Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 02.12.2015 ПО ДЕЛУ N 33-12527/2015

Требование: О признании незаконными действий ответчика по пуску отопления в жилом доме, о взыскании судебных расходов.

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец указывает, что ответчик приступил к эксплуатации котельной, несмотря на то, что на нее отсутствовал паспорт готовности к работе в отопительном периоде, не были проведены испытания, промывка, пробный пуск и наладочные работы, что привело к перебоям в подаче отопления.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 декабря 2015 г. по делу N 33-12527


Судья Колегова Н.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего: Змеевой Ю.А.,
судей: Владыкиной О.В., Панковой Т.В.,
при секретаре О.,
рассмотрев 02 декабря 2015 года в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по апелляционной жалобе Б. на решение Кунгурского городского суда Пермского края от 25 августа 2015 года, которым постановлено: в исковых требованиях Б. к Обществу с ограниченной ответственностью "ЖКХ" о признании незаконными действия общества с ограниченной ответственностью "ЖКХ" по пуску отопления в жилом доме N <...> по ул. <...> с. <...> Кунгурского района Пермского края в отопительный сезон 2014-2015 гг., взыскании расходов по оплате государственной пошлины в размере <...> рублей отказать.
Заслушав доклад судьи Панковой Т.В., изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Б. обратилась в суд с иском к ООО "ЖКХ" о признании незаконными действия общества с ограниченной ответственностью "ЖКХ" по подаче тепловой энергии в жилой дом N <...> по ул. <...> с. <...> Кунгурского района Пермского края в отопительный сезон 2014-2015 гг., взыскании расходов по оплате государственной пошлины в размере <...> рублей. В обоснование заявленных исковых требований указала, что является собственником квартиры, расположенной по адресу: <...>. Обслуживание тепловых коммуникаций в доме находится в ведении ответчика - ООО "ЖКХ", который обязан отпускать через присоединенные системы тепловую энергию надлежащего качества. На основании постановления главы Неволинского сельского поселения Кунгурского муниципального района Пермского края отопительный сезон 2014-2015 года начался с 15 сентября 2014 года. На основании указанного постановления в нарушение Федерального закона "О теплоснабжении" ответчик приступил к эксплуатации котельной, на которую отсутствовал паспорт готовности к работе в отопительном периоде, а также иные акты, предусмотренные законодательством, ответчик не провел никаких испытаний, промывку, пробный пуск и наладочные работы. Система отопления находилась в аварийном состоянии. Для подготовки котельной и системы отопления в жилом доме к работе в зимний период до 15 сентября 2014 года ответчику необходимо было провести комплекс мер, которые бы обеспечили бесперебойную подачу тепла в квартиры в зимний период, получить паспорт готовности к эксплуатации объекта, а также иные акты. Поскольку такие обязательства ответчиком не исполнены, он не имел права приступить к отопительному сезону.
В судебное заседание истец не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия.
Представители истца на исковых требованиях настаивали по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика с иском не согласилась, указала на то, что ООО "ЖКХ" является теплоснабжающей организацией и не является обслуживающей организацией в отношении жилого дома по адресу: <...>. На ООО "ЖКХ" не могут быть возложены обязанности по подготовке к отопительному сезону внутридомового и внутриквартирного инженерного оборудования. Местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой (эксплуатационной) принадлежности теплопотребляющей установки. Граница эксплуатационной ответственности при оказании услуг теплоснабжения установлена по наружной стене здания модульной котельной. Перед началом отопительного сезона 2014-2015 гг ООО "ЖКХ" в соответствии с Законом "О теплоснабжении" проведен ряд мероприятий, связанных с подготовкой готовности модульной котельной и оборудования к эксплуатации, о чем составлен акт проверки готовности котельной к отопительному сезону, проведены гидравлические испытания оборудования, промывка водогрейных котлов, обследование технического состояния дымоходов и вентиляционных каналов, получен паспорт готовности. Обязанность обеспечить готовность к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем возлагается на собственников многоквартирного дома, а также привлекаемых ими исполнителей - управляющих компаний. На основании предписания Инспекцией жилищного надзора истцу произведен перерасчет платы за отопление (на одну из комнат квартиры). Нарушение температурного режима в квартире истца произошло по причине наличия несанкционированных врезок собственниками дома в систему отопления многоквартирного дома, за которые ответчик ответственности не несет.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит Б., указывая в апелляционной жалобе на то, что исходя из Закона "О теплоснабжении", Постановления Госстроя РФ "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" можно сделать однозначный вывод, что именно на теплоснабжающей организации лежит обязанность провести комплексные меры для подготовки котельной и системы отопления в жилом доме N <...> по улице <...> с. <...> Кунгурского района к работе которые бы обеспечили бесперебойную подачу тепла в квартиры в зимний период. Согласно Приказу "Об утверждении организационно-методических мероприятий по подготовке к проведению отопительного периода и повышению надежности систем коммунального теплоснабжения в городах и населенных пунктах РФ", все акты о готовности тепловой сети, систем отопления, теплового пункта, проведении пробной топки, должны быть составлены в присутствии представителя теплоснабжающей организации, что еще раз подтверждает обоснованность предъявленных требований именно к ООО "ЖКХ", так как такие обязательства ответчиком исполнены не были, следовательно, он не имел права приступать к отопительному сезону.
Проверив законность принятого судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены по указанным доводам.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец является собственником квартиры, расположенной по адресу: <...> (л.д. 8). Указанная квартира расположена в многоквартирном жилом доме. Способ управления указанного многоквартирного дома не избран. Между истцом и ответчиком имеются договорные отношения по поставке в квартиру тепловой энергии и оплаты за поставленную тепловую энергию. Договорных отношений по управлению многоквартирным домом по ул. <...> с. <...> Кунгурского района между ответчиком и собственниками данного многоквартирного дома, в том числе истцом, нет.
Отказывая в иске, суд исходил из того, что ООО "ТЭК" выполнило все условия, предусмотренные законом, при подготовке котельной к отопительному сезону. Неудовлетворительное состояние внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома по ул. <...> д. <...> с. <...> не является основанием для отказа в подаче тепловой энергии в указанный дом, в установленные сроки. Поэтому оснований для признания незаконными действий ответчика по подаче тепловой энергии не имеется.
Указанные выводы суда правомерны, они основаны на правильном применении норм материального права и установленных судом обстоятельствах дела.
Согласно ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения, энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Пунктами 6, 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491 в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях. Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Судебная коллегия находит несостоятельными доводы апелляционной жалобы о том, что именно на теплоснабжающей организации лежит обязанность провести комплексные меры для подготовки котельной и системы отопления в жилом доме N <...> по улице <...> с. <...> Кунгурского района к работе которые бы обеспечили бесперебойную подачу тепла в квартиры в зимний период.
Указанный довод, по мнению судебной коллегии, основан на неверном толковании норм права.
Внутридомовые тепловые сети, т.е. внутридомовые инженерные системы а также внутриквартирное оборудование (находящиеся в жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме и не входящие в состав внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, с использованием которых осуществляется потребление коммунальных услуг) являются общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме.
Собственники помещений многоквартирного дома по ул. <...>, д. <...> с. <...> Кунгурского района, в том числе истец, в силу положений ст. 539 ГК РФ и норм Жилищного кодекса РФ обязаны обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в их ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Не основан на законе довод истца о том, что ответчик не имел права приступать к отопительному сезону (подавать услугу теплоснабжения в зимний период) в виду неготовности внутридомовых инженерных систем к отопительному сезону (их неудовлетворительное состояние), а также отсутствие на тот период манометров и термометров на вводе в дом, что ответчик должен был предъявить требования к собственникам многоквартирного дома о приведении в пригодность внутридомовых инженерных систем, обязать приобрести и установить манометры и термометры на вводе в дом.
В соответствии с п. 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.11.2011 года N 354 ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида: собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 настоящих Правил, - со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 настоящих Правил.
В соответствии с п. 13, 14 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.11.2011 года N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Согласно ч. 1 и ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
В силу ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Как следует из материалов дела, собственниками жилого дома по ул. <...>, д. <...> с. <...> не выбран способ управления многоквартирным домом. Договорных отношений по обслуживанию указанного многоквартирного дома с ООО "ЖКХ" нет.
При этом судом первой инстанции правомерно указано на то, что собственники многоквартирного дома не лишены возможности при выборе управляющей компании либо иного способа управления многоквартирным домом решить вопросы о ремонте внутридомовых инженерных систем, а также внутриквартирного оборудования истца.
Обязанности ООО "ЖКХ", как лица, не являющегося управляющей компанией в отношении многоквартирного дома по ул. <...>, д. <...> с. <...> Кунгурского района по установке манометров, термометров, иных приборов учета, а также проведению работ по проверке и ремонту внутридомовых инженерных систем не имеется.
Как подтверждается материалами дела, в соответствии с договором N <...> на поставку газа ЗАО "Газпром газораспределение Пермь" поставляет газ местных месторождений ООО "ЖКХ" для коммунального потребления (л.д. 39-42).
На основании договора аренды муниципального имущества от 01.08.2014 года администрация Неволинского сельского поселения предоставило ООО "ЖКХ" в аренду нежилое здание - модульную котельную и оборудование (л.д. 56-57).
Согласно дополнительного соглашения N 1 к договору аренды установлена граница эксплуатационной ответственности ООО "ЖКХ" при оказании услуг теплоснабжения по наружной стене здания модульной котельной (л.д. 58).
Судом первой инстанции было установлено, что перед началом отопительного сезона 2014-2015 гг. ООО "ЖКХ" проведены мероприятия, связанные с подготовкой готовности модульной котельной и оборудования к эксплуатации, в соответствии со ст. 20 Федерального закона N 190-ФЗ от 27.07.2010 года "О теплоснабжении", "Правилами оценки готовности к отопительному периоду", утвержденными Приказом Министерства энергетики РФ от 12.03.2013 года N 103.
То есть, ответчиком проведен комплекс мер, предусмотренных законом по подготовке котельной к отопительному сезону.
Судом также было установлено, что в отопительный сезон 2014-2015 гг ООО "ЖКХ" обеспечило бесперебойную подачу тепла в квартиры дома по ул. <...>, д. <...> с. <...> Кунгурского района в зимний период.
Как следует из предписания Государственной жилищной инспекции от 29.12.2014 года, температура воздуха в квартире истца (комнате наименьшей по площади) составляет +18 градусов Цельсия; ООО "ЖКХ" рекомендовано произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по отоплению при предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества в период с 02.10.2014 года по 22.12.2014 года (л.д. 30-30об.). Перерасчет оплаты за коммунальную услугу по отоплению ответчиком произведен (л.д. 29).
Причиной нарушения теплового режима в зимний период в квартире истца явилось то, что существующая схема внутридомовых тепловых сетей многоквартирного дома по ул. <...>, д. <...> с. <...> Кунгурского района, не обеспечивает равномерный прогрев всех нагревательных приборов и не обеспечивает нормативной температуры воздуха внутри отапливаемых помещений (л.д. 9, 65-67).
Доказательств того, что температурный режим в квартире истца в отопительный сезон 2014-2015 гг нарушен вследствие нарушений подачи тепловой энергии ООО "ЖКХ" в судебное заседание не представлено.
Как следует из материалов дела отопительный сезон 2014-2015 гг. в с. <...> Кунгурского района начался с 15.09.2014 года, к этому времени ООО "ТЭК" выполнило все условия, предусмотренные законом, при подготовке котельной к отопительному сезону.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что неудовлетворительное состояние внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома по ул. <...> д. <...> с. <...> не являлось основанием не начинать отопительный сезон ООО "ЖКХ" в установленные сроки. В противном случае это явилось бы грубым нарушением со стороны ООО "ЖКХ" законодательства о теплоснабжении, жилищного, гражданского законодательства.
С учетом приведенных обстоятельств, оснований для признания незаконным действий ответчика по подаче отопления в жилой дом, не имелось.
Таким образом, апелляционная жалоба не содержит доводов, ставящих под сомнение законность принятого судом решения либо опровергающих выводы суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 330 ГПК РФ судом допущено не было.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Кунгурского городского суда Пермского края от 25 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Б. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)