Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.11.2017 N 16АП-4460/2017 ПО ДЕЛУ N А63-3144/2017

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 ноября 2017 г. по делу N А63-3144/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 ноября 2017 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семенова М.У., судей: Параскевовой С.А., Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Назаревич К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Крайтеплоэнерго" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23.08.2017 по делу N А63-3144/2017 (судья Аксенов В.А.)
по заявлению государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Крайтеплоэнерго" (ОГРН 1022601958610, ИНН 2635060510)
к Управлению Ставропольского края по строительному и жилищному надзору, (ОГРН 1082635013670, ИНН 2636055320),
об оспаривании ненормативного правового акта,
третье лицо - Лукашов С.С.,
при участии в судебном заседании:
от государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Крайтеплоэнерго": Лебедева А.В. (доверенность N 138 от 04.07.2017), Назарова В.В. (доверенность N 137 от 04.07.2017),
установил:

решением Арбитражного суда Ставропольского края от 23.08.2017 отказано в удовлетворении требования государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Крайтеплоэнерго" (далее - заявитель, предприятие) к Управлению Ставропольского края по строительному и жилищному надзору (далее - управление) об оспаривании предписания управления от N 2723 от 13.12.2016 в части устранения нарушений пунктов 42, 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утв. постановлением Правительства от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 534). Суд указал на соответствие предписания действующему законодательству.
В апелляционной жалобе предприятие просит отменить решение суда и удовлетворить его заявление, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Заявитель утверждает, что разделом 5 Публичной оферты о заключении договора ЦГВС между потребителями ГВС и РСО порядок определения количества горячей воды поставленной потребителю определен и согласован. Пунктом 5.2 договора установлено, что удельный расход тепловой энергии на приготовление 1 м3 горячей воды за расчетный период определяются отношением общедомового потребления тепловой энергии на горячее водоснабжение к общедомовому потреблению горячей воды за расчетный период, определенным по показаниям общедомовых приборов учета тепловой энергии на горячее водоснабжение и общедомовых приборов учета горячей воды соответственно.
Согласно доводам ГУП СК "Крайтеплоэнерго" изменять действующий в настоящий период порядок расчетов за ГВС невозможно, т.к. в отсутствие действующих нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению у предприятия - ресурсоснабжающей организации отсутствуют правовые основания для изменения условий договора в части порядка определения объемов тепловой энергии израсходованной на приготовление ГВС.
Также указал, что разъяснения министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о применении удельного расхода коммунального ресурса на подогрев воды, рассчитанного теплоснабжающей организацией в соответствии с методическими рекомендациями или соответствующего норматива, утвержденного органами местного самоуправления, до вступления в силу Приказа министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 12 октября 2016 N 399, носят рекомендательный, а не обязательный характер. Согласно Правил при определении объема (количества) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги - горячее водоснабжение применяется утвержденный норматив расхода тепловой энергии, используемой для предоставления упомянутой услуги, однако нормативы расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, утвержденные Приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 12 октября 2016 N 399 вступят в силу лишь с 01.07.2017.
В отзыве на апелляционную жалобу управление просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ, Кодекс) в отсутствие представителей управления, извещенных о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом.
Изучив и оценив в совокупности все материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании обращения гр. Лукашова С., проживающего в многоквартирном доме N 22 по ул. Спортивной в пос. Ясная Поляна Предгорного района Ставропольского края, поступившего в адрес управления по вопросу правомерности начислений за предоставленные жилищно-коммунальные услуги, в том числе за коммунальные услуги "горячее водоснабжение" и "отопление", управлением было издано распоряжение от 14.11.2016 N 4408 о проведении внеплановой документарной проверки в отношении ГУП СК "Крайтеплоэнерго" с целью осуществления жилищного надзора по вопросу расчета размера платы за предоставленные коммунальные услуги "горячее водоснабжение" и "отопление" в указанном выше многоквартирном доме.
В ходе проведения внеплановой документарной проверки было установлено, что многоквартирный дом N 22, расположенный по ул. Спортивной в пос. Ясная Поляна Предгорного района Ставропольского края, являющийся объектом инспектирования, оборудован коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии и горячей воды (акт ввода в эксплуатацию узла учета не предоставлен).
Порядок расчета размера платы за коммунальные услуги, в т.ч. услуги "горячего водоснабжения" и "отопления", как было указано, установлен Правилами N 354, которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
В силу п. 38 Правил N 354 в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается, исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
В соответствии с п. 42 Правил N 354, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 Правил N 354, исходя из показаний приборов учета горячей воды.
Объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении, рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении горячей воды, определенный по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета, а при его отсутствии исходя из нормативов потребления горячей воды в жилом помещении и количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, и исходя из расчетного объема, определенного в соответствии с п. 43 Правил N 354 для нежилого помещения и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края даны разъяснения о применении удельного расхода коммунального ресурса на подогрев воды, рассчитанного теплоснабжающей организацией в соответствии с методическими рекомендациями или соответствующего норматива, утвержденного органами местного самоуправления, до вступления в силу приказа министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 12.10.2016 N 399, утверждающего норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
ГУП СК "Крайтеплоэнерго" был рассчитан удельный расход тепловой энергии на приготовление горячей воды в соответствии с Методическими указаниями по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными приказом министерства регионального развития РФ от 15.02.2011 N 47, и опубликован в средствах массовой информации от 20.12.2014 при заключении договора централизованного горячего водоснабжения помещений в многоквартирных домах, расположенных в Ставропольском крае.
Однако в нарушение требований п. 42 Правил N 354 ГУП СК "Крайтеплоэнерго" не применялся указанный выше удельный расход тепловой энергии на подогрев 1 куб. м воды при расчете размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, в связи с чем заявителю и было выдано обжалуемое предписание N 2723 от 13.12.2016 об устранении нарушений действующего законодательства, которое заключалось в неприменении утвержденного норматива (удельного расхода тепловой энергии) на приготовление (подогрев) 1 куб. м горячей воды, а также о приведении в установленный в предписании срок расчета размера платы по горячему водоснабжению в соответствии с требованиями и нормами действующего законодательства.
Кроме того предприятием допущены нарушения требований Правил N 306.

Однако, указывая в своем заявлении на отсутствие (на момент проведения управлением проверки) утвержденного норматива потребления коммунальных услуг, ресурсоснабжающей организацией лишь подтверждается нарушение требований действующего жилищного законодательства, выявленных в ходе проведения проверки, а именно не было принято никаких мер, в соответствии с пунктом 9 Правил N 306 по его установлению.
С учетом изложенного, управлением и было выдано заявителю обжалуемое предписание. Не согласившись с вынесенным предписанием, предприятие обратилось в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений статей 200, 201 АПК РФ для признания ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов незаконными, необходимо установить совокупность обстоятельств, свидетельствующих как о несоответствии оспариваемого акта, решения или действий (бездействия) закону, так и нарушение этим актом, решением или действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Требования к организации и проведению государственного жилищного надзора устанавливает Положение о государственном жилищном надзоре, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 (далее - Положение). Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований, предусмотренных настоящим Положением (пункт 4 Положения).
В целях осуществления государственного жилищного надзора органы государственного жилищного надзора в пределах установленных полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые документарные и выездные проверки в соответствии со статьями 9 - 12 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (пункт 10 Положения). При этом в силу пункта 7 Положения государственные жилищные инспектора при осуществлении полномочий по государственному жилищному надзору пользуются правами, предусмотренными частью 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Так в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания, в том числе о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Своими доводами о незаконности выданного управлением предписания от 13.12.2016 N 2723 заявитель указывает, что управление понуждает общество использовать в расчетах величину тепловой энергии (удельный расход), необходимую на подогрев 1 куб. м воды, которая не является нормативом, утвержденным в установленном порядке, а также, что разъяснения Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о применении удельного расхода коммунального ресурса на подогрев 1 куб. м воды носят рекомендательный, а не обязательный характер.
Вместе с тем заявителем неверно трактуется правоприменительная норма, так как указывая на тот факт, что в рассматриваемом случае в многоквартирном доме имеется централизованное горячее водоснабжение, предприятие само обязывает себя привести в соответствие расчет размера платы, с применением удельного расхода тепловой энергии, опубликованного в средствах массовой информации от 20.12.2014, утвержденный в случаях наличия в многоквартирных домах централизованного горячего водоснабжения помещений в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду.
Пунктом 42 Правил N 354 установлено, что в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к Правилам N 354, исходя из норматива потребления горячей воды.
Указанная выше формула 23 пункта 26 Приложения N 2 Правил N 354, введенная в действие постановлением Правительства РФ от 14.02.2015 N 129, предусматривает, что в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду, размер платы за услугу горячего водоснабжения определяется как сумма двух слагаемых: исходя из объема потребления горячей воды (куб. м), определенного по показаниям индивидуальных (квартирных) приборов учета горячей воды (куб. м) или, при их отсутствии, исходя из нормативов потребления горячей воды (куб. м) и количества проживающих в жилых помещениях граждан, и утвержденного тарифа (компонента на холодную воду); исходя из объема потребления горячей воды (куб. м), утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и утвержденного тарифа (компонента на тепловую энергию для горячего водоснабжения).
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду", вступившим в силу 28.02.2015, установлена обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации утвердить норматив потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в срок не позднее 1 января 2018 года.
Правила N 306 в редакции Постановления N 129 также предусматривают, что с 28.02.2015 норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении при установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду определяется исходя из двух нормативов: норматива потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении (куб. м холодной воды на 1 человека в месяц); норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (Гкал. на подогрев 1 куб. м холодной воды).
В соответствии с пунктом 3 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Так как срок, отведенный органам государственной власти субъектов РФ для утверждения необходимых нормативов, еще не истек, поскольку до настоящего времени компетентным органом государственной власти норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не утвержден, стоимость компонента на подогрев холодной воды для горячего водоснабжения в отсутствие утвержденного компетентным органом норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды для предоставления услуги горячего водоснабжения определена исходя из количества тепловой энергии, необходимой для приготовления 1 куб. м горячей воды, определенной как в соответствии с Методическими указаниями по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (в рассматриваемом случае утвержденными приказом министерства регионального развития РФ от 15.02.2011 N 47), так и согласованной органами местного самоуправления сельских поселений и количества потребленной холодной воды на нужды горячего водоснабжения.
Таким образом, с учетом сложившейся судебной практики в целях соблюдения положений действующего законодательства и применения установленной приложением N 2 к Правилам N 354 формулы расчета N 23 в отсутствие законно установленного норматива расхода тепловой энергии на подогрев теплоносителя (холодной воды) в целях горячего водоснабжения, управление в обжалуемом предписании N 2723 обоснованно указало на тот факт, что при расчете размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению ГУП СК "Крайтеплоэнерго" не применяет удельный расход тепловой энергии на подогрев 1 куб. м воды при расчете размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению.
С учетом письма Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 04.08.2016 N 5224/10, так как на момент проведения управлением проверки не был утвержден в установленном законодательством порядке норматив расхода тепловой энергии при расчете платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, обществу необходимо было применять удельный расход коммунального ресурса на подогрев воды, рассчитанный в соответствии с Методическими указаниями по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными приказом министерства регионального развития РФ от 15.02.2011 N 47, утвержденными приказом министерства регионального развития РФ от 15.02.2011 N 47, для систем горячего водоснабжения с полотенцесушителями в размере 0,064 Гкал/м3, для систем горячего водоснабжения без полотенцесушителей в размере 0,059 Гкал/м3, чего им сделано не было.
Таким образом, отсутствие совокупности оснований для признания недействительным ненормативного правового акта, установленные статьями 198 и 201 АПК РФ, не позволяет суду сделать вывод о незаконности оспариваемого предписания и нарушения данным предписание прав и интересов общества в сфере экономической деятельности, а, следовательно, отсутствуют основания для удовлетворения требований общества в части признания предписания недействительным.
Доводы апелляционной жалобы заявлялись в суде первой инстанции и не опровергают правильность сделанных судом первой инстанции и подтвержденных материалами дела выводов.
Таким образом, апелляционный суд не находит оснований для отмены состоявшегося судебного решения, поскольку существенные для дела обстоятельства установлены в полном объеме и надлежаще оценены.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 268 - 271 АПК РФ, апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23.08.2017 по делу N А63-3144/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий
М.У.СЕМЕНОВ
Судьи
С.А.ПАРАСКЕВОВА
И.А.ЦИГЕЛЬНИКОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)