Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.07.2017 N 13АП-14638/2017 ПО ДЕЛУ N А56-59600/2016

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 июля 2017 г. N 13АП-14638/2017

Дело N А56-59600/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июля 2017 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Несмияна С.И.,
судей Жуковой Т.В., Поповой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания: Потаповой А.В.
при участии:
- от истца: Лужинская В.А., по доверенности от 05.12.2016;
- от ответчика: Никифорова А.С., по доверенности от 13.04.2017;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14638/2017) общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Кировского района" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.04.2017 по делу N А56-59600/2016 (судья Селезнева О.А.), принятое
по иску государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга"
к обществу с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Кировского района"
о взыскании 915 940 рублей 98 копеек,
установил:

государственное унитарное предприятие "Водоканал Санкт-Петербурга" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с уточненным иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Кировского района" (далее - ООО "Жилкомсервис N 1 Кировского района") 849 588 рублей 54 копеек задолженности по договору на прием сточных вод и загрязняющих веществ от 16.04.2013 N 15-803238-ЖФ-ВО за период с 01.11.2015 по 30.06.2016, 66 352 рублей 44 копеек пени, начисленных на основании пункта 3.7 договора за период с 31.12.2015 по 04.10.2016.
Решением от 28.04.2017 Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области иск удовлетворил.
В апелляционной жалобе ООО "Жилкомсервис N 1 Кировского района" просит решение суда от 28.04.2017 отменить, полагая не доказанными требования иска по размеру. По мнению заявителя, размер платы за коммунальную услугу по водоотведению противоречит действующему законодательству в сфере водоснабжения.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.04.2017 проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что между ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" (Предприятие) и ООО "Жилкомсервис N 1 Кировского района" (исполнитель) заключен договор на отпуск питьевой воды и на прием сточных вод и загрязняющих веществ от 16.04.2013 N 15-803238-ЖФ-ВО, на основании которого предприятие в период с 01.11.2015 по 30.06.2016 оказало услуги коммунального водоснабжения на общую сумму 849 588 рублей 54 копейки.
ООО "Жилкомсервис N 1 Кировского района", в нарушение пунктов 3.6 и 3.7 договоров просрочило оплату выставленных предприятием счетов-фактур, что послужило основанием для обращения ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" в арбитражный суд с иском о взыскании 849 588 рублей 54 копейки задолженности, а также 66 352 рублей 44 копеек пени, рассчитанной на основании пункта 3.7 договора за период с 31.12.2015 по 04.10.2016.
Суд первой инстанции иск удовлетворил.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований к отмене решения ввиду следующего.
Согласно пункту 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон; порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Факт водоснабжения, оказания предприятием услуг по отведению сточных вод подтвержден материалами дела и не оспаривается ответчиком.
Пунктом 3.7. договоров предусмотрено, что в случае неоплаты выставленного платежного документа в течение 15 календарных дней, предприятие вправе начислить пени за каждый день просрочки платежа исходя из размера процентной ставки рефинансирования ЦБ действующей на день оплаты Абонентом платежного документа или его соответствующей части.
ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" представило расчет пени на общую сумму 66 352 рублей 44 копейки. Расчет проверен судом и признан правильным.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила), регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг.
Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 установлено, что разъяснения по применению Правил, утвержденных указанным Постановлением, дает Министерство регионального развития Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции обращает внимание на следующее.
Водоотведение - это отвод бытовых стоков из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам (подпункт "в" пункта 4 Правил).
Порядок расчета размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном Правилами (пункт 36 Правил).
В соответствии с пунктом 40 Правил потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом (нежилом) помещении, а также за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме, т.е. на общедомовые нужды.
В соответствии с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 из пункта 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг исключен абзац 2, который определял порядок расчета норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды. Также удалено определение единицы измерения такого норматива из подпункта "в" пункта 7 того же документа.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 42 Правил плата за коммунальную услугу "водоотведение", предоставленную за расчетный период в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим прибором учета сточных бытовых вод, рассчитывается исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, определенных по показаниям индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды, а при отсутствии приборов учета - в соответствии с формулой 4 приложения N 2 к Правилам.
Из указанной формулы следует, что размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению и электроснабжению определяется в виде произведения количества потребителей, тарифа и норматива на соответствующую коммунальную услугу. Нормативы потребления на холодную и горячую воду, сумма которых составит нормативное потребление водоотведения в жилом помещении, установлены и применяются при расчетах.
В соответствии с пунктом 44 Правил размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 Приложения N 2 к Правилам в виде произведения объема коммунального ресурса и тарифа.
Из содержания пункта 13 Приложения N 2 следует, что приходящийся на жилое (нежилое) помещение объем сточных бытовых вод, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса, определяется по формуле 12. При этом из объема коммунального ресурса, определенного по общедомовому прибору учета вычитается сумма индивидуальных потреблений, разница распределяется пропорционально общей площади помещения. Следовательно, в многоквартирном доме, оборудованном общедомовым прибором учета водоотведения разница между объемом, определенным по общедомовому прибору учета и суммой потреблений в жилых и нежилых помещениях, должна распределяться пропорционально общей площади помещений.
Приходящийся на жилое (нежилое) помещение объем коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, газ, сточные бытовые воды, электрическая энергия), предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле 15:, где - норматив потребления соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, установленный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306.
Норматив потребления на общедомовые нужды по водоотведению равен нулю.
В Решении Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2012 N АКПИ12-604 сделан вывод о том, что управляющая организация, товарищество или кооператив, не являются хозяйствующими субъектами с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов жильцов как непосредственных потребителей коммунальных услуг. Данные организации осуществляют деятельность по предоставлению коммунальных услуг на основании договора управления многоквартирным домом и оплачивают объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, только из поступивших платежей потребителей.
Таким образом, размер платы за коммунальный ресурс по договору ресурсоснабжения должен быть равен размеру платы за коммунальную услугу, начисляемой всем потребителям коммунальных услуг в соответствии с Правилами их предоставления (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354). На этом основании у управляющей организации не должно возникать дополнительных затрат по водоотведению на общедомовые нужды.
Пунктом 4 части 1 статьи 20 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что количество сточных вод, принятых от абонентов по договорам водоотведения, подлежит коммерческому учету.
При этом в случае отсутствия у абонента прибора учета сточных вод объем отведенных абонентом сточных вод в силу части 11 статьи 20 Закона N 416-ФЗ принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения, при этом учитывается объем поверхностных сточных вод в случае, если прием таких сточных вод в систему водоотведения предусмотрен договором водоотведения.
По смыслу приведенных норм права, на ответчике лежит обязанность оплатить услуги по водоотведению, фактически оказанные ему истцом в месте исполнения обязательства по водоотведению.
Таким образом, с учетом того, что многоквартирные дома, в отношении которых истцом начислена спорная задолженность, не оборудованы приборами учета сточных вод, но оборудованы приборами учета потребляемой воды, суд первой инстанции пришел к верному выводу об обоснованности применения истцом для расчета объема сточных вод, принятых от ответчика, порядка, установленного частью 11 статьи 20 Закона N 416-ФЗ.
Согласно пункту 5 Требований к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 N 253 размер платежа исполнителя, причитающегося к перечислению в пользу ресурсоснабжающей организации, поставляющей конкретный вид ресурса, определяется в размере указанной в платежном документе суммы, в том числе на общедомовые нужды (пункт 3 Требований).
Доводы ответчика в части применения тарифа учтены Предприятием при формировании корректировочных счетов-фактур за период март - май 2016 года, в которых исключены 10 145 рублей 31 копейка объема водоотведения, приходящихся на ОДН.
Руководствуясь статьями 110, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.04.2017 по делу N А56-59600/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Кировского района" (198260, Санкт-Петербург, пр-кт Ветеранов, д. 78; ОГРН 1089847179839, ИНН 78054606959, дата регистрации 29.04.2008) в доход федерального бюджета 3 000 рублей государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
С.И.НЕСМИЯН
Судьи
Т.В.ЖУКОВА
Н.М.ПОПОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)