Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 01 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 ноября 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Клочковой Н.А.,
судей - Камериловой В.А., Лыткиной О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Крищук Я.Г.,
при участии в судебном заседании:
от ТСЖ "Барнаульский" - Темякова Л.Г. - председатель правления - паспорт, Лобызова Т.В. - представитель по доверенности от 26.10.2015,
от комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации муниципального образования "Город Саратов" - Бондаренко С.Е. - представитель по доверенности от 11.01.2016 N 0-63-02/5,
от Администрации муниципального образования "Город Саратов" - Степанов А.А. - представитель по доверенности от 14.09.2016 N 01-04/83,
иные лица - не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Город Саратов" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 30 августа 2016 года по делу N А57-27344/2015, принятое судьей С.А. Федорцовой,
по иску товарищества собственников жилья "Барнаульский", г. Саратов
к Администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, третьи лица: Администрации Заводского района муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, Комитет по управлению имуществом города Саратова, г. Саратов, Публичное акционерное общество "Т Плюс", Московская обл., Красногорский район в лице филиала в г. Саратове, Ликвидационная комиссия МКУ "Городской центр механизации и ЖКХ"
об обязании произвести реконструкцию системы ГВС,
В Арбитражный суд Саратовской области обратился истец - ТСЖ "Барнаульский" с исковым заявлением к ответчикам - Администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации муниципального образования "Город Саратов", обязании муниципальное образование "Город Саратов" в лице Комитета по ЖКХ Администрации МО "Город Саратов" в целях обеспечения многоквартирного дома N 8 по Барнаульскому тупику в г. Саратове бесперебойным горячим водоснабжением, с параметрами качества, соответствующим требованиям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354, и требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", провести реконструкцию системы ГВС от ДТП, расположенного по адресу: г. Саратов, пр. Энтузиастов, д. 56/1 до ввода в многоквартирный дом N 8 по Барнаульскому тупику в г. Саратове путем восстановления четвертой трубы d-159мм протяженностью 220 м на участке от ЦТП до тепловой камеры в районе жилого дома N 9 по ул. Барнаульской для использования ее в качестве циркуляционной трубы для горячего водоснабжения и восстановления четвертой трубы d-100 мм протяженностью 100 м на участке от указанной тепловой камеры до стены дома N 8 по Барнаульскому тупику в г. Саратове.
Истец в заседание суда в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования и просит обязать Администрацию муниципального образования "Город Саратов" в целях обеспечения многоквартирного дома N 8 по Барнаульскому тупику в г. Саратове бесперебойным горячим водоснабжением, с параметрами качества, соответствующим требованиям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354, и требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", в соответствии с техническими условиями, выданными теплогенерирующей компанией, нормативными документами, а также разработанной и согласованной проектной документацией провести реконструкцию циркуляционного трубопровода (Т4) от ЦТП, расположенного по адресу: г. Саратов, пр. Энтузиастов, д. 56/1 до ввода в многоквартирный дом N 8 по Барнаульскому тупику в г. Саратове путем полной замены поврежденного циркуляционного трубопровода (Т4) диаметром 159 мм протяженностью 220 м от ЦТП до тепловой камеры ТК-5 и проложения циркуляционного трубопровода (Т4) диаметром 100мм протяженностью 100 м от тепловой камеры ТК-5 до ввода в жилой дом N 8 по Барнаульскому тупику в г. Саратове. Уточнение исковых требований принято судом.
Также, судом принято к рассмотрению заявление истца о возмещении судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 50 000 рублей и расходов на оплату судебной теплотехнической экспертизы в размере 48 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 30 августа 2016 года суд обязал муниципальное образование "Город Саратов" в лице Администрации муниципального образования "Город Саратов" в целях обеспечения многоквартирного дома N 8 по Барнаульскому тупику в г. Саратове бесперебойным горячим водоснабжением, с параметрами качества, соответствующими требованиям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354, и требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", в соответствии с техническими условиями, выданными теплогенерирующей компаний, нормативными документами, а также разработанной и согласованной проектной документацией, провести реконструкцию циркуляционного трубопровода (Т4) от ЦТП, расположенного по адресу: г. Саратов, пр. Энтузиастов, д. 56/1 до ввода в многоквартирный дом N 8 по Барнаульскому тупику в г. Саратове путем полной замены поврежденного циркуляционного трубопровода (Т4) диаметром 159 мм протяженностью 220 м от ЦТП до тепловой камеры ТК-5 и проложения циркуляционного трубопровода (Т4) диаметром 100 мм протяженностью 100 м от тепловой камеры ТК-5 до ввода в жилой дом N 8 по Барнаульскому тупику в г. Саратове.
В удовлетворении исковых требований к ответчику - Комитету по ЖКХ Администрации МО "Город Саратов" отказано.
С муниципального образования "Город Саратов" в лице Администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов" в пользу истца взысканы судебные расходы по оплате судебной теплотехнической экспертизы в размере 48 000 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 40 000 рублей, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 6000 рублей. В остальной части возмещения расходов на оплату услуг представителя отказано.
Администрация муниципального образования "Город Саратов", не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилась в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы считает, что судебный акт вынесен с нарушением норм материального и процессуального права, судом не верно определен надлежащий ответчик по делу.
Представитель Администрации муниципального образования "Город Саратов" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просит решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации муниципального образования "Город Саратов" просит решение арбитражного суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ТСЖ "Барнаульский" просит решение арбитражного суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о судебном заседании на сайте арбитражного суда, не обеспечили явку представителей в заседание суда апелляционной инстанции и суд, в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", рассмотрел дело в их отсутствие.
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ТСЖ "Барнаульский" зарегистрирована в ИФНС по Заводскому району г. Саратова 24.06.2011 года и действует в настоящее время в соответствии с редакцией Устава.
В соответствии с пунктом 1.3. Устава, в управлении товарищества находится многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Саратов, Барнаульский тупик, д. 8. Товарищество объединяет собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Саратов, Барнаульский тупик, д. 8.
Поскольку поставка горячего водоснабжения производится ненадлежащего качества, истец обратился в Арбитражный суд Саратовской области с настоящим иском.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемый судебный акт, правомерно руководствовался следующим.
В силу статьи 142 Жилищного кодекса Российской Федерации для представления и защиты общих интересов при управлении многоквартирными домами два и более товарищества собственников жилья по договору между собой могут создать объединение (ассоциацию, союз) товариществ собственников жилья.
В соответствии с частью 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в таком доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
На товарищество собственников жилья в соответствии со статьей 137 Жилищного кодекса Российской Федерации в интересах его членов возложено заключение договоров о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об оказании коммунальных услуг.
В соответствии со статьей 138 Жилищного кодекса Российской Федерации - товарищество собственников жилья обязано обеспечивать выполнение требований Жилищного кодекса, положений других федеральных законов, иных нормативных правовых актов; обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме; представлять законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами.
В соответствии с пунктом 2.2. Устава целями и задачами ТСЖ являются в том числе: проведение мероприятий, направленных на обеспечение соблюдения прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме при установлении условий и порядка владения, пользования и распоряжения общей собственностью; заключение договоров энергоснабжения, с целью обеспечения коммунальными услугами собственников жилых и нежилых помещений, а также пользователей жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме; предоставление законных интересов собственников помещения в многоквартирном доме, в том числе в государственных органах власти, органах местного самоуправления, в судах, а также во взаимоотношениях с иными юридическими и физическими лицами.
Таким образом, судом установлено, что ТСЖ наделено правом представлять интересы собственников жилья в органах власти и судах.
В соответствии со статьей 161 раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающем в таком доме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, утверждены Правила предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (Правила предоставления коммунальных услуг).
При этом, "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; "коммунальные услуги" - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов; "коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, природный газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 31 Правил предоставления коммунальных услуг - исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг. Данной обязанности закрепляется право потребителя получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества (пункт 33 Правил предоставления коммунальных услуг).
В Приложении N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг сформулированы требования, предъявляемые к качеству коммунальных услуг, отказываемых исполнителями, в соответствии с пунктом 5 которых исполнитель обязан обеспечивать соответствие температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07 апреля 2009 г. N 20.
Пунктом 150 Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что Исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качеств, обязан произвести в соответствии с положениями настоящих Правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги. При этом потребитель вправе требовать с исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) в размере, указанном в Законе Российской Федерации "О защите прав потребителей".
Кроме того, 30 марта 1999 года был принят Федеральный Закон N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", согласно преамбулы которого он направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии со статьями 3, 19, 39 указанного Закона законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (статья 3).
Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям (пункт 2 статьи 19).
Санитарные правила подлежат регистрации и официальному опубликованию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 39).
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39). Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 N 20, которым утвержден СанПиН 2.1.4.2496-09 зарегистрировано в Минюсте РФ 05 мая 2009 года под регистрационным N 13891 и его текст опубликован в "Российской газете" от 22 мая 2009 года N 92.
Согласно пункту 2.4. СанПиН 2.1.4.2496-09 температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.
Указанная обязанность корреспондируется с пунктом 31 Правил предоставления коммунальных услуг, согласно которого исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что подача горячего водоснабжения в многоквартирный жилой дом N 8 по Барнаульскому тупику от ЦТП, расположенному по пр. Энтузиастов, д. 56/1 осуществляется по закрытой тупиковой схеме (без циркуляции), так как на участке от ЦТП до тепловой камеры в районе жилого дома N 9 по ул. Барнаульской, используемая ранее для горячего водоснабжения жилого дома N 8 по Барнаульскому тупику в качестве циркуляционной трубы четвертая труба d-159 протяженностью 220 м не заизолирована, находится в неработоспособном состоянии, имеет многочисленные порывы и трещины, поскольку была разморожена, а на участке от указанной тепловой камеры до стены дома N 8 по Барнаульскому тупику четвертая (циркуляционная) труба на протяжении 100 м отсутствует.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что система горячего водоснабжения многоквартирного жилого дома N 8 по Барнаульскому тупику работает по тупиковой схеме ввиду отсутствия циркуляционной трубы между домом и ЦТП, что также подтверждается актом осмотра циркуляционного трубопровода между ЦТП по адресу: пр. Энтузиастов, д. 56/1 и домом по адресу: г. Саратов, Барнаульский тупик, д. 8, составленным 12.03.2015 г. комиссионно, с участием депутата Саратовской городской Думы Турунтаева Г.А., трех представителей комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов": заместителя председателя по коммунальной инфраструктуре Ворогушина О.В., начальника отдела инженерного обеспечения Иванникова В.Ю. и главного специалиста отдела муниципального контроля Тихомировой Н.А., первого заместителя главы администрации Заводского района муниципального образования "Город Саратов" Тареева Б.Г., мастера участка 2РТС ОАО "ВоТГК" Азарова Д.Н., председателя правления ТСЖ "Барнаульский" Темяковой Л.Г. и жителей данного дома.
Вышеперечисленные обстоятельства перечислены и в ответе заместителя главы администрации МО "Город Саратов" Федотова Д.А. N 01-02-36/276 от 04.09.2015 г., в ответах председателя Комитета по ЖКХ администрации МО "Город Саратов" Карпова В.И. N 02-58/553 от 19.03.2015 г. и N 02-58/553 от 23.03.2015 г., в ответе заместителя председателя комитета по коммунальной инфраструктуре администрации МО "Город Саратов" Ворогушина О.В. N 02-60/1768 от 03.09.2015 г. на запрос ТСЖ "Барнаульский" N 28 от 19.08.2015 г., признающих, что подача горячего водоснабжения в дом осуществляется от ЦТП по пр. Энтузиастов, 56/1 по тупиковой схеме.
Данные технические недостатки делают невозможным обеспечить круглосуточную (без какого-либо слива) подачу жителям указанного дома услуги по "горячему водоснабжению" соответствующей температуры (в точке водоразбора), требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07 апреля 2009 г. N 20.
При том, что согласно пункту 2.4. СанПиН 2.1.4.2496-09 температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.
Осуществляемые ТСЖ "Барнаульский" наблюдения температуры горячей воды в декабре 2013 г. - начале января 2014 г. показали, что она не превышает 42-48 °C в часы самого большого водоразбора: в будние дни с 7-00 до 10-00 и с 19-00 до 22-00 часов, в ночное время с 24-00 до 06-00 - ниже 30 °C, в результате чего, расход горячей воды увеличивается до 480-520 куб. м из-за слива ее в канализацию для получения воды большей температуры, чем указано выше.
Факт поставки некачественной услуги по подаче горячей воды температурой 48 °C потребителю в квартиру N 358 дома N 8 по Барнаульскому тупику был установлен Государственной жилищной инспекцией Саратовской области в декабре 2013 г. по жалобе собственника данной квартиры, что подтверждается предписанием от 03.12.2013 г. Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются и заявлениями жильцов данного дома.
Для установления обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения спора, судом была назначена теплотехническая экспертиза, проведение которой было поручено экспертам ООО "Приоритет-оценка" Сидоренко А.С., Афанасьевой Е.В.
Результат проведенной судебной экспертизы подтверждает, что причиной подачи горячего водоснабжения ненадлежащего качества в жилой дом является отсутствие циркуляции в системе горячего водоснабжения. Отсутствие циркуляции вызвано неработоспособностью трубопровода (частично поврежден, частично отсутствует).
Для восстановления работоспособности системы горячего водоснабжения, а также соответствия параметров температуры горячего водоснабжения, поставляемого в помещения многоквартирного жилого дома N 8 по Барнаульскому тупику в г. Саратове, необходимо выполнить реконструкцию циркуляционного трубопровода (Т4) от ЦТП до ввода в жилой дом:
- - выполнить полную замену поврежденного циркуляционного трубопровода (Т4) от ЦТП до тепловой камеры ТК-5;
- - проложить циркуляционный трубопровод (Т4) от тепловой камеры ТК-5 до ввода в жилой дом.
Сторонами по делу не представлено соответствующих доказательств недостоверности проведенной судебной экспертизы вследствие неполноты исследованных материалов и сделанных выводов или по иным основаниям.
Определяя надлежащего ответчика по делу, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Как следует из материалов дела, 01 января 2006 года между комитетом по управлению имуществом города Саратова (ссудодатель), ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания" (ссудополучатель) и МУ "Городской центр механизации жилищно-коммунального хозяйства" (балансодержатель) договоре безвозмездного пользования муниципальным имуществом N 154, в соответствии с которым ссудополучателю было передано имущество - объекты теплоэнергетики (спорные внутриквартальные тепловые сети) - в безвозмездное пользование в соответствии с решением Саратовской городской думы от 15 декабря 2005 года N 66-636.
Согласно Приложению N 5 к договору N 154 ООО "Волжская ТГК" были переданы тепловые сети от спорной ЦТП расположенный по адресу: г. Саратов, пр. Энтузиастов, д. 56/1 и тепловые трассы от ЦТП до ввода в указанный многоквартирный дом, от многоквартирного дома до ЦТП по системе отопления, по системе ГВС теплотрассы только от ЦТП до многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 2.2.3 договора N 154 от 01 января 2006 года ссудополучатель обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, за свой счет производить текущий и капитальный ремонт переданного имущества.
Источником финансирования расходов по эксплуатации, текущему и капитальному ремонту является тариф на передачу тепловой энергии, установленный для ссудополучателя органом регулирования тарифов.
В соответствии с пунктом 2.2.4 договора работы по модернизации, реконструкции и техническому перевооружению переданного имущества финансируются за счет источников, указанных ссудодателем дополнительно.
Из данного договора N 154 и приложений к нему следует, что циркуляционные линии горячего водоснабжения в безвозмездное пользование ОАО "Волжская ТГК" не передавались, и данное обстоятельство сторонами не оспаривается.
В силу пункта 1 статьи 689 Гражданского кодекса РФ по договору безвозмездного пользования одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Согласно статье 695 Гражданского кодекса РФ ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования.
В соответствии с частью 2 статьи 257 Налогового кодекса Российской Федерации к работам по достройке, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического назначения оборудования, сооружения или иного объекта повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.
К реконструкции относится переустройство существующих объектов, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества продукции.
Таким образом, модернизация, реконструкция и техническое перевооружение переданной схемы горячего водоснабжения жилых домов от спорных ЦТП, а также самих центральных тепловых пунктов не входит в обязанности лица, которому собственник передал имущество в безвозмездное пользование.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ОАО "Волжская ТГК" - ссудополучатель обращалось в комитет по управлению имуществом с приложением планов мероприятий по реконструкции ЦТП и тепловых трасс от данного ЦТП до многоквартирных домов. Однако, обращения ссудополучателя были оставлены без удовлетворения, в связи с чем, требуемые работы не проводились.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
Согласно статье 215 Гражданского кодекса РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городскому поселению, является муниципальной собственностью.
От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса РФ.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу подпункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ от 08 октября 2003 года "Об общих принципах местного самоуправления в РФ" (далее - Закон N 131-ФЗ") к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Согласно статьи 50 Закона N 131-ФЗ, в собственности муниципальных образований находится, имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения.
Согласно статье 51 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Вышеуказанные нормы отражены также в статьях 6, 7, 33, 46, 47 Устава муниципального образования "Город Саратов", утвержденного решением Саратовской городской Думы N 67-649 от 18 декабря 2005 года.
В силу имеющихся в деле доказательств, норм права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что собственник ЦТП и тепловых трасс от данного ЦТП до многоквартирного дома обязан разработать и согласовать проектную документацию и провести реконструкцию циркуляционного трубопровода (Т4) от ЦТП, расположенного по адресу: г. Саратов, пр. Энтузиастов, д. 56/1 до ввода в многоквартирный дом N 8 по Барнаульскому тупику в г. Саратове путем полной замены поврежденного циркуляционного трубопровода (Т4) диаметром 159 мм протяженностью 220 м от ЦТП до тепловой камеры ТК-5 и проложения циркуляционного трубопровода (Т4) диаметром 100 мм протяженностью 100 м от тепловой камеры ТК-5 до ввода в жилой дом N 8 по Барнаульскому тупику в г. Саратове.
В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии со статьями 158, 159 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств местного бюджета - орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющее право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу указанной статьи администрация муниципального образования "Город Саратов" представляет интересы муниципального образования, является главным распорядителем бюджетных средств муниципального образования.
Согласно пункту 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления является публично-правовое образование, а не его органы.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит правомерным и соответствующим закону вывод суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований и возложении обязанностей на муниципальное образование "Город Саратов" в лице Администрации муниципального образования "Город Саратов".
Судебные расходы распределены судом первой инстанции по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2004 N 454-О отмечено, что обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя, и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации. В силу части 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы на оплату услуг представителя взыскиваются арбитражным судом в разумных пределах.
Разумность пределов судебных издержек на возмещение расходов по оплате услуг представителя является оценочной категорией и конкретизируется с учетом правовой оценки фактических обстоятельств рассмотрения дела.
Снижая размер подлежащих взысканию судебных расходов на оплату услуг представителя, суд первой инстанции правомерно учел объем фактически оказанных представителем заявителя услуг, связанных с представительством в суде, продолжительность рассмотрения дела, доказательства, представленные заявителем в обоснование соразмерности оплаты оказанным юридическим услугам, и признал разумным возмещение представительских расходов в размере 40 000 руб.
Таким образом, уменьшение судом первой инстанции взыскиваемой суммы расходов по оплате услуг представителя в данном случае отвечает требованиям части 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющей правило о возмещении судебных расходов в разумных пределах.
Оснований для снижения судебных расходов ниже 40 000 руб. судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по оплате государственной пошлины, судебные расходы, связанные с проведением теплотехнической экспертизы, отнесены на ответчика в соответствии с правилами главы 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Всем доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку при разрешении спора по существу заявленных исковых требований в соответствии с положениями статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оценив все доказательства по своему внутреннему убеждению и с позиций их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи в их совокупности, у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для переоценки доказательств и установленных по делу обстоятельств.
Представленные в материалы дела доказательства исследованы полно и всесторонне, оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, выводы, содержащиеся в решении, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, не установлено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 30 августа 2016 года по делу N А57-27344/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.11.2016 N 12АП-10714/2016 ПО ДЕЛУ N А57-27344/2015
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 ноября 2016 г. по делу N А57-27344/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 01 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 ноября 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Клочковой Н.А.,
судей - Камериловой В.А., Лыткиной О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Крищук Я.Г.,
при участии в судебном заседании:
от ТСЖ "Барнаульский" - Темякова Л.Г. - председатель правления - паспорт, Лобызова Т.В. - представитель по доверенности от 26.10.2015,
от комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации муниципального образования "Город Саратов" - Бондаренко С.Е. - представитель по доверенности от 11.01.2016 N 0-63-02/5,
от Администрации муниципального образования "Город Саратов" - Степанов А.А. - представитель по доверенности от 14.09.2016 N 01-04/83,
иные лица - не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Город Саратов" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 30 августа 2016 года по делу N А57-27344/2015, принятое судьей С.А. Федорцовой,
по иску товарищества собственников жилья "Барнаульский", г. Саратов
к Администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, третьи лица: Администрации Заводского района муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, Комитет по управлению имуществом города Саратова, г. Саратов, Публичное акционерное общество "Т Плюс", Московская обл., Красногорский район в лице филиала в г. Саратове, Ликвидационная комиссия МКУ "Городской центр механизации и ЖКХ"
об обязании произвести реконструкцию системы ГВС,
установил:
В Арбитражный суд Саратовской области обратился истец - ТСЖ "Барнаульский" с исковым заявлением к ответчикам - Администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации муниципального образования "Город Саратов", обязании муниципальное образование "Город Саратов" в лице Комитета по ЖКХ Администрации МО "Город Саратов" в целях обеспечения многоквартирного дома N 8 по Барнаульскому тупику в г. Саратове бесперебойным горячим водоснабжением, с параметрами качества, соответствующим требованиям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354, и требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", провести реконструкцию системы ГВС от ДТП, расположенного по адресу: г. Саратов, пр. Энтузиастов, д. 56/1 до ввода в многоквартирный дом N 8 по Барнаульскому тупику в г. Саратове путем восстановления четвертой трубы d-159мм протяженностью 220 м на участке от ЦТП до тепловой камеры в районе жилого дома N 9 по ул. Барнаульской для использования ее в качестве циркуляционной трубы для горячего водоснабжения и восстановления четвертой трубы d-100 мм протяженностью 100 м на участке от указанной тепловой камеры до стены дома N 8 по Барнаульскому тупику в г. Саратове.
Истец в заседание суда в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования и просит обязать Администрацию муниципального образования "Город Саратов" в целях обеспечения многоквартирного дома N 8 по Барнаульскому тупику в г. Саратове бесперебойным горячим водоснабжением, с параметрами качества, соответствующим требованиям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354, и требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", в соответствии с техническими условиями, выданными теплогенерирующей компанией, нормативными документами, а также разработанной и согласованной проектной документацией провести реконструкцию циркуляционного трубопровода (Т4) от ЦТП, расположенного по адресу: г. Саратов, пр. Энтузиастов, д. 56/1 до ввода в многоквартирный дом N 8 по Барнаульскому тупику в г. Саратове путем полной замены поврежденного циркуляционного трубопровода (Т4) диаметром 159 мм протяженностью 220 м от ЦТП до тепловой камеры ТК-5 и проложения циркуляционного трубопровода (Т4) диаметром 100мм протяженностью 100 м от тепловой камеры ТК-5 до ввода в жилой дом N 8 по Барнаульскому тупику в г. Саратове. Уточнение исковых требований принято судом.
Также, судом принято к рассмотрению заявление истца о возмещении судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 50 000 рублей и расходов на оплату судебной теплотехнической экспертизы в размере 48 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 30 августа 2016 года суд обязал муниципальное образование "Город Саратов" в лице Администрации муниципального образования "Город Саратов" в целях обеспечения многоквартирного дома N 8 по Барнаульскому тупику в г. Саратове бесперебойным горячим водоснабжением, с параметрами качества, соответствующими требованиям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354, и требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", в соответствии с техническими условиями, выданными теплогенерирующей компаний, нормативными документами, а также разработанной и согласованной проектной документацией, провести реконструкцию циркуляционного трубопровода (Т4) от ЦТП, расположенного по адресу: г. Саратов, пр. Энтузиастов, д. 56/1 до ввода в многоквартирный дом N 8 по Барнаульскому тупику в г. Саратове путем полной замены поврежденного циркуляционного трубопровода (Т4) диаметром 159 мм протяженностью 220 м от ЦТП до тепловой камеры ТК-5 и проложения циркуляционного трубопровода (Т4) диаметром 100 мм протяженностью 100 м от тепловой камеры ТК-5 до ввода в жилой дом N 8 по Барнаульскому тупику в г. Саратове.
В удовлетворении исковых требований к ответчику - Комитету по ЖКХ Администрации МО "Город Саратов" отказано.
С муниципального образования "Город Саратов" в лице Администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов" в пользу истца взысканы судебные расходы по оплате судебной теплотехнической экспертизы в размере 48 000 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 40 000 рублей, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 6000 рублей. В остальной части возмещения расходов на оплату услуг представителя отказано.
Администрация муниципального образования "Город Саратов", не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилась в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы считает, что судебный акт вынесен с нарушением норм материального и процессуального права, судом не верно определен надлежащий ответчик по делу.
Представитель Администрации муниципального образования "Город Саратов" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просит решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации муниципального образования "Город Саратов" просит решение арбитражного суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ТСЖ "Барнаульский" просит решение арбитражного суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о судебном заседании на сайте арбитражного суда, не обеспечили явку представителей в заседание суда апелляционной инстанции и суд, в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", рассмотрел дело в их отсутствие.
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ТСЖ "Барнаульский" зарегистрирована в ИФНС по Заводскому району г. Саратова 24.06.2011 года и действует в настоящее время в соответствии с редакцией Устава.
В соответствии с пунктом 1.3. Устава, в управлении товарищества находится многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Саратов, Барнаульский тупик, д. 8. Товарищество объединяет собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Саратов, Барнаульский тупик, д. 8.
Поскольку поставка горячего водоснабжения производится ненадлежащего качества, истец обратился в Арбитражный суд Саратовской области с настоящим иском.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемый судебный акт, правомерно руководствовался следующим.
В силу статьи 142 Жилищного кодекса Российской Федерации для представления и защиты общих интересов при управлении многоквартирными домами два и более товарищества собственников жилья по договору между собой могут создать объединение (ассоциацию, союз) товариществ собственников жилья.
В соответствии с частью 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в таком доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
На товарищество собственников жилья в соответствии со статьей 137 Жилищного кодекса Российской Федерации в интересах его членов возложено заключение договоров о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об оказании коммунальных услуг.
В соответствии со статьей 138 Жилищного кодекса Российской Федерации - товарищество собственников жилья обязано обеспечивать выполнение требований Жилищного кодекса, положений других федеральных законов, иных нормативных правовых актов; обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме; представлять законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами.
В соответствии с пунктом 2.2. Устава целями и задачами ТСЖ являются в том числе: проведение мероприятий, направленных на обеспечение соблюдения прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме при установлении условий и порядка владения, пользования и распоряжения общей собственностью; заключение договоров энергоснабжения, с целью обеспечения коммунальными услугами собственников жилых и нежилых помещений, а также пользователей жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме; предоставление законных интересов собственников помещения в многоквартирном доме, в том числе в государственных органах власти, органах местного самоуправления, в судах, а также во взаимоотношениях с иными юридическими и физическими лицами.
Таким образом, судом установлено, что ТСЖ наделено правом представлять интересы собственников жилья в органах власти и судах.
В соответствии со статьей 161 раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающем в таком доме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, утверждены Правила предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (Правила предоставления коммунальных услуг).
При этом, "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; "коммунальные услуги" - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов; "коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, природный газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 31 Правил предоставления коммунальных услуг - исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг. Данной обязанности закрепляется право потребителя получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества (пункт 33 Правил предоставления коммунальных услуг).
В Приложении N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг сформулированы требования, предъявляемые к качеству коммунальных услуг, отказываемых исполнителями, в соответствии с пунктом 5 которых исполнитель обязан обеспечивать соответствие температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07 апреля 2009 г. N 20.
Пунктом 150 Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что Исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качеств, обязан произвести в соответствии с положениями настоящих Правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги. При этом потребитель вправе требовать с исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) в размере, указанном в Законе Российской Федерации "О защите прав потребителей".
Кроме того, 30 марта 1999 года был принят Федеральный Закон N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", согласно преамбулы которого он направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии со статьями 3, 19, 39 указанного Закона законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (статья 3).
Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям (пункт 2 статьи 19).
Санитарные правила подлежат регистрации и официальному опубликованию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 39).
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39). Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 N 20, которым утвержден СанПиН 2.1.4.2496-09 зарегистрировано в Минюсте РФ 05 мая 2009 года под регистрационным N 13891 и его текст опубликован в "Российской газете" от 22 мая 2009 года N 92.
Согласно пункту 2.4. СанПиН 2.1.4.2496-09 температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.
Указанная обязанность корреспондируется с пунктом 31 Правил предоставления коммунальных услуг, согласно которого исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что подача горячего водоснабжения в многоквартирный жилой дом N 8 по Барнаульскому тупику от ЦТП, расположенному по пр. Энтузиастов, д. 56/1 осуществляется по закрытой тупиковой схеме (без циркуляции), так как на участке от ЦТП до тепловой камеры в районе жилого дома N 9 по ул. Барнаульской, используемая ранее для горячего водоснабжения жилого дома N 8 по Барнаульскому тупику в качестве циркуляционной трубы четвертая труба d-159 протяженностью 220 м не заизолирована, находится в неработоспособном состоянии, имеет многочисленные порывы и трещины, поскольку была разморожена, а на участке от указанной тепловой камеры до стены дома N 8 по Барнаульскому тупику четвертая (циркуляционная) труба на протяжении 100 м отсутствует.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что система горячего водоснабжения многоквартирного жилого дома N 8 по Барнаульскому тупику работает по тупиковой схеме ввиду отсутствия циркуляционной трубы между домом и ЦТП, что также подтверждается актом осмотра циркуляционного трубопровода между ЦТП по адресу: пр. Энтузиастов, д. 56/1 и домом по адресу: г. Саратов, Барнаульский тупик, д. 8, составленным 12.03.2015 г. комиссионно, с участием депутата Саратовской городской Думы Турунтаева Г.А., трех представителей комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов": заместителя председателя по коммунальной инфраструктуре Ворогушина О.В., начальника отдела инженерного обеспечения Иванникова В.Ю. и главного специалиста отдела муниципального контроля Тихомировой Н.А., первого заместителя главы администрации Заводского района муниципального образования "Город Саратов" Тареева Б.Г., мастера участка 2РТС ОАО "ВоТГК" Азарова Д.Н., председателя правления ТСЖ "Барнаульский" Темяковой Л.Г. и жителей данного дома.
Вышеперечисленные обстоятельства перечислены и в ответе заместителя главы администрации МО "Город Саратов" Федотова Д.А. N 01-02-36/276 от 04.09.2015 г., в ответах председателя Комитета по ЖКХ администрации МО "Город Саратов" Карпова В.И. N 02-58/553 от 19.03.2015 г. и N 02-58/553 от 23.03.2015 г., в ответе заместителя председателя комитета по коммунальной инфраструктуре администрации МО "Город Саратов" Ворогушина О.В. N 02-60/1768 от 03.09.2015 г. на запрос ТСЖ "Барнаульский" N 28 от 19.08.2015 г., признающих, что подача горячего водоснабжения в дом осуществляется от ЦТП по пр. Энтузиастов, 56/1 по тупиковой схеме.
Данные технические недостатки делают невозможным обеспечить круглосуточную (без какого-либо слива) подачу жителям указанного дома услуги по "горячему водоснабжению" соответствующей температуры (в точке водоразбора), требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07 апреля 2009 г. N 20.
При том, что согласно пункту 2.4. СанПиН 2.1.4.2496-09 температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.
Осуществляемые ТСЖ "Барнаульский" наблюдения температуры горячей воды в декабре 2013 г. - начале января 2014 г. показали, что она не превышает 42-48 °C в часы самого большого водоразбора: в будние дни с 7-00 до 10-00 и с 19-00 до 22-00 часов, в ночное время с 24-00 до 06-00 - ниже 30 °C, в результате чего, расход горячей воды увеличивается до 480-520 куб. м из-за слива ее в канализацию для получения воды большей температуры, чем указано выше.
Факт поставки некачественной услуги по подаче горячей воды температурой 48 °C потребителю в квартиру N 358 дома N 8 по Барнаульскому тупику был установлен Государственной жилищной инспекцией Саратовской области в декабре 2013 г. по жалобе собственника данной квартиры, что подтверждается предписанием от 03.12.2013 г. Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются и заявлениями жильцов данного дома.
Для установления обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения спора, судом была назначена теплотехническая экспертиза, проведение которой было поручено экспертам ООО "Приоритет-оценка" Сидоренко А.С., Афанасьевой Е.В.
Результат проведенной судебной экспертизы подтверждает, что причиной подачи горячего водоснабжения ненадлежащего качества в жилой дом является отсутствие циркуляции в системе горячего водоснабжения. Отсутствие циркуляции вызвано неработоспособностью трубопровода (частично поврежден, частично отсутствует).
Для восстановления работоспособности системы горячего водоснабжения, а также соответствия параметров температуры горячего водоснабжения, поставляемого в помещения многоквартирного жилого дома N 8 по Барнаульскому тупику в г. Саратове, необходимо выполнить реконструкцию циркуляционного трубопровода (Т4) от ЦТП до ввода в жилой дом:
- - выполнить полную замену поврежденного циркуляционного трубопровода (Т4) от ЦТП до тепловой камеры ТК-5;
- - проложить циркуляционный трубопровод (Т4) от тепловой камеры ТК-5 до ввода в жилой дом.
Сторонами по делу не представлено соответствующих доказательств недостоверности проведенной судебной экспертизы вследствие неполноты исследованных материалов и сделанных выводов или по иным основаниям.
Определяя надлежащего ответчика по делу, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Как следует из материалов дела, 01 января 2006 года между комитетом по управлению имуществом города Саратова (ссудодатель), ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания" (ссудополучатель) и МУ "Городской центр механизации жилищно-коммунального хозяйства" (балансодержатель) договоре безвозмездного пользования муниципальным имуществом N 154, в соответствии с которым ссудополучателю было передано имущество - объекты теплоэнергетики (спорные внутриквартальные тепловые сети) - в безвозмездное пользование в соответствии с решением Саратовской городской думы от 15 декабря 2005 года N 66-636.
Согласно Приложению N 5 к договору N 154 ООО "Волжская ТГК" были переданы тепловые сети от спорной ЦТП расположенный по адресу: г. Саратов, пр. Энтузиастов, д. 56/1 и тепловые трассы от ЦТП до ввода в указанный многоквартирный дом, от многоквартирного дома до ЦТП по системе отопления, по системе ГВС теплотрассы только от ЦТП до многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 2.2.3 договора N 154 от 01 января 2006 года ссудополучатель обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, за свой счет производить текущий и капитальный ремонт переданного имущества.
Источником финансирования расходов по эксплуатации, текущему и капитальному ремонту является тариф на передачу тепловой энергии, установленный для ссудополучателя органом регулирования тарифов.
В соответствии с пунктом 2.2.4 договора работы по модернизации, реконструкции и техническому перевооружению переданного имущества финансируются за счет источников, указанных ссудодателем дополнительно.
Из данного договора N 154 и приложений к нему следует, что циркуляционные линии горячего водоснабжения в безвозмездное пользование ОАО "Волжская ТГК" не передавались, и данное обстоятельство сторонами не оспаривается.
В силу пункта 1 статьи 689 Гражданского кодекса РФ по договору безвозмездного пользования одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Согласно статье 695 Гражданского кодекса РФ ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования.
В соответствии с частью 2 статьи 257 Налогового кодекса Российской Федерации к работам по достройке, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического назначения оборудования, сооружения или иного объекта повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.
К реконструкции относится переустройство существующих объектов, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества продукции.
Таким образом, модернизация, реконструкция и техническое перевооружение переданной схемы горячего водоснабжения жилых домов от спорных ЦТП, а также самих центральных тепловых пунктов не входит в обязанности лица, которому собственник передал имущество в безвозмездное пользование.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ОАО "Волжская ТГК" - ссудополучатель обращалось в комитет по управлению имуществом с приложением планов мероприятий по реконструкции ЦТП и тепловых трасс от данного ЦТП до многоквартирных домов. Однако, обращения ссудополучателя были оставлены без удовлетворения, в связи с чем, требуемые работы не проводились.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
Согласно статье 215 Гражданского кодекса РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городскому поселению, является муниципальной собственностью.
От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса РФ.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу подпункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ от 08 октября 2003 года "Об общих принципах местного самоуправления в РФ" (далее - Закон N 131-ФЗ") к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Согласно статьи 50 Закона N 131-ФЗ, в собственности муниципальных образований находится, имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения.
Согласно статье 51 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Вышеуказанные нормы отражены также в статьях 6, 7, 33, 46, 47 Устава муниципального образования "Город Саратов", утвержденного решением Саратовской городской Думы N 67-649 от 18 декабря 2005 года.
В силу имеющихся в деле доказательств, норм права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что собственник ЦТП и тепловых трасс от данного ЦТП до многоквартирного дома обязан разработать и согласовать проектную документацию и провести реконструкцию циркуляционного трубопровода (Т4) от ЦТП, расположенного по адресу: г. Саратов, пр. Энтузиастов, д. 56/1 до ввода в многоквартирный дом N 8 по Барнаульскому тупику в г. Саратове путем полной замены поврежденного циркуляционного трубопровода (Т4) диаметром 159 мм протяженностью 220 м от ЦТП до тепловой камеры ТК-5 и проложения циркуляционного трубопровода (Т4) диаметром 100 мм протяженностью 100 м от тепловой камеры ТК-5 до ввода в жилой дом N 8 по Барнаульскому тупику в г. Саратове.
В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии со статьями 158, 159 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств местного бюджета - орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющее право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу указанной статьи администрация муниципального образования "Город Саратов" представляет интересы муниципального образования, является главным распорядителем бюджетных средств муниципального образования.
Согласно пункту 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления является публично-правовое образование, а не его органы.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит правомерным и соответствующим закону вывод суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований и возложении обязанностей на муниципальное образование "Город Саратов" в лице Администрации муниципального образования "Город Саратов".
Судебные расходы распределены судом первой инстанции по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2004 N 454-О отмечено, что обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя, и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации. В силу части 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы на оплату услуг представителя взыскиваются арбитражным судом в разумных пределах.
Разумность пределов судебных издержек на возмещение расходов по оплате услуг представителя является оценочной категорией и конкретизируется с учетом правовой оценки фактических обстоятельств рассмотрения дела.
Снижая размер подлежащих взысканию судебных расходов на оплату услуг представителя, суд первой инстанции правомерно учел объем фактически оказанных представителем заявителя услуг, связанных с представительством в суде, продолжительность рассмотрения дела, доказательства, представленные заявителем в обоснование соразмерности оплаты оказанным юридическим услугам, и признал разумным возмещение представительских расходов в размере 40 000 руб.
Таким образом, уменьшение судом первой инстанции взыскиваемой суммы расходов по оплате услуг представителя в данном случае отвечает требованиям части 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющей правило о возмещении судебных расходов в разумных пределах.
Оснований для снижения судебных расходов ниже 40 000 руб. судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по оплате государственной пошлины, судебные расходы, связанные с проведением теплотехнической экспертизы, отнесены на ответчика в соответствии с правилами главы 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Всем доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку при разрешении спора по существу заявленных исковых требований в соответствии с положениями статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оценив все доказательства по своему внутреннему убеждению и с позиций их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи в их совокупности, у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для переоценки доказательств и установленных по делу обстоятельств.
Представленные в материалы дела доказательства исследованы полно и всесторонне, оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, выводы, содержащиеся в решении, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, не установлено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 30 августа 2016 года по делу N А57-27344/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Н.А.КЛОЧКОВА
Н.А.КЛОЧКОВА
Судьи
В.А.КАМЕРИЛОВА
О.В.ЛЫТКИНА
В.А.КАМЕРИЛОВА
О.В.ЛЫТКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)