Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.08.2017 N 19АП-3717/2017 ПО ДЕЛУ N А35-11858/2016

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 августа 2017 г. по делу N А35-11858/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 августа 2017 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи
судей
Донцова П.В.,
Семенюта Е.А.,
Миронцевой Н.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бауман Л.В.,
при участии:
от ТСЖ "Чернышевского-10":
от ГЖИ Курской области:
представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Чернышевского-10" на решение Арбитражного суда Курской области от 19.04.2017 по делу N А35-11858/2016 (судья Ключкова Е.В.), принятое по заявлению товарищества собственников жилья "Чернышевского-10" (ОГРН 1104632007105, ИНН 4632123300, город Курск) к Государственной жилищной инспекции Курской области (ОГРН 1024600957974, ИНН 4629038140, город Курск) о признании незаконными действий, выраженных в письме от 14.09.2016 N 01.508-05/7138, по отказу во внесении специального счета заявителя в реестр специальных счетов, предназначенных для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, обязании внести специальный счет заявителя в реестр, взыскании судебных расходов,
установил:

Товарищество собственников жилья "Чернышевского-10" (далее - ТСЖ "Чернышевского-10" или заявитель) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Курской области (далее - ГЖИ Курской области или заинтересованное лицо), в котором просило:
1) признать незаконными действия, выраженные в письме от 14.09.2016 N 01.508-05/7138, по отказу во внесении специального счета заявителя в реестр специальных счетов, предназначенных для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;
2) обязать внести специальный счет заявителя в реестр специальных счетов, предназначенных для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;
3) взыскать судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Курской области от 19.04.2017 по делу N А35-11858/2016 в удовлетворении требований заявителя отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТСЖ "Чернышевского-10" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования заявителя в полном объеме.
Податель жалобы ссылается на то, что у ГЖИ Курской области отсутствуют полномочия отказывать во внесении в реестр специальных счетов сведений о выбранном способе формирования фонда капитального ремонта.
Заявитель указывает, что согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации правило о двухлетнем сроке вступления в силу решения собственников помещений многоквартирного дома о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора не применяется, если решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора было принято органом местного самоуправления.
ТСЖ "Чернышевского-10" считает, что собственниками помещений многоквартирного дома совершены все возможные действия для своевременного исполнения решения о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в предусмотренные законом сроки.
По мнению подателя жалобы, нарушение кредитной организацией срока открытия специального счета не опровергает факт принятия решения собственников помещений многоквартирного дома о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и не может быть основанием для нарушения прав и законных интересов собственников помещений.
Судебное разбирательство по делу откладывалось на 19.07.2017, 16.08.2017.
Определением суда ГЖИ Курской области предложено письменно обосновать свои полномочия по принятию решения об отказе во внесении специального счета заявителя в реестр специальных счетов.
Во исполнение определения суда ГЖИ Курской области представила дополнение к отзыву.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились.
Учитывая, что в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие неявившихся лиц.
Суд апелляционной инстанции, изучив апелляционную жалобу и материалы дела, приходит к следующему.
02.09.2016 ТСЖ "Чернышевского-10" обратилось к ГЖИ Курской области с заявлением о внесении специального счета заявителя в реестр специальных счетов, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта многоквартирных домов.
ГЖИ Курской области письмом от 14.09.2016 N 01.508-05/7138 отказало ТСЖ "Чернышевского-10" во внесении специального счета заявителя в реестр специальных счетов.
Не согласившись с указанными действиями ГЖИ Курской области, полагая, что они противоречат закону и нарушают права и законные интересы ТСЖ "Чернышевского-10" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд за судебной защитой.
Арбитражный суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу, что согласно части 5 статьи 170 ЖК РФ решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно было быть принято и реализовано собственниками помещений многоквартирного дома по адресу: Курская область, город Курск, улица Чернышевского, дом 10, в срок до 30.06.2014, что включает в себя непосредственно принятие решения об избрании способа формирования фонда капитального ремонта, определение владельца специального счета, заключение договора с банком на открытие специальных счетов и поручение председателю правления ТСЖ "Чернышевского-10" выполнить все юридически значимые действия в связи с принятым решением. Однако необходимые действия для реализации выбранного заявителем способа формирования фонда капитального ремонта не были совершены в пределах названного срока.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно частям 1 и 3 статьи 169 ЖК РФ (в редакции, действовавшей на момент обращения заявителя в ГЖИ Курской области) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
В соответствии с частями 2 и 5 статьи 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение.
Частью 7 статьи 170 ЖК РФ предусмотрено, что в случае если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 5 статьи 170 ЖК РФ, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 5 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
В силу частей 1 и 4 статьи 172 ЖК РФ владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязан представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 170 ЖК РФ, справки банка об открытии специального счета, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Орган государственного жилищного надзора ведет реестр уведомлений, указанных в части 1 статьи 170 ЖК РФ, реестр специальных счетов, информирует орган местного самоуправления и регионального оператора о многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фондов капитального ремонта и (или) не реализовали его.
Отношения в сфере обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Курской области урегулированы Законом Курской области от 22.08.2013 N 63-ЗКО "О вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Курской области".
Из материалов дела следует, что общим собранием собственников помещений многоквартирного дома по адресу: город Курск, улица Чернышевского, дом 10 (далее - спорный дом), принято решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете ТСЖ "Чернышевского-10" (протокол от 15.05.2014) (л.д. 34).
01.08.2014 между ТСЖ "Чернышевского-10" и ОАО "Сбербанк России" заключен договор специального банковского счета (в валюте Российской Федерации) для формирования фонда капитального ремонта (л.д. 36-42).
22.08.2014 ТСЖ "Чернышевского-10" сообщило ГЖИ Курской области, что собственниками помещений спорного дома выбран способ формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, приложив к письму копию протокола общего собрания от 15.05.2014 и уведомление ОАО "Сбербанк России" об открытии специального счета (л.д. 58).
09.09.2014 ГЖИ Курской области письмом N 07.3.0704/4800 сообщила ТСЖ "Чернышевского-10", что специальный счет ТСЖ "Чернышевского-10" был открыт банком 01.08.2014, то есть за пределами предусмотренного законом шестимесячного срока для реализации принятого решения. Кроме того, ГЖИ Курской области сообщило, что документы представлены в ГЖИ Курской области с нарушением предусмотренного статьей 172 ЖК РФ срока (по истечении пяти рабочих дней с момента открытия счета). В связи с чем формирование фонда капитального ремонта спорного дома будет осуществляться на счете регионального оператора (л.д. 57).
Также заявителю был разъяснен порядок изменения способа формирования фонда капитального ремонта, предусмотренный статьей 173 ЖК РФ.
28.09.2014 было проведено общее собрание собственников помещений спорного дома, на котором приняты следующие решения:
1) принять к сведению письмо ГЖИ Курской области от 09.09.2014 N 07.3.0704/4800;
2) подтвердить решение общего собрания от 15.05.2014 о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете в ОАО "Сбербанк России";
3) начать перечисление средств в фонд капитального ремонта на специальный счет в ОАО "Сбербанк России" с сентября 2014 года;
4) обратиться в органы государственной власти и местного самоуправления с просьбой исключить жильцов спорного дома из числа плательщиков в фонд капитального ремонта регионального оператора Курской области (л.д. 35).
02.09.2016 ТСЖ "Чернышевского-10" обратилось в ГЖИ Курской области с заявлением о внесении специального счета заявителя в реестр специальных счетов, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта многоквартирных домов (л.д. 51).
Также ТСЖ "Чернышевского-10" просило обязать регионального оператора фонда капитального ремонта Курской области прекратить рассылку квитанций жильцам дома.
В данном заявлении ТСЖ "Чернышевского-10" сообщило, что собственники квартир перечисляют взносы на капремонт на специальном счете с 01.09.2014, на котором уже собрано 1 045 126 рублей 05 копеек. Заявитель пояснил, что полностью выполняет свои обязательства по программе капитального ремонта перед собственниками жилья. В 2015 году на средства капитального ремонта были заменены устаревшие узлы учета тепловой энергии, в 2016 году планируется замена стояков отопления.
14.09.2016 ГЖИ Курской области письмом N 01.508-05/7138 отказала ТСЖ "Чернышевского-10" во внесении специального счета в реестр специальных счетов, повторно сообщив заявителю о пропуске срока для принятия и реализации собственниками решения об определении способа формирования фонда капитального ремонта и разъяснив порядок изменения способа формирования фонда капитального ремонта, предусмотренный статьей 173 ЖК РФ (л.д. 49).
Также заявителю сообщено, что работы по реконструкции узла учета тепловой энергии не входят в перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, в связи с чем они не подлежат оплате за счет средств фонда капитального ремонта.
Установив все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела, на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, которые были оценены в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришел к выводу, что оспариваемые действия ГЖИ Курской области соответствуют требованиям действующего законодательства.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Курской области, утверждена постановлением Администрации Курской области от 27.12.2013 N 1038-па.
Названная программа опубликована на официальном сайте Администрации Курской области (http://adm.rkursk.ru) 30.12.2013.
Следовательно, шестимесячный срок, предусмотренный частью 5 статьи 170 ЖК РФ, для принятия и реализации решения об определении способа формирования фонда капитального ремонта истекает 30.06.2014.
Вместе с тем специальный счет для перечисления средств в целях формирования фонда капитального ремонта был открыт заявителем в ОАО "Сбербанк России" 01.08.2014.
Поскольку все необходимые действия для реализации выбранного заявителем способа формирования фонда капитального ремонта не были совершены в пределах предусмотренного частью 5 статьи 170 ЖК РФ срока, то оспариваемые действия ГЖИ Курской области соответствуют закону.
Сделанный вывод согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 06.05.2016 N 302-КГ16-5128 по делу N А33-25883/2014.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований ТСЖ "Чернышевского-10".
Довод ТСЖ "Чернышевского-10" о том, что заявление должно было быть рассмотрено ГЖИ Курской области в порядке, предусмотренном статьей 173 ЖК РФ, несостоятелен, поскольку решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственниками помещений спорного дома не принималось.
Апелляционная коллегия не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции. Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не может являться основанием для отмены обжалуемого решения.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют позицию заявителя при рассмотрении дела судом первой инстанции, нашли свое отражение в решении суда первой инстанции. Они были подробно исследованы судом, и, по мнению суда апелляционной инстанции, им была дана правильная юридическая оценка.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, непосредственно исследовал представленные доказательства, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Исходя из содержания подпункта 3 и подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ с учетом разъяснений, данных в абзаце 1 пункта 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается юридическими лицами в размере 3 000 рублей и физическими лицами в размере 300 рублей, а при обжаловании судебных актов по этим делам - в размере 1 500 рублей и 150 рублей соответственно.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ уплаченная государственная пошлина подлежит возврату в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 НК РФ.
При подаче апелляционной жалобы ТСЖ "Чернышевского-10" уплачена государственная пошлина в размере 3 000 рублей, что подтверждается платежным поручением от 12.05.2017 N 92.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы ТСЖ "Чернышевского-10" уплачена государственная пошлина в размере, превышающем предусмотренную главой 25.3 НК РФ, сумма излишне уплаченной государственной пошлины в размере 1 500 рублей подлежит возврату подателю жалобы из доходов федерального бюджета.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:

Решение Арбитражного суда Курской области от 19.04.2017 по делу N А35-11858/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Чернышевского-10" - без удовлетворения.
Возвратить товариществу собственников жилья "Чернышевского-10" (ОГРН 1104632007105, ИНН 4632123300, город Курск) излишне уплаченную по платежному поручению от 12.05.2017 N 92 государственную пошлину в размере 1 500 рублей из доходов федерального бюджета.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
П.В.ДОНЦОВ
Судьи
Е.А.СЕМЕНЮТА
Н.Д.МИРОНЦЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)