Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 02.02.2016 N Ф09-10591/15 ПО ДЕЛУ N А71-4144/2015

Требование: Об отмене предписания уполномоченного органа.

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Организации, управляющей многоквартирным домом, предписано устранить нарушение порядка расчета платы за обслуживание и ремонт общедомового узла учета тепловой энергии.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 февраля 2016 г. N Ф09-10591/15

Дело N А71-4144/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 февраля 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А.Н.,
судей Сухановой Н.Н., Ященок Т.П.
рассмотрел в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Удмуртской Республики кассационную жалобу ООО "Управляющая компания "Доверие" общества с ограниченной ответственностью "УК Доверие" (далее - ООО "УК Доверие", Общество, управляющая компания, заявитель) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 07.07.2015 по делу N А71-4144/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи, организованной Арбитражным судом Удмуртской Республики, приняли участие представители Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска (далее - Управление) - Попонина (доверенность от 30.11.2015 N 36/Д), Скакодуб Е.О. (доверенность от 02.04.2015 N 17/Д).

ООО "УК Доверие" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Управления N 208 от 14.01.2015.
Решением суда от 07.07.2015 (судья Кудрявцев М.Н.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2015 (судьи Щеклеина Л.Ю., Варакса Н.В., Риб Л.Х.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Считает, что им были предприняты все необходимые действия для своевременного проведения поверки и выявления неисправностей узла учета тепловой энергии. Порядок расчета платы за обслуживание и ремонт общедомового узла учета теплоэнергии произведен в соответствии с требованиями законодательства РФ, предписанием на общество возлагается обязанность, не предусмотренная законом, нарушаются права и законные интересы общества в сфере экономической деятельности, поскольку возврат собственникам денежных средств, затраченных на ремонт и поверку узла учета фактически обязывает управляющую организацию проводить поверку и ремонт средств измерений за счет собственных средств.

Как следует из материалов дела, ООО "УК Доверие" в соответствии с протоколом общего собрания собственников от 31.12.2009 и договором управления от 31.12.2009 является управляющей компанией многоквартирным домом N 100 по ул. пос. Машиностроителей г. Ижевска. Решением собрания собственников многоквартирного жилого дома установлен размер платы за отопление и капитальный ремонт помещений, оплату за остальные коммунальные услуги решено рассчитывать на основании тарифов и нормативов, утвержденных уполномоченными органами для муниципального жилищного фонда с перерасчетом по фактическому потреблению.
В ходе внеплановой проверки, назначенной в связи с поступлением жалобы одного из собственников данного дома на действия ООО "УК Доверие" по обоснованности начисления платы за обслуживание и ремонт теплосчетчика с сентября 2013 года, Управлением установлено, что этот многоквартирный жилой дом оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии Взлет ТСРВ-022 заводской номер 801877.
Прибор учета допущен к эксплуатации с 14.12.2009, соответствие его требованиям технической документации в последующие периоды подтверждалось актами повторного допуска в эксплуатацию, утвержденными ресурсоснабжающей организацией.
Актом от 16.03.2012 ресурсоснабжающей организацией ООО "УКС" данный прибор был забракован по причине отсутствия пломб на термопреобразователях. Актом забраковки от 08.10.2013 прибор не был допущен в эксплуатацию по причине истечения 30.09.2013 межповерочного интервала.
Вместе с тем управляющей компанией с сентября 2013 года по апрель 2014 года в счетах-извещениях собственникам предъявлялась к оплате плата за обслуживание и ремонт общедомового узла учета тепловой энергии по тарифу 0,73 руб. за кв. м площади жилых помещений, утвержденному постановлением администрации г. Ижевска от 05.07.2013 N 750.
Указанные обстоятельства зафиксированы в акте проверки от 14.01.2015 N 208.
По результатам проверки Управлением обществу выдано предписание от 14.01.2014 N 208, в котором сделан вывод о том, что управляющей компанией нарушен порядок расчета размера платы за обслуживание и ремонт общедомового узла учета тепловой энергии, предусмотренный п. 10 Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, и предписано в срок до 15.02.2015 привести порядок расчета размера платы за обслуживание и ремонт общедомового узла учета тепловой энергии в соответствии с установленными требованиями.
Несогласие ООО "УК Доверие" с вынесенным предписанием послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующего.
Учитывая положения п. 16 ст. 12, п. 3 ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 8 ч. 1 ст. 1 Закона Удмуртской Республики от 30.06.2014 N 40-РЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Удмуртской Республики по государственному жилищному надзору и лицензионному контролю и внесении изменения в статью 35 Закона Удмуртской Республики "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений", суды установили, что оспариваемое предписание вынесено уполномоченным государственным органом в пределах своей компетенции.
На основании ч. 1, ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно п. 6 Правил в состав общего имущества входят коллективные (общедомовые) приборы учета тепловой энергии, а также другое оборудование, расположенного на этих сетях.
В соответствии с п. 10 Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом;
г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;
д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам;
е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома;
ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В пунктах 1.3, 7.1, 7.5, 7.7, 9.12 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго России 12.09.1995 N Вк-4936 (действующих во время возникновения спорных взаимоотношений), установлено, что расчеты потребителей тепловой энергии с энергоснабжающими организациями за полученное ими тепло осуществляются на основании показаний приборов учета и контроля параметров теплоносителя, установленных у потребителя и допущенных в эксплуатацию в качестве коммерческих в соответствии с требованиями названных Правил; допуск в эксплуатацию узлов учета потребителя осуществляется представителем энергоснабжающей организации в присутствии представителя потребителя, о чем составляется соответствующий акт; учет тепловой энергии и теплоносителя на основе показаний приборов узла учета потребителя осуществляется с момента подписания акта о его приемке в эксплуатацию.
В силу п. 6 Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность предусмотрено, что в случаях оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества органы управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, управляющая организация, а при непосредственном управлении многоквартирным домом лица, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы (далее - ответственные лица), обязаны снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений в порядке, установленном настоящими Правилами.
В соответствии с п. 10 Правил в случаях, указанных в пункте 6 настоящих Правил, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения уменьшается пропорционально количеству полных календарных дней нарушения от стоимости соответствующей услуги или работы в составе ежемесячной платы за содержание и ремонт жилого помещения.
На основании п. 15 указанных Правил факт выявления ненадлежащего качества услуг и работ отражается в акте нарушения качества. Указанный акт является основанием для уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В силу п. 16 Правил акт нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ составляется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам для составления акта непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.
Таким образом, общество в силу договора управления, ст. 162 Жилищного кодекса РФ, Правил содержания общего имущества обязано содержать общее имущество жилого дома в надлежащем функциональном состоянии.
Вместе с тем суды установили, что в нарушение ст. 13 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" периодическую поверку, а в случае необходимости ремонт и настройку теплосчетчика общество не произвело, что явилось основанием для отказа во вторичном допуске прибора в эксплуатацию и повлекло для собственников данного жилого дома, являющихся потребителями услуг управляющей компании, негативные последствия в виде необходимости оплачивать теплоэнергию не по показаниям приборов, а по нормативу потребления.
Учитывая изложенное, суды обоснованно признали правомерными изложенные в оспариваемом предписании требования привести порядок расчета размера за обслуживание и ремонт общедомового узла учета тепловой энергии в соответствие с установленными требованиями.
Суды также установили, что содержащиеся в предписании формулировки, являются доступными для понимания относительно конкретных действий, направленных на прекращение и устранение выявленных по результатам проверки нарушений, которые необходимо совершить заявителю; в предписании имеется ссылка на акт проверки, в котором подробно расписан порядок расчета. Каких-либо неясностей, непонятных положений предписание не содержит; в предписании изложено мероприятие, подлежащее исполнению, с указанием нормативного акта, которым следует руководствоваться при осуществлении расчетов, порядок которых был нарушен, что выявлено в ходе проверки и зафиксировано в акте проверки. В предписании установлен достаточный срок для устранения обществом выявленных нарушений.
Кроме того, поскольку выявленные в ходе проверки нарушения в порядке расчета свидетельствуют о нарушении прав не только конкретного потребителя, но и остальных жителей многоквартирного дома, изложение предписания в его резолютивной части в отношении неограниченного круга потребителей является обоснованным и правомерным.
Доказательств того, что в отношении остальных жителей (собственников и пользователей жилых помещений) расчеты платы за обслуживание и ремонт общедомового узла учета тепловой энергии производились в соответствие с установленными требованиями, заявителем не представлено.
При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для признания предписания управления недействительным.
В ходе рассмотрения дела судами установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 07.07.2015 по делу N А71-4144/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Управляющая компания "Доверие" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
А.Н.ТОКМАКОВА

Судьи
Н.Н.СУХАНОВА
Т.П.ЯЩЕНОК




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)