Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Туркина К.К.,
рассмотрев, без вызова сторон, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Терминал-Прима" на решение Арбитражного суда Пензенской области от 10 июля 2017 года по делу N А49-5778/2017, принятое в порядке упрощенного производства (судья Новикова С.А.),
по иску общества с ограниченной ответственностью "Комфорт-Сервис" (ИНН 5835108035, ОГРН 1145835003071) к обществу с ограниченной ответственностью "Терминал-Прима" (ИНН 5836602423, ОГРН 1025801364555) о взыскании 106 676 руб. 95 коп.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Комфорт-Сервис" обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Терминал-Прима" о взыскании 106676 руб. 95 коп. - задолженность по оплате стоимости оказанных услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников многоквартирного дома за период с 01.08.2016 по 31.12.2016. Требования заявлены на основании ст. ст. 210, 249, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Пензенской области от 16.05.2017 дело принято к производству арбитражного суда в порядке упрощенного производства, о чем лица, участвующие в деле, рассматриваемом в порядке упрощенного производства, извещены надлежащим образом в соответствии с ч. 1 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда первой инстанции от 10.07.2017 г., по делу N А49-5778/2017 исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Комфорт-Сервис" удовлетворены. Расходы по оплате государственной пошлины отнесены на ответчика.
Взыскано с общества с ограниченной ответственностью "Терминал-прима" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Комфорт-Сервис" неосновательное обогащение в сумме 106676 руб. 95 коп., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 4200 руб. 31 коп.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Терминал-Прима" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Пензенской области от 10.07.2017 г., и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что в решении суда первой инстанции указал, что доказательств того, что управляющая компания не оказывала услуг по ремонту и содержанию общего имущества ответчик не представил. Но наличие самостоятельных договоров на электроснабжение, на теплоснабжение, на водоснабжение с самостоятельными узлами учета и коммуникациями, договора на вывоз мусора подтверждает то, что истец в этой части не оказал услуги ответчику. Ремонт и текущее обслуживание коммуникаций входит в заявленные истцом ко взысканию суммы. В решении суд первой инстанции указал, что доказательств того, что нежилое помещение ответчика не имеет общих коммуникаций с жилым домом, а также, что помещение ответчика являются отдельно стоящим зданием, ответчиком не представлено.
Вместе с апелляционной жалобой представлено ходатайство о назначении строительно-технической экспертизы, которое не может быть удовлетворено, поскольку дело рассматривается в порядке упрощенного производства, в суде первой инстанции такого ходатайства не было заявлено.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Довод заявителя жалобы о неправомерном отказе в удовлетворении ходатайства о переходе к рассмотрению дела по общим правилам искового производства не принимается. Ходатайство о рассмотрении дела по общим правилам искового производства содержит возражения на иск, согласно которым ответчик просит в иске отказать, поскольку в реестре регистрации собственников МКД при проведении 21.08.2014 общего собрания и в реестре голосования за ООО "Терминал-Прима" расписались два разных человека, которые на данные действия от имени ООО "Терминал-Прима" не уполномочены. Кроме того, ответчиком заключены самостоятельные договоры на энергоснабжение, теплоснабжение, на водоснабжение, а ремонт кровли и фасада своего помещения ответчик производит самостоятельно. При этом основания для перехода к рассмотрению дела по общим правилам искового производства суд апелляционной инстанции не устанавливает.
Материалами дела подтверждается, что общество с ограниченной ответственностью "Терминал-Прима" является собственником нежилого помещения площадью 1178,1 кв. м, расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Антонова, д. 7 с 10.09.2004, что подтверждается представленной в материалы дела выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимости от 09.12.2016 (л.д. 14).
Как следует из материалов дела протоколом от 21.08.2014 общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома N 7 по ул. Антонова в г. Пензе собственниками принято решение об избрании в качестве управляющей компании общество с ограниченной ответственностью "Комфорт-Сервис" (л.д. 11-13).
В соответствии с договором управления многоквартирным домом, заключенным с собственниками жилых помещений в сентябре 2014 г., утвержденном на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, истец в спорный период обязался оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома N 7 по ул. Антонова в г. Пензе.
Согласно условиям договора управления многоквартирным домом, управляющая компания обязуется управлять многоквартирным жилым домом в соответствии с условиями договора и действующим законодательством; самостоятельно или с привлечением иных юридических лиц и специалистов, имеющих необходимые навыки, оборудование, сертификаты, лицензии и иные разрешительные документы, организовать предоставление коммунальных услуг, проведение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома в соответствии с действующим законодательством; представлять интересы собственников по предмету договора, в том числе по заключению договоров, направленных на достижение целей договора управления многоквартирным домом, во всех организациях, предприятиях и учреждениях любых организационно-правовых форм и уровней; систематически проводить технические осмотры многоквартирного дома и корректировать базы данных, отражающих состояние дома, в соответствии с результатами осмотра; разрабатывать планы работ и услуг по содержанию, текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома; Перечень выполнения работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома определяется Приложением N 3 к договору; обеспечивать потребителей коммунальными услугами установленного уровня, качества, в объеме, соответствующем установленным нормативам потребления; обеспечивать аварийно-диспетчерское обслуживание принятого в управление многоквартирного дома; производить начисление платежей, обеспечивая выставление счета в срок до 15 числа месяца, следующего за расчетным; производить сбор, установленных Договором платежей; организовать работы по ликвидации аварий в данном многоквартирном доме.
В соответствии с п. 3.1 договора от 2014 года ежемесячная плата включает в себя: плату за коммунальные услуги, плату за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, иные платежи.
Собственники и (или) пользователи помещений вносят плату за содержание и ремонт в расчете на один квадратный метр (1 м2) общей площади помещения, принадлежащего собственнику. Размер месячной платы за содержание и ремонт составляет 18 руб. 11 коп. с 1 кв. м общей площади, в том числе за управление многоквартирным домом 12% от размера начисленной платы за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома. Состав платы за содержание и ремонт с разделением по видам услуг и работ приведены в Приложении N 4 (п. 3.4.1, 3.4.2, 3.4.3 договора управления).
Указанный размер платы был утвержден решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по ул. Антонова, 7, что нашло отражение в протоколе общего собрания от 21.08.2014.
Договор управления многоквартирным домом между ООО "Комфорт-Сервис" и ООО "Терминал-Прима" не заключен.
Согласно расчету истца, исходя из площади принадлежащих ООО "Терминал-Прима" помещений размер платы за содержание и ремонт общего имущества исходя из 18 руб. 11 коп. за 1 кв. м за период с 01.08.2016 по 31.12.2016 составил 106676 руб. 95 коп.
Поскольку ответчиком плата за содержание и ремонт общего имущества за указанный период не вносилась, истец направил в его адрес претензию от 09.03.2017 с требованием об оплате задолженности в сумме 106676 руб. 95 коп. Претензия от 09.03.2017 ответчиком оставлена без удовлетворения в связи с чем, истец обратился в арбитражный суд с данным иском.
Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности (ч. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, установленных ст. 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
В соответствии со ст. ст. 209, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом и он несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу пункта 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Жилищного кодекса РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания", отношения собственников помещений, расположенных в нежилом здании, возникающие по поводу общего имущества в таком здании, прямо законом не урегулированы. Поэтому в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации к указанным отношениям подлежат применению нормы законодательства, регулирующие сходные отношения, в частности статьи 249, 289, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу изложенного собственнику отдельного помещения в здании во всех случаях принадлежит доля в праве общей собственности на общее имущество здания.
В соответствие со статьей 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно статье 39 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее -Правила N 491), согласно пункту 2 которых в состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, в частности, включаются: межквартирные лестничные площадки; лестницы; коридоры; технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, а также уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества.
В соответствии с пунктом 16 названных Правил надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается а) собственниками помещений:
- путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
- путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (при управлении многоквартирным домом):
- путем членства собственников помещений в указанных организациях - в соответствии с разделами V и VI Жилищного кодекса Российской Федерации;
- путем заключения собственниками помещений, не являющимися членами указанных организаций, договоров о содержании и ремонте общего имущества с этими организациями - в соответствии с пунктом 2 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 158 Жилищного кодекса РФ установлено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Согласно пункту 29 Правил N 491 расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Согласно подпункту "д" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества включает в себя (в том числе) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества; а также сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктами 28, 30 Правил N 491 размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается одинаковым для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию и ремонту общего имущества в размере, определяемом соотношением площадей жилого дома и нежилого помещения.
На основании положений раздела VIII Жилищного кодекса РФ и п. 16, 30 Правил N 491, собственнику помещения, находящегося в многоквартирном доме, предоставлено право выбора способа управления домом путем заключения договора с управляющей организацией, а также утверждения перечня работ и услуг, условий их оказания и размера финансирования за счет собственных средств.
Согласно части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 3 ст. 161 ЖК РФ).
Договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора. По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (статья 162 ЖК РФ).
Согласно ч. 5 ст. 161 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны заключить договор управления этим домом с управляющей организацией.
Как следует из материалов дела, протоколом от 21.08.2014 общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома N 7 по ул. Антонова в г. Пензе собственниками принято решение об избрании в качестве управляющей компании ООО "Комфорт-Сервис".
Анализируя установленные обстоятельства, суд апелляционной инстанции делает вывод о том, что ООО "Комфорт-Сервис" в период с 01.08.206 по 31.12.2016 действовало в соответствии с нормами законодательства, обязывающими управляющую компанию, как исполнителя коммунальных услуг, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома N 7 по ул. Антонова в г. Пензе.
При этом, отсутствие соответствующего договора с истцом не является основанием для освобождения собственника нежилых помещений от обязанности участия в содержании общего имущества многоквартирного дома, поскольку отказ заказчика от оплаты фактически оказанных ему услуг не допускается (п. 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.1999 г. N 48).
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2010 N 4910/10, в пункте 2 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75, дано определение понятия "размер платы за содержание и ремонт жилого помещения" - это плата, включающая в себя плату за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, установленная из расчета 1 квадратного метра общей площади жилого помещения. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается одинаковым для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме. Собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона (статьей 210, 249 ГК РФ, статьи 158 ЖК РФ) обязан нести расходы на содержание общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги. Содержание собственного помещения, оплата потребляемых в нем коммунальных услуг, а также содержание земельного участка, предоставленного в индивидуальное пользование и не входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, не освобождают собственника помещений от бремени расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома, включая земельный участок, на котором расположен дом. Управляющая компания не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений.
Таким образом, обязанность нести расходы на содержание общего имущества собственником помещения в многоквартирном доме, не зависит от наличия или отсутствия договора, а также не зависит от фактического использования помещения, что согласуется с позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 N 16646/2010.
Несение расходов по ремонту и содержанию общего имущества многоквартирного жилого дома, на первом этаже которого находится нежилое помещение, принадлежащее ответчику, подтверждается материалами дела.
Доказательств того, что управляющая организация не оказывала услуги по ремонту и содержанию общего имущества в многоквартирном жилом доме, либо иные управляющие организации содержали и ремонтировали общее имущество в многоквартирном жилом доме по ул. Антонова, д. 7 в г. Пензе ответчиком не представлено.
Вопреки доводам жалобы, ответчиком не представлены и надлежащие доказательства, подтверждающие заключение им договоров на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома с иными специализированными организациями.
Довод заявителя о том, что в реестре регистрации собственников МКД при проведении 21.08.2014 общего собрания и в реестре голосования за ООО "Терминал-Прима" расписались два разных человека, которые на данные действия от имени ООО "Терминал-Прима" не уполномочены, не принимается, поскольку доказательства обжалования решения общего собрания оформленного протоколом от 21.08.2014 в судебном порядке ответчиком не представлено. Доказательств того, что решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме N 7 по ул. Антонова в г. Пензе об установлении платы за ремонт и содержание общего имущества в МКД в спорный период признано недействительным в установленном законом порядке суду не представлено. Следовательно, при расчете платы за ремонт и содержание общего имущества МКД подлежит применению размер платы, установленный решением общего собрания собственников помещений в МКД.
Вопреки доводам жалобы, наличие заключенных самостоятельных договоров на энергоснабжение, теплоснабжение, на водоснабжение, а также действия ответчика по уборке прилегающей к магазину территории, по вывозу мусора, по ремонту кровли, фасада своего помещения не являются действиями по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома N 7 по ул. Антонова.
Несение собственником нежилого помещения, равно как и собственником жилого помещения, расходов по содержанию собственного имущества в связи с осуществлением в нем хозяйственной деятельности или проживанием в нем не освобождает собственника от обязанности нести расходы по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Заключение самостоятельных договоров на электроснабжение, водоотведение, водоснабжение говорит лишь о том, что указанные услуги необходимы для обслуживания нежилого помещения ответчика, а не общего имущества многоквартирного жилого дома.
Надлежащих доказательств того, что нежилое помещение ответчика не имеет общих коммуникаций с жилым многоквартирным домом, а также является отдельно стоящим зданием не представлено.
Таким образом, из материалов дела следует, что на стороне ответчика имеется неосновательное обогащение в размере стоимости услуг по ремонту и содержанию общего имущества многоквартирного дома, оказанных в период с 01.08.2016 по 31.12.2016. Расчет стоимости платы произведен на основании установленного протоколом от 21.08.2014 размера платы за 1 кв. м, и с учетом площади нежилого помещения находящегося в собственности ООО "Терминал-Прима" - 1178,1 кв. м. Стоимость услуг по содержанию и ремонту многоквартирного жилого дома составила 106676 руб. 95 коп. Расчет ответчиком не оспорен, контррасчет не представлен.
Доказательства оплаты истцу услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома ответчик также не представил.
Поскольку судом установлен факт несения истцом расходов по ремонту и содержанию общего имущества многоквартирного жилого дома, в котором имеется имущество ответчика, доказательств оплаты указанных расходов исходя из фактической площади, находящейся в собственности в спорный период ответчиком суду не представлено, суд первой инстанции, руководствуясь ст. ст. 309, 209, 210, 249, 1102, 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации обоснованно и правомерно сделал вывод о необходимости взыскания с ООО "Терминал-Прима" в пользу ООО "Комфорт-Сервис" неосновательного обогащения в размере стоимости услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома N 7 по ул. Антонова в г. Пенза в размере 106676 руб. 95 коп.
Таким образом, доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, который всесторонне исследовав материалы и обстоятельства дела, дал им надлежащую правовую оценку. При этом отсутствуют нарушения или неправильное применения норм материального права, нарушения или неправильное применения норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного акта.
В соответствии с ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьей 110, 268 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 10 июля 2017 года по делу N А49-5778/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.10.2017 N 11АП-11446/2017 ПО ДЕЛУ N А49-5778/2017
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 октября 2017 г. по делу N А49-5778/2017
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Туркина К.К.,
рассмотрев, без вызова сторон, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Терминал-Прима" на решение Арбитражного суда Пензенской области от 10 июля 2017 года по делу N А49-5778/2017, принятое в порядке упрощенного производства (судья Новикова С.А.),
по иску общества с ограниченной ответственностью "Комфорт-Сервис" (ИНН 5835108035, ОГРН 1145835003071) к обществу с ограниченной ответственностью "Терминал-Прима" (ИНН 5836602423, ОГРН 1025801364555) о взыскании 106 676 руб. 95 коп.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Комфорт-Сервис" обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Терминал-Прима" о взыскании 106676 руб. 95 коп. - задолженность по оплате стоимости оказанных услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников многоквартирного дома за период с 01.08.2016 по 31.12.2016. Требования заявлены на основании ст. ст. 210, 249, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Пензенской области от 16.05.2017 дело принято к производству арбитражного суда в порядке упрощенного производства, о чем лица, участвующие в деле, рассматриваемом в порядке упрощенного производства, извещены надлежащим образом в соответствии с ч. 1 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда первой инстанции от 10.07.2017 г., по делу N А49-5778/2017 исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Комфорт-Сервис" удовлетворены. Расходы по оплате государственной пошлины отнесены на ответчика.
Взыскано с общества с ограниченной ответственностью "Терминал-прима" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Комфорт-Сервис" неосновательное обогащение в сумме 106676 руб. 95 коп., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 4200 руб. 31 коп.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Терминал-Прима" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Пензенской области от 10.07.2017 г., и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что в решении суда первой инстанции указал, что доказательств того, что управляющая компания не оказывала услуг по ремонту и содержанию общего имущества ответчик не представил. Но наличие самостоятельных договоров на электроснабжение, на теплоснабжение, на водоснабжение с самостоятельными узлами учета и коммуникациями, договора на вывоз мусора подтверждает то, что истец в этой части не оказал услуги ответчику. Ремонт и текущее обслуживание коммуникаций входит в заявленные истцом ко взысканию суммы. В решении суд первой инстанции указал, что доказательств того, что нежилое помещение ответчика не имеет общих коммуникаций с жилым домом, а также, что помещение ответчика являются отдельно стоящим зданием, ответчиком не представлено.
Вместе с апелляционной жалобой представлено ходатайство о назначении строительно-технической экспертизы, которое не может быть удовлетворено, поскольку дело рассматривается в порядке упрощенного производства, в суде первой инстанции такого ходатайства не было заявлено.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Довод заявителя жалобы о неправомерном отказе в удовлетворении ходатайства о переходе к рассмотрению дела по общим правилам искового производства не принимается. Ходатайство о рассмотрении дела по общим правилам искового производства содержит возражения на иск, согласно которым ответчик просит в иске отказать, поскольку в реестре регистрации собственников МКД при проведении 21.08.2014 общего собрания и в реестре голосования за ООО "Терминал-Прима" расписались два разных человека, которые на данные действия от имени ООО "Терминал-Прима" не уполномочены. Кроме того, ответчиком заключены самостоятельные договоры на энергоснабжение, теплоснабжение, на водоснабжение, а ремонт кровли и фасада своего помещения ответчик производит самостоятельно. При этом основания для перехода к рассмотрению дела по общим правилам искового производства суд апелляционной инстанции не устанавливает.
Материалами дела подтверждается, что общество с ограниченной ответственностью "Терминал-Прима" является собственником нежилого помещения площадью 1178,1 кв. м, расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Антонова, д. 7 с 10.09.2004, что подтверждается представленной в материалы дела выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимости от 09.12.2016 (л.д. 14).
Как следует из материалов дела протоколом от 21.08.2014 общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома N 7 по ул. Антонова в г. Пензе собственниками принято решение об избрании в качестве управляющей компании общество с ограниченной ответственностью "Комфорт-Сервис" (л.д. 11-13).
В соответствии с договором управления многоквартирным домом, заключенным с собственниками жилых помещений в сентябре 2014 г., утвержденном на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, истец в спорный период обязался оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома N 7 по ул. Антонова в г. Пензе.
Согласно условиям договора управления многоквартирным домом, управляющая компания обязуется управлять многоквартирным жилым домом в соответствии с условиями договора и действующим законодательством; самостоятельно или с привлечением иных юридических лиц и специалистов, имеющих необходимые навыки, оборудование, сертификаты, лицензии и иные разрешительные документы, организовать предоставление коммунальных услуг, проведение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома в соответствии с действующим законодательством; представлять интересы собственников по предмету договора, в том числе по заключению договоров, направленных на достижение целей договора управления многоквартирным домом, во всех организациях, предприятиях и учреждениях любых организационно-правовых форм и уровней; систематически проводить технические осмотры многоквартирного дома и корректировать базы данных, отражающих состояние дома, в соответствии с результатами осмотра; разрабатывать планы работ и услуг по содержанию, текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома; Перечень выполнения работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома определяется Приложением N 3 к договору; обеспечивать потребителей коммунальными услугами установленного уровня, качества, в объеме, соответствующем установленным нормативам потребления; обеспечивать аварийно-диспетчерское обслуживание принятого в управление многоквартирного дома; производить начисление платежей, обеспечивая выставление счета в срок до 15 числа месяца, следующего за расчетным; производить сбор, установленных Договором платежей; организовать работы по ликвидации аварий в данном многоквартирном доме.
В соответствии с п. 3.1 договора от 2014 года ежемесячная плата включает в себя: плату за коммунальные услуги, плату за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, иные платежи.
Собственники и (или) пользователи помещений вносят плату за содержание и ремонт в расчете на один квадратный метр (1 м2) общей площади помещения, принадлежащего собственнику. Размер месячной платы за содержание и ремонт составляет 18 руб. 11 коп. с 1 кв. м общей площади, в том числе за управление многоквартирным домом 12% от размера начисленной платы за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома. Состав платы за содержание и ремонт с разделением по видам услуг и работ приведены в Приложении N 4 (п. 3.4.1, 3.4.2, 3.4.3 договора управления).
Указанный размер платы был утвержден решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по ул. Антонова, 7, что нашло отражение в протоколе общего собрания от 21.08.2014.
Договор управления многоквартирным домом между ООО "Комфорт-Сервис" и ООО "Терминал-Прима" не заключен.
Согласно расчету истца, исходя из площади принадлежащих ООО "Терминал-Прима" помещений размер платы за содержание и ремонт общего имущества исходя из 18 руб. 11 коп. за 1 кв. м за период с 01.08.2016 по 31.12.2016 составил 106676 руб. 95 коп.
Поскольку ответчиком плата за содержание и ремонт общего имущества за указанный период не вносилась, истец направил в его адрес претензию от 09.03.2017 с требованием об оплате задолженности в сумме 106676 руб. 95 коп. Претензия от 09.03.2017 ответчиком оставлена без удовлетворения в связи с чем, истец обратился в арбитражный суд с данным иском.
Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности (ч. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, установленных ст. 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
В соответствии со ст. ст. 209, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом и он несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу пункта 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Жилищного кодекса РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания", отношения собственников помещений, расположенных в нежилом здании, возникающие по поводу общего имущества в таком здании, прямо законом не урегулированы. Поэтому в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации к указанным отношениям подлежат применению нормы законодательства, регулирующие сходные отношения, в частности статьи 249, 289, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу изложенного собственнику отдельного помещения в здании во всех случаях принадлежит доля в праве общей собственности на общее имущество здания.
В соответствие со статьей 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно статье 39 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее -Правила N 491), согласно пункту 2 которых в состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, в частности, включаются: межквартирные лестничные площадки; лестницы; коридоры; технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, а также уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества.
В соответствии с пунктом 16 названных Правил надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается а) собственниками помещений:
- путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
- путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (при управлении многоквартирным домом):
- путем членства собственников помещений в указанных организациях - в соответствии с разделами V и VI Жилищного кодекса Российской Федерации;
- путем заключения собственниками помещений, не являющимися членами указанных организаций, договоров о содержании и ремонте общего имущества с этими организациями - в соответствии с пунктом 2 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 158 Жилищного кодекса РФ установлено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Согласно пункту 29 Правил N 491 расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Согласно подпункту "д" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества включает в себя (в том числе) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества; а также сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктами 28, 30 Правил N 491 размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается одинаковым для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию и ремонту общего имущества в размере, определяемом соотношением площадей жилого дома и нежилого помещения.
На основании положений раздела VIII Жилищного кодекса РФ и п. 16, 30 Правил N 491, собственнику помещения, находящегося в многоквартирном доме, предоставлено право выбора способа управления домом путем заключения договора с управляющей организацией, а также утверждения перечня работ и услуг, условий их оказания и размера финансирования за счет собственных средств.
Согласно части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 3 ст. 161 ЖК РФ).
Договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора. По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (статья 162 ЖК РФ).
Согласно ч. 5 ст. 161 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны заключить договор управления этим домом с управляющей организацией.
Как следует из материалов дела, протоколом от 21.08.2014 общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома N 7 по ул. Антонова в г. Пензе собственниками принято решение об избрании в качестве управляющей компании ООО "Комфорт-Сервис".
Анализируя установленные обстоятельства, суд апелляционной инстанции делает вывод о том, что ООО "Комфорт-Сервис" в период с 01.08.206 по 31.12.2016 действовало в соответствии с нормами законодательства, обязывающими управляющую компанию, как исполнителя коммунальных услуг, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома N 7 по ул. Антонова в г. Пензе.
При этом, отсутствие соответствующего договора с истцом не является основанием для освобождения собственника нежилых помещений от обязанности участия в содержании общего имущества многоквартирного дома, поскольку отказ заказчика от оплаты фактически оказанных ему услуг не допускается (п. 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.1999 г. N 48).
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2010 N 4910/10, в пункте 2 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75, дано определение понятия "размер платы за содержание и ремонт жилого помещения" - это плата, включающая в себя плату за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, установленная из расчета 1 квадратного метра общей площади жилого помещения. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается одинаковым для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме. Собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона (статьей 210, 249 ГК РФ, статьи 158 ЖК РФ) обязан нести расходы на содержание общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги. Содержание собственного помещения, оплата потребляемых в нем коммунальных услуг, а также содержание земельного участка, предоставленного в индивидуальное пользование и не входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, не освобождают собственника помещений от бремени расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома, включая земельный участок, на котором расположен дом. Управляющая компания не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений.
Таким образом, обязанность нести расходы на содержание общего имущества собственником помещения в многоквартирном доме, не зависит от наличия или отсутствия договора, а также не зависит от фактического использования помещения, что согласуется с позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 N 16646/2010.
Несение расходов по ремонту и содержанию общего имущества многоквартирного жилого дома, на первом этаже которого находится нежилое помещение, принадлежащее ответчику, подтверждается материалами дела.
Доказательств того, что управляющая организация не оказывала услуги по ремонту и содержанию общего имущества в многоквартирном жилом доме, либо иные управляющие организации содержали и ремонтировали общее имущество в многоквартирном жилом доме по ул. Антонова, д. 7 в г. Пензе ответчиком не представлено.
Вопреки доводам жалобы, ответчиком не представлены и надлежащие доказательства, подтверждающие заключение им договоров на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома с иными специализированными организациями.
Довод заявителя о том, что в реестре регистрации собственников МКД при проведении 21.08.2014 общего собрания и в реестре голосования за ООО "Терминал-Прима" расписались два разных человека, которые на данные действия от имени ООО "Терминал-Прима" не уполномочены, не принимается, поскольку доказательства обжалования решения общего собрания оформленного протоколом от 21.08.2014 в судебном порядке ответчиком не представлено. Доказательств того, что решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме N 7 по ул. Антонова в г. Пензе об установлении платы за ремонт и содержание общего имущества в МКД в спорный период признано недействительным в установленном законом порядке суду не представлено. Следовательно, при расчете платы за ремонт и содержание общего имущества МКД подлежит применению размер платы, установленный решением общего собрания собственников помещений в МКД.
Вопреки доводам жалобы, наличие заключенных самостоятельных договоров на энергоснабжение, теплоснабжение, на водоснабжение, а также действия ответчика по уборке прилегающей к магазину территории, по вывозу мусора, по ремонту кровли, фасада своего помещения не являются действиями по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома N 7 по ул. Антонова.
Несение собственником нежилого помещения, равно как и собственником жилого помещения, расходов по содержанию собственного имущества в связи с осуществлением в нем хозяйственной деятельности или проживанием в нем не освобождает собственника от обязанности нести расходы по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Заключение самостоятельных договоров на электроснабжение, водоотведение, водоснабжение говорит лишь о том, что указанные услуги необходимы для обслуживания нежилого помещения ответчика, а не общего имущества многоквартирного жилого дома.
Надлежащих доказательств того, что нежилое помещение ответчика не имеет общих коммуникаций с жилым многоквартирным домом, а также является отдельно стоящим зданием не представлено.
Таким образом, из материалов дела следует, что на стороне ответчика имеется неосновательное обогащение в размере стоимости услуг по ремонту и содержанию общего имущества многоквартирного дома, оказанных в период с 01.08.2016 по 31.12.2016. Расчет стоимости платы произведен на основании установленного протоколом от 21.08.2014 размера платы за 1 кв. м, и с учетом площади нежилого помещения находящегося в собственности ООО "Терминал-Прима" - 1178,1 кв. м. Стоимость услуг по содержанию и ремонту многоквартирного жилого дома составила 106676 руб. 95 коп. Расчет ответчиком не оспорен, контррасчет не представлен.
Доказательства оплаты истцу услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома ответчик также не представил.
Поскольку судом установлен факт несения истцом расходов по ремонту и содержанию общего имущества многоквартирного жилого дома, в котором имеется имущество ответчика, доказательств оплаты указанных расходов исходя из фактической площади, находящейся в собственности в спорный период ответчиком суду не представлено, суд первой инстанции, руководствуясь ст. ст. 309, 209, 210, 249, 1102, 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации обоснованно и правомерно сделал вывод о необходимости взыскания с ООО "Терминал-Прима" в пользу ООО "Комфорт-Сервис" неосновательного обогащения в размере стоимости услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома N 7 по ул. Антонова в г. Пенза в размере 106676 руб. 95 коп.
Таким образом, доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, который всесторонне исследовав материалы и обстоятельства дела, дал им надлежащую правовую оценку. При этом отсутствуют нарушения или неправильное применения норм материального права, нарушения или неправильное применения норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного акта.
В соответствии с ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьей 110, 268 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 10 июля 2017 года по делу N А49-5778/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
К.К.ТУРКИН
К.К.ТУРКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)