Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 06 декабря 2017 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Казарян К.Г.
судей Слобожанина В.Б., Черемошкина В.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Панковой Н.А.,
при участии:
- от истца: представитель Чижов М.Г. по доверенности от 30.05.2017;
- от ответчика: представитель Прошин А.Н. по доверенности от 14.10.2016;
- от 3-го лица: не явился, извещен.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-29502/2017) Жилищного комитета Санкт-Петербурга
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.10.2017 по делу N А56-32776/2017 (судья Геворкян Д.С.), принятое
по иску
Государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"
к Санкт-Петербургу в лице Жилищного комитета Санкт-Петербурга
3-е лицо: Общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Выборгского района"
о взыскании денежных средств
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (далее - ГУП "ТЭК СПб", истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к Санкт-Петербургу в лице Жилищного комитета (далее - Комитет, ответчик) о взыскании убытков в виде "межтарифной разницы", возникшей за ноябрь 2014 года в связи с поставкой тепловой энергии общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Выборгского района" по договору теплоснабжения от 01.07.2007 N 5368.036.1 по тарифам на тепловую энергию, установленным для граждан, в размере 31.669,59 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Жилкомсервис N 2 Выборгского района".
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.10.2017 исковые требования ГУП "ТЭК СПб" удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.10.2017 просил отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование своих возражений податель жалобы ссылается на то, что судом первой инстанции нарушены нормы материального и процессуального права. Комитет перечислял ГУП "ТЭК СПб" за спорный период на основании отчетов и актов сверок, представленных истцом, средства субсидий на возмещение выпадающих доходов на тепловую энергию, запрашиваемые по абоненту - ООО "Жилкомсервис N 2 Выборгского района". Таким образом, Комитет предоставлял субсидии на основании имеющихся документов, предоставляемых ГУП "ТЭК СПб" об объемах отпущенной ООО "Жилкомсервис N 2 Выборгского района" тепловой энергии, тем самым, исполняя условия договора о предоставлении субсидий в полном объеме.
До начала судебного заседания от ГУП "ТЭК СПб" поступил отзыв, в котором по доводам жалобы возражал, просил оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения
В судебном заседании представитель ответчика доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель истца поддержал позицию, изложенную в отзыве.
Третье лицо, извещено о месте и времени судебного заседания, явку своего представителя не обеспечило, что в силу пункта 3 статьи 156, пункта 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по существу
Законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, между ГУП "ТЭК СПб" и ООО "Жилкомсервис N 2 Выборгского района" (абонент) заключен договор на отпуск тепловой энергии в горячей воде от 01.07.2007 N 53368.036.1 (далее - Договор), в соответствии с условиями которого истец принял на себя обязательство передавать третьему лицу тепловую энергию в горячей воде по адресу: г. Санкт-Петербург, пр. Энгельса, д. 151, корп. 2, лит. А (жилой дом), а третье лицо обязалось своевременно оплачивать потребленную тепловую энергию.
Во исполнение условий Договора истцом за ноябрь 2014 года поставлена тепловая энергия на общую сумму 556.043 руб., из которых по тарифу для населения поставлено тепловой энергии на сумму 417.221,52 руб., по разнице в тарифах поставлено тепловой энергии на сумму 138.821,48 руб.
Ссылаясь на то обстоятельство, что Комитет не в полном объеме возместил истцу разницу в тарифах между экономически обоснованным тарифом (тарифом для ГУП "ТЭК СПб") и тарифом для населения, образовавшуюся за ноябрь 2014 года, в результате чего на стороне ответчика образовалась задолженность в размере 31.669,59 руб., истец обратился в арбитражный суд с исковым заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и заслушав пояснения участников процесса, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса России Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Пунктом 1 статьи 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
С 01.09.2012 вступили в действие Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В силу пункта 38 Правил N 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
В соответствии с распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 18.12.2013 N 502-р "Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" на территории Санкт-Петербурга на 2014 год" в период с 01.01.2014 по 30.06.2014 установлен тариф в размере 1.541,20 руб./Гкал (без учета НДС), в период с 01.07.2014 по 31.12.2014 установлен тариф в размере 1.590,25 руб./Гкал.
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 18.12.2013 N 527-р "Об установлении тарифов для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению в открытой и закрытой централизованной системе, предоставляемые гражданам, и тарифов на тепловую энергию и горячую воду для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах, на территории Санкт-Петербурга на 2014 год" в период с 01.01.2014 по 30.06.2014 установлен тариф в размере 1.351,25 руб./Гкал (с НДС), в период с 01.07.2014 по 31.12.2014 установлен тариф в размере 1.408,01 руб./Гкал.
Разница между тарифом для ГУП "ТЭК СПб" и тарифом для населения по компенсируется из бюджета Санкт-Петербурга в виде субсидии на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию.
Порядок предоставления субсидий за период с апреля 2013 года по ноябрь 2016 года регламентирован Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.01.2016 N 45 "О порядке предоставления в 2016 году субсидий ресурсоснабжающим организациям на возмещение выпадающих доходов" (далее - Порядок), согласно которому, разница в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских подлежит компенсации из бюджета Санкт-Петербурга путем выделения на безвозвратной и безвозмездной основе целевых субсидий.
В постановлении от 29.03.2011 N 2-П Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что поскольку возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) на тепловую энергию, субъектом, обязанным возместить теплоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа на уровне ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-территориальное образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение, то есть, по общему правилу, субъект Российской Федерации.
Аналогичное разъяснение содержится в пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей".
Согласно статьям 78, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджета Санкт-Петербурга по предоставлению субсидий на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 22.03.2013 N 179 "О порядке предоставления субсидий на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских" утвержден Порядок предоставления субсидий на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию, отпущенную для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов в 2013 году (далее - Порядок предоставления субсидий).
Порядок предоставления субсидий предусматривает, что величина субсидий определяется как разница между стоимостью фактически приобретенного у ресурсоснабжающих организаций либо абонентов ресурсоснабжающих организаций объема тепловой энергии по установленному Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга тарифу на тепловую энергию, отпускаемую ресурсоснабжающими организациями потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга, на соответствующий год и стоимостью того же объема тепловой энергии по установленному Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга тарифу для расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам на территории Санкт-Петербурга, на соответствующий год.
08.02.2016 между истцом и Комитетом заключен договор N ВВД-01 о порядке предоставления субсидий, при этом сторонами определено, что данный договор регулирует отношения сторон, начиная с апреля 2013 года по ноябрь 2016 года.
Согласно пункту 4.2 Порядка предоставление субсидий осуществляется на основании ежемесячных отчетов получателей субсидий о фактических объемах, стоимости тепловой энергии и величине выпадающих доходов, связанных с применением тарифов для расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам и творческим мастерским. Формирование отчетов получателями субсидий осуществляется на основании данных, указанных в актах сверок. При наличии в актах сверок расхождений в данных об объемах тепловой энергии, указанных получателями субсидий, с данными, указанными ЖК, ЖСК, ТСЖ, СК, УО, собственниками помещений, избравшими непосредственное управление многоквартирным домом, или иным уполномоченным ими лицом, собственниками жилых домов, организациями, представляющими интересы собственников жилых домов, общественными организациями творческих работников, для целей предоставления субсидий в отчеты получателей субсидий включаются объемы тепловой энергии, подтвержденные в актах сверок потребителями коммунальных услуг.
Истцом в материалы дела представлены отчеты о фактических объемах тепловой энергии, а также доказательства обращения ГУП "ТЭК СПб" в Комитет с письмом от 04.10.2016 N 58-13/28004 о предоставлении субсидий. В обоснование заявленного размера субсидий истцом представлены акты сверок объемов тепловой энергии, подписанные истцом и третьим лицом с учетом корректировки, расчет задолженности потребленной энергии, расчет количества потребленной энергии, платежные документы (л.д. 25-38, 86-92).
Представленные в материалы дела доказательства подтверждают наличие межтарифной разницы в сумме 31.669,59 руб., образовавшейся в ноябре 2014 года по Договору, ответчиком факт возникновения у истца убытков в виде "межтарифной разницы" не оспорен.
Настаивая на удовлетворении заявленных исковых требований, истец сослался на уклонение третьего лица от подписания с истцом документов, отражающих объем тепловой энергии, фактически отпущенной третьему лицу в рамках Договора.
Возражения ответчика о том, что в действиях ГУП "ТЭК СПб" усматривается отклонение от добросовестного поведения, что выразилось в непринятии достаточных мер, обеспечивающих подписание документов третьим лицом, судом апелляционной инстанции отклоняются ввиду отсутствия доказательств, подтверждающих наличие у истца возможности возместить возникшие убытки во внесудебном порядке.
ГУП "ТЭК СПб" лишено возможности получения субсидии в случаях не подписания или подписания с разногласиями исполнителями коммунальных услуг актов сверок объемов, даже в тех случаях, когда объем потребленной тепловой энергии подтвержден вступившими в законную силу судебными актами.
При этом отсутствие подписанных исполнителем коммунальных услуг (управляющей организацией) актов сверок объемов не влияет на право истца на возмещение убытков, возникших в результате тарифного регулирования, наличие которых само по себе свидетельствует о нарушенном праве.
Доводы ответчика о необращении ГУП "ТЭК СПб" в Жилищный комитет в досудебном порядке урегулирования спора опровергаются представленными в материалы дела документами, в частности письмом от 04.10.2016 N 58-13/28004 о предоставлении субсидий.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание отсутствие доказательств возмещения истцу в полном объеме "межтарифной разницы", возникшей в ноябре 2014 года в связи с отпуском тепловой энергии третьему лицу по тарифам, ниже экономически обоснованных, исковые требования обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Оснований для отмены или изменения определения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.10.2017 по делу N А56-32776/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.12.2017 N 13АП-29502/2017 ПО ДЕЛУ N А56-32776/2017
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 декабря 2017 г. N 13АП-29502/2017
Дело N А56-32776/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 06 декабря 2017 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Казарян К.Г.
судей Слобожанина В.Б., Черемошкина В.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Панковой Н.А.,
при участии:
- от истца: представитель Чижов М.Г. по доверенности от 30.05.2017;
- от ответчика: представитель Прошин А.Н. по доверенности от 14.10.2016;
- от 3-го лица: не явился, извещен.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-29502/2017) Жилищного комитета Санкт-Петербурга
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.10.2017 по делу N А56-32776/2017 (судья Геворкян Д.С.), принятое
по иску
Государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"
к Санкт-Петербургу в лице Жилищного комитета Санкт-Петербурга
3-е лицо: Общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Выборгского района"
о взыскании денежных средств
установил:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (далее - ГУП "ТЭК СПб", истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к Санкт-Петербургу в лице Жилищного комитета (далее - Комитет, ответчик) о взыскании убытков в виде "межтарифной разницы", возникшей за ноябрь 2014 года в связи с поставкой тепловой энергии общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Выборгского района" по договору теплоснабжения от 01.07.2007 N 5368.036.1 по тарифам на тепловую энергию, установленным для граждан, в размере 31.669,59 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Жилкомсервис N 2 Выборгского района".
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.10.2017 исковые требования ГУП "ТЭК СПб" удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.10.2017 просил отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование своих возражений податель жалобы ссылается на то, что судом первой инстанции нарушены нормы материального и процессуального права. Комитет перечислял ГУП "ТЭК СПб" за спорный период на основании отчетов и актов сверок, представленных истцом, средства субсидий на возмещение выпадающих доходов на тепловую энергию, запрашиваемые по абоненту - ООО "Жилкомсервис N 2 Выборгского района". Таким образом, Комитет предоставлял субсидии на основании имеющихся документов, предоставляемых ГУП "ТЭК СПб" об объемах отпущенной ООО "Жилкомсервис N 2 Выборгского района" тепловой энергии, тем самым, исполняя условия договора о предоставлении субсидий в полном объеме.
До начала судебного заседания от ГУП "ТЭК СПб" поступил отзыв, в котором по доводам жалобы возражал, просил оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения
В судебном заседании представитель ответчика доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель истца поддержал позицию, изложенную в отзыве.
Третье лицо, извещено о месте и времени судебного заседания, явку своего представителя не обеспечило, что в силу пункта 3 статьи 156, пункта 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по существу
Законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, между ГУП "ТЭК СПб" и ООО "Жилкомсервис N 2 Выборгского района" (абонент) заключен договор на отпуск тепловой энергии в горячей воде от 01.07.2007 N 53368.036.1 (далее - Договор), в соответствии с условиями которого истец принял на себя обязательство передавать третьему лицу тепловую энергию в горячей воде по адресу: г. Санкт-Петербург, пр. Энгельса, д. 151, корп. 2, лит. А (жилой дом), а третье лицо обязалось своевременно оплачивать потребленную тепловую энергию.
Во исполнение условий Договора истцом за ноябрь 2014 года поставлена тепловая энергия на общую сумму 556.043 руб., из которых по тарифу для населения поставлено тепловой энергии на сумму 417.221,52 руб., по разнице в тарифах поставлено тепловой энергии на сумму 138.821,48 руб.
Ссылаясь на то обстоятельство, что Комитет не в полном объеме возместил истцу разницу в тарифах между экономически обоснованным тарифом (тарифом для ГУП "ТЭК СПб") и тарифом для населения, образовавшуюся за ноябрь 2014 года, в результате чего на стороне ответчика образовалась задолженность в размере 31.669,59 руб., истец обратился в арбитражный суд с исковым заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и заслушав пояснения участников процесса, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса России Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Пунктом 1 статьи 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
С 01.09.2012 вступили в действие Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В силу пункта 38 Правил N 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
В соответствии с распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 18.12.2013 N 502-р "Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" на территории Санкт-Петербурга на 2014 год" в период с 01.01.2014 по 30.06.2014 установлен тариф в размере 1.541,20 руб./Гкал (без учета НДС), в период с 01.07.2014 по 31.12.2014 установлен тариф в размере 1.590,25 руб./Гкал.
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 18.12.2013 N 527-р "Об установлении тарифов для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению в открытой и закрытой централизованной системе, предоставляемые гражданам, и тарифов на тепловую энергию и горячую воду для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах, на территории Санкт-Петербурга на 2014 год" в период с 01.01.2014 по 30.06.2014 установлен тариф в размере 1.351,25 руб./Гкал (с НДС), в период с 01.07.2014 по 31.12.2014 установлен тариф в размере 1.408,01 руб./Гкал.
Разница между тарифом для ГУП "ТЭК СПб" и тарифом для населения по компенсируется из бюджета Санкт-Петербурга в виде субсидии на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию.
Порядок предоставления субсидий за период с апреля 2013 года по ноябрь 2016 года регламентирован Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.01.2016 N 45 "О порядке предоставления в 2016 году субсидий ресурсоснабжающим организациям на возмещение выпадающих доходов" (далее - Порядок), согласно которому, разница в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских подлежит компенсации из бюджета Санкт-Петербурга путем выделения на безвозвратной и безвозмездной основе целевых субсидий.
В постановлении от 29.03.2011 N 2-П Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что поскольку возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) на тепловую энергию, субъектом, обязанным возместить теплоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа на уровне ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-территориальное образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение, то есть, по общему правилу, субъект Российской Федерации.
Аналогичное разъяснение содержится в пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей".
Согласно статьям 78, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджета Санкт-Петербурга по предоставлению субсидий на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 22.03.2013 N 179 "О порядке предоставления субсидий на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских" утвержден Порядок предоставления субсидий на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию, отпущенную для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов в 2013 году (далее - Порядок предоставления субсидий).
Порядок предоставления субсидий предусматривает, что величина субсидий определяется как разница между стоимостью фактически приобретенного у ресурсоснабжающих организаций либо абонентов ресурсоснабжающих организаций объема тепловой энергии по установленному Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга тарифу на тепловую энергию, отпускаемую ресурсоснабжающими организациями потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга, на соответствующий год и стоимостью того же объема тепловой энергии по установленному Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга тарифу для расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам на территории Санкт-Петербурга, на соответствующий год.
08.02.2016 между истцом и Комитетом заключен договор N ВВД-01 о порядке предоставления субсидий, при этом сторонами определено, что данный договор регулирует отношения сторон, начиная с апреля 2013 года по ноябрь 2016 года.
Согласно пункту 4.2 Порядка предоставление субсидий осуществляется на основании ежемесячных отчетов получателей субсидий о фактических объемах, стоимости тепловой энергии и величине выпадающих доходов, связанных с применением тарифов для расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам и творческим мастерским. Формирование отчетов получателями субсидий осуществляется на основании данных, указанных в актах сверок. При наличии в актах сверок расхождений в данных об объемах тепловой энергии, указанных получателями субсидий, с данными, указанными ЖК, ЖСК, ТСЖ, СК, УО, собственниками помещений, избравшими непосредственное управление многоквартирным домом, или иным уполномоченным ими лицом, собственниками жилых домов, организациями, представляющими интересы собственников жилых домов, общественными организациями творческих работников, для целей предоставления субсидий в отчеты получателей субсидий включаются объемы тепловой энергии, подтвержденные в актах сверок потребителями коммунальных услуг.
Истцом в материалы дела представлены отчеты о фактических объемах тепловой энергии, а также доказательства обращения ГУП "ТЭК СПб" в Комитет с письмом от 04.10.2016 N 58-13/28004 о предоставлении субсидий. В обоснование заявленного размера субсидий истцом представлены акты сверок объемов тепловой энергии, подписанные истцом и третьим лицом с учетом корректировки, расчет задолженности потребленной энергии, расчет количества потребленной энергии, платежные документы (л.д. 25-38, 86-92).
Представленные в материалы дела доказательства подтверждают наличие межтарифной разницы в сумме 31.669,59 руб., образовавшейся в ноябре 2014 года по Договору, ответчиком факт возникновения у истца убытков в виде "межтарифной разницы" не оспорен.
Настаивая на удовлетворении заявленных исковых требований, истец сослался на уклонение третьего лица от подписания с истцом документов, отражающих объем тепловой энергии, фактически отпущенной третьему лицу в рамках Договора.
Возражения ответчика о том, что в действиях ГУП "ТЭК СПб" усматривается отклонение от добросовестного поведения, что выразилось в непринятии достаточных мер, обеспечивающих подписание документов третьим лицом, судом апелляционной инстанции отклоняются ввиду отсутствия доказательств, подтверждающих наличие у истца возможности возместить возникшие убытки во внесудебном порядке.
ГУП "ТЭК СПб" лишено возможности получения субсидии в случаях не подписания или подписания с разногласиями исполнителями коммунальных услуг актов сверок объемов, даже в тех случаях, когда объем потребленной тепловой энергии подтвержден вступившими в законную силу судебными актами.
При этом отсутствие подписанных исполнителем коммунальных услуг (управляющей организацией) актов сверок объемов не влияет на право истца на возмещение убытков, возникших в результате тарифного регулирования, наличие которых само по себе свидетельствует о нарушенном праве.
Доводы ответчика о необращении ГУП "ТЭК СПб" в Жилищный комитет в досудебном порядке урегулирования спора опровергаются представленными в материалы дела документами, в частности письмом от 04.10.2016 N 58-13/28004 о предоставлении субсидий.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание отсутствие доказательств возмещения истцу в полном объеме "межтарифной разницы", возникшей в ноябре 2014 года в связи с отпуском тепловой энергии третьему лицу по тарифам, ниже экономически обоснованных, исковые требования обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Оснований для отмены или изменения определения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.10.2017 по делу N А56-32776/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
К.Г.КАЗАРЯН
К.Г.КАЗАРЯН
Судьи
В.Б.СЛОБОЖАНИНА
В.В.ЧЕРЕМОШКИНА
В.Б.СЛОБОЖАНИНА
В.В.ЧЕРЕМОШКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)