Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.06.2017 N 16АП-877/2017 ПО ДЕЛУ N А63-8239/2016

Разделы:
Управление многоквартирным домом; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 июня 2017 г. по делу N А63-8239/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 июня 2017 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сулейманова З.М.,
судей: Егорченко И.Н., Казаковой Г.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Наниковым Д.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета муниципального заказа и торговли администрации города Ставрополя на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 26.12.2016 по делу N А63-8239/2016 (судья Быкодорова Л.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом", г. Москва, ОГРН 1157746180305, ИНН 7704307993,
к администрации города Ставрополя,
с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: управления Ставропольского края по строительному и жилищному надзору, г. Ставрополь, 603-его отдела территориальной эксплуатации и контроля за оказанием услуг Министерства обороны Российской Федерации, г. Ставрополь, комитета муниципального заказа и торговли администрации города Ставрополя,
о признании незаконным отказа от 24.06.2016 (исх. N 09/5-2130) в установлении экономически обоснованного размера платы за содержание и ремонт жилых помещений, относящихся к государственному жилищному фонду, принадлежащему Министерству обороны Российской Федерации, в общежитии, расположенном по адресу: г. Ставрополь, ул. Ленина, дом 233,
об обязании принять решение об установлении экономически обоснованного размера платы за содержание и ремонт жилых помещений, относящихся к государственному жилищному фонду, принадлежащему Министерству обороны Российской Федерации, в общежитии, расположенном по адресу: г. Ставрополь, ул. Ленина, дом 233,
о взыскании задолженности,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом", г. Москва (далее - заявитель, ООО "ГУЖФ") обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края к администрации города Ставрополя (далее - заинтересованное лицо, администрация) с заявлением о признании незаконным отказа от 24.06.2016 (исх. N 09/5-2130) в установлении экономически обоснованного размера платы за содержание и ремонт жилых помещений, относящихся к государственному жилищному фонду, принадлежащему Министерству обороны Российской Федерации, в общежитии, расположенном по адресу: г. Ставрополь, ул. Ленина, дом 233.
Решением суда от 26.12.2016 заявленные требования удовлетворены. Суд первой инстанции пришел к выводу, что представленные в материалы дела доказательства в полной мере свидетельствуют о том, что оспариваемый акт не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя.
Не согласившись с решением суда от 26.12.2016, комитет муниципального заказа и торговли администрации города Ставрополя (далее - комитет) обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить полностью и принять по данному делу новый судебный акт, отказав ООО "ГУЖФ" в заявленных требованиях. Апеллянт указал, что собственник выбрал способ управления и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, в связи с чем установление размера платы за содержание жилого помещения не входит в полномочия органа местного самоуправления. Также комитет указывает, что заявитель не представил ему документы, подтверждающие принадлежность общежития к государственному жилищному фонду. Заявитель апелляционной жалобы считает, что размер платы за содержание жилого помещения должен определяться индивидуально для каждого многоквартирного дома на основании утвержденного собственниками помещений такого дома перечня и периодичности проведения работ и (или) оказания услуг.
Отзыв на жалобу суду не предоставлен.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена на сайте http://kad.arbitr.ru/ в соответствии положениями статьи 121 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в силу статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев повторно дело по апелляционной жалобе в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, изучив и оценив в совокупности материалы дела, находит решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 27.07.2015 между Министерством обороны РФ (заказчик), выполняющим правомочия собственника жилищного фонда, и ООО "ГУЖФ" (управляющая организация) заключен договор N 2-УЖФ-04 управления жилищным фондом, закрепленном за Вооруженными Силами Российской Федерации, целью которого согласно пункту 2.1 является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества и ремонта в жилищном фонде, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации (далее - жилищный фонд), а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в жилищном фонде.
Перечень многоквартирных жилых домов (Перечень жилищного фонда) содержится в Приложении N 1 к договору (пункт 1.2). В отношении передаваемого в управление жилищного фонда управляющая организация приобретает права и обязанности по его управлению, обслуживанию, содержанию и эксплуатации (пункт 2.4).
Согласно пункту 2.5 договора управления N 2-УЖФ-04 от 27.07.2015 неотъемлемой частью договора являются техническое соглашение и приложения к нему, в том числе N 2-10, протокол согласования стоимости услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества объектов жилищного фонда, передаваемого заказчиком управляющей организации по тарифам, установленным заказчиком, и стоимости коммунальных ресурсов по тарифам и ценам, утвержденным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также стоимости за пользование жилым помещением (плата за наем) в порядке, установленном в Министерстве обороны РФ.
19.05.2016 между Министерством обороны РФ и ООО "ГУЖФ" было подписано дополнительное соглашение N 4 к договору управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами РФ, N 2-УЖФ-04 от 27.07.2015. Приложением N 3 к данному дополнительному соглашению на основании представленных экономически обоснованных расчетов утверждена стоимость платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов, принадлежащих Министерству обороны РФ, в том числе и для общежития, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. Ленина, д. 233, в размере 46,28 руб. за 1 кв. м.
ООО "ГУЖФ" своевременно и надлежащим образом исполнило требования, установленные частью 3 статьи 156 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ), обратившись в Администрацию г. Ставрополя с заявлением об установлении экономически обоснованного размера платы за содержание и ремонт жилых помещений в данном жилищном фонде с приложением расчета тарифа, утвержденного Министерством обороны РФ в размере 46,28 руб. за 1 кв. м.
На основании пункта 3.1.1 договора управления управляющая организация обязана осуществлять управление общим имуществом в жилищном жилом фонде в соответствии с условиями договора и законодательством Российской Федерации с наибольшей выгодой в интересах заказчика, указанными в пунктах 2.1, 2.2 договора, а также в соответствии с требованиями действующих технических регламентов, стандартов, правил и норм, государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, гигиенических нормативов, иных правовых норм.
Пунктом 3.1.6 договора управления установлена обязанность управляющей организации принимать плату за содержание и текущий ремонт общего имущества, плату за пользование жилым помещением (плату за наем), а также плату за управление жилищным фондом, коммунальные и другие услуги в соответствии с техническими соглашениями, заключаемыми в рамках договора.
Согласно пункту 4.1. договора управления управляющая организация обязуется осуществлять расчеты и сбор платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда на основании приложения N 2-10 к договору.
В материалах дела имеется протокол N 1 от 19.07.2015 общего собрания собственников многоквартирных жилых домов со 100% собственностью МО РФ, расположенных в ЮФО.
Указанный протокол по своему содержанию является решением единоличного собственника жилых помещений многоквартирных домов, которым в том числе постановлено применять при расчетах с населением платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения, платы за пользование жилым помещением в размере, установленном органами местного самоуправления на территориях муниципальных образований.
В силу части 4 статьи 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 данной статьи. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.
Следовательно, положения части 4 статьи 155 ЖК РФ согласуются с частью 3 статьи 156, статьей 158 ЖК РФ, а именно органами местного самоуправления устанавливается размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда, которая уплачивается управляющей организации.
Статья 2 ЖК РФ устанавливает обязанность органов местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивать условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан, потребителей коммунальных услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 16 Закона об общих принципах организации местного самоуправления обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством относятся к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с частью 3 статьи 156 ЖК РФ размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).
Из приведенных норм следует, что наниматели жилых помещений по договору найма жилых помещений государственного или муниципального фонда в многоквартирном доме вносят плату за содержание жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги управляющей организации, осуществляющей управление соответствующим домом, при этом размер платы для нанимателей жилых помещений по договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда устанавливается органами местного самоуправления.
Таким образом, именно органы местного самоуправления устанавливают размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей по договорам найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда как для групп многоквартирных домов, так и отдельно для каждого многоквартирного дома, в котором есть такие жилые помещения. При этом органы местного самоуправления устанавливают плату за пользование жилым помещением (плату за наем), плату за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений не только муниципального, но и государственного жилищного фонда.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 19 ЖК РФ государственный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации). При этом, ЖК РФ не предусмотрено деление государственного жилищного фонда на многоквартирные жилые дома и общежития, следовательно, процедура установления размера платы за содержание жилого помещения для нанимателей по договорам найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда не может отличаться в зависимости о того, является ли объект, относящийся к государственному жилищному фонду, многоквартирным домом или общежитием.
100% долей собственности на вышеназванное общежитие принадлежат Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ, в данном общежитии собственники жилых помещений отсутствуют, данные жилые помещения являются государственным жилищным фондом (в них проживают граждане (наниматели) по договорам найма жилых помещений), что подтверждается имеющимся в материалах дела свидетельством о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на данное общежитие.
Согласно пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Содержание общего имущества поставлено в зависимость от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома (пункт 11 Правил содержания общего имущества).
Установление органами местного самоуправления размера платы за пользование жилым помещением, в соответствии с частью 3 статьи 156 ЖК РФ, направлено на обеспечение надлежащего функционирования жилищно-коммунального хозяйства и не предполагает возможности принятия произвольных решений данными органами, которые при реализации указанного полномочия должны руководствоваться критериями пропорциональности и соразмерности с целью соблюдения баланса интересов участников жилищных отношений (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21.04.2011 N 522-0-0).
Таким образом, обязанность по установлению размера платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда возложена законом на органы местного самоуправления.
В соответствии со статьей 131 Конституции РФ местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
Статьей 132 Конституции РФ предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
На основании пункта 1 статьи 156 ЖК РФ установлено плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Пунктом 3 статьи 156 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления.
Таким образом, обязанность по установлению размера платы за содержание и ремонт жилых помещений по договорам найма жилого помещения, в том числе государственного жилищного фонда, возложена законом на органы местного самоуправления.
Администрация города Ставрополя является органом местного самоуправления, наделенным соответствующими полномочиями и обязанностями, установленными Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного правового акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
В соответствии с частью 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
На основании части 2 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность и взаимную связь доказательств в совокупности.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что представленные в материалы дела доказательства в полной мере свидетельствуют о том, что оспариваемый акт не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Довод апелляционной жалобы о том, что собственник выбрал способ управления и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, в связи с чем установление размера платы за содержание жилого помещения не входит в полномочия органа местного самоуправления, подлежит отклонению. Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обязанность по установлению размера платы за содержание и ремонт жилых помещений по договорам найма жилого помещения, в том числе государственного жилищного фонда, возложена законом на органы местного самоуправления. Администрация города Ставрополя является органом местного самоуправления, наделенным соответствующими полномочиями и обязанностями, установленными Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Довод апеллянта о том, что заявитель не представил ему документы, подтверждающие принадлежность общежития к государственному жилищному фонду, не может быть принят апелляционным судом. Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 19 ЖК РФ государственный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации). При этом, ЖК РФ не предусмотрено деление государственного жилищного фонда на многоквартирные жилые дома и общежития, следовательно, процедура установления размера платы за содержание жилого помещения для нанимателей по договорам найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда не может отличаться в зависимости о того, является ли объект, относящийся к государственному жилищному фонду, многоквартирным домом или общежитием.
Довод о том, что размер платы за содержание жилого помещения должен определяться индивидуально для каждого многоквартирного дома на основании утвержденного собственниками помещений такого дома перечня и периодичности проведения работ и (или) оказания услуг, также является несостоятельным. Пунктом 3 статьи 156 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления.
В силу изложенного, решение Арбитражного суда Ставропольского края от 26.12.2016 по делу N А63-8239/2016 принято при правильном применении норм материального права, содержащиеся в нем выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Доводы апелляционной жалобы проверены и отклонены по указанным выше основаниям.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 26.12.2016 по делу N А63-8239/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий
З.М.СУЛЕЙМАНОВ
Судьи
И.Н.ЕГОРЧЕНКО
Г.В.КАЗАКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)