Судебные решения, арбитраж
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 06.09.2017.
В полном объеме постановление изготовлено 13.09.2017.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Горошко Н.П., судей Градовой О.Г., Карева А.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ждера А.Р.,
при участии представителей: от Жилищно-строительного кооператива "Жилком" - Шатохина А.Н., доверенность б/н от 06.02.2017; от Департамента капитального строительства города Севастополя - Райского Д.И., доверенность N 165 от 24.04.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 27 июня 2017 года по делу N А83-9699/2016 (судья Лукачев С.О.),
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Медико-технический лечебный комплекс "Сфера" (ул. Крымская, 1, г. Феодосия, Республика Крым, 298112) о признании недействительным решения Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым (пер. Совнаркомовский, 3, г. Симферополь, Республика Крым, 295000),
установил:
Жилищно-строительный кооператив "ЖИЛКОМ" обратился в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании недействительным приказа Департамента капитального строительства города Севастополя N 75а/2017 от 04.04.2017 "О проведении внеплановой документарной проверки" и незаконным направление письменного требования N 1269-и от 07.04.2017 об истребовании документов от заявителя.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 17 июля 2017 года по делу N А84-2412/2017 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, жалобе Жилищно-строительный кооператив "ЖИЛКОМ" обратилось с апелляционной жалобой.
В апелляционной жалобе Жилищно-строительный кооператив "ЖИЛКОМ" просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя апелляционной жалобы, арбитражным судом первой инстанции при принятии решения допущено неправильное применение норм материального права, а также неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Рассмотрев доводы жалобы, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 06.03.2017 за исх. N 7/2-р-2017 (653-17) Прокуратурой города Севастополя в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", ст. 10 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", п. 3.5 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 N 45, в Департамент капитального строительства города Севастополя направлено для рассмотрения коллективное обращение Соколовой О.В. и Беляевой И.Л., поступившее в прокуратуру города 02.03.2017 за N 1569, о неправомерных, по мнения заявителей, действиях ЖСК "ЖИЛКОМ" при осуществлении строительства многоквартирного дома N 29-А по пр. Победы за счет паевых взносов членов указанного кооператива.
04.04.2017 Департаментом издан приказ N 75-а/2017 "О проведении внеплановой документарной проверки ЖСК "ЖИЛКОМ".
Согласно пункта 5 Приказа N 75-а/2017, проверка проводится в рамках контроля деятельности жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома, а также за соблюдением жилищно-строительным кооперативом требований части 3 статьи 110 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), за исключением последующего содержания многоквартирного дома, и статьи 123.1 ЖК РФ.
Пунктом 6 Приказа N 75-а/2017 установлено, что настоящая проверка проводится с целью: проверки информации, свидетельствующей о фактах нарушений требований части 3 статьи 110, части 2, 3 статьи 123.1 ЖК РФ, полученной:
- - из материалов коллективного обращения на действия членов правления ЖСК "ЖИЛКОМ" от 17.03.2017 N кол-250/ДКСГС, поступившего в Департамент капитального строительства города Севастополя;
- - из информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": https://zhilkomstroy.ru (служебная записка отдела контроля за долевым строительством Управления контроля и развития долевого строительства Департамента от 30.03.2017).
Письмом от 07.04.2017 N 1269-и Департамент истребовал у кооператива документы, необходимые для проведения документарной проверки.
Согласно части 1 статьи 123.2 Жилищного кодекса РФ контроль за деятельностью жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома, а также за соблюдением жилищно-строительным кооперативом требований ч. 3 ст. 110 настоящего Кодекса, за исключением последующего содержания многоквартирного дома, и статьи 123.1 настоящего Кодекса осуществляется контролирующим органом.
Контролирующим органом по смыслу части 5 статьи 123.1 Жилищного кодекса РФ является уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий в соответствии с законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Севастополя от 08.09.2016 N 840-ПП утверждено Положение о Департаменте капитального строительства города Севастополя.
В соответствии с п. 1.1. указанного Положения, Департамент является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, осуществляющим функции по реализации государственных полномочий города Севастополя в сфере строительства, контроля и надзора в области долевого строительства, жилищной политики, в сфере реализации федеральных целевых программ.
Согласно пунктам 2.7. - 2.9. указанного Положения, одними из основных задач Департамента являются: реализация государственной политики в области долевого и жилищного строительства на территории города Севастополя; контроль и надзор в сфере долевого строительства; контроль за деятельностью жилищно-строительных кооперативов, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома.
В соответствии с основными задачами Департамент в том числе:
- проводит мероприятия по региональному государственному надзору и контролю, в том числе: за деятельностью лиц, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многократных домов и (или) иных объектов недвижимости; за деятельностью жилищно-строительных кооперативов, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома.
- производит обнаружение (выявление) нарушений путем проведения ежедневных и тематических мониторингов, плановых и внеплановых проверок объектов, подлежащих контролю (надзору) на предмет соблюдения и выполнения должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и юридическим лицами требований нормативных правовых актов в указанной сфере.
- в связи с осуществлением государственного контроля и надзора в области долевого строительства, контроля за деятельностью жилищно-строительных кооперативов на территории города Севастополя составляет в отношении физических и юридических лиц протоколы об административных правонарушениях при наличии признаков административных правонарушений, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательством города Севастополя.
- выносит обязательное для исполнения юридическими и должностными лицами предписания по результатам проведения контроля об устранении выявленных правонарушений с установлением срока их устранения.
В составе Департамента действуют: Управление по реализации государственных федеральных целевых программ, Управление строительства, Управление жилищной политики, Управление контроля и развития долевого строительства, Управление административной работы. В составе управлений действуют отделы (пункт 5.1 Положения).
В соответствии с приказом Департамента от 29.03.2017 N 69-а/2017 утвержден Административный регламент исполнения государственной функции по осуществлению контроля в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - Регламент).
Согласно п. 1.3. Регламента государственная функция по осуществлению контроля (надзора) в области долевого строительства на территории города Севастополя осуществляется в целях защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства, членов жилищно-строительного кооператива, а также предупреждения, выявления и пресечения допущенных застройщиком, иным лицом, привлекающим денежные средства граждан для строительства, нарушений жилищного законодательства и законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Исполнение государственной функции Департаментом, а также информирование по вопросам ее осуществления производится структурным подразделением Департамента - Управлением контроля и развития долевого строительства (п. 1.9. Регламента).
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля урегулированы Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Статьей 10 Закона N 294-ФЗ установлено, что предметом внеплановой проверки, в числе прочего, является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами
В соответствии с пп. "в" п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушения прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 11 Закона N 294-ФЗ предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
Организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном статьей 14 настоящего Федерального закона, и проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (ч. 2 ст. 11 Закона N 294-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Требования к содержанию распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля содержатся в ч. 2 ст. 14 вышеуказанного Закона.
В силу части 5 статьи 11 Закона N 294-ФЗ в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса проверяемое лицо обязано направить в орган государственного контроля (надзора) указанные в запросе документы.
Согласно ч. 1 ст. 13 Закона N 294-ФЗ срок проведения каждой из проверок, предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, не может превышать двадцать рабочих дней.
Пунктом 2 статьи 13.2 Закона N 294-ФЗ установлено, что в случае выявления при проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований нарушений обязательных требований должностные лица органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также доводят в письменной форме до сведения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля информацию о выявленных нарушениях для принятия решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона.
На основании вышеназванных норм права, внеплановая документарная проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры.
Полномочия контролирующего органа при осуществлении контроля за деятельностью жилищно-строительного кооператива, предмет проверки деятельности жилищно-строительного кооператива и основания проведения проверок регламентированы положениями ст. 123.2 Жилищного кодекса РФ.
В силу части 6 статьи 123.2 Жилищного кодекса РФ основанием для проведения внеплановой проверки в том числе является: поступление в контролирующий орган обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также из системы о фактах нарушения требований части 3 статьи 110 настоящего Кодекса, за исключением последующего содержания многоквартирного дома, и статьи 123.1 настоящего Кодекса.
Как видно из материалов дела, основанием для проведения проверки в отношении ЖСК полученная информация: - из материалов коллективного обращения на действия членов правления ЖСК "ЖИЛКОМ" от 17.03.2017 N кол-250/ДКСГС, поступившего в Департамент капитального строительства города Севастополя; - из информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": https://zhilkomstroy.ru (служебная записка отдела контроля за долевым строительством Управления контроля и развития долевого строительства Департамента от 30.03.2017).
Проверка проводилась с целью проверки информации, свидетельствующей о фактах нарушений требований части 3 статьи 110, части 2, 3 статьи 123.1 ЖК.
Таким образом, проверка на основании приказа N 75-а/2017 проведена контролирующим органом при наличии к тому законных оснований п. 2 ч. 6 ст. 123.2 Жилищного кодекса РФ.
Проверив содержание приказа от 04.04.2017 N 75а/2017 на предмет его соответствия требованиям ст. 14 Федерального закона N 294-ФЗ, судебной коллегией установлено, по форме и содержанию данный приказ соответствуют требованиям ст. 14 Федерального закона N 294-ФЗ и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности.
Кроме того, в материалы дела заявителем не представлены доказательства того, что издание приказа, само по себе, повлекло для ЖСК "ЖИЛКОМ" какие-либо неблагоприятные последствия, уменьшило права или установило новые обязанности, иным образом повлияло на права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Апелляционный суд отмечает, что оспариваемый приказ от 04.04.2017 N 75а/2017 сам по себе не нарушает охраняемые законом права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку на стадии его издания не устанавливается факт нарушения законодательства, а устанавливаются обстоятельства в рамках предмета проверки.
Аналогичны вывода суда апелляционной инстанции и в отношении требования кооператива о признании незаконным направление письменного требования Департамента N 1269-и от 07.04.2017 об истребовании документов.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Судом первой инстанции представленные доказательства оценены с учетом фактически установленных по делу обстоятельств, доводам лиц, участвующих в деле, дана надлежащая правовая оценка, нормы материального и процессуального права применены правильно.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, и не могут послужить основанием для отмены вынесенного судебного решения.
С учетом сделанных выводов апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 17 июля 2017 года по делу N А84-2412/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Жилищно-строительного кооператива "Жилком" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТЬ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.09.2017 N 21АП-1823/2017 ПО ДЕЛУ N А84-2412/2017
Разделы:ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 сентября 2017 г. по делу N А84-2412/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 06.09.2017.
В полном объеме постановление изготовлено 13.09.2017.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Горошко Н.П., судей Градовой О.Г., Карева А.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ждера А.Р.,
при участии представителей: от Жилищно-строительного кооператива "Жилком" - Шатохина А.Н., доверенность б/н от 06.02.2017; от Департамента капитального строительства города Севастополя - Райского Д.И., доверенность N 165 от 24.04.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 27 июня 2017 года по делу N А83-9699/2016 (судья Лукачев С.О.),
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Медико-технический лечебный комплекс "Сфера" (ул. Крымская, 1, г. Феодосия, Республика Крым, 298112) о признании недействительным решения Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым (пер. Совнаркомовский, 3, г. Симферополь, Республика Крым, 295000),
установил:
Жилищно-строительный кооператив "ЖИЛКОМ" обратился в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании недействительным приказа Департамента капитального строительства города Севастополя N 75а/2017 от 04.04.2017 "О проведении внеплановой документарной проверки" и незаконным направление письменного требования N 1269-и от 07.04.2017 об истребовании документов от заявителя.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 17 июля 2017 года по делу N А84-2412/2017 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, жалобе Жилищно-строительный кооператив "ЖИЛКОМ" обратилось с апелляционной жалобой.
В апелляционной жалобе Жилищно-строительный кооператив "ЖИЛКОМ" просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя апелляционной жалобы, арбитражным судом первой инстанции при принятии решения допущено неправильное применение норм материального права, а также неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Рассмотрев доводы жалобы, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 06.03.2017 за исх. N 7/2-р-2017 (653-17) Прокуратурой города Севастополя в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", ст. 10 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", п. 3.5 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 N 45, в Департамент капитального строительства города Севастополя направлено для рассмотрения коллективное обращение Соколовой О.В. и Беляевой И.Л., поступившее в прокуратуру города 02.03.2017 за N 1569, о неправомерных, по мнения заявителей, действиях ЖСК "ЖИЛКОМ" при осуществлении строительства многоквартирного дома N 29-А по пр. Победы за счет паевых взносов членов указанного кооператива.
04.04.2017 Департаментом издан приказ N 75-а/2017 "О проведении внеплановой документарной проверки ЖСК "ЖИЛКОМ".
Согласно пункта 5 Приказа N 75-а/2017, проверка проводится в рамках контроля деятельности жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома, а также за соблюдением жилищно-строительным кооперативом требований части 3 статьи 110 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), за исключением последующего содержания многоквартирного дома, и статьи 123.1 ЖК РФ.
Пунктом 6 Приказа N 75-а/2017 установлено, что настоящая проверка проводится с целью: проверки информации, свидетельствующей о фактах нарушений требований части 3 статьи 110, части 2, 3 статьи 123.1 ЖК РФ, полученной:
- - из материалов коллективного обращения на действия членов правления ЖСК "ЖИЛКОМ" от 17.03.2017 N кол-250/ДКСГС, поступившего в Департамент капитального строительства города Севастополя;
- - из информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": https://zhilkomstroy.ru (служебная записка отдела контроля за долевым строительством Управления контроля и развития долевого строительства Департамента от 30.03.2017).
Письмом от 07.04.2017 N 1269-и Департамент истребовал у кооператива документы, необходимые для проведения документарной проверки.
Согласно части 1 статьи 123.2 Жилищного кодекса РФ контроль за деятельностью жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома, а также за соблюдением жилищно-строительным кооперативом требований ч. 3 ст. 110 настоящего Кодекса, за исключением последующего содержания многоквартирного дома, и статьи 123.1 настоящего Кодекса осуществляется контролирующим органом.
Контролирующим органом по смыслу части 5 статьи 123.1 Жилищного кодекса РФ является уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий в соответствии с законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Севастополя от 08.09.2016 N 840-ПП утверждено Положение о Департаменте капитального строительства города Севастополя.
В соответствии с п. 1.1. указанного Положения, Департамент является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, осуществляющим функции по реализации государственных полномочий города Севастополя в сфере строительства, контроля и надзора в области долевого строительства, жилищной политики, в сфере реализации федеральных целевых программ.
Согласно пунктам 2.7. - 2.9. указанного Положения, одними из основных задач Департамента являются: реализация государственной политики в области долевого и жилищного строительства на территории города Севастополя; контроль и надзор в сфере долевого строительства; контроль за деятельностью жилищно-строительных кооперативов, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома.
В соответствии с основными задачами Департамент в том числе:
- проводит мероприятия по региональному государственному надзору и контролю, в том числе: за деятельностью лиц, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многократных домов и (или) иных объектов недвижимости; за деятельностью жилищно-строительных кооперативов, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома.
- производит обнаружение (выявление) нарушений путем проведения ежедневных и тематических мониторингов, плановых и внеплановых проверок объектов, подлежащих контролю (надзору) на предмет соблюдения и выполнения должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и юридическим лицами требований нормативных правовых актов в указанной сфере.
- в связи с осуществлением государственного контроля и надзора в области долевого строительства, контроля за деятельностью жилищно-строительных кооперативов на территории города Севастополя составляет в отношении физических и юридических лиц протоколы об административных правонарушениях при наличии признаков административных правонарушений, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательством города Севастополя.
- выносит обязательное для исполнения юридическими и должностными лицами предписания по результатам проведения контроля об устранении выявленных правонарушений с установлением срока их устранения.
В составе Департамента действуют: Управление по реализации государственных федеральных целевых программ, Управление строительства, Управление жилищной политики, Управление контроля и развития долевого строительства, Управление административной работы. В составе управлений действуют отделы (пункт 5.1 Положения).
В соответствии с приказом Департамента от 29.03.2017 N 69-а/2017 утвержден Административный регламент исполнения государственной функции по осуществлению контроля в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - Регламент).
Согласно п. 1.3. Регламента государственная функция по осуществлению контроля (надзора) в области долевого строительства на территории города Севастополя осуществляется в целях защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства, членов жилищно-строительного кооператива, а также предупреждения, выявления и пресечения допущенных застройщиком, иным лицом, привлекающим денежные средства граждан для строительства, нарушений жилищного законодательства и законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Исполнение государственной функции Департаментом, а также информирование по вопросам ее осуществления производится структурным подразделением Департамента - Управлением контроля и развития долевого строительства (п. 1.9. Регламента).
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля урегулированы Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Статьей 10 Закона N 294-ФЗ установлено, что предметом внеплановой проверки, в числе прочего, является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами
В соответствии с пп. "в" п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушения прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 11 Закона N 294-ФЗ предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
Организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном статьей 14 настоящего Федерального закона, и проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (ч. 2 ст. 11 Закона N 294-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Требования к содержанию распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля содержатся в ч. 2 ст. 14 вышеуказанного Закона.
В силу части 5 статьи 11 Закона N 294-ФЗ в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса проверяемое лицо обязано направить в орган государственного контроля (надзора) указанные в запросе документы.
Согласно ч. 1 ст. 13 Закона N 294-ФЗ срок проведения каждой из проверок, предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, не может превышать двадцать рабочих дней.
Пунктом 2 статьи 13.2 Закона N 294-ФЗ установлено, что в случае выявления при проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований нарушений обязательных требований должностные лица органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также доводят в письменной форме до сведения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля информацию о выявленных нарушениях для принятия решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона.
На основании вышеназванных норм права, внеплановая документарная проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры.
Полномочия контролирующего органа при осуществлении контроля за деятельностью жилищно-строительного кооператива, предмет проверки деятельности жилищно-строительного кооператива и основания проведения проверок регламентированы положениями ст. 123.2 Жилищного кодекса РФ.
В силу части 6 статьи 123.2 Жилищного кодекса РФ основанием для проведения внеплановой проверки в том числе является: поступление в контролирующий орган обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также из системы о фактах нарушения требований части 3 статьи 110 настоящего Кодекса, за исключением последующего содержания многоквартирного дома, и статьи 123.1 настоящего Кодекса.
Как видно из материалов дела, основанием для проведения проверки в отношении ЖСК полученная информация: - из материалов коллективного обращения на действия членов правления ЖСК "ЖИЛКОМ" от 17.03.2017 N кол-250/ДКСГС, поступившего в Департамент капитального строительства города Севастополя; - из информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": https://zhilkomstroy.ru (служебная записка отдела контроля за долевым строительством Управления контроля и развития долевого строительства Департамента от 30.03.2017).
Проверка проводилась с целью проверки информации, свидетельствующей о фактах нарушений требований части 3 статьи 110, части 2, 3 статьи 123.1 ЖК.
Таким образом, проверка на основании приказа N 75-а/2017 проведена контролирующим органом при наличии к тому законных оснований п. 2 ч. 6 ст. 123.2 Жилищного кодекса РФ.
Проверив содержание приказа от 04.04.2017 N 75а/2017 на предмет его соответствия требованиям ст. 14 Федерального закона N 294-ФЗ, судебной коллегией установлено, по форме и содержанию данный приказ соответствуют требованиям ст. 14 Федерального закона N 294-ФЗ и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности.
Кроме того, в материалы дела заявителем не представлены доказательства того, что издание приказа, само по себе, повлекло для ЖСК "ЖИЛКОМ" какие-либо неблагоприятные последствия, уменьшило права или установило новые обязанности, иным образом повлияло на права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Апелляционный суд отмечает, что оспариваемый приказ от 04.04.2017 N 75а/2017 сам по себе не нарушает охраняемые законом права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку на стадии его издания не устанавливается факт нарушения законодательства, а устанавливаются обстоятельства в рамках предмета проверки.
Аналогичны вывода суда апелляционной инстанции и в отношении требования кооператива о признании незаконным направление письменного требования Департамента N 1269-и от 07.04.2017 об истребовании документов.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Судом первой инстанции представленные доказательства оценены с учетом фактически установленных по делу обстоятельств, доводам лиц, участвующих в деле, дана надлежащая правовая оценка, нормы материального и процессуального права применены правильно.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, и не могут послужить основанием для отмены вынесенного судебного решения.
С учетом сделанных выводов апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 17 июля 2017 года по делу N А84-2412/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Жилищно-строительного кооператива "Жилком" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Н.П.ГОРОШКО
Судьи
О.Г.ГРАДОВА
А.Ю.КАРЕВ
Н.П.ГОРОШКО
Судьи
О.Г.ГРАДОВА
А.Ю.КАРЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)