Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.01.2016 N 11АП-16044/2015 ПО ДЕЛУ N А55-12776/2015

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 января 2016 г. по делу N А55-12776/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2016 года
Постановление в полном объеме изготовлено 21 января 2016 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Корнилова А.Б., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Меликян О.В.,
с участием в судебном заседании:
представителей Муниципального предприятия муниципального района Ставропольский "СтавропольРесурсСервис" - Назаровой Т.Г. (доверенность от 12.01.2016 N 170), Барановой М.В. (доверенность от 11.01.2016 N 169),
представитель Государственной жилищной инспекции Самарской области - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 18 января 2016 года в помещении суда апелляционную жалобу Муниципального предприятия муниципального района Ставропольский "СтавропольРесурсСервис",
на решение Арбитражного суда Самарской области от 01 октября 2015 года по делу N А55-12776/2015 (судья Холодкова Ю.Е.),
по заявлению Муниципального предприятия муниципального района Ставропольский "СтавропольРесурсСервис" (ОГРН 1116382001240, ИНН 6382061363) с. Хрящевка, Самарская область,
к Государственной жилищной инспекции Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным и отмене постановления об административном правонарушении,
установил:

Муниципальное предприятие муниципального района Ставропольский "СтавропольРесурсСервис" (далее - заявитель, предприятие, МП "СтавропольРесурсСервис") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Государственной жилищной инспекцией Самарской области (далее - ГЖИ Самарской области, жилищная инспекция) о признании незаконным и отмене постановления от 31.03.2015 N Ставр-209724 по делу об административном правонарушении в части наложения штрафа в размере 5 000 руб. (л.д. 2-3).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 01.10.2015 по делу N А55-12776/2015 в удовлетворении заявленных требований отказано (л.д. 95-98).
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (л.д. 104-105).
Жилищная инспекция апелляционную жалобу отклонила по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителя жилищной инспекции, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель предприятия поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителя предприятия, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 03.03.2015, в связи с поступившем обращением граждан, на основании Распоряжения от 24.02.2015 N Ставр-209724 (л.д. - 47), жилищной инспекцией проведена внеплановая проверка МП муниципального района Ставропольский "СтавропольРесурсСервис" в целях выявления нарушений жилищного законодательства, в ходе которой выявлены нарушения температурного режима горячего водоснабжения во внутренней системе, температура ГВС в квартире N 7 дома N 2 по ул. СП Молодецкий курган с. Жигули Ставропольского района составляет + 38,1 Градусов по Цельсию, замер произведен контактным термометром ТК-5.06 дата поверки 12.09.2014, тем самым нарушен п. 5 Раздела 2 Приложения 1 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Результаты проверки зафиксированы в Акте проверки от 03.03.2015 N Ставр-209724 (л.д. 9, 46).
05.03.2015 жилищной инспекцией по данному факту в отношении МП муниципального района Ставропольский "СтавропольРесурсСервис" составлен протокол N Ставр-209724 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 КоАП РФ (л.д. 6-7, 42). При составлении протокола представитель предприятия не согласилась с нарушением, по причине того, что заявитель является ресурсоснабжающей организацией и обеспечивает подачу горячей воды до границы эксплуатационной ответственности, определенной в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491.
Постановлением государственной жилищной инспекции Самарской области от 31.03.2015 N Ставр-209724 МП муниципального района Ставропольский "СтавропольРесурсСервис" привлечено к административной ответственности, предусмотренной статье 7.23 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 5 000 руб. (л.д. 4-5, 38-39).
Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказав в удовлетворении заявленных требований, неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела и не правильно применил нормы материального права.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210).
Частью 1 статьи 168 настоящего Кодекса предусмотрено, что при принятии решения арбитражный суд, в том числе оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены. При этом оценка доказательств осуществляется в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ.
Статья 7.23 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Объективной стороной данного правонарушения является нарушение правил и норм предоставления коммунальных услуг. Субъектом рассматриваемого правонарушения является лицо, ответственное за обеспечение населения коммунальными услугами.
Суд первой инстанции признал ошибочным довод предприятия о том, что заявитель не является субъектом вмененного правонарушения, исходя из следующего.
Как следует из информации Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области от 17.09.2015, многоквартирный дом, расположенный по адресу: Самарская область, Ставропольский район, с. Жигули, СП Молодецкий Курган, дом 2 (объект проверки) находится на непосредственном управлении.
Договора на горячее водоснабжение заключены между жителями - гражданами и ресурсоснабжающей организацией - МП "СтаропольРесурсСервис" напрямую.
Заявителем в судебное заседание в суд первой инстанции представлен Договор заключенный между гражданином и заявителем на предоставление коммунальных услуг населению от 01.07.2011 N 381, согласно которому заявитель принимает на себя обязательства по обеспечению потребителя коммунальными услугами (в том числе горячим водоснабжением) (л.д. 75-76).
Согласно пункту 2.1.1 Договора, исполнитель обязуется обеспечивать предоставление за плату необходимых коммунальных услуг в объеме не ниже установленного органами местного самоуправления норматива потребления коммунальных услуг, надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу.
Пунктом 5.1. Договора установлено, что исполнитель несет ответственность за качество предоставленных коммунальных услуг в соответствии с законодательством РФ.
Также сторонами представлены копии квитанций о начислении МП "Ставрополь Ресурс Сервис" жильцам спорного дома платы за услуги по горячему водоснабжению.
При этом, заявитель пояснил, что расчет осуществляется исходя из установленных муниципалитетом тарифов за коммунальные услуги. Кроме того, заявителем предоставлена сальдовая ведомость, свидетельствующая о фактической оплате жильцами указанных начислений.
Вместе с тем, заявитель указывает, что не может являться субъектом правонарушения, так как подача горячего водоснабжения осуществляется до границы ответственности - ответные фланцевые (муфтовые) соединения на запорной арматуре в колодце, так как заявитель не обслуживает внутридомовые сети.
Свои доводы заявитель подтверждает Актом об установлении границы обслуживания и ответственности за техническое состояние водопроводных сетей, подписанным как приложение к Договору с физическим лицами (л.д. 81-82, 87).
Суд первой инстанции отклонил довод предприятия по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
- Согласно п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, "коммунальные услуги" - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений);
- В соответствии с п. 3 Правил состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется в зависимости от степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1; предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в переделах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг; качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в приложении N 1 к настоящим Правилам.
В соответствии с пунктом 2 Правил под ресурсоснабжающей организацией понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод).
Ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором в качестве способа управления выбрано непосредственное управление, - с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений о выборе такого способа управления, до даты начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом (подпункт "а" пункт 17 Правил).
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем, указанной в пунктах 14, 15, 16 и 17 Правил (пункт 30 Правил).
Подпунктом "а" пункта 31 Правил в числе прочего установлена обязанность исполнителя, предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 21 Правил договор горячего водоснабжения, заключаемый с ресурсоснабжающей организацией, должен содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида. Если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
Подпунктом "д" пункта 3 Правил установлено, что одним из условий предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является качество предоставляемых коммунальных услуг соответствующее требованиям, приведенным в приложении N 1 к Правилам.
Согласно понятия п. 4 б) Правил N 354, потребителю предоставляются виды услуг, в том числе горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества многоквартирном доме.
Качество воды, подаваемой в системы горячего водоснабжения жилого дома, должно отвечать требованиям ГОСТов.
В соответствии с п. 2.4. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 N 20 "Об утверждении СанПиН 2.1.4.2496-09, температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.
Согласно пункта 9 Правил условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются в) в договорах холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.
Суд первой инстанции указывает, что буквальное толкование содержания изученного Договора на оказание коммунальных услуг свидетельствует о том, что качество коммунальных услуг, в частности горячего водоснабжения обеспечивает исполнитель услуг - МП СтавропольРесурсСервис" (пункт 5.1, 2.1.1 Договора).
Изучение приложения N 1 к Договору N 381 от 01.07.2011 - Акта об установлении границы обслуживания... не свидетельствует о том, что предприятие несет какую-либо ограниченную ответственность за качество предоставляемых услуг по горячему водоснабжению.
Указанным Актом разграничены ответственность между предприятием и собственником лишь за техническое состояние и эксплуатацию водопроводных сетей, но не за качество поставляемых услуг.
Доказательств ненадлежащего состояния внутридомовых сетей ГВС, либо иные доказательства того, что нарушения нормативного температурного режима в проверенной квартире вызваны какими-либо иными обстоятельствами, суду не представлено.
Заявителем не представлено доказательств того, что в момент проверки уровень температуры воды на выходе соответствовал установленным требованиям.
Следовательно, качество коммунальной услуги - горячего водоснабжения характеризуется температурой коммунального ресурса (горячей воды), которая в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 град. C и не выше 75 град. C.
Суд первой инстанции сделал вывод, что виновное нарушение исполнителем коммунальных услуг нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами образует состав правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 7.23 КоАП РФ, административную ответственность влечет нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Суд первой инстанции указал, что МП муниципального района Ставропольский "СтавропольРесурсСервис" является надлежащим субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции сделал вывод, что отсутствуют правовые основания для признания незаконным и отмене оспариваемого постановления.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции не учтены следующие обстоятельства.
Отношение между исполнителями и потребителями коммунальных услуг регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
К коммунальным ресурсам Правила N 354 относят холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, природный газ, тепловую энергию, используемые для предоставления коммунальных услуг.
Исполнителем данных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Согласно пункту 2 Правил N 354, коммунальные услуги - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
В соответствии с пунктом 3 Правил N 354 состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется в зависимости от степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома; предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1; предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в пределах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг.
Согласно пункту п. 4 б) Правил N 354, потребителю предоставляются виды услуг, в том числе горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).
На основании пункта 5 раздела II приложения N 1 к Правилам N 354 (пункты 2.4, 3.1. Санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.4.2496-09) температура горячей воды в точке разбора должна составлять не менее +60 °C, допустимое отклонение при предоставлении услуг ненадлежащего качества - 3 °C.
В соответствии с разъяснениями Минрегиона России по применению пункта 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (письмо от 20.03.2007 N 4967-СК/07) в случае, когда ресурсоснабжающая организация не отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю подаются коммунальные ресурсы (отношения ресурсоснабжения), ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи горячей воды на границе присоединения сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, к сетям инженерно-технического обеспечения.
Пунктом 7 Правил N 354 установлены специальные требования к определению границы эксплуатационной ответственности ресурсоснабжающей организации и собственников помещений в многоквартирном доме или собственника жилого дома. За подачу горячей воды отвечает одно лицо, а за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю подаются соответствующие коммунальные ресурсы, отвечает другое лицо.
Согласно пункту 8 Правил N 354 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Пунктом 5.3.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, установлено следующее: температура воды, подаваемой к водоразборным точкам (кранам, смесителям), должна быть не менее + 60 град. С в открытых системах горячего водоснабжения. Температура воды в системе горячего водоснабжения должна поддерживаться при помощи автоматического регулятора, установка которого в системе горячего водоснабжения обязательна.
Качество воды, подаваемой в системы горячего водоснабжения жилого дома, должно отвечать требованиям ГОСТов.
В соответствии с п. 2.4. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 N 20 "Об утверждении СанПиН 2,1.4.2496-09", температура горячей воды в местах, водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.
В рассматриваемом случае договора на горячее водоснабжение заключены между жителями - гражданами и ресурсоснабжающей организацией МП "СтаропольРесурсСервис" напрямую.
В пункте 2.4.1 договора N 381 предусмотрено, что потребитель обязуется содержать, принадлежащую ему часть коммуникаций и санитарно-техническое оборудование в исправном состоянии, согласно раздела границ ответственности.
В приложении N 3 к договору, актом установлены границы обслуживания и ответственности за техническим состоянием тепловых сетей между гражданином и ресурсоснабжающей организацией (л.д. 81).
В акте указано, что до границы раздела ответственности за техническое состояние и эксплуатацию тепловых сетей несет МП "СтаропольРесурсСервис". От границы раздела к объекту и внутри него ответственность за состояние и эксплуатацию тепловых сетей несет абонент - гражданин.
Следовательно, ресурсоснабжающая организация - МП "СтаропольРесурсСервис" несет ответственность за поставку горячего водоснабжения и его температурный режим на границе присоединения сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, к сетям инженерно-технического обеспечения.
В соответствии с пунктом 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества жилого дома включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Из пункта 8 Правил следует, что внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Из материалов дела видно, что жилищная инспекция в ходе проверки температурный режим горячего водоснабжения на границе ответственности - присоединения сетей не производила, а измеряла только в точке разбора в квартире N 7 дома N 2 по ул. СП Молодецкий курган с. Жигули Ставропольского района.
Вместе с тем, ресурсоснабжающая организация - МП "СтаропольРесурсСервис" не отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю подаются коммунальные ресурсы.
Таким образом, МП "СтаропольРесурсСервис" не может нести ответственность за состояние и эксплуатацию тепловых сетей от границы раздела к объекту и внутри него.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 21.04.2005 N 119-О, положения части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, предусматривающие основания, при обязательном наличии которых юридическое лицо может быть признано виновным в совершении административного правонарушения, направлены на обеспечение действия презумпции невиновности (статья 1.5 КоАП РФ), имеют целью исключить возможность привлечения юридических лиц к административной ответственности при отсутствии их вины.
Как разъяснено в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью второй статьи 26.2 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу пункта 2 статьи 9 АПК РФ каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В нарушение статьи 65 АПК РФ жилищная инспекция не представила в суд доказательств вины МП "СтаропольРесурсСервис" в совершении административного правонарушения.
В действиях МП "СтаропольРесурсСервис" отсутствует состав вменяемого административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
В случае если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения (часть 2 статьи 211 АПК РФ).
Таким образом, решение суда первой инстанции следует отменить, заявленные требования предприятия удовлетворить, признать незаконным и отменить постановление жилищной инспекции от 31.03.2015 N Ставр-209724 по делу об административном правонарушении.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 01 октября 2015 года по делу N А55-12776/2015 отменить.
Принять новый судебный акт. Заявление Муниципального предприятия муниципального района Ставропольский "СтавропольРесурсСервис" удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Государственной жилищной инспекцией Самарской области от 31 марта 2015 года N Ставр-209724 по делу об административном правонарушении.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.Е.КУВШИНОВ
Судьи
А.Б.КОРНИЛОВ
С.Т.ХОЛОДНАЯ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)