Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 12.08.2016 ПО ДЕЛУ N А26-3905/2016

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 12 августа 2016 г. по делу N А26-3905/2016


Резолютивная часть решения объявлена 10 августа 2016 года.
Полный текст решения изготовлен 12 августа 2016 года.
Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Ильющенко О.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Талановой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании с участием от заявителя: Воробьевой А.И. (доверенность от 01.06.2016), Головинкина А.А. (доверенность от 11.05.2016) - дело по заявлению (в уточненной редакции) общества с ограниченной ответственностью "Вега-Союз" (ОГРН: 1071038000967; далее - общество, ООО "Вега-Союз") к администрации Пряжинского национального муниципального района (ОГРН: 1021001151302; далее - администрация) о признании недействительным пункта 2 предписания от 19.04.2016 N 93,
установил:

ООО "Вега-Союз" на основании договора N 7-24-017 от 01.08.2015 осуществляет управление многоквартирным домом N 12 по адресу: ул. Центральная, п. Эссойла, Пряжинского района Республики Карелия.
На основании распоряжения от 12.04.2016 N 93 администрацией в отношении ООО "Вега-Союз" проведена внеплановая документарная выездная проверка, по результатам которой составлен акт от 18.04.2016 N 93.
В акте отражено, что в многоквартирном доме N 12 по адресу: ул. Центральная, п. Эссойла подвальное помещение находится в подтопленном состоянии по всей площади здания, глубина затопления составляет 20-30 см, неисправна внутридомовая и наружная дренажная системы.
Предписанием N 93 от 19.04.2016 администрация указала на нарушение обществом пунктов 4.1.1, 4.1.3, 4.10.2.2, 4.10.2.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, пунктов 10, 11, 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, и обязало ООО "Вега-Союз" в срок до 10.05.2016:
- 1. устранить воду из подвального помещения;
- 2. восстановить работоспособность внутридомовых и наружных дренажей.
Заявитель с предписанием N 93 от 19.04.2016 не согласен; указывает, что внутридомовые инженерные системы находятся в исправном состоянии, причиной подтопления является состояние наружной дренажной системы, которая не является общим имуществом многоквартирного дома и не обслуживается обществом. В судебном заседании представители заявителя уточнили, что общество просит признать недействительным пункт 2 предписания N 93 от 19.04.2016.
Отзыва на заявление администрация не представила.
В отношении предъявленного требования суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1.1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.
В силу части 5 статьи 20 ЖК РФ должностные лица органов муниципального жилищного контроля, являющиеся муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
В соответствии с частью 1.1 статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в частности, соблюдение требований к надежности и безопасности этого дома.
Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Подпунктами "а", "б" пункта 10 и подпунктами "а", "з" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491) установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан. Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а"-"д" пункта 2 настоящих Правил.
Требования, выполнением которых обеспечивается сохранность и надлежащее содержание жилищного фонда, установлены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда (утверждены постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170).
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда установлено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: нормируемый температурно-влажностный режим подвалов и техподполий; исправное состояние фундаментов и стен подвалов зданий; устранение повреждений фундаментов и стен подвалов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; предотвращение сырости и замачивания грунтов оснований и фундаментов и конструкций подвалов и техподполий (пункт 4.1.1); подвальные помещения должны быть сухими, чистыми, иметь освещение и вентиляцию (пункт 4.1.3); организации по обслуживанию жилищного фонда в процессе эксплуатации жилых домов должны регулярно осуществлять мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций (пункт 4.10.2.1); дренажи необходимо очищать: не реже двух раз в год в первые два - три года эксплуатации, один раз в три года (в зависимости от грунта) в последующий период эксплуатации (пункт 4.10.2.3).
Таким образом, ООО "Вега-Союз", осуществляя управление многоквартирным домом N 12 по адресу: ул. Центральная, п. Эссойла, обязано обеспечивать соблюдение указанных требований.
Администрация во время проверки установила, что подвальное помещение указанного дома затоплено. В акте от 18.04.2016 N 93 также указано, что неисправна внутридомовая и наружная дренажная система.
Как пояснили представители заявителя, обязанность выполнения указанных требований и пункт 1 предписания не оспаривается, вода была откачана из подвального помещения; представили наряд-задание от 27.04.2016 на выполнение работ по откачке воды с отметками о выполнении и принятии работы. ООО "Вега-союз" не согласно с пунктом 2 предписания по тем основаниям, что причиной подтопления подвальных помещений является неисправное состояние наружной дренажной системы, которая не является общим имуществом собственников многоквартирного дома.
В соответствии с частью 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Согласно пункту 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме в состав общего имущества включаются: помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе технические этажи и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование; механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры); земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства; иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Таким образом, к общему имуществу многоквартирного дома относятся объекты, предназначенные для обслуживания исключительно этого одного многоквартирного дома.
Представители заявители пояснили, что внутридомовая дренажная система в доме N 12 по адресу: ул. Центральная, п. Эссойла отсутствует, данный дом оснащен системой пристенного дренажа, которая представляет собой контурную линейную систему с вертикальным фильтрующим слоем с наружной стороны защищаемой заглубленной части объекта и горизонтальной дрены, уложенной вдоль наружной стены на расстоянии, достаточном для размещения смотровых колодцев. Представили схему дренажной системы.
ООО "Вега-Союз" с участием собственников помещений многоквартирного дома и представителей ООО "ООКС" проведено обследование общего имущества многоквартирного домом N 12 по адресу: ул. Центральная, п. Эссойла, в результате которого протечек внутридомовых систем водоснабжения и канализации в подвальное помещение обнаружено не было, установлено, что пристенный дренаж находится в исправном состоянии, о чем составлены акты обследования от 29.04.2016 и от 03.05.2016. При обследовании наружной дренажной сети установлено ее неисправное состояние (акт обследования от 03.05.2016).
Представители заявителя пояснили, что о неисправном состоянии наружной дренажной системы свидетельствовало наличие воды в колодцах N 1 и N 2 (указаны на схеме дренажной системы, расположены рядом с домами N 12 и N 14 по ул. Центральная), которая не отводится по дренажной трубе, пересекающей ул. Центральную; указали, что данные колодцы и наружная дренажная система предназначены для обслуживания более одного дома.
Из представленных заявителем перечня состава общего имущества многоквартирного дома (приложение N 3 к договору управления N 7-24-017 от 01.08.2015), технического паспорта на дом N 12 по ул. Центральная, схемы дренажной системы не усматривается, что в состав общего имущества многоквартирного дома включены части наружной дренажной системы.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
Из акта и материалов проверки, пункта 2 предписания N 93 от 19.04.2016 не возможно установить, что представляет собой внутренняя дренажная система и наружная дренажная система спорного дома, какие конкретно неисправности данных систем были выявлены во время проверки и каким образом должно быть восстановлено работоспособное состояние дренажей.
Возражений в отношении доводов заявителя администрация не представила, определение суда от 11.07.2016, которым ответчику было предложено документально обосновать выводы, сделанные по результатам проверки, а также обязанность заявителя по восстановлению наружной дренажной системы, проигнорировала.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что администрацией не доказано нарушение внутридомового дренажа спорного дома, отнесение наружной дренажной системы к общему имуществу многоквартирного дома N 12 по ул. Центральной п. Эссойла и наличие оснований для возложения на управляющую компанию обязанности выполнить работы по восстановлению наружной дренажной системы.
С учетом изложенного требование заявителя является обоснованным и подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ с учетом разъяснений, изложенных в пункте 23 постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат взысканию с администрации.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:

1. Заявление общества с ограниченной ответственностью "Вега - Союз" удовлетворить.
Признать недействительным как не соответствующий Жилищному кодексу Российской Федерации пункт 2 предписания администрации Пряжинского национального муниципального района N 93 от 19.04.2016.
Обязать администрацию Пряжинского национального муниципального района устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
2. Взыскать с администрации Пряжинского национального муниципального района (ОГРН: 1021001151302) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Вега - Союз" (ОГРН: 1071038000967) 3000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
3. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект, 65) через Арбитражный суд Республики Карелия.
О.В.ИЛЬЮЩЕНКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)