Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.10.2016 N 12АП-10188/2016 ПО ДЕЛУ N А06-4483/2016

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 октября 2016 г. по делу N А06-4483/2016


Резолютивная часть постановления объявлена "12" октября 2016 года
Полный текст постановления изготовлен "19" октября 2016 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Комнатной Ю.А., Кузьмичева С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Комаровым А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилкормсервис"
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 04 августа 2016 года по делу N А06-4483/2016 (судья Аюпова А.Н.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилкормсервис" (414032, г. Астрахань, ул. Энергетическая, д. 11, 2, ИНН 3016048660, ОГРН 1063016012586)
к Службе жилищного надзора Астраханской области (414000, г. Астрахань, ул. Набережная 1 мая, д. 75/48, оф. 801-814, ИНН 3015103653, ОГРН 1143015002778)
о признании незаконным предписания об устранении выявленных нарушений от 09.02.2016 N 38,
без участия в судебном заседании представителей общества с ограниченной ответственностью "Жилкормсервис", Службы жилищного надзора Астраханской области (почтовые уведомления N 68442, N 68444 приобщены к материалам дела),

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис" обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании предписания Службы жилищного надзора Астраханской области об устранении выявленных нарушений N 38 от 09.02.2016 года недействительным.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 04 августа 2016 года по делу N А06-4483/2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Обеспечительные меры, принятые определением суда по настоящему делу от 06.05.2016, выраженные в приостановлении действия предписания Службы жилищного надзора Астраханской области N 38 от 09.02.2016 года отменены после вступления решения суда в законную силу.
Не согласившись с вынесенным решением, общество с ограниченной ответственностью "Жилкормсервис" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Письменного отзыва в порядке статьи 262 АПК РФ на апелляционную жалобу не представлено.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей общества с ограниченной ответственностью "Жилкормсервис", Службы жилищного надзора Астраханской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (п. 1 ст. 123, п. 3 ст. 156 АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении апелляционной жалобы установлены следующие обстоятельства.
В соответствии с распоряжением руководителя службы жилищного надзора Астраханской области Гавриловой И.Н. от 02.02.2016 N 262 в отношении ООО "Жилкомсервис" проведена внеплановая, документарная проверка, основанием для которой послужило обращение прокуратуры Советского района г. Астрахани в интересах граждан, проживающих в многоквартирных жилых домах, по вопросу нарушения жилищного законодательства в многоквартирных жилых домах в связи с отсутствием договоров теплоснабжения, заключенных с управляющей компанией.
По результатам проведения проверки службой жилищного надзора Астраханской области вынесено предписание от 09.02.2016 N 38, согласно которому заявителю предложено устранить нарушения требований жилищного законодательства, а именно: заключить договоры на поставку коммунальных ресурсов по адресам: г. Астрахань, ул. Власова, д. 2/18, д. 4, д. 4 к. 1, ул. Дубровинского, д. 58, ул. Звездная, д. 7 к. 3, ул. Б. Хмельницкого, д. 10, д. 16, д. 30, д. 25, д. 19, д. 4, д. 2 к. 2, д. 27/48, д. 2 к. 1, ул. Н. Островского, д. 64, д. 160 к. 3, д. 115, д. 160 к. 1, д. 123, д. 59, ул. Джона Рида, д. 33, ул. Ген. Епишева, д. 16, ул. Космонавтов, д. 3 "Б", д. 2 к. 5, д. 17/47, д. 28, ул. Боевая, д. 61, д. 57, д. 1 "А", д. 32/46, ул. Бэра, д. 57, ул. Пороховая, д. 16 "А", ул. Ахшарумова, д. 6/42, ул. Космонавтов, д. 4 к. 1, ул. Южная, д. 25, д. 25 к. 1.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
Согласно частям 2 и 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В части 7 статьи 155 ЖК РФ установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 данной статьи и статьей 171 ЖК РФ.
В части 7.1 статьи 155 ЖК РФ определено, что на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.
При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Согласно части 12 статьи 161 ЖК РФ управляющие организации, товарищества собственников жилья, либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с Правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Собственники помещений в многоквартирных домах не вправе отказываться от заключения договоров, указанных в части 2 статьи 164 настоящего Кодекса.
Таким образом, управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями, осуществляющими поставку коммунальных ресурсов. Предоставление управляющей организацией коммунальных услуг потребителям не осуществляется без заключения соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией.
Из материалов дела следует, что собственниками жилых помещений многоквартирных домов на основании пунктов 17, 18 статьи 12 Федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.06.2015 N 176-ФЗ принято решение вносить плату за потребленные коммунальные ресурсы напрямую ресурсоснабжающим организациям.
Согласно пунктам 13 и 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей компанией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям и надлежащего исполнения таких договоров.
Исполнитель коммунальных услуг обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; производить расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги (пункт 31 (б, г) Правил N 354).
Пунктом 17 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124) установлен перечень существенных условий договора ресурсоснабжения, к числу которых отнесен порядок оплаты коммунального ресурса, при этом в силу пункта 18 Правил N 124 в договоре ресурсоснабжения стороны могут предусмотреть иные условия, указанные в нормативных правовых актах в сфере ресурсоснабжения, а также условия, которые стороны сочтут необходимыми.
Таким образом, собственники жилых помещений в многоквартирном доме могут перейти на прямые расчеты с ресурсоснабжающей организацией, но не заключать соответствующие договоры, если выбрали способ управления многоквартирным домом управляющей компанией.
Согласно части 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 данного Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Таким образом, законодательство допускает внесение жителями коммунальных платежей непосредственно ресурсоснабжающим организациям или их агентам. Однако, при наличии в многоквартирном доме исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей компании такой способ расчетов возможен только по основаниям, предусмотренным пунктом 6.3 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 64 Правил N 354.
При таких обстоятельствах на управляющей компании лежит обязанность по заключению договоров с ресурсоснабжающими организациями.
Согласно пункту 7 Правил N 124 документами, подтверждающими наличие у исполнителя обязанности предоставлять соответствующую коммунальную услугу, являются для управляющей организации: если собственниками помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления выбрано управление управляющей организацией, - протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управление управляющей организацией, и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе управляющей организации в лице той управляющей организации, которая обращается с заявкой (офертой), а также договор управления многоквартирным домом (если таковой заключен), выписка из реестра лицензий домов, находящихся в управлении. Таким образом, общество на основании указанных норм права обязано заключать договоры ресурсоснабжения с целью предоставления коммунальных услуг собственникам жилых помещений.
Материалами дела подтверждается и никем из сторон не опровергается, что заявитель осуществляет управление многоквартирными домами в отсутствие заключенного с ресурсоснабжающей организацией договора по холодному водоснабжению и водоотведению.
Учитывая, что положениями действующего законодательства на заявителя, как на управляющую компанию, возложена обязанность по обеспечению граждан коммунальными услугами в рамках заключенных договоров с ресурсоснабжающими организациями, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что уклонение управляющей компании от заключения указанных договоров противоречит действующему законодательству и незаконно возлагает на граждан обязанность по формированию самостоятельных правоотношений с ресурсоснабжающими организациями.
На основании изложенного решение Арбитражного суда Астраханской области от 04 августа 2016 года по делу N А06-4483/2016 подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба общества с ограниченной ответственностью "Жилкормсервис" - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Астраханской области от 04 августа 2016 года по делу N А06-4483/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
М.Г.ЦУЦКОВА

Судьи
Ю.А.КОМНАТНАЯ
С.А.КУЗЬМИЧЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)