Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 июня 2017 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ошировой Л.В., судей Барковской О.В., Монаковой О.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Малановой А.А., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство поселка Селенгинск" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 14 февраля 2017 года по делу N А10-4722/2015 по иску общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство поселка Селенгинск" (ОГРН 1090309000440, ИНН 0309015764, адрес: 671247, Республика Бурятия, Кабанский район, пгт. Селенгинск, мкр. Солнечный, д. 22-56) к муниципальному бюджетному учреждению "Селенгатехносфера" (671247, Республика Бурятия, Кабанский район, пгт. Селенгинск, микрорайон Южный, 45 А, ОГРН 1140327017555, ИНН 0309993160) о взыскании 121586 руб. 16 коп.,
с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации муниципального образования "Кабанский район" Республики Бурятия (ОГРН 1090309000440, ИНН 0309015764, адрес: Республика Бурятия, с. Кабанск, ул. Кирова, д. 10), муниципального казенного учреждения "Комитет жилищно-коммунального хозяйства и строительства" Администрации муниципального образования "Кабанский район" Республики Бурятия (ОГРН 1098564600440, ИНН 03434635764, адрес: Республика Бурятия, с. Кабанск, ул. Кирова, д. 10), (суд первой инстанции: Урмакшинов В.К.)
- без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле;
- и
Общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство поселка Селенгинск" обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском, с последующим уточнением, к муниципальному бюджетному учреждению "Селенгатехносфера" о взыскании задолженности за оказанные услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения в сумме 128371 руб. 94 коп., из которых 123064 руб. 13 коп. - сумма задолженности, 5307 руб. 81 коп. - сумма неустойки.
Определением от 20 октября 2015 г. привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Администрацию муниципального образования "Кабанский район" Республики Бурятия, Муниципальное казенное учреждение "Комитет жилищно-коммунального хозяйства и строительства" Администрации муниципального образования "Кабанский район" Республики Бурятия.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 14 февраля 2017 года исковые требования удовлетворены частично: с ответчика в пользу истца взысканы 83746 руб. 26 коп. - сумма задолженности, 4583 руб. 64 коп. - неустойка. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, истец обжаловал его в апелляционном порядке. Заявитель в своей апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на следующие обстоятельства. Суд не определил размер норматива, равный отопительному периоду, исходя из годового норматива и продолжительности отопительного периода. Таким образом, суд неправильно рассчитал величину месячного норматива, которую уполномоченный орган не устанавливал и не рассчитывал.
Лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между ООО "Жилищно-коммунальное хозяйство" (ресурсоснабжающая организация) и Муниципальным бюджетным учреждением "СеленгаТехноСфера" (заказчик) существуют обязательственные отношения из договора энергоснабжения N 01-15/109.
В соответствии с условиями указанного договора (п. 1.1.) ресурсоснабжающая организация берет на себя обязательства по поставке тепловой энергии на теплоснабжение и горячее водоснабжение согласно заявленным объемам для использования коммунального ресурса в помещения многоквартирного дома, расположенного по адресу: Республика Бурятия, Кабанский район, п. Селенгинск, микрорайон Олимпийский, д. 5, а Заказчик обязался принять коммунальные ресурсы, распределить по системе отопления и оплатить стоимость полученной тепловой энергии.
Расчетный период для оплаты за коммунальные ресурсы устанавливается в один календарный месяц. Оплата производится Заказчиком на основании предъявленных счетов - фактур путем ежемесячного перечисления денежных средств на расчетный счет Ресурсоснабжающей организации в срок до десятого числа следующего за истекшим месяца. (п. 5.3).
Приложением N 1 к договору сторонами согласован объект теплопотребления (многоквартирный жилой дом по адресу: Республика Бурятия, Кабанский район, поселок Селенгинск, микрорайон Олимпийский, д. 5), согласованы нагрузки на отопление и горячее водоснабжение с разбивкой по месяцам.
В приложении N 2 к договору стороны определили границы балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности.
МБУ "СеленгаТехноСфера" является управляющей организацией в жилом доме по адресу: Республика Бурятия, Кабанский район, поселок Селенгинск, микрорайон Олимпийский, 5, что подтверждается договором управления многоквартирным жилым домом N 003-14 от 29.12.2014 г.
Из содержания указанного договора следует, что в спорный период МБУ "СеленгаТехноСфера" осуществляло функции исполнителя коммунальных услуг.
В соответствии с заключенным с ответчиком договором теплоснабжения и горячего водоснабжения N 01-15/109 поставлял в период с 1 января по 24 марта 2015 года тепловую энергию и теплоноситель в горячей воде в многоквартирный жилой дом по адресу: Республика Бурятия, Кабанский район, поселок Селенгинск, микрорайон Олимпийский, д. 5.
Дом оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, который к коммерческому учету допущен только 18 марта 2015 года. Данное обстоятельство подтверждается актом допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя от 18.03.2015 г., сторонами не оспаривалось.
Согласно пункту 4.1.1 договора N 01-15/111 объем коммунального ресурса определяется на основании показаний прибора учета за расчетный период.
За период с 01 января 2015 года по 17 марта 2015 года начисление по отоплению и горячему водоснабжению произведено по нормативу. За последующий период с 18 марта по 24 марта 2015 года объем потребленного ресурса произведен согласно показаниям прибора учета.
Относительно показаний приборов учета стороны заключили в порядке статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации соглашение по фактическим обстоятельствам дела, в соответствии с которым признали, что объем тепловой энергии, необходимой для изготовления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за период с 01 января 2015 года по 18 марта 2015 год, поставляемой истцом по договору теплоснабжения и горячего водоснабжения в многоквартирный жилой дом N 5 в микрорайоне Олимпийский, поселка Селенгинск, составляет 17,089 Гкал или 13170 руб. 32 коп.; объем тепловой энергии, потребленной домом N 5 в микрорайоне Олимпийский, поселка Селенгинск в период с 18 марта 2015 года по 24 марта 2015 года по договору теплоснабжения и горячего водоснабжения согласно показаниям приборов учета составляет 6,435 Гкал. или 4959 руб. 39 коп.
В соответствии с частью 2 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, признанные сторонами в результате достигнутого между ними соглашения, принимаются арбитражным судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания.
Разногласия сторон, сводятся к правильности определения норматива потребления тепловой энергии на отопление, отпускаемое жилому фонду, исходя из отопительного сезона, равного 8 либо 12 месяцам.
Согласно п. 1, 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами; к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии со ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Постановление N 354), вступившими в силу с 01.09.2012, которыми установлен порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги для собственников помещений.
В силу пункта 6 Постановления N 354 со дня вступления данного постановления в законную силу признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", за исключением пунктов 15 - 28 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила N 307), утвержденных указанным постановлением (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), и пунктов 1 - 4 приложения N 2 к указанным Правилам (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), которые утратили силу с 16.07.2016.
Из разъяснений Министерства регионального развития Российской Федерации, изложенных в письме от 28.08.2012 N 22567-ВК/14, следует, что суть произошедших в связи с введением в действие Постановления N 354 изменений в части порядка оплаты коммунальной услуги по отоплению в переходный период - разделение платы за коммунальные услуги на индивидуальное (квартирное) потребление и потребление на общедомовые нужды, а также осуществление оплаты за отопление только в отопительный период независимо от того, есть ли в многоквартирном доме общедомовой прибор учета тепла. Это исключает необходимость проведения корректировки размера платы за отопление по итогам календарного года.
Постановлением Правительства Российской Федерации в целях недопущения роста социальной напряженности в регионах, вызванной введением новой системы оплаты за коммунальные услуги по отоплению, которая может привести к росту платы граждан за отопление в зимний период принято постановление от 27.08.2012 N 857 "Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Постановление N 857), которыми утверждены Правила определения расчета размера платы за предоставленную коммунальную услугу по отоплению и установлен переходный период в 2012-2014 годах.
В пункте 1 Постановления N 857 в переходный период предусмотрена возможность выбора органами государственной власти субъектов Российской Федерации вариантов для определения размера платы за предоставленную коммунальную услугу по отоплению:
а) в целях определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме или в не оборудованном индивидуальным либо общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 15.09.2012 могут принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года. В случае принятия указанного решения определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в соответствии с Правилами расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в 2012-2014 годах, утвержденными настоящим Постановлением. Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме, а также размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным либо общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, определяется по формуле 1 правил расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306;
б) разрешить органам государственной власти субъектов Российской Федерации до 15.09.2012 принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06.2012.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могли принять решения о выборе одного из двух указанных способов расчетов, в срок до 15.09.2012.
В случае если до 15.09.2012 такое решение о выборе одного из двух способов расчетов, указанных в пункте 1 Постановления N 857, субъектом Российской Федерации не принято, им применяется порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренный действующей редакцией Правил N 354.
Пункт 19 Правил N 307 предусматривает, что при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление определяется в следующем порядке: Pi = Si x N x Т, где: St - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома; Nt - норматив потребления тепловой энергии на отопление; Т - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам N 307).
Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306) в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 24.03.2012 N 230, введенной в действие с 01.07.2012, нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению в жилых помещениях определяются по формуле (пункт 3 формула 5).
Правилами N 306 в редакции, действовавшей по состоянию на 30.06.2012, предусмотрена формула расчета норматива отопления (Гкал в месяц на 1 кв. м) (пункт 13 формула 6).
Таким образом, по состоянию на 30.06.2012 применение Правил N 307 предполагает осуществление расчета платы за отопление в домах, не оборудованных приборами учета тепловой энергии, с использованием норматива, установленного из расчета на 12 месяцев.
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 857 органам государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшим решения, указанные в подпунктах "а" или "б" пункта 1 данного постановления, предоставлено право в любой момент принять решение о применении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренного Правилами N 354.
Постановлением Правительства Республики Бурятия N 687 от 30.12.2014 года "О нормативах потребления тепловой энергии на отопление в Республике Бурятия на период с января 2015 года по 30 июня 2016 года" избран порядок, предусмотренный Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" с использованием нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших на 30.06.2012 года.
По состоянию на 30.06.2012 на территории района действовали нормативы, установленные решением Совета депутатов муниципального образования городского поселения "Селенгинское" Кабанского района Республики Бурятия от 25.06.2009 N 49 "Об установлении нормативов на потребление коммунальных услуг на отопление, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод в МО ГП "Селенгинское" - 0.29 Гкал/кв. м в год.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 N 1380 определено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять решение о поэтапном переходе к установлению единых на территории субъекта Российской Федерации нормативов потребления коммунальных услуг в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и в случае принятия такого решения должны закончить этот переход не позднее 31.12.2016.
В силу подпункта "б" пункта 2 указанного постановления решения органов государственной власти субъектов Российской Федерации о применении нормативов потребления тепловой энергии при расчете за отопление, установленных на 30.06.2012, действуют до отмены их принявшими органами.
Таким образом, постановлением Правительства Республики Бурятия N 687, с учетом действующей по настоящее время редакции, определено, что в течение 2015 года на всей территории Республики Бурятии плата за отопление должна рассчитываться исходя из норматива такой оплаты из расчета 12 календарных месяцев.
На основании изложенного, суд первой инстанции правильно применил нормативы, исходя из расчета отопительного периода - 12 месяцев.
Расчет, составленный судом, проверен и признается правильно составленным, по существу ответчиком не оспаривается.
В отношении расчета неустойки, составленным судом, ответчик доводы не приводит, является правильным.
Иных доводов, имеющих существенное значение для рассмотрения данного спора и опровергающих правильность выводов суда первой инстанции, не приведено.
Арбитражный апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции не допустил нарушений норм материального и процессуального права, следовательно, основания для отмены либо изменения судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвертый арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 14 февраля 2017 года по делу N А10-4722/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.06.2017 N 04АП-1698/2017 ПО ДЕЛУ N А10-4722/2015
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июня 2017 г. по делу N А10-4722/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 июня 2017 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ошировой Л.В., судей Барковской О.В., Монаковой О.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Малановой А.А., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство поселка Селенгинск" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 14 февраля 2017 года по делу N А10-4722/2015 по иску общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство поселка Селенгинск" (ОГРН 1090309000440, ИНН 0309015764, адрес: 671247, Республика Бурятия, Кабанский район, пгт. Селенгинск, мкр. Солнечный, д. 22-56) к муниципальному бюджетному учреждению "Селенгатехносфера" (671247, Республика Бурятия, Кабанский район, пгт. Селенгинск, микрорайон Южный, 45 А, ОГРН 1140327017555, ИНН 0309993160) о взыскании 121586 руб. 16 коп.,
с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации муниципального образования "Кабанский район" Республики Бурятия (ОГРН 1090309000440, ИНН 0309015764, адрес: Республика Бурятия, с. Кабанск, ул. Кирова, д. 10), муниципального казенного учреждения "Комитет жилищно-коммунального хозяйства и строительства" Администрации муниципального образования "Кабанский район" Республики Бурятия (ОГРН 1098564600440, ИНН 03434635764, адрес: Республика Бурятия, с. Кабанск, ул. Кирова, д. 10), (суд первой инстанции: Урмакшинов В.К.)
- без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле;
- и
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство поселка Селенгинск" обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском, с последующим уточнением, к муниципальному бюджетному учреждению "Селенгатехносфера" о взыскании задолженности за оказанные услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения в сумме 128371 руб. 94 коп., из которых 123064 руб. 13 коп. - сумма задолженности, 5307 руб. 81 коп. - сумма неустойки.
Определением от 20 октября 2015 г. привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Администрацию муниципального образования "Кабанский район" Республики Бурятия, Муниципальное казенное учреждение "Комитет жилищно-коммунального хозяйства и строительства" Администрации муниципального образования "Кабанский район" Республики Бурятия.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 14 февраля 2017 года исковые требования удовлетворены частично: с ответчика в пользу истца взысканы 83746 руб. 26 коп. - сумма задолженности, 4583 руб. 64 коп. - неустойка. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, истец обжаловал его в апелляционном порядке. Заявитель в своей апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на следующие обстоятельства. Суд не определил размер норматива, равный отопительному периоду, исходя из годового норматива и продолжительности отопительного периода. Таким образом, суд неправильно рассчитал величину месячного норматива, которую уполномоченный орган не устанавливал и не рассчитывал.
Лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между ООО "Жилищно-коммунальное хозяйство" (ресурсоснабжающая организация) и Муниципальным бюджетным учреждением "СеленгаТехноСфера" (заказчик) существуют обязательственные отношения из договора энергоснабжения N 01-15/109.
В соответствии с условиями указанного договора (п. 1.1.) ресурсоснабжающая организация берет на себя обязательства по поставке тепловой энергии на теплоснабжение и горячее водоснабжение согласно заявленным объемам для использования коммунального ресурса в помещения многоквартирного дома, расположенного по адресу: Республика Бурятия, Кабанский район, п. Селенгинск, микрорайон Олимпийский, д. 5, а Заказчик обязался принять коммунальные ресурсы, распределить по системе отопления и оплатить стоимость полученной тепловой энергии.
Расчетный период для оплаты за коммунальные ресурсы устанавливается в один календарный месяц. Оплата производится Заказчиком на основании предъявленных счетов - фактур путем ежемесячного перечисления денежных средств на расчетный счет Ресурсоснабжающей организации в срок до десятого числа следующего за истекшим месяца. (п. 5.3).
Приложением N 1 к договору сторонами согласован объект теплопотребления (многоквартирный жилой дом по адресу: Республика Бурятия, Кабанский район, поселок Селенгинск, микрорайон Олимпийский, д. 5), согласованы нагрузки на отопление и горячее водоснабжение с разбивкой по месяцам.
В приложении N 2 к договору стороны определили границы балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности.
МБУ "СеленгаТехноСфера" является управляющей организацией в жилом доме по адресу: Республика Бурятия, Кабанский район, поселок Селенгинск, микрорайон Олимпийский, 5, что подтверждается договором управления многоквартирным жилым домом N 003-14 от 29.12.2014 г.
Из содержания указанного договора следует, что в спорный период МБУ "СеленгаТехноСфера" осуществляло функции исполнителя коммунальных услуг.
В соответствии с заключенным с ответчиком договором теплоснабжения и горячего водоснабжения N 01-15/109 поставлял в период с 1 января по 24 марта 2015 года тепловую энергию и теплоноситель в горячей воде в многоквартирный жилой дом по адресу: Республика Бурятия, Кабанский район, поселок Селенгинск, микрорайон Олимпийский, д. 5.
Дом оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, который к коммерческому учету допущен только 18 марта 2015 года. Данное обстоятельство подтверждается актом допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя от 18.03.2015 г., сторонами не оспаривалось.
Согласно пункту 4.1.1 договора N 01-15/111 объем коммунального ресурса определяется на основании показаний прибора учета за расчетный период.
За период с 01 января 2015 года по 17 марта 2015 года начисление по отоплению и горячему водоснабжению произведено по нормативу. За последующий период с 18 марта по 24 марта 2015 года объем потребленного ресурса произведен согласно показаниям прибора учета.
Относительно показаний приборов учета стороны заключили в порядке статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации соглашение по фактическим обстоятельствам дела, в соответствии с которым признали, что объем тепловой энергии, необходимой для изготовления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за период с 01 января 2015 года по 18 марта 2015 год, поставляемой истцом по договору теплоснабжения и горячего водоснабжения в многоквартирный жилой дом N 5 в микрорайоне Олимпийский, поселка Селенгинск, составляет 17,089 Гкал или 13170 руб. 32 коп.; объем тепловой энергии, потребленной домом N 5 в микрорайоне Олимпийский, поселка Селенгинск в период с 18 марта 2015 года по 24 марта 2015 года по договору теплоснабжения и горячего водоснабжения согласно показаниям приборов учета составляет 6,435 Гкал. или 4959 руб. 39 коп.
В соответствии с частью 2 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, признанные сторонами в результате достигнутого между ними соглашения, принимаются арбитражным судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания.
Разногласия сторон, сводятся к правильности определения норматива потребления тепловой энергии на отопление, отпускаемое жилому фонду, исходя из отопительного сезона, равного 8 либо 12 месяцам.
Согласно п. 1, 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами; к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии со ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Постановление N 354), вступившими в силу с 01.09.2012, которыми установлен порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги для собственников помещений.
В силу пункта 6 Постановления N 354 со дня вступления данного постановления в законную силу признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", за исключением пунктов 15 - 28 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила N 307), утвержденных указанным постановлением (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), и пунктов 1 - 4 приложения N 2 к указанным Правилам (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), которые утратили силу с 16.07.2016.
Из разъяснений Министерства регионального развития Российской Федерации, изложенных в письме от 28.08.2012 N 22567-ВК/14, следует, что суть произошедших в связи с введением в действие Постановления N 354 изменений в части порядка оплаты коммунальной услуги по отоплению в переходный период - разделение платы за коммунальные услуги на индивидуальное (квартирное) потребление и потребление на общедомовые нужды, а также осуществление оплаты за отопление только в отопительный период независимо от того, есть ли в многоквартирном доме общедомовой прибор учета тепла. Это исключает необходимость проведения корректировки размера платы за отопление по итогам календарного года.
Постановлением Правительства Российской Федерации в целях недопущения роста социальной напряженности в регионах, вызванной введением новой системы оплаты за коммунальные услуги по отоплению, которая может привести к росту платы граждан за отопление в зимний период принято постановление от 27.08.2012 N 857 "Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Постановление N 857), которыми утверждены Правила определения расчета размера платы за предоставленную коммунальную услугу по отоплению и установлен переходный период в 2012-2014 годах.
В пункте 1 Постановления N 857 в переходный период предусмотрена возможность выбора органами государственной власти субъектов Российской Федерации вариантов для определения размера платы за предоставленную коммунальную услугу по отоплению:
а) в целях определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме или в не оборудованном индивидуальным либо общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 15.09.2012 могут принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года. В случае принятия указанного решения определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в соответствии с Правилами расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в 2012-2014 годах, утвержденными настоящим Постановлением. Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме, а также размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным либо общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, определяется по формуле 1 правил расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306;
б) разрешить органам государственной власти субъектов Российской Федерации до 15.09.2012 принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06.2012.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могли принять решения о выборе одного из двух указанных способов расчетов, в срок до 15.09.2012.
В случае если до 15.09.2012 такое решение о выборе одного из двух способов расчетов, указанных в пункте 1 Постановления N 857, субъектом Российской Федерации не принято, им применяется порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренный действующей редакцией Правил N 354.
Пункт 19 Правил N 307 предусматривает, что при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление определяется в следующем порядке: Pi = Si x N x Т, где: St - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома; Nt - норматив потребления тепловой энергии на отопление; Т - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам N 307).
Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306) в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 24.03.2012 N 230, введенной в действие с 01.07.2012, нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению в жилых помещениях определяются по формуле (пункт 3 формула 5).
Правилами N 306 в редакции, действовавшей по состоянию на 30.06.2012, предусмотрена формула расчета норматива отопления (Гкал в месяц на 1 кв. м) (пункт 13 формула 6).
Таким образом, по состоянию на 30.06.2012 применение Правил N 307 предполагает осуществление расчета платы за отопление в домах, не оборудованных приборами учета тепловой энергии, с использованием норматива, установленного из расчета на 12 месяцев.
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 857 органам государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшим решения, указанные в подпунктах "а" или "б" пункта 1 данного постановления, предоставлено право в любой момент принять решение о применении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренного Правилами N 354.
Постановлением Правительства Республики Бурятия N 687 от 30.12.2014 года "О нормативах потребления тепловой энергии на отопление в Республике Бурятия на период с января 2015 года по 30 июня 2016 года" избран порядок, предусмотренный Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" с использованием нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших на 30.06.2012 года.
По состоянию на 30.06.2012 на территории района действовали нормативы, установленные решением Совета депутатов муниципального образования городского поселения "Селенгинское" Кабанского района Республики Бурятия от 25.06.2009 N 49 "Об установлении нормативов на потребление коммунальных услуг на отопление, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод в МО ГП "Селенгинское" - 0.29 Гкал/кв. м в год.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 N 1380 определено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять решение о поэтапном переходе к установлению единых на территории субъекта Российской Федерации нормативов потребления коммунальных услуг в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и в случае принятия такого решения должны закончить этот переход не позднее 31.12.2016.
В силу подпункта "б" пункта 2 указанного постановления решения органов государственной власти субъектов Российской Федерации о применении нормативов потребления тепловой энергии при расчете за отопление, установленных на 30.06.2012, действуют до отмены их принявшими органами.
Таким образом, постановлением Правительства Республики Бурятия N 687, с учетом действующей по настоящее время редакции, определено, что в течение 2015 года на всей территории Республики Бурятии плата за отопление должна рассчитываться исходя из норматива такой оплаты из расчета 12 календарных месяцев.
На основании изложенного, суд первой инстанции правильно применил нормативы, исходя из расчета отопительного периода - 12 месяцев.
Расчет, составленный судом, проверен и признается правильно составленным, по существу ответчиком не оспаривается.
В отношении расчета неустойки, составленным судом, ответчик доводы не приводит, является правильным.
Иных доводов, имеющих существенное значение для рассмотрения данного спора и опровергающих правильность выводов суда первой инстанции, не приведено.
Арбитражный апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции не допустил нарушений норм материального и процессуального права, следовательно, основания для отмены либо изменения судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвертый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 14 февраля 2017 года по делу N А10-4722/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий
Л.В.ОШИРОВА
Л.В.ОШИРОВА
Судьи
О.В.БАРКОВСКАЯ
О.В.МОНАКОВА
О.В.БАРКОВСКАЯ
О.В.МОНАКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)