Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 августа 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.
судей Т.Г. Гуденица, О.А. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания секретарем Смородиной Ю.А.
при участии:
- от заявителя: представитель по доверенности от 11.01.2016 N 6 Крикунова Т.Л.;
- от заинтересованного лица: представитель по доверенности от 22.03.2016 Усачева А.В., представитель по доверенности от 19.08.2016 Бородина Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу некоммерческой организации "Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 22.06.2016 по делу N А53-5364/2016
по заявлению некоммерческой организации "Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту"
к заинтересованному лицу - Государственной жилищной инспекции Ростовской области
о признании недействительным предписания,
принятое в составе судьи И.В. Колесник,
установил:
некоммерческая организация "Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту" (далее - заявитель, фонд, НКО "Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту") обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Ростовской области (далее - инспекция) о признании недействительным предписания от 03.12.2015 N 3244.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 22.06.2016 в удовлетворении заявления отказано.
Решение мотивировано тем, что заявителем не представлено достаточных доказательств в обоснование доводов о незаконности оспариваемого предписания и не доказано, что этим ненормативным правовым актом нарушаются его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Некоммерческая организация "Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту" обжаловала решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.06.2016 в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивированна следующим. Суд первой инстанции не указал нормы права, устанавливающие наличие полномочий инспекции на совершение такого рода проверок и выдачу фонду предписаний о выполнении работ по капитальному ремонту. Протокол обследования б/н от 24.11.2015 г. содержит неточности в части указания на литеры, поскольку по адресу бул. Петровский, 10 в г. Азове Ростовской области, расположены два строения Литеры А и Б, которые не имеют общих конструктивных элементов и несущих конструкций, не имеют общих точек подключения, а также одноэтажное здание (литер Б) не относится к многоквартирному дому (литер А). При этом подвальное помещение в жилом доме (Литер А) фактически отсутствует, фонд проинформировал инспекцию о подготовке документов на исключение подвального помещения из договора. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что подвал принадлежит жильцам многоквартирного жилого дома на праве общей долевой собственности. В связи с тем, что подвал в жилом доме (Литер А) отсутствует, составленные 03.12.2015, акт проверки N 10026 является незаконным, а предписание N 3244 неисполнимым.
Ссылки инспекции на пп. 2.2. и 2.3. устава не могут характеризовать выявленное конкретное нарушение, поскольку постановлением Министерства ЖКХ РО N 4 от 22.04.2015 утверждена новая редакция устава НКО "Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту". Фонд, как региональный оператор, не относится к ответственным за мониторинг лицам, а является исполнителем Региональной программы капитального ремонта. Подтверждением того, что ремонт подвала был ошибочно включен в Региональную программу является его исключения из Региональной программы постановлением Правительства РФ N 447 от 29.06.2016 г. на основании акта технического состояния МКД от 27.05.2016, составленного Администрацией г. Азова и Управляющей компанией ООО "ЖКХ Дом 5".
В отзыве на апелляционную жалобу инспекция просила оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель НО "Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту" поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель инспекции не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в целях реализации государственной программы Ростовской области "Обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами населения Ростовской области" (утверждена Постановлением Правительства Ростовской области N 603 от 25.09.2013), между заказчиком НКО "Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту" и подрядной организацией ООО "Союз Архстрой" заключен договор N 253-2015 от 16.07.2015 на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме N 10 по бул. Петровский г. Азове Ростовской области.
По условиям договора N 253-2015 от 16.07.2015 подрядчик обязан выполнить работы в установленные договором сроки и передать заказчику комплект исполнительной документации, который включает уточненные сметы, перечни фактически выполненных работ, исполнительные чертежи, акты приемки работ, акты освидетельствования скрытых работ и ответственных конструкций.
Государственная жилищная инспекция провела внеплановую выездную проверку выполнения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме N 10 по бул. Петровский г. Азове Ростовской области по заявлениям жильцов, в результате которой выявлены нарушения в части некачественного исполнения отдельных видов работ, предусмотренных сметной документацией, а именно: невыполнение ремонта подвала в соответствии с программой в срок.
03.12.2015 с целью устранения выявленных нарушений, Государственная жилищная инспекция вынесла предписание N 3244 о проведении НКО "Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту" всех видов работ многоквартирного дома, предусмотренных Региональной программой и в объемах, предусмотренных сметной документацией.
Не согласившись с вынесенным предписанием Государственной жилищной инспекцией Ростовской области от 03.12.2015 N 3244, используя право на обжалование, предусмотренное статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, НКО "Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту" обратилась в Арбитражный суд с заявлением.
Повторно изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к переоценке выводов суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований ввиду следующего.
Согласно пункту 1.1 Положения о Государственной жилищной инспекции Ростовской области, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 27.02.2012 N 125 (далее - положение N 125), Государственная жилищная инспекция Ростовской области является органом исполнительной власти Ростовской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора на территории Ростовской области.
В соответствии с пунктом 6 положения N 125, должностные лица Государственной жилищной инспекции имеют право выдавать предписания собственникам, владельцам и пользователям жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий об устранении выявленных нарушений.
Аналогичные полномочия также вытекают из Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 N 493.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктом 3.3.1 Порядка осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Ростовской области, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 23.09.2013 N 609 (далее - порядок N 609), предметом проверок Государственной жилищной инспекции Ростовской области в рамках осуществления регионального государственного жилищного надзора является соблюдение специализированными некоммерческими организациями, осуществляющими деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, обязательных требований жилищного законодательства.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, Государственная жилищная инспекция Ростовской области является уполномоченным лицом на осуществление государственного жилищного надзора и по выдаче предписания об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства.
Согласно пунктам 7.1. и 7.2 порядка N 609 к отношениям, связанным с осуществлением жилищного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляемых государственными жилищными инспекторами, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ с учетом особенностей, установленных частями 4.1 - 4.3 статьи 20 ЖК РФ, а также положения настоящего порядка и Административного регламента исполнения инспекцией государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора на территории Ростовской области (далее - административный регламент).
Судебная коллегия отклоняет доводы фонда о том, что распоряжение и.о. начальника инспекции В.Н. Михайленко от 05.11.2015 г. N 10026 нарушает требования жилищного законодательства, а также законные права и интересы фонда.
В соответствии части 4.2 статьи 20 ЖК РФ основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", являются поступления в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан о фактах нарушения в области порядка содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме, о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.
В адрес Государственной жилищной инспекции Ростовской области поступило обращение жительницы многоквартирного дома N 10 по б-ру Перовский в г. Азове Ростовской области по вопросам организации и проведения капитального ремонта указанного дома.
Основанием проведения проверки, согласно распоряжению явились ст. 20, 166 - 191 ЖК РФ, постановление Правительства РФ от 11.06.2013 N 493 "О государственном жилищном надзоре", Областной закон N 1101-ЗС "О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области", Положение о Государственной жилищной инспекции Ростовской области, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 27.02.2012 N 125, постановление Правительства Ростовской области от 23.09.2013 N 609.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 167 ЖК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
Таким образом, принятые на уровне субъекта Российской Федерации во исполнение ЖК РФ законы являются жилищным законодательством и могут содержать обязательные требования, которые должных соблюдаться участниками жилищных правоотношений.
На территории Ростовской области принят Областной закон от 11.06.2013 N 1101-ЗС "О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области" (Закон N 1101-ЗС).
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 1101-ЗС региональная программа утверждается в целях планирования и организации проведения на территории Ростовской области капитального ремонта, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.
В силу части 1 статьи 9 Закона N 1101-ЗС в целях реализации региональной программы капитального ремонта Правительство Ростовской области обязано утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта сроком от одного года до трех лет.
В соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 29.12.2014 N 894 "Об утверждении краткосрочного плана реализации Региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области на 2014-2049 годы на 2015 год" (далее - краткосрочный план) единственным участником краткосрочного плана определен региональный оператор.
Деятельность регионального оператора осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, настоящим Областным законом, принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Ростовской области (ч. 5 ст. 9).
В соответствии с частью 3 статьи 20 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора в отношении деятельности региональных операторов, организацией и проведением их проверок, применяются положения указанного Федерального закона с учетом особенностей, предусмотренных частью 4.3 настоящей статьи.
На основании части 4.3 статьи 20 ЖК РФ проверки деятельности региональных операторов проводятся с любой периодичностью и без формирования ежегодного плана проведения плановых проверок. Срок проведения проверок не ограничивается. Внеплановые проверки региональных операторов проводятся без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления региональных операторов о проведении таких проверок.
Спорное предписание выдано уполномоченным органом в пределах его компетенции в установленном законом порядке.
Таблицей N 1 краткосрочного плана утвержден перечень многоквартирных домов на территории Ростовской области, в которых планируется выполнить капитальный ремонт общего имущества в 2015 году.
Многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Азов, ул. б-р Петровский, 10, включен в региональную программу по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области на 2014-2049 годы, утвержденную постановлением Правительства Ростовской области от 26.12.2013 N 803, но без детализации на литеры, из которых он состоит.
Из материалов дела следует, что многоквартирный дом N 10 по бул. Петровский в г. Азове Ростовской области является объектом культурного наследия (1884 год ввода объекта в эксплуатацию) и состоит из двух литером А и Б отдельно стоящих, имеет один адрес. В одном литере находятся квартиры, а в другом была одна квартира N 8, которая переведена в нежилое помещение, но имеется подвал, который разделен на отдельные помещения, которые находятся в пользование жильцов обоих литеров и в региональную программу многоквартирный дом N 10 по бул. Петровский в г. Ростове-на-Дону внесен без разделения на литеры А и Б.
В соответствие с письмом Администрации города Азова от 14.10.2015 N 50/04-3/2405 здания литеров "А", "Б" дома N 10 по бул. Петровский в г. Ростове-на-Дону расположены на одном земельном участке, имеют один адрес. В литере "Б" значится одно помещение N 8, которое было переведено в нежилое помещение постановлением мэра города Азова от 27.12.2005 N 1066.
В настоящее время указанное нежилое помещение используется в качестве магазина.
Доводы апелляционной жалобы основаны на том, что поскольку подвальное помещение в жилом доме (литер А) фактически отсутствует, ремонт подвала был ошибочно включен в региональную программу, поэтому основания исполнения предписания отсутствовали.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции руководствовался, в том числе, письмом Администрации города Азова от 24.09.2015 N 50/04-3/2245, согласно которому литеры "А" и "Б" являются одним многоквартирным домом и имеют общий земельный участок. Общность земельного участка двух зданий подтверждена, в том числе Решением Департамента имущественных отношений потребительского рынка и малого бизнеса администрации города Азова Ростовской области от 20.09.2007 N 309.
Согласно части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещений в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание и ремонт принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1, подпунктом "ж" пункта 3 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - правила N 491) состав общего имущества определяется, в том числе собственниками помещений в многоквартирном доме в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества; в состав общего имущества могут быть включены объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Разъясняя смысл изложенных норм, Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 19.05.2009 N 489-О-О указал следующее. Помимо нежилых помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, в многоквартирном доме могут быть и иные нежилые помещения, которые предназначены для самостоятельного использования, являются недвижимыми вещами как самостоятельными объектами гражданских прав, в силу чего их правовой режим отличается от правового режима помещений, установленного в пункте 1 статьи 290 Кодекса и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.03.2010 N 13391/09 сформулирован правовой подход, в соответствии с которым правовой режим отдельных помещений как относящихся или не относящихся к общей долевой собственности собственников помещений в доме зависит от того, были ли спорные помещения предназначены (учтены, сформированы) для самостоятельного использования в целях, не связанных с обслуживанием жилого дома, использовались ли фактически в качестве общего имущества домовладельцами. При этом для определения правового режима помещений не имеет значения наличие в них инженерных коммуникаций, так как они расположены в каждом подвале и сами по себе не порождают право общей долевой собственности домовладельцев на помещения, уже выделенные для самостоятельного использования, не связанные с обслуживанием жилого дома.
Следовательно, разрешение вопроса о том, относится ли конкретное помещение к общему имуществу многоквартирного дома, зависит не только от технических характеристик объекта и наличия в нем инженерных коммуникаций, но и от назначения данного помещения (возможности его использования как самостоятельного).
В силу части 2 статьи 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений относятся принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта, принятие решений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме и другие вопросы.
Протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома об исключении литера Б из программы капитального ремонта в 2015 году отсутствует, такое решение не принималось.
В соответствии со сметной документацией, являющейся приложением к договору от 16.07.2015 N 253-2015, объем работ по установке лесов для ремонта фасада составил 457 м2, что соответствует площади проекции литеров, площадь работ по окраске фасада составила 370 м2, что примерно соответствует площади фасада с вычетом проемов литеров. Одна из смет составлена на ремонтные работы подвала.
Квитанции на оплату взносов на капитальный ремонт ежемесячно выставлялись собственнику помещения N 8, расположенного в лит. Б. Аванс в общем размере 40 602 руб. был выплачен за ремонт подвала. Размер суммы оплаченного аванса за фасад и кровлю соответствует 30% от сметной стоимости, включающей в себя оба литера. Однако ремонтные работы были выполнены с отступлением от видов и объемов работ, предусмотренных сметной документацией.
Поскольку многоквартирный дом N 10 по бул. Петровский в г. Азове Ростовской области указан в региональной программе без разделения на литеры, собственнику помещения N 8 литера Б выставлялись платежные документы по оплате взносов на проведение капитального ремонта, то инспекцией обоснованно выдано предписание от 03.12.2015 N 3244.
Кроме того, довод фонда об отсутствии оснований для отнесения подвального помещения к общему имуществу собственников многоквартирного дома литер А противоречит статье 290 Гражданского кодекса РФ, пункту 1 статьи 36, статьям 135 и 138 Жилищного кодекса Российской Федерации и правилам N 491.
Между НКО "Фонд капитального ремонта" и ООО "Союз Архстрой" на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома N 10 по б-ру Петровский в г. Ростове-на-Дону заключен договор от 16.07.2015 N 253-2015.
При этом ООО "Союз Архстрой", вопреки доводам жалобы, не является субъектом проверки при осуществлении полномочий по государственному жилищному надзору, поскольку данное юридическое лицо не осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а является только подрядчиком по выполнению отдельных видов работ.
В соответствии с ч. 1 ст. 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
В соответствии с п. 4 части 2 статьи 182 ЖК региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации.
Согласно п. 5 части 2 статьи 182 ЖК Региональный оператор обязан также осуществлять приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе обеспечить создание соответствующих комиссий с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта и (или) краткосрочных планов их реализации, лиц, осуществляющих управление данным многоквартирным домом, и представителей собственников помещений в многоквартирном доме. Нести ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за качество оказанных услуг и (или) выполненных работ в течение не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе за несвоевременное и ненадлежащее устранение выявленных нарушений (п. 11 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ).
Некоммерческая организация "Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту" является региональным оператором, который обязан контролировать и выявлять отступления от краткосрочного плана на момент производства ремонтных работ, в том числе на этапе их приемки, то есть, до их окончания и до оплаты, нести ответственность за качество, своевременность выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома.
Таким образом, судебная коллегия отклоняет довод фонда о том, что, как региональный оператор, он не относится к лицам, ответственным за мониторинг.
Исполнение фондом региональной программы и краткосрочного плана является обязательными требованиями в силу положений ст. ст. 5, 20 ЖК РФ, ст. 9 Закона N 1101-ЗС.
Кроме того, довод фонда о том, что по результатам проверки инспекции необходимо было направить в уполномоченные органы информацию о необходимости исключения из Региональной программы и краткосрочного плана такого вида работ, как ремонт подвала (литера Б), не основан на нормах права и, соответственно, не может служить основанием для признания предписания от 03.12.2015 N 3244 недействительным.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что предписание от 03.12.2015 N 3244 выдано уполномоченным лицом надлежащему субъекту, ответственному за проведение капитального ремонта многоквартирного дома N 10 по б-ру Петровский в г. Азове Ростовской области.
Общество не привело объективных причин, свидетельствующих о невозможности исполнения предписания в момент его выдачи и действия.
Из материалов дела видно, что спорное предписание следовало исполнить до 11.01.2016.
В судебном заседании представитель заявителя не отрицал, что предписание в установленный срок выполнено не было.
Последующее исключение работ по ремонту подвала из Региональной программы Постановлением Правительства Ростовской области от 29.06.20116 N 447 не является основанием для признания предписания недействительным, поскольку Постановление N 447 от 27.05.2016 принято на основании Акта технического состояния МКД от 27.05.2016, составленного Администрацией г. Азова и Управляющей компанией ООО "ЖКХ Дом5", т.е. после принятия предписания и истечения срока его исполнения.
Доводы апелляционной жалобы, с учетом изложенного, подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм права и фактически направленные на переоценку обстоятельств, рассмотренных в рамках данного дела.
Таким образом, судебная коллегия считает, что нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, а судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.06.2016 по делу N А53-5364/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.08.2016 N 15АП-12439/2016 ПО ДЕЛУ N А53-5364/2016
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 августа 2016 г. N 15АП-12439/2016
Дело N А53-5364/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 августа 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.
судей Т.Г. Гуденица, О.А. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания секретарем Смородиной Ю.А.
при участии:
- от заявителя: представитель по доверенности от 11.01.2016 N 6 Крикунова Т.Л.;
- от заинтересованного лица: представитель по доверенности от 22.03.2016 Усачева А.В., представитель по доверенности от 19.08.2016 Бородина Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу некоммерческой организации "Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 22.06.2016 по делу N А53-5364/2016
по заявлению некоммерческой организации "Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту"
к заинтересованному лицу - Государственной жилищной инспекции Ростовской области
о признании недействительным предписания,
принятое в составе судьи И.В. Колесник,
установил:
некоммерческая организация "Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту" (далее - заявитель, фонд, НКО "Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту") обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Ростовской области (далее - инспекция) о признании недействительным предписания от 03.12.2015 N 3244.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 22.06.2016 в удовлетворении заявления отказано.
Решение мотивировано тем, что заявителем не представлено достаточных доказательств в обоснование доводов о незаконности оспариваемого предписания и не доказано, что этим ненормативным правовым актом нарушаются его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Некоммерческая организация "Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту" обжаловала решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.06.2016 в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивированна следующим. Суд первой инстанции не указал нормы права, устанавливающие наличие полномочий инспекции на совершение такого рода проверок и выдачу фонду предписаний о выполнении работ по капитальному ремонту. Протокол обследования б/н от 24.11.2015 г. содержит неточности в части указания на литеры, поскольку по адресу бул. Петровский, 10 в г. Азове Ростовской области, расположены два строения Литеры А и Б, которые не имеют общих конструктивных элементов и несущих конструкций, не имеют общих точек подключения, а также одноэтажное здание (литер Б) не относится к многоквартирному дому (литер А). При этом подвальное помещение в жилом доме (Литер А) фактически отсутствует, фонд проинформировал инспекцию о подготовке документов на исключение подвального помещения из договора. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что подвал принадлежит жильцам многоквартирного жилого дома на праве общей долевой собственности. В связи с тем, что подвал в жилом доме (Литер А) отсутствует, составленные 03.12.2015, акт проверки N 10026 является незаконным, а предписание N 3244 неисполнимым.
Ссылки инспекции на пп. 2.2. и 2.3. устава не могут характеризовать выявленное конкретное нарушение, поскольку постановлением Министерства ЖКХ РО N 4 от 22.04.2015 утверждена новая редакция устава НКО "Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту". Фонд, как региональный оператор, не относится к ответственным за мониторинг лицам, а является исполнителем Региональной программы капитального ремонта. Подтверждением того, что ремонт подвала был ошибочно включен в Региональную программу является его исключения из Региональной программы постановлением Правительства РФ N 447 от 29.06.2016 г. на основании акта технического состояния МКД от 27.05.2016, составленного Администрацией г. Азова и Управляющей компанией ООО "ЖКХ Дом 5".
В отзыве на апелляционную жалобу инспекция просила оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель НО "Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту" поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель инспекции не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в целях реализации государственной программы Ростовской области "Обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами населения Ростовской области" (утверждена Постановлением Правительства Ростовской области N 603 от 25.09.2013), между заказчиком НКО "Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту" и подрядной организацией ООО "Союз Архстрой" заключен договор N 253-2015 от 16.07.2015 на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме N 10 по бул. Петровский г. Азове Ростовской области.
По условиям договора N 253-2015 от 16.07.2015 подрядчик обязан выполнить работы в установленные договором сроки и передать заказчику комплект исполнительной документации, который включает уточненные сметы, перечни фактически выполненных работ, исполнительные чертежи, акты приемки работ, акты освидетельствования скрытых работ и ответственных конструкций.
Государственная жилищная инспекция провела внеплановую выездную проверку выполнения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме N 10 по бул. Петровский г. Азове Ростовской области по заявлениям жильцов, в результате которой выявлены нарушения в части некачественного исполнения отдельных видов работ, предусмотренных сметной документацией, а именно: невыполнение ремонта подвала в соответствии с программой в срок.
03.12.2015 с целью устранения выявленных нарушений, Государственная жилищная инспекция вынесла предписание N 3244 о проведении НКО "Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту" всех видов работ многоквартирного дома, предусмотренных Региональной программой и в объемах, предусмотренных сметной документацией.
Не согласившись с вынесенным предписанием Государственной жилищной инспекцией Ростовской области от 03.12.2015 N 3244, используя право на обжалование, предусмотренное статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, НКО "Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту" обратилась в Арбитражный суд с заявлением.
Повторно изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к переоценке выводов суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований ввиду следующего.
Согласно пункту 1.1 Положения о Государственной жилищной инспекции Ростовской области, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 27.02.2012 N 125 (далее - положение N 125), Государственная жилищная инспекция Ростовской области является органом исполнительной власти Ростовской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора на территории Ростовской области.
В соответствии с пунктом 6 положения N 125, должностные лица Государственной жилищной инспекции имеют право выдавать предписания собственникам, владельцам и пользователям жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий об устранении выявленных нарушений.
Аналогичные полномочия также вытекают из Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 N 493.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктом 3.3.1 Порядка осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Ростовской области, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 23.09.2013 N 609 (далее - порядок N 609), предметом проверок Государственной жилищной инспекции Ростовской области в рамках осуществления регионального государственного жилищного надзора является соблюдение специализированными некоммерческими организациями, осуществляющими деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, обязательных требований жилищного законодательства.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, Государственная жилищная инспекция Ростовской области является уполномоченным лицом на осуществление государственного жилищного надзора и по выдаче предписания об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства.
Согласно пунктам 7.1. и 7.2 порядка N 609 к отношениям, связанным с осуществлением жилищного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляемых государственными жилищными инспекторами, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ с учетом особенностей, установленных частями 4.1 - 4.3 статьи 20 ЖК РФ, а также положения настоящего порядка и Административного регламента исполнения инспекцией государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора на территории Ростовской области (далее - административный регламент).
Судебная коллегия отклоняет доводы фонда о том, что распоряжение и.о. начальника инспекции В.Н. Михайленко от 05.11.2015 г. N 10026 нарушает требования жилищного законодательства, а также законные права и интересы фонда.
В соответствии части 4.2 статьи 20 ЖК РФ основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", являются поступления в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан о фактах нарушения в области порядка содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме, о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.
В адрес Государственной жилищной инспекции Ростовской области поступило обращение жительницы многоквартирного дома N 10 по б-ру Перовский в г. Азове Ростовской области по вопросам организации и проведения капитального ремонта указанного дома.
Основанием проведения проверки, согласно распоряжению явились ст. 20, 166 - 191 ЖК РФ, постановление Правительства РФ от 11.06.2013 N 493 "О государственном жилищном надзоре", Областной закон N 1101-ЗС "О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области", Положение о Государственной жилищной инспекции Ростовской области, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 27.02.2012 N 125, постановление Правительства Ростовской области от 23.09.2013 N 609.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 167 ЖК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
Таким образом, принятые на уровне субъекта Российской Федерации во исполнение ЖК РФ законы являются жилищным законодательством и могут содержать обязательные требования, которые должных соблюдаться участниками жилищных правоотношений.
На территории Ростовской области принят Областной закон от 11.06.2013 N 1101-ЗС "О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области" (Закон N 1101-ЗС).
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 1101-ЗС региональная программа утверждается в целях планирования и организации проведения на территории Ростовской области капитального ремонта, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.
В силу части 1 статьи 9 Закона N 1101-ЗС в целях реализации региональной программы капитального ремонта Правительство Ростовской области обязано утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта сроком от одного года до трех лет.
В соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 29.12.2014 N 894 "Об утверждении краткосрочного плана реализации Региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области на 2014-2049 годы на 2015 год" (далее - краткосрочный план) единственным участником краткосрочного плана определен региональный оператор.
Деятельность регионального оператора осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, настоящим Областным законом, принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Ростовской области (ч. 5 ст. 9).
В соответствии с частью 3 статьи 20 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора в отношении деятельности региональных операторов, организацией и проведением их проверок, применяются положения указанного Федерального закона с учетом особенностей, предусмотренных частью 4.3 настоящей статьи.
На основании части 4.3 статьи 20 ЖК РФ проверки деятельности региональных операторов проводятся с любой периодичностью и без формирования ежегодного плана проведения плановых проверок. Срок проведения проверок не ограничивается. Внеплановые проверки региональных операторов проводятся без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления региональных операторов о проведении таких проверок.
Спорное предписание выдано уполномоченным органом в пределах его компетенции в установленном законом порядке.
Таблицей N 1 краткосрочного плана утвержден перечень многоквартирных домов на территории Ростовской области, в которых планируется выполнить капитальный ремонт общего имущества в 2015 году.
Многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Азов, ул. б-р Петровский, 10, включен в региональную программу по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области на 2014-2049 годы, утвержденную постановлением Правительства Ростовской области от 26.12.2013 N 803, но без детализации на литеры, из которых он состоит.
Из материалов дела следует, что многоквартирный дом N 10 по бул. Петровский в г. Азове Ростовской области является объектом культурного наследия (1884 год ввода объекта в эксплуатацию) и состоит из двух литером А и Б отдельно стоящих, имеет один адрес. В одном литере находятся квартиры, а в другом была одна квартира N 8, которая переведена в нежилое помещение, но имеется подвал, который разделен на отдельные помещения, которые находятся в пользование жильцов обоих литеров и в региональную программу многоквартирный дом N 10 по бул. Петровский в г. Ростове-на-Дону внесен без разделения на литеры А и Б.
В соответствие с письмом Администрации города Азова от 14.10.2015 N 50/04-3/2405 здания литеров "А", "Б" дома N 10 по бул. Петровский в г. Ростове-на-Дону расположены на одном земельном участке, имеют один адрес. В литере "Б" значится одно помещение N 8, которое было переведено в нежилое помещение постановлением мэра города Азова от 27.12.2005 N 1066.
В настоящее время указанное нежилое помещение используется в качестве магазина.
Доводы апелляционной жалобы основаны на том, что поскольку подвальное помещение в жилом доме (литер А) фактически отсутствует, ремонт подвала был ошибочно включен в региональную программу, поэтому основания исполнения предписания отсутствовали.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции руководствовался, в том числе, письмом Администрации города Азова от 24.09.2015 N 50/04-3/2245, согласно которому литеры "А" и "Б" являются одним многоквартирным домом и имеют общий земельный участок. Общность земельного участка двух зданий подтверждена, в том числе Решением Департамента имущественных отношений потребительского рынка и малого бизнеса администрации города Азова Ростовской области от 20.09.2007 N 309.
Согласно части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещений в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание и ремонт принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1, подпунктом "ж" пункта 3 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - правила N 491) состав общего имущества определяется, в том числе собственниками помещений в многоквартирном доме в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества; в состав общего имущества могут быть включены объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Разъясняя смысл изложенных норм, Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 19.05.2009 N 489-О-О указал следующее. Помимо нежилых помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, в многоквартирном доме могут быть и иные нежилые помещения, которые предназначены для самостоятельного использования, являются недвижимыми вещами как самостоятельными объектами гражданских прав, в силу чего их правовой режим отличается от правового режима помещений, установленного в пункте 1 статьи 290 Кодекса и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.03.2010 N 13391/09 сформулирован правовой подход, в соответствии с которым правовой режим отдельных помещений как относящихся или не относящихся к общей долевой собственности собственников помещений в доме зависит от того, были ли спорные помещения предназначены (учтены, сформированы) для самостоятельного использования в целях, не связанных с обслуживанием жилого дома, использовались ли фактически в качестве общего имущества домовладельцами. При этом для определения правового режима помещений не имеет значения наличие в них инженерных коммуникаций, так как они расположены в каждом подвале и сами по себе не порождают право общей долевой собственности домовладельцев на помещения, уже выделенные для самостоятельного использования, не связанные с обслуживанием жилого дома.
Следовательно, разрешение вопроса о том, относится ли конкретное помещение к общему имуществу многоквартирного дома, зависит не только от технических характеристик объекта и наличия в нем инженерных коммуникаций, но и от назначения данного помещения (возможности его использования как самостоятельного).
В силу части 2 статьи 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений относятся принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта, принятие решений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме и другие вопросы.
Протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома об исключении литера Б из программы капитального ремонта в 2015 году отсутствует, такое решение не принималось.
В соответствии со сметной документацией, являющейся приложением к договору от 16.07.2015 N 253-2015, объем работ по установке лесов для ремонта фасада составил 457 м2, что соответствует площади проекции литеров, площадь работ по окраске фасада составила 370 м2, что примерно соответствует площади фасада с вычетом проемов литеров. Одна из смет составлена на ремонтные работы подвала.
Квитанции на оплату взносов на капитальный ремонт ежемесячно выставлялись собственнику помещения N 8, расположенного в лит. Б. Аванс в общем размере 40 602 руб. был выплачен за ремонт подвала. Размер суммы оплаченного аванса за фасад и кровлю соответствует 30% от сметной стоимости, включающей в себя оба литера. Однако ремонтные работы были выполнены с отступлением от видов и объемов работ, предусмотренных сметной документацией.
Поскольку многоквартирный дом N 10 по бул. Петровский в г. Азове Ростовской области указан в региональной программе без разделения на литеры, собственнику помещения N 8 литера Б выставлялись платежные документы по оплате взносов на проведение капитального ремонта, то инспекцией обоснованно выдано предписание от 03.12.2015 N 3244.
Кроме того, довод фонда об отсутствии оснований для отнесения подвального помещения к общему имуществу собственников многоквартирного дома литер А противоречит статье 290 Гражданского кодекса РФ, пункту 1 статьи 36, статьям 135 и 138 Жилищного кодекса Российской Федерации и правилам N 491.
Между НКО "Фонд капитального ремонта" и ООО "Союз Архстрой" на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома N 10 по б-ру Петровский в г. Ростове-на-Дону заключен договор от 16.07.2015 N 253-2015.
При этом ООО "Союз Архстрой", вопреки доводам жалобы, не является субъектом проверки при осуществлении полномочий по государственному жилищному надзору, поскольку данное юридическое лицо не осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а является только подрядчиком по выполнению отдельных видов работ.
В соответствии с ч. 1 ст. 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
В соответствии с п. 4 части 2 статьи 182 ЖК региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации.
Согласно п. 5 части 2 статьи 182 ЖК Региональный оператор обязан также осуществлять приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе обеспечить создание соответствующих комиссий с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта и (или) краткосрочных планов их реализации, лиц, осуществляющих управление данным многоквартирным домом, и представителей собственников помещений в многоквартирном доме. Нести ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за качество оказанных услуг и (или) выполненных работ в течение не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе за несвоевременное и ненадлежащее устранение выявленных нарушений (п. 11 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ).
Некоммерческая организация "Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту" является региональным оператором, который обязан контролировать и выявлять отступления от краткосрочного плана на момент производства ремонтных работ, в том числе на этапе их приемки, то есть, до их окончания и до оплаты, нести ответственность за качество, своевременность выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома.
Таким образом, судебная коллегия отклоняет довод фонда о том, что, как региональный оператор, он не относится к лицам, ответственным за мониторинг.
Исполнение фондом региональной программы и краткосрочного плана является обязательными требованиями в силу положений ст. ст. 5, 20 ЖК РФ, ст. 9 Закона N 1101-ЗС.
Кроме того, довод фонда о том, что по результатам проверки инспекции необходимо было направить в уполномоченные органы информацию о необходимости исключения из Региональной программы и краткосрочного плана такого вида работ, как ремонт подвала (литера Б), не основан на нормах права и, соответственно, не может служить основанием для признания предписания от 03.12.2015 N 3244 недействительным.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что предписание от 03.12.2015 N 3244 выдано уполномоченным лицом надлежащему субъекту, ответственному за проведение капитального ремонта многоквартирного дома N 10 по б-ру Петровский в г. Азове Ростовской области.
Общество не привело объективных причин, свидетельствующих о невозможности исполнения предписания в момент его выдачи и действия.
Из материалов дела видно, что спорное предписание следовало исполнить до 11.01.2016.
В судебном заседании представитель заявителя не отрицал, что предписание в установленный срок выполнено не было.
Последующее исключение работ по ремонту подвала из Региональной программы Постановлением Правительства Ростовской области от 29.06.20116 N 447 не является основанием для признания предписания недействительным, поскольку Постановление N 447 от 27.05.2016 принято на основании Акта технического состояния МКД от 27.05.2016, составленного Администрацией г. Азова и Управляющей компанией ООО "ЖКХ Дом5", т.е. после принятия предписания и истечения срока его исполнения.
Доводы апелляционной жалобы, с учетом изложенного, подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм права и фактически направленные на переоценку обстоятельств, рассмотренных в рамках данного дела.
Таким образом, судебная коллегия считает, что нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, а судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.06.2016 по делу N А53-5364/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Р.Р.ИЛЮШИН
Судьи
Т.Г.ГУДЕНИЦА
О.А.СУЛИМЕНКО
Р.Р.ИЛЮШИН
Судьи
Т.Г.ГУДЕНИЦА
О.А.СУЛИМЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)