Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 марта 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.
судей О.Ю. Ефимовой, О.А. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания секретарем Смородиной Ю.А.
при участии:
- от заявителя: представитель по доверенности от 01.03.2016 Перепелицына Н.Т., паспорт;
- от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 01.12.2015 по делу N А32-27641/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Туапсе"
к заинтересованному лицу - Государственной жилищной инспекции Краснодарского края
о признании недействительным предписания,
принятое в составе судьи Шкира Д.М.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Туапсе" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (далее - инспекция) N 1796 от 28.05.2015 г.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 01.12.2015 заявленные обществом требования удовлетворены.
Решение мотивированно тем, что перерасчет стоимости потребленной теплоэнергии в зависимости от количества дней предоставления услуги по отоплению является не правомерным.
Государственная жилищная инспекция Краснодарского края обжаловала решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.12.2015 в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивированна тем, что суд первой инстанции неверно оценил обстоятельства, имеющие значения для правильного разрешения дела. Норматив потребления коммунальной услуги по отоплению утвержден решением Совета Джубгского городского Поселения от 16.10.2006 N 70 и составляет 0,0221 Гкал/м2 в отопительный период, равный 166 дням. Однако, обществом выставлена плата за потребленную теплоэнергию за 181 день (с 01.11.2015 по 01.05.2015), а не за 166 дней, из которых рассчитан норматив.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель общества просил решение суда оставить без изменения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя инспекции, извещенной надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя общества, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, инспекцией на основании распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица от 21.05.2015 N 2232 на основании обращения гражданки Гуртовой Л.П. и других граждан о фактах нарушения прав потребителей, в том числе, о нарушении порядка начисления платы за предоставленную коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, проведена проверка общества по обеспечению соблюдения требований к предоставлению надлежащего качества коммунальной услуги в домах N 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59 по ул. Новостройка, а также N 5 в пер. Северном в п. Джубга Туапсинского района, в части соблюдения нормативного уровня и режима обеспечения проживающих в данных домах граждан коммунальной услугой по отоплению, а также обеспечение соблюдения обязательных требований Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.20011 N 354.
По результатам проверки инспекцией был составлен акт проверки от 28.05.2015 N 2951, в котором отражены выявленные в ходе проверки нарушения законодательства в области предоставления коммунальных услуг.
В указанном акте отражено выявленное нарушение, в том числе и по жилому дому по ул. Новостройка д. 58, выразившееся в нарушении пункта 5 и 100 Правил N 354. Из акта следует, что отопительный период 2014-2015 год в Туапсинском районе на основании распоряжения администрации Джубгского городского поселения от 30.03.2015 N 17-р окончен 30.03.2015, однако начисления за отопление за апрель 2015 года в многоквартирном доме N 58 по ул. Новостройка выставлены в полном объеме, что противоречит действующему законодательству.
По результатам проверки инспекцией было вынесено предписание от 28.05.2015 N 1796.
Указанным предписанием обществу предписывалось до 07.08.2015 устранить выявленные нарушения, выполнить перерасчет начисления платы за апрель 2015 г. в соответствии с действующим законодательством, исходя из продолжительности фактического предоставления данной коммунальной услуги и норматива потребления коммунальной услуги.
Несогласие с вынесенным предписанием от 28.05.2015 N 1796 послужило основанием для обращения с заявлением в арбитражный суд.
Повторно изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к переоценке выводов суда первой инстанции о незаконности предписания инспекции N 1796 от 28.05.2015 г ввиду следующего.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
В соответствии с пунктом 1 статьи 539, пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать ее. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пункту 1 статья 157 Жилищного кодекса размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Из материалов дела видно, что многоквартирные дома N 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58 и N 59 по улице Новостройка и многоквартирный дом N 5 по переулку Северному в поселке Джубга Туапсинского района не оборудованы общедомовыми приборами учета тепловой энергии. Жилые помещения не оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии.
Согласно подпункту "а" пункта 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление в жилых помещениях определяется по приведенной в подпункте 1 пункта 1 приложения N 2 к данным Правилам формуле.
В указанных пунктах приложения N 2 к Правилам N 307 установлены формулы определения размера платы, предусматривающие применение, в том числе, показателя норматива потребления соответствующей коммунальной услуги, тарифа и площади.
Расчет по формуле: P = S * N * T, где S - общая площадь помещения в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома, N - норматив потребления тепловой энергии на отопление, Т - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством РФ.
В данной формуле при применении норматива не принимается количество дней начала и окончания отопительного периода.
Таким образом, оплата за отопление производится исходя из норматива потребления данной коммунальной услуги, тарифа на тепловую энергию и распределяется пропорционально площади жилого помещения.
Норматив потребления коммунальной услуги - это определяемый в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 306 от 23.05.2006 количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета.
Согласно п. 37 Правил N 354 расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу. Правила N 307 также предусматривают ежемесячное в течение года внесение равных платежей за тепловую энергию, рассчитанную на основании нормативов потребления.
Норматив потребления коммунальной услуги по отоплению утвержден решением Совета Джубгского городского поселения от 16.10.2006 г. N 70 и составляет 0,0221 Гкал/м2 в отопительный период равный 166 дням (Приложение N 3), а не в месяц как указывает инспекция.
Тариф на тепловую энергию установлен Приказом Региональной энергетической комиссией - департамента цен и тарифов Краснодарского края (далее - РЭК-ДЦиТ) от 19.12.2014 г. N 56/2014-т. и составляет 2592,74 руб. /Гкал.
Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306) определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
Приложениями к Правилам N 306 приведены формулы определения норматива отопления, в соответствии с которыми норматив потребления является одинаковой величиной по месяцам отопительного периода.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.11.2011 N 8413/11, определение продолжительности периода, в течение которого должен применяться норматив для оплаты общегодового нормативного количества тепловой энергии, невозможно без выяснения вопроса о способе расчета этого норматива.
От того, каким из двух способов вычислена величина норматива зависит, в течение какого количества месяцев такой норматив подлежит применению. При первом способе исчисления норматива (величина норматива определена как часть общегодового нормативного количества тепловой энергии, необходимой для отопления многоквартирного жилого дома в течение отопительного периода, приходящаяся на этот отопительный период) плата должна взиматься только в месяцы, относящиеся к отопительному периоду, при втором способе - в течение всех 12 месяцев.
Таким образом, продолжительность отопительного периода сама по себе влияет только на определение общегодового нормативного количества тепловой энергии, необходимой для отопления многоквартирного жилого дома в течение этого периода.
При этом продолжительность отопительного периода представляет собой количество календарных месяцев, в том числе неполных, в отопительном периоде, в котором произведены измерения суммарного расхода тепловой энергии на отопление многоквартирных домов или жилых домов.
Согласно пункту 18 приложения к Правилам N 306 норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях (Гкал на 1 кв. м общей площади жилого дома в месяц) определяется исходя из количества тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами, не оборудованными коллективными общедомовыми приорами учета тепловой энергии, а также отопительного периода.
В соответствии с Правилами N 306, РЭК - Департаментом принят приказ от 31.08.2012 N 2/2012-нп "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в Краснодарском крае (при отсутствии приборов учета)", которым утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях.
В связи с вступлением в силу постановления Правительства от 27.08.2012 N 857 "Об особенностях применения в 2012-2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" администрацией Краснодарского края принято решение о применении в 2012-2014 годах при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действующие по состоянию на 30 июня 2012 года.
Согласно распоряжением Администрации Джубгского городского поселения Туапсинского района от 30.10.2014 N 50-р, отопительный сезон 2014-2015 г. начат с 01.11.2014. Распоряжением Администрации Джубгского городского поселения Туапсинского района от 30.03.2015 N 17-р, отопительный сезон 2014-2015 г. окончен 30.03.2015.
Согласно приказу от 03.04.2015 г. N 66 ООО "Газпром теплоэнерго Туапсе" прекратил отопление жилых домов с 06.04.2015 г.
При расчете норматива потребления для Джубгского городского поселения Туапсинского района применяется 166 суток отопительного периода, что соответствует 5,5 месяцам (166/30.2), то есть с 01.11.2014 по 15.04.2015.
Норматив расчета учитывает количество дней отопительного периода, который составляет 166 календарных дней, но с оплачиваемым периодом 5,5 месяцев (ноябрь, декабрь, январь, февраль, март, ? апреля).
Принимая во внимание нормы Правил 307 и 306, уменьшение отопительного периода распоряжением Администрации Джубгского городского поселения Туапсинского района от 30.03.2015 N 17-р не может влиять на оплату нормативного количества тепловой энергии.
Пунктами 21, 23 Правил N 307 предусмотрена корректировка размера платы за отопление при наличии общедомового прибора учета. Стоит отметить, что такая корректировка не предусмотрена при отсутствии общедомового прибора учета.
Согласно разъяснениям Региональной Энергетической Комиссии - Департамент цен и тарифов Краснодарского края N 57-9526/15-13 от 09.11.2015 перерасчет норматива в зависимости от количества дней предоставления услуги по отоплению не является правомерным.
Изменение продолжительности отопительного периода повлечет изменение самого норматива потребления, установленного решением Совета Джубгского городского поселения от 16.10.2006 г. N 70.
Размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется исходя из установленного норматива и не предусматривает возможность корректировки исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги в разбивке по дням.
Разъяснения Региональной Энергетической Комиссии - Департамент цен и тарифов Краснодарского края соответствуют выводам Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, изложенным в письме N 17948 - ОД/04 от 10.06.2015.
Довод апелляционной жалобы о необходимости перерасчета потребления тепловой энергии в зависимости от количества дней отопительного периода отклоняется, как несоответствующий нормам материального права.
На основании изложенного, суд первой инстанции верно признал предписание инспекции N 1796 от 28.05.2015 незаконным, а расчет ООО "Газпром теплоэнерго Туапсе" платы за отопление в отсутствие прибора учета за период с 01.11.2014 по 15.04.2015 соответствующим приведенным выше правилам расчета и оплаты потребленной тепловой энергии в отсутствие общедомового прибора учета.
Доводы апелляционной жалобы не влияют на законность и обоснованность обжалуемого решения, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.12.2015 по делу N А32-27641/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Р.Р.ИЛЮШИН
Судьи
О.Ю.ЕФИМОВА
О.А.СУЛИМЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.03.2016 N 15АП-334/2016 ПО ДЕЛУ N А32-27641/2015
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 марта 2016 г. N 15АП-334/2016
Дело N А32-27641/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 марта 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.
судей О.Ю. Ефимовой, О.А. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания секретарем Смородиной Ю.А.
при участии:
- от заявителя: представитель по доверенности от 01.03.2016 Перепелицына Н.Т., паспорт;
- от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 01.12.2015 по делу N А32-27641/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Туапсе"
к заинтересованному лицу - Государственной жилищной инспекции Краснодарского края
о признании недействительным предписания,
принятое в составе судьи Шкира Д.М.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Туапсе" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (далее - инспекция) N 1796 от 28.05.2015 г.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 01.12.2015 заявленные обществом требования удовлетворены.
Решение мотивированно тем, что перерасчет стоимости потребленной теплоэнергии в зависимости от количества дней предоставления услуги по отоплению является не правомерным.
Государственная жилищная инспекция Краснодарского края обжаловала решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.12.2015 в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивированна тем, что суд первой инстанции неверно оценил обстоятельства, имеющие значения для правильного разрешения дела. Норматив потребления коммунальной услуги по отоплению утвержден решением Совета Джубгского городского Поселения от 16.10.2006 N 70 и составляет 0,0221 Гкал/м2 в отопительный период, равный 166 дням. Однако, обществом выставлена плата за потребленную теплоэнергию за 181 день (с 01.11.2015 по 01.05.2015), а не за 166 дней, из которых рассчитан норматив.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель общества просил решение суда оставить без изменения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя инспекции, извещенной надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя общества, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, инспекцией на основании распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица от 21.05.2015 N 2232 на основании обращения гражданки Гуртовой Л.П. и других граждан о фактах нарушения прав потребителей, в том числе, о нарушении порядка начисления платы за предоставленную коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, проведена проверка общества по обеспечению соблюдения требований к предоставлению надлежащего качества коммунальной услуги в домах N 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59 по ул. Новостройка, а также N 5 в пер. Северном в п. Джубга Туапсинского района, в части соблюдения нормативного уровня и режима обеспечения проживающих в данных домах граждан коммунальной услугой по отоплению, а также обеспечение соблюдения обязательных требований Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.20011 N 354.
По результатам проверки инспекцией был составлен акт проверки от 28.05.2015 N 2951, в котором отражены выявленные в ходе проверки нарушения законодательства в области предоставления коммунальных услуг.
В указанном акте отражено выявленное нарушение, в том числе и по жилому дому по ул. Новостройка д. 58, выразившееся в нарушении пункта 5 и 100 Правил N 354. Из акта следует, что отопительный период 2014-2015 год в Туапсинском районе на основании распоряжения администрации Джубгского городского поселения от 30.03.2015 N 17-р окончен 30.03.2015, однако начисления за отопление за апрель 2015 года в многоквартирном доме N 58 по ул. Новостройка выставлены в полном объеме, что противоречит действующему законодательству.
По результатам проверки инспекцией было вынесено предписание от 28.05.2015 N 1796.
Указанным предписанием обществу предписывалось до 07.08.2015 устранить выявленные нарушения, выполнить перерасчет начисления платы за апрель 2015 г. в соответствии с действующим законодательством, исходя из продолжительности фактического предоставления данной коммунальной услуги и норматива потребления коммунальной услуги.
Несогласие с вынесенным предписанием от 28.05.2015 N 1796 послужило основанием для обращения с заявлением в арбитражный суд.
Повторно изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к переоценке выводов суда первой инстанции о незаконности предписания инспекции N 1796 от 28.05.2015 г ввиду следующего.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
В соответствии с пунктом 1 статьи 539, пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать ее. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пункту 1 статья 157 Жилищного кодекса размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Из материалов дела видно, что многоквартирные дома N 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58 и N 59 по улице Новостройка и многоквартирный дом N 5 по переулку Северному в поселке Джубга Туапсинского района не оборудованы общедомовыми приборами учета тепловой энергии. Жилые помещения не оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии.
Согласно подпункту "а" пункта 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление в жилых помещениях определяется по приведенной в подпункте 1 пункта 1 приложения N 2 к данным Правилам формуле.
В указанных пунктах приложения N 2 к Правилам N 307 установлены формулы определения размера платы, предусматривающие применение, в том числе, показателя норматива потребления соответствующей коммунальной услуги, тарифа и площади.
Расчет по формуле: P = S * N * T, где S - общая площадь помещения в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома, N - норматив потребления тепловой энергии на отопление, Т - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством РФ.
В данной формуле при применении норматива не принимается количество дней начала и окончания отопительного периода.
Таким образом, оплата за отопление производится исходя из норматива потребления данной коммунальной услуги, тарифа на тепловую энергию и распределяется пропорционально площади жилого помещения.
Норматив потребления коммунальной услуги - это определяемый в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 306 от 23.05.2006 количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета.
Согласно п. 37 Правил N 354 расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу. Правила N 307 также предусматривают ежемесячное в течение года внесение равных платежей за тепловую энергию, рассчитанную на основании нормативов потребления.
Норматив потребления коммунальной услуги по отоплению утвержден решением Совета Джубгского городского поселения от 16.10.2006 г. N 70 и составляет 0,0221 Гкал/м2 в отопительный период равный 166 дням (Приложение N 3), а не в месяц как указывает инспекция.
Тариф на тепловую энергию установлен Приказом Региональной энергетической комиссией - департамента цен и тарифов Краснодарского края (далее - РЭК-ДЦиТ) от 19.12.2014 г. N 56/2014-т. и составляет 2592,74 руб. /Гкал.
Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306) определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
Приложениями к Правилам N 306 приведены формулы определения норматива отопления, в соответствии с которыми норматив потребления является одинаковой величиной по месяцам отопительного периода.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.11.2011 N 8413/11, определение продолжительности периода, в течение которого должен применяться норматив для оплаты общегодового нормативного количества тепловой энергии, невозможно без выяснения вопроса о способе расчета этого норматива.
От того, каким из двух способов вычислена величина норматива зависит, в течение какого количества месяцев такой норматив подлежит применению. При первом способе исчисления норматива (величина норматива определена как часть общегодового нормативного количества тепловой энергии, необходимой для отопления многоквартирного жилого дома в течение отопительного периода, приходящаяся на этот отопительный период) плата должна взиматься только в месяцы, относящиеся к отопительному периоду, при втором способе - в течение всех 12 месяцев.
Таким образом, продолжительность отопительного периода сама по себе влияет только на определение общегодового нормативного количества тепловой энергии, необходимой для отопления многоквартирного жилого дома в течение этого периода.
При этом продолжительность отопительного периода представляет собой количество календарных месяцев, в том числе неполных, в отопительном периоде, в котором произведены измерения суммарного расхода тепловой энергии на отопление многоквартирных домов или жилых домов.
Согласно пункту 18 приложения к Правилам N 306 норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях (Гкал на 1 кв. м общей площади жилого дома в месяц) определяется исходя из количества тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами, не оборудованными коллективными общедомовыми приорами учета тепловой энергии, а также отопительного периода.
В соответствии с Правилами N 306, РЭК - Департаментом принят приказ от 31.08.2012 N 2/2012-нп "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в Краснодарском крае (при отсутствии приборов учета)", которым утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях.
В связи с вступлением в силу постановления Правительства от 27.08.2012 N 857 "Об особенностях применения в 2012-2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" администрацией Краснодарского края принято решение о применении в 2012-2014 годах при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действующие по состоянию на 30 июня 2012 года.
Согласно распоряжением Администрации Джубгского городского поселения Туапсинского района от 30.10.2014 N 50-р, отопительный сезон 2014-2015 г. начат с 01.11.2014. Распоряжением Администрации Джубгского городского поселения Туапсинского района от 30.03.2015 N 17-р, отопительный сезон 2014-2015 г. окончен 30.03.2015.
Согласно приказу от 03.04.2015 г. N 66 ООО "Газпром теплоэнерго Туапсе" прекратил отопление жилых домов с 06.04.2015 г.
При расчете норматива потребления для Джубгского городского поселения Туапсинского района применяется 166 суток отопительного периода, что соответствует 5,5 месяцам (166/30.2), то есть с 01.11.2014 по 15.04.2015.
Норматив расчета учитывает количество дней отопительного периода, который составляет 166 календарных дней, но с оплачиваемым периодом 5,5 месяцев (ноябрь, декабрь, январь, февраль, март, ? апреля).
Принимая во внимание нормы Правил 307 и 306, уменьшение отопительного периода распоряжением Администрации Джубгского городского поселения Туапсинского района от 30.03.2015 N 17-р не может влиять на оплату нормативного количества тепловой энергии.
Пунктами 21, 23 Правил N 307 предусмотрена корректировка размера платы за отопление при наличии общедомового прибора учета. Стоит отметить, что такая корректировка не предусмотрена при отсутствии общедомового прибора учета.
Согласно разъяснениям Региональной Энергетической Комиссии - Департамент цен и тарифов Краснодарского края N 57-9526/15-13 от 09.11.2015 перерасчет норматива в зависимости от количества дней предоставления услуги по отоплению не является правомерным.
Изменение продолжительности отопительного периода повлечет изменение самого норматива потребления, установленного решением Совета Джубгского городского поселения от 16.10.2006 г. N 70.
Размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется исходя из установленного норматива и не предусматривает возможность корректировки исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги в разбивке по дням.
Разъяснения Региональной Энергетической Комиссии - Департамент цен и тарифов Краснодарского края соответствуют выводам Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, изложенным в письме N 17948 - ОД/04 от 10.06.2015.
Довод апелляционной жалобы о необходимости перерасчета потребления тепловой энергии в зависимости от количества дней отопительного периода отклоняется, как несоответствующий нормам материального права.
На основании изложенного, суд первой инстанции верно признал предписание инспекции N 1796 от 28.05.2015 незаконным, а расчет ООО "Газпром теплоэнерго Туапсе" платы за отопление в отсутствие прибора учета за период с 01.11.2014 по 15.04.2015 соответствующим приведенным выше правилам расчета и оплаты потребленной тепловой энергии в отсутствие общедомового прибора учета.
Доводы апелляционной жалобы не влияют на законность и обоснованность обжалуемого решения, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.12.2015 по делу N А32-27641/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Р.Р.ИЛЮШИН
Судьи
О.Ю.ЕФИМОВА
О.А.СУЛИМЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)