Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 05.02.2016 N Ф10-5219/2015 ПО ДЕЛУ N А36-2909/2015

Требование: О признании незаконными решения и предписания антимонопольного органа.

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Антимонопольный орган указал на наличие в действиях общества нарушения закона о защите конкуренции в части злоупотребления доминирующим положением путем предъявления счетов на оплату за услугу горячего водоснабжения, предоставленную на общедомовые нужды нежилого помещения.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 февраля 2016 г. N Ф10-5219/2015

Дело N А36-2909/2015

Резолютивная часть объявлена 03.02.2016
Полный текст постановления изготовлен 05.02.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Смолко С.И.
судей Ключниковой Н.В., Стрегелевой Г.А.
при ведении протокола помощником судьи Тарасовой О.В.
при участии в заседании:
от заявителя - ПАО "Квадра - генерирующая компания", г. Тула, в лице филиала ПАО "Квадра" - "Липецкая генерация", г. Липецк, ОГРН 1056882304489 Плотников В.В. - дов. от 01.01.2016 N 13/2016
от заинтересованного лица - УФАС по Липецкой области, г. Липецк, ОГРН 1024840864432 Гребенщиков М.А. - дов. от 02.02.2016 N 13
от третьих лиц - АУК "Липецкий областной выставочный зал", г. Липецк не явились
Государственной жилищной инспекции Липецкой области, г. Липецк не явились
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Липецкой области, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области на решение Арбитражного суда Липецкой области от 13.08.2015 (судья Хорошилов А.А.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2015 (судьи Миронцева Н.Д., Донцов П.В., Семенюта Е.А.) по делу N А36-2909/2015,

установил:

публичное акционерное общество "Квадра - Генерирующая компания" (с учетом изменения наименования, далее - ПАО "КВАДРА", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области (далее - УФАС, Управление, антимонопольный орган) от 14.05.2015 N 33.
Решением суда от 13.08.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 03.11.2015, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление просит отменить решение, постановление суда в связи с неправильным применением норм материального права, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителей УФАС, общества, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как видно из материалов дела и установлено судом, у автономного учреждения культуры "Липецкий областной выставочный зал" (далее - учреждение) в оперативном управлении находится нежилое встроенно-пристроенное помещение N 1 выставочного зала площадью 1209,3 кв. м, расположенное по адресу: г. Липецк, ул. Ленина, дом N 9, что подтверждается свидетельством о праве от 24.10.2013 (т. 2, л.д. 144).
Между обществом и учреждением 28.07.2014 заключен договор N 10253 на поставку коммунального ресурса в виде отопления в отношении вышеуказанного помещения.
С июня 2014 ОАО "Квадра" выставляло АУК "Липецкий областной выставочный зал" счета на горячую воду, в том числе на общедомовые нужды.
Подача тепловой энергии и теплоносителя в вышеуказанное помещение осуществляется через два тепловых ввода, оснащенных приборами учета. Горячее водоснабжение на индивидуальное потребление в помещении выставочного зала отсутствует.
В адрес УФАС поступило заявление автономного учреждения по вопросу выставления ОАО "Квадра - "Генерирующая компания" счетов на оплату за услугу горячего водоснабжения, поставленную на общедомовые нужды, в отношении АУК "Липецкий областной выставочный зал".
Рассмотрев дело N 33 по признакам нарушения ОАО "Квадра - "Генерирующая компания" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), УФАС 14.04.2015 приняло решение о признании наличия нарушения части 1 статьи 10 Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ в действиях ОАО "Квадра - Генерирующая компания" в лице филиала ОАО "Квадра" - "Восточная генерация" выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением и ущемлении интересов других лиц путем предъявления ОАО "Квадра-Генерирующая компания" в лице филиала ОАО "Квадра" - "Восточная генерация" счетов на плату за услугу горячего водоснабжения, предоставленную на общедомовые нужды в отношении объекта - нежилого встроенно-пристроенного помещения АУК "Липецкий областной выставочный зал", расположенного по адресу: г. Липецк, ул. Ленина, д. 9, в отсутствии законных оснований для таких начислений и выдало ОАО "Квадра - "Генерирующая компания" в лице филиала ОАО "Квадра-"Восточная генерация" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
По мнению антимонопольного органа, поскольку АУК "Липецкий областной выставочный зал" не является потребителем коммунальной услуги "горячее водоснабжение" в нежилом встроенно-пристроенном помещении, то оно не должно вносить плату за коммунальную услугу горячего водоснабжения, предоставленную на общедомовые нужды, и соответственно, филиал ОАО "Квадра" незаконно выставляет учреждению счета на оплату за эту услугу.
Посчитав решение и предписание антимонопольного органа незаконными, общество оспорило их в суде.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из законности и обоснованности действий общества, руководствуясь при этом статьями 210, 249, 296, 307 - 310 ГК РФ, статьями 4, 36, 37, 39, 153, 158 ЖК РФ. Суд пришел к выводу о том, что тот факт, что Общество не пользуется услугой горячего водоснабжения для собственных нужд, не освобождает его от оплаты за горячее водоснабжение на общедомовые нужды.
Между тем, такие выводы нельзя признать законными и обоснованными.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В соответствии с приказом Липецкого УФАС России от 10.05.2012 N 105 общество включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке по производству, передаче и поставке тепловой энергии с долей более 50% в географических границах Липецкой области, в связи с чем занимает доминирующее положение на этом товарном рынке.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям прибора учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии определен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Согласно пункту 2 Правил N 354 "потребитель" - лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 18 Правил N 354 собственник нежилого помещения в многоквартирном доме вправе в целях обеспечения коммунальными ресурсами принадлежащего ему нежилого помещения в многоквартирном доме заключать договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения) непосредственно с ресурсоснабжающими организациями.
Указанные договоры заключаются в порядке и в соответствии с требованиями, установленными гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении. В случае приобретения собственником нежилого помещения в многоквартирном доме коммунальных ресурсов по указанным договорам такой собственник обязан вносить в порядке, установленном настоящими Правилами, плату за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, а также предоставлять исполнителю, предоставляющему коммунальные услуги потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, в котором расположено нежилое помещение собственника, в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами для передачи потребителями информации о показаниях индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, данные об объемах коммунальных ресурсов, потреблены расчетный период по указанным договорам.
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги предоставленные на общедомовые нужды).
Таким образом, лицо, не являющееся потребителем коммунальной услуги многоквартирном доме, не вносит плату ни за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, ни за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды.
Договор поставки горячей воды между АУК "Липецкий областной выставочный зал" и филиалом ОАО "Квадра" отсутствует. Согласно письму филиала ОАО "Квадра" от 10.02.2015 N АА-315/1010 горячее водоснабжение на индивидуальное потребление в помещении выставочного зала отсутствует.
Более того, согласно договору поставки коммунальных ресурсов от 28.07.2014 N 10253 поставщик (филиал ОАО "Квадра") обязуется поставлять заказчику (АУК "Липецкий областной выставочный зал") коммунальные ресурсы на отопление. В п. 2.2 данного договора указаны расчетные часовые тепловые и объемные нагрузки по настоящему договору (приложение N 1) которые составляют: на горячее водоснабжение - 0 Гкал/час, при расчетном водозаборе о м{\super 3/час. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что услуга по горячему водоснабжению в АУК "Липецкий областной выставочный зал" не оказывается.
Из вышеизложенного следует, что АУК "Липецкий областной выставочный зал" не приобреталась и не потреблялась горячая вода на нужды горячего водоснабжения, в связи с чем, АУК "Липецкий областной выставочный зал" не является потребителем коммунальной услуги "горячее водоснабжение" в соответствии с понятием, приведенным в Правилах N 354.
Таким образом, исходя из вышеизложенного и толкования понятий "потребитель" и "коммунальные услуги", изложенных в п. 2 Правил N 354, АУК "Липецкий областной выставочный зал" не является потребителем коммунальной услуги "горячее водоснабжение". Таким образом, АУК "Липецкий областной выставочный зал" не должно вносить плату за коммунальную услугу "горячее водоснабжение", предоставленную на общедомовые нужды и соответственно филиал ОАО "Квадра" незаконно выставляет плату за услугу горячего водоснабжения, предоставленную на общедомовые нужды в встроенно-пристроенное помещение N 1 выставочного зала, расположенного по адресу: г. Липецк, ул. Ленина, д. 9, в адрес АУК "Липецкий областной выставочный зал", не являющимся потребителем услуги "горячее водоснабжение".
Вышеуказанные действия общества по предъявлению счетов на оплату за услугу горячего водоснабжения, предоставленную на общедомовые нужды в отношении АУК "Липецкий областной выставочный зал" является ущемлением интересов АУК "Липецкий областной выставочный зал", поскольку возлагает обязанность по оплате объемов горячей воды, приходящихся на общедомовые нужды, в отсутствии законных оснований для таких начислений, поскольку учреждение не является потребителем коммунальной услуги "горячее водоснабжение", что свидетельствует о нарушении обществом требований, указанных в части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ.
Вышеперечисленные выводы согласуются с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 20.05.2015 N 306КГ15-4030.
При таких обстоятельствах оспариваемые судебные акты подлежат отмене, а требования общества не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 287, ч. 1 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Липецкой области от 13.08.2015 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2015 по делу N А36-2909/2015 отменить, в удовлетворении заявления публичного акционерного общества "Квадра - генерирующая компания" в лице филиала ПАО "Квадра" - "Липецкая генерация" о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 14.05.2015 по делу N 33 отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст. 291.1 АПК РФ.

Председательствующий судья
С.И.СМОЛКО

Судьи
Н.В.КЛЮЧНИКОВА
Г.А.СТРЕГЕЛЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)