жилых или нежилых помещений на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме";
- - пункт 3.4.20 изложить в следующей редакции: "составить (изменить) и согласовать с сетевой организацией акт согласования технологической и (или) аварийной брони, а также передать гарантирующему поставщику копию акта согласования технологической и (или) аварийной брони не позднее 5 дней со дня согласования с сетевой организаций, в случае если ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) покупателя может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, при отсутствии у него акта согласования технологической и (или) аварийной брони на дату подачи заявления о заключении договора энергоснабжения или при возникновении после заключения договора энергоснабжения оснований для изменения ранее составленного акта в порядке, определенном правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг";
- - пункт 3.4.25 изложить в следующей редакции: "уведомлять гарантирующего поставщика о сроках проведения покупателем проверки достоверности представленных потребителем сведений о показаниях комнатных приборов учета электрической энергии, индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и (или) проверки их состояния и праве представителей гарантирующего поставщика участвовать в таких проверках";
- - подпункт "а" абзаца 3 пункта 5.2.1 изложить в следующей редакции: "а) наличия у покупателя задолженности перед гарантирующим поставщиком за поставленную энергию в размере, превышающем стоимость соответствующего объема энергии за 1 расчетный период (расчетный месяц)";
- - пункт 7.6. изложить в следующей редакции: "платежи, поступившие покупателю от потребителей, подлежат перечислению в пользу гарантирующего поставщика не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления платежей потребителей покупателю. Окончательный расчет за энергию производится покупателем до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом";
- - пункт 10.1 изложить в следующей редакции: "настоящий договор вступает в силу с даты подписания и распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие в 00.00 часов 01 ноября 2015 года и действует до 00.00 часов 01 января 2016 года. Договор, заключенный на определенный срок, считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за 30 дней до окончания срока его действия покупатель не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора. Если за 30 дней до окончания срока действия договора, заключенного на определенный срок, покупателем внесено предложение об изменении договора или заключении нового договора, то отношения сторон до изменения договора или до заключения нового договора регулируются в соответствии с условиями ранее заключенного договора".
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2017 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не соглашаясь с принятыми судебными актами, ООО "УК "Коммунальщик" обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение.
В судебном заседании 07.06.2017 представитель ПАО "ТНС энерго Воронеж", считая оспариваемые судебные акты законными и обоснованными, возражал против удовлетворения жалобы.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 7 июня 2017 года протокольным определением объявлялся перерыв до 9 часов 15 минут 15 июня 2017 года. После перерыва судебное заседание продолжено в отсутствие представителей истца и ответчика.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в том числе путем публичного извещения на официальном сайте суда в сети Интернет, явки своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов кассационной жалобы, суд считает ее подлежащей частичному удовлетворению ввиду следующего.
Судебными инстанциями на основании материалов дела установлено, что при заключении договора энергоснабжения N 15044 от 27.11.2015 между истцом и ответчиком возникли разногласия по пунктам 2.1, 3.2.5, 3.4.20, 3.4.25, п/п "а" абз. 3 пункта 5.2.1, пункту 7.6 и пункту 10.1.
Для урегулирования данных разногласий истец обратился с настоящим иском в суд.
Суд первой инстанции применительно к положениям статьи 173 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации урегулировал возникшие разногласия по ряду пунктов договора, определив их редакции. Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции. Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что заключение договора на условиях, предложенных истцом, нарушает принцип необходимости соблюдения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, предусмотренный пунктом 1 статьи 6 ФЗ "Об электроэнергетике" от 26.03.2003 N 35-ФЗ.
В силу статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации либо по соглашению сторон, условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В пунктах 1 и 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Согласно пункту 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
На основании пункта 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 7 статьи 15 Закона о теплоснабжении договор энергоснабжения относится к публичным договорам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации энергоснабжающая организация по договору энергоснабжения обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу пункта 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
Согласно пункту 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно части 2.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности. При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно части 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что собственники многоквартирных домов избрали способ управления - товарищество собственников жилья.
Впоследствии, между товариществом собственников жилья и ООО УК "Коммунальщик" заключены договоры управления указанными многоквартирными домами, предметом которых является выполнение комплекса услуг по управлению, техническому обслуживанию и ведению финансово-хозяйственной деятельности, в том числе содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов.
Заключение товариществом собственников жилья договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией не противоречит статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При заключении договора энергоснабжения N 15044 от 27.11.2015 между управляющей компанией и энергоснабжающей организацией у сторон возникли разногласия по пунктам 2.1, 3.2.5, 3.4.20, 3.4.25, подпункту "а" абзаца 3 пункта 5.2.1, пункту 7.6 и пункту 10.1.
Отклоняя доводы истца относительно принятия пункта 2.1 в предложенной им редакции, суды руководствовались положениями Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442) и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации по общему правилу организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома.
Согласно представленным ООО УК "Коммунальщик" актам разграничения границ балансовой принадлежности границы установлены на кабельных наконечниках в ВРУ жилого дома.
Пунктом 2 Основных положений N 442 предусмотрено, что точкой поставки является место исполнения обязательств по договорам энергоснабжения, купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), оказания услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, используемое для определения объема взаимных обязательств субъектов розничных рынков по указанным договорам, расположенное, если иное не установлено законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств потребителя, объектов по производству электрической энергии (мощности) производителя электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, определенной в акте разграничения балансовой принадлежности.
Согласно подпункту "а" пункта 21 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета.
Правовым основанием осуществления поставки электроэнергии до границы общедомовых сетей в точки поставки на вводе в жилые дома, которые являются местом исполнения обязательства по поставке электроэнергии и местом определения объема поставленной электроэнергии, являются часть 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 2 Основных положений N 442, подпункт "а" пункта 21 Правил N 124.
В соответствии с пунктом 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861) акт разграничения определяет границы балансовой принадлежности и границы ответственности сторон за эксплуатацию соответствующих энергопринимающих устройств и объектов электросетевого хозяйства. Граница балансовой принадлежности - это линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем за состояние и обслуживание электроустановок.
Таким образом, истец обязан принимать от ответчика электрическую энергию на вводе в жилые дома и отвечать за ее передачу по внутридомовым сетям, а также определять объем полученной электрической энергии на вводе в многоквартирные жилые дома.
Действующее законодательство четко регламентирует порядок оплаты потребленной электроэнергии исполнителем коммунальных услуг.
В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 68 Основных положений N 442 исполнитель коммунальной услуги в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в целях оказания потребителям коммунальной услуги по электроснабжению (коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, предоставляемой исполнителем коммунальной услуги с использованием электрической энергии при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) заключает договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком или энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией в соответствии с настоящим документом и Правилами N 124.
В силу статей 155, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011 (далее - Правила N 354) на исполнителя коммунальных услуг возложена обязанность предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства, заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям.
Согласно подпункту "г" пункта 4 Правил N 354 электроснабжение - это снабжение электрической энергией, подаваемой по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу того, что истец является исполнителем коммунальных услуг и приобретает электрическую энергию у энергоснабжающей организации для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги электроснабжения, то он обязан оплачивать энергоснабжающей организации весь объем электроэнергии, потребленной многоквартирным домом.
Пунктом 40 Правил N 354 предусмотрено, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за: - коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении; - плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Суды пришли к верному выводу о том, что пункт 3.2.5. договора энергоснабжения N 15044 от 27.11.2015 в редакции, предложенной истцом, безосновательно ограничивает право гарантирующего поставщика получать плату только по показаниям приборов учета, не принимая во внимание пункт 59 Правил N 354, предусматривающий в определенных случаях оплату за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении, за расчетный период, исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем.
Также редакция истца не учитывает требования пунктов 42, 60 Правил N 354, предусматривающих случаи определения размера платы исходя из нормативов потребления.
Обязанность, предусмотренная пунктом 3.4.25 договора энергоснабжения N 15044 от 27.11.2015, указана в подпункте "е" пункта 18 Правил N 124 в качестве условия, необходимого для включения в договор энергоснабжения. Указанная обязанность направлена на защиту интересов покупателя, гарантирующего поставщика и конечного потребителя, в связи с чем, отсутствуют основания для исключения пункта 3.4.25 из договора.
Подпункт "а" абзаца 3 пункта 5.2.1. соответствует подпункту "б" пункта 2 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Правила N 442), и направлен на защиту интересов поставщика в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем, основания для его изменения отсутствуют.
Редакция пункта 7.6. договора энергоснабжения N 15044 от 27.11.2015, предложенная гарантирующим поставщиком, полностью соответствует пункту 25 Правил N 124 и пункту 81 Основных положений N 442, пунктам 5 и 6 Требований к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 253 от 28.03.2012.
Исходя из фактических обстоятельств дела судебные инстанции обоснованно приняли редакцию пункта 10.1. договора энергоснабжения N 15044 от 27.11.2015, предложенную гарантирующим поставщиком.
Требования истца о внесении изменений в редакцию спорных пунктов договора или их исключении из договора противоречат вышеуказанным нормативным актам и нарушает принцип необходимости соблюдения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, предусмотренный пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
Вместе с тем выводы об отсутствии оснований о необходимости исключения из договора пункта 3.4.20, сделаны судами без учета следующего.
Согласно абзацу 15 пункта 2 Правил N 354 потребителем коммунальной услуги является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
В Правилах N 442 определено, что ограничение режима потребления, кроме вводимого в связи с наступлением обстоятельств, указанных в подпунктах "г" и "з" пункта 2 указанных Правил, должно применяться индивидуально в отношении каждого потребителя при условии соблюдения прав и законных интересов иных потребителей, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к тем же объектам электросетевого хозяйства соответствующей сетевой организации (пункт 8); введение ограничения режима потребления в отношении граждан-потребителей коммунальной услуги по электроснабжению осуществляется по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством Российской Федерации (пункт 20).
Основания и порядок введения ограничения режима потребления электрической энергии, как коммунального ресурса, регулируются Правилами N 354; ограничение режима потребления электрической энергии вводится индивидуально в отношении каждого потребителя (в том числе бытового), исключая возможность приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг потребителям, добросовестно исполняющим свои обязательства по оплате коммунальных услуг.
В разделе XI Правил N 354 регламентирована процедура приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг: в отношении граждан - потребителей коммунальных услуг, в том числе электроснабжения, вводить ограничение потребления или осуществлять приостановление предоставления коммунальных услуг вправе исключительно исполнитель коммунальных услуг в порядке и по основаниям, определенным указанным разделом (пункты 114 - 122).
Кроме того, истец не относится ни к одной из категорий потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям (Перечень указанных потребителей установлен в приложении к Правилам N 442).
На основании изложенного решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежат изменению в части урегулирования разногласий, возникших при заключении договора энергоснабжения N 15044 от 27.11.2015, относительно пункта 3.4.20.
Суд округа счел возможным в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не передавая дело на новое рассмотрение принять в указанной части новый судебный акт об исключении пункта 3.4.20 договора энергоснабжения N 15044 от 27.11.2015.
Нарушений норм процессуального права, являющихся, в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 22.11.2016 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2017 по делу N А14-18422/2015 изменить в части урегулирования разногласий, возникших при заключении договора энергоснабжения N 15044 от 27.11.2015, в части пункта 3.4.20. Пункт 3.4.20 договора энергоснабжения N 15044 от 27.11.2015 исключить.
В остальной части судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вынесения, в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Е.А.АНИКИНА
Судьи
И.Ю.ТОЛКАЧЕВ
М.В.ШИЛЬНЕНКОВА
Е.А.АНИКИНА
Судьи
И.Ю.ТОЛКАЧЕВ
М.В.ШИЛЬНЕНКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)