Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 04 мая 2017 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Шиндлер Н.А., Золотовой Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Зайцевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4189/2017) Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Нефтеюганска на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.02.2017 по делу N А75-13119/2016 (судья Зубакина О.В.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Жилищно-эксплуатационное управление - 2" (ОГРН 1088604000100) к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Нефтеюганска о признании недействительным предписания от 08.09.2016 N 99-МЖК/П,
судебное разбирательство проведено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
Открытое акционерное общество "Жилищно-эксплуатационное управление - 2" (далее - заявитель, Общество, ОАО "ЖЭУ - 2", управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Нефтеюганска (далее - заинтересованное лицо, Департамент) о признании недействительным предписания от 08.09.2016 N 99-МЖК/П.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.02.2017 по делу N А75-13119/2016 заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование требований апелляционной жалобы ее податель, ссылаясь на пункт 9 части 1 статьи 14, статьи 20 ЖК РФ, часть 1 статьи 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), подпункт "в" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), указал на то, что Департамент, является уполномоченным органом муниципального жилищного контроля и выдав ОАО "ЖЭУ - 2" оспариваемое предписание, он не превысил свои полномочия.
Податель жалобы считает, что Департаментом не допущено нарушение законодательства при проведении в отношении ОАО "ЖЭУ - 2" проверки по заявлению гражданина, при этом выявленные в ходе проверки нарушения имеют место быть.
Оспаривая доводы подателя жалобы, Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении слушания по делу не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей указанных лиц по имеющимся в деле доказательствам.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства.
На основании распоряжения Департамента от 12.08.2016 N 99-МЖК по обращению гражданина, проживающего по адресу: г. Нефтеюганск, мкр. 10, д. <...>, по вопросу увеличения тарифа за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома, в период с 12.08.2016 по 08.09.2016 проведена внеплановая документарная проверка в отношении ОАО "ЖЭУ - 2", осуществляющего управление указанным многоквартирным жилым домом (далее - МКД).
В результате проверки Департаментом было установлено, что размер платы за содержание и ремонт общего имущества изменялся следующим образом: с августа 2013 г. по июнь 2015-34 рубля 07 копеек, с июля 2015 по настоящее время - 35 рублей 09 копеек.
В ходе проверки предоставлен протокол от 15.11.2014 N 2 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 10, из содержания которого следует, что собранием были приняты, в том числе следующие решения:
- - по вопросу N 7 повестки "Утверждение размера платы за содержание и ремонт общего имущества в размере 34 рублей 07 копеек";
- - по вопросу N 8 повестки "Утверждение повышения размера платы за содержание и ремонт общего имущества в размере не более 3%, не чаще 1 раза в календарный год".
В протоколе от 15.11.2014 N 2 указано, что в общем собрании собственников помещений приняли участие в голосовании собственники помещений, обладающие 69,75% голосов от общего числа голосов собственников МКД.
Департамент установил, что утвержденный протоколом от 15.11.2014 N 2 общего собрания тариф за содержание и ремонт общего имущества в размере 34 рублей 07 копеек начал применяться управляющей компанией фактически с января 2013 года.
В рамках проверки предоставлено также 47 решений собственников помещений в многоквартирном доме, оформленных протоколом от 15.11.2014 N 2.
Департамент пришел к выводу о том, что 19 решений собственников помещений (квартиры N N 59, 58-2, 47, 43, 40, 39, 52, 36, 35, 33, 28, 25, 19, 18, 14, 12, 6, 7, 9) оформлены с нарушениями части 5.1 статьи 48 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку в решениях отсутствуют сведения о документе, подтверждающих право собственности лица, участвующего в голосовании, на помещения в доме.
Указанные обстоятельства, по мнению Департамента, являются основанием для исключения этих решений при подсчете голосов и установления кворума.
Департамент пришел к выводу о том, что в голосовании приняли участие собственники помещений, обладающие 519,20 кв. м, что составляет 19,07 процентов от общего числа голосов, следовательно, по правилам части 3 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) голосование, оформленное протоколом от 15.11.2014 N 2, неправомочно и в силу части 2 статьи 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации ничтожно в связи с отсутствием необходимого кворума.
По результатам проверки составлен акт от 08.09.2016 N 99-МЖК/А.
ОАО "ЖЭУ - 2" выдано предписание от 08.09.2016 N 99-МЖК/П об устранении выявленных нарушений, согласно которому Обществу в срок до 30.10.2016 необходимо произвести перерасчет излишне начисленной платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома N 3 собственнику жилого помещения расположенного по адресу: г. Нефтеюганск, мкр-н 10, дом 10, квартира N 3 за период с 10.08.2013 по 01.09.2016 исходя из размера платы 24 рублей 88 копейки за 1 кв. м площади жилого помещения.
Полагая, что выданное предписание является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
20.02.2017 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
Как следует из статьи 19 ЖК РФ муниципальный жилищный фонд - это совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (пункт 9 части 1 статьи 14 ЖК РФ).
Статья 20 ЖК РФ устанавливает, что под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами (часть 1.1); муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами (часть 2.1).
Из совокупности указанных норм права следует, что муниципальный контроль может быть осуществлен только в отношении муниципального жилищного фонда.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа муниципального жилищного контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписания об устранении выявленных нарушений.
Аналогичная обязанность возложена на должностных лиц Законом ХМАО - Югры от 28.09.2012 N 115-оз "О порядке осуществления муниципального жилищного контроля на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и порядке взаимодействия органов муниципального жилищного контроля с органом государственного жилищного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" (далее - Закон от 28.09.2012 N 115-оз, Закон о порядке осуществления муниципального жилищного контроля).
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закон от 28.09.2012 N 115-оз в целях обеспечения соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральным законодательством и законодательством автономного округа в сфере жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами, органами муниципального жилищного контроля осуществляется, в том числе, контроль за предоставлением коммунальных услуг в многоквартирных домах и жилых (нежилых) помещениях. Муниципальный жилищный контроль осуществляется путем:
1) проведения проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральным законодательством, законодательством автономного округа и муниципальными правовыми актами;
2) проведения обследования муниципального жилищного фонда;
3) выдачи предписаний о прекращении нарушений обязательных требований, относящихся к сфере деятельности органов муниципального жилищного контроля, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
На территории муниципального образования город Нефтеюганск муниципальный жилищный контроль осуществляется отделом муниципального жилищного контроля департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Нефтеюганска. Правовым основанием для осуществления деятельности является Постановление администрации города Нефтеюганска от 06.07.2015 N 85-нп "Об утверждении административного регламента "Осуществление муниципального жилищного контроля на территории города Нефтеюганска" (далее - Административный регламент).
Учитывая изложенное в совокупности и взаимосвязи, принимая во внимание, что муниципальный жилищный контроль может быть осуществлен только в отношении муниципального жилищного фонда, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Департамент вправе проводить проверки в части надлежащего предоставления гражданам коммунальных услуг и выдавать соответствующие предписания на устранение выявленного нарушения, но только в отношении муниципального жилищного фонда в пределах предоставленных полномочий.
Как следует из материалов дела, проверка Департаментом была проведена и выявлены соответствующие нарушения в отношении жилого помещения (квартиры), не относящейся к муниципальному жилищному фонду.
Материалами дела подтверждается, что при проведении проверки Департаментом не был исследован вопрос о принадлежности проверяемого жилищного фонда к муниципальной собственности.
Так, ни в акте проверки N 99-МЖК/А от 08.09.2016, ни в предписании N 99-МЖК/П от 08.09.2016 не содержится указания на то, что многоквартирный дом по адресу: г. Нефтеюганск, мкр. 10, д. 10, относится к муниципальному жилищному фонду.
Доказательства принадлежности конкретных помещений в указанном многоквартирном доме, в отношении которых выдано оспариваемое предписание (квартира N 3 в доме 10 микрорайона 10 г. Нефтеюганска) к муниципальному жилищному фонду в материалах дела также отсутствуют, такие доказательства Департаментом не представлены.
Следовательно, проведя проверку в порядке, предусмотренном статьей 20 ЖК РФ, Департамент как орган муниципального жилищного контроля при выдаче оспариваемого предписания вышел за пределы предоставленных ему полномочий, поскольку квартира N 3 в доме 10 микрорайона 10 г. Нефтеюганска не относится к муниципальному жилищному фонду.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Департаментом не допущено нарушения законодательства при проведении в отношении ОАО "ЖЭУ - 2" проверки по заявлению гражданина - собственника квартиры в указанном многоквартирном доме, судом апелляционной инстанции не принимаются.
Из содержания части 1.1 статьи 165 ЖК РФ следует, что орган местного самоуправления на основании обращения собственников помещений в многоквартирном доме, председателя совета многоквартирного дома, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива о невыполнении управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 названного Кодекса (к которым, в том числе, относится начисление платы за содержание, ремонт общего имущества многоквартирного дома), в пятидневный срок проводит внеплановую проверку деятельности управляющей организации. В случае, если по результатам указанной проверки выявлено невыполнение управляющей организацией условий договора управления многоквартирным домом, орган местного самоуправления не позднее чем через пятнадцать дней со дня соответствующего обращения созывает собрание собственников помещений в данном доме для решения вопросов о расторжении договора с такой управляющей организацией и о выборе новой управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
При этом полномочия, возложенные на органы местного самоуправления названной нормой права, должны осуществляется данным органом независимо от наличия в многоквартирных домах жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Вместе с тем по результатам муниципального жилищного контроля органы муниципального жилищного контроля наделены правом на выдачу предписания об устранении выявленных нарушений в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ, в то время как по результатам проведения внеплановой проверки деятельности управляющей организации по правилам части 1.1 статьи 165 ЖК РФ уполномочены лишь созвать собрание собственников помещений.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции сделан правильный вывод об отсутствии у Департамента полномочий на выдачу оспариваемого предписания.
Таким образом, проверка Департаментом проведена в нарушение требований ЖК РФ, устанавливающего, что муниципальный жилищный контроль может быть осуществлен только в отношении муниципального жилищного фонда, что влечет признание результатов проверки незаконными и, как следствие, признание недействительным предписания, выданного по результатам такой проверки.
Ссылка Департамента на положения Административного регламента судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку нормы Административного регламента в любом случае не могут противоречить положениям федерального законодательства, содержащимся в ЖК РФ.
По верному замечанию суда первой инстанции, действующие нормы жилищного законодательства не наделяют органы муниципального жилищного контроля правом на проведение проверок в отношении жилого фонда, не являющегося муниципальным.
Кроме того, суд апелляционной инстанции находит необоснованными выводы Департамента об отсутствии кворума при принятии решений, оформленных протоколом N 2 от 15.11.2014, со ссылкой на то, что 19 решений собственников помещений многоквартирного дома N 10 (по квартирам N N N N 59, 58-2, 47, 43, 40, 39, 52, 36, 35, 33, 28, 25, 19, 18, 14, 12, 6, 7, 9) оформлены с нарушениями части 5.1 статьи 48 ЖК РФ, поскольку в решениях отсутствуют сведения о документе, подтверждающем право собственности лица, участвующего в голосовании, на помещения в доме.
Между тем Департаментом не учтено, что нормами ЖК РФ предусмотрен только судебный порядок оспаривания решения общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного дома.
Часть 6 статьи 46 ЖК РФ предусматривает, что собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований ЖК РФ, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 20 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме либо общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с нарушением требований Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, нормами жилищного законодательства установлено признание решения общего собрания собственников многоквартирного дома недействительным возможно только в судебном порядке.
Ссылка в оспариваемом предписании на часть 2 статьи 181.5 ГК РФ необоснованна, поскольку согласно пункту 104 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" правила главы 9.1 ГК РФ применяются к решениям собраний постольку, поскольку законом или в установленном им порядке не предусмотрено иное (пункт 1 статьи 181.1 ГК РФ).
Федеральным законом от 26.121995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", Федеральным законом от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", главой 6 ЖК РФ установлены специальные правила о порядке проведения общего собрания соответственно акционеров, участников общества, собственников помещений в многоквартирном доме, принятия ими решений, а также основания и сроки оспаривания таких решений.
Нормы главы 9.1 ГК РФ к решениям названных собраний применяются в части, не урегулированной специальными законами, или в части, конкретизирующей их положения, например, о сведениях, указываемых в протоколе (пункты 3 - 5 статьи 181.2 ГК РФ), о заблаговременном уведомлении участников гражданско-правового сообщества о намерении обратиться в суд с иском об оспаривании решения собрания (пункт 6 статьи 181.4 ГК РФ), об основаниях признания решения собрания оспоримым или ничтожным (пункты 1, 2, 7 статьи 181.4, статья 181.5 ГК РФ).
Действующим жилищным законодательством не предусмотрено право органов муниципального жилищного контроля на признание решения общего собрания собственников жилого помещения недействительным и применение последствий признания такого решения недействительным при проведении проверки начисления управляющей компании платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома.
При этом фактически Департаментом в ходе проверки не установлено и не представлено в суд доказательств, свидетельствующих о том, что лица, подписавшие решения по квартирам N N 59, 58-2, 47, 43, 40, 39, 52, 36, 35, 33, 28, 25, 19, 18, 14, 12, 6, 7, 9, в вышеуказанном многоквартирном доме не являются собственниками указанных квартир.
При таких обстоятельствах Департаментом в оспариваемом предписании необоснованно исключены из подсчета голосов решения собственников, в которых не указаны данные о документах, подтверждающих право собственности на жилое помещение, отсутствие номера квартиры.
С учетом изложенного выводы суда первой инстанции о незаконности оспариваемого предписания являются обоснованными.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем государственная пошлина по апелляционной жалобе Департамента распределению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Апелляционную жалобу Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Нефтеюганска оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.02.2017 по делу N А75-13119/2016 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.05.2017 N 08АП-4189/2017 ПО ДЕЛУ N А75-13119/2016
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 мая 2017 г. N 08АП-4189/2017
Дело N А75-13119/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 04 мая 2017 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Шиндлер Н.А., Золотовой Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Зайцевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4189/2017) Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Нефтеюганска на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.02.2017 по делу N А75-13119/2016 (судья Зубакина О.В.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Жилищно-эксплуатационное управление - 2" (ОГРН 1088604000100) к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Нефтеюганска о признании недействительным предписания от 08.09.2016 N 99-МЖК/П,
судебное разбирательство проведено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
Открытое акционерное общество "Жилищно-эксплуатационное управление - 2" (далее - заявитель, Общество, ОАО "ЖЭУ - 2", управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Нефтеюганска (далее - заинтересованное лицо, Департамент) о признании недействительным предписания от 08.09.2016 N 99-МЖК/П.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.02.2017 по делу N А75-13119/2016 заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование требований апелляционной жалобы ее податель, ссылаясь на пункт 9 части 1 статьи 14, статьи 20 ЖК РФ, часть 1 статьи 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), подпункт "в" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), указал на то, что Департамент, является уполномоченным органом муниципального жилищного контроля и выдав ОАО "ЖЭУ - 2" оспариваемое предписание, он не превысил свои полномочия.
Податель жалобы считает, что Департаментом не допущено нарушение законодательства при проведении в отношении ОАО "ЖЭУ - 2" проверки по заявлению гражданина, при этом выявленные в ходе проверки нарушения имеют место быть.
Оспаривая доводы подателя жалобы, Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении слушания по делу не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей указанных лиц по имеющимся в деле доказательствам.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства.
На основании распоряжения Департамента от 12.08.2016 N 99-МЖК по обращению гражданина, проживающего по адресу: г. Нефтеюганск, мкр. 10, д. <...>, по вопросу увеличения тарифа за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома, в период с 12.08.2016 по 08.09.2016 проведена внеплановая документарная проверка в отношении ОАО "ЖЭУ - 2", осуществляющего управление указанным многоквартирным жилым домом (далее - МКД).
В результате проверки Департаментом было установлено, что размер платы за содержание и ремонт общего имущества изменялся следующим образом: с августа 2013 г. по июнь 2015-34 рубля 07 копеек, с июля 2015 по настоящее время - 35 рублей 09 копеек.
В ходе проверки предоставлен протокол от 15.11.2014 N 2 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 10, из содержания которого следует, что собранием были приняты, в том числе следующие решения:
- - по вопросу N 7 повестки "Утверждение размера платы за содержание и ремонт общего имущества в размере 34 рублей 07 копеек";
- - по вопросу N 8 повестки "Утверждение повышения размера платы за содержание и ремонт общего имущества в размере не более 3%, не чаще 1 раза в календарный год".
В протоколе от 15.11.2014 N 2 указано, что в общем собрании собственников помещений приняли участие в голосовании собственники помещений, обладающие 69,75% голосов от общего числа голосов собственников МКД.
Департамент установил, что утвержденный протоколом от 15.11.2014 N 2 общего собрания тариф за содержание и ремонт общего имущества в размере 34 рублей 07 копеек начал применяться управляющей компанией фактически с января 2013 года.
В рамках проверки предоставлено также 47 решений собственников помещений в многоквартирном доме, оформленных протоколом от 15.11.2014 N 2.
Департамент пришел к выводу о том, что 19 решений собственников помещений (квартиры N N 59, 58-2, 47, 43, 40, 39, 52, 36, 35, 33, 28, 25, 19, 18, 14, 12, 6, 7, 9) оформлены с нарушениями части 5.1 статьи 48 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку в решениях отсутствуют сведения о документе, подтверждающих право собственности лица, участвующего в голосовании, на помещения в доме.
Указанные обстоятельства, по мнению Департамента, являются основанием для исключения этих решений при подсчете голосов и установления кворума.
Департамент пришел к выводу о том, что в голосовании приняли участие собственники помещений, обладающие 519,20 кв. м, что составляет 19,07 процентов от общего числа голосов, следовательно, по правилам части 3 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) голосование, оформленное протоколом от 15.11.2014 N 2, неправомочно и в силу части 2 статьи 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации ничтожно в связи с отсутствием необходимого кворума.
По результатам проверки составлен акт от 08.09.2016 N 99-МЖК/А.
ОАО "ЖЭУ - 2" выдано предписание от 08.09.2016 N 99-МЖК/П об устранении выявленных нарушений, согласно которому Обществу в срок до 30.10.2016 необходимо произвести перерасчет излишне начисленной платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома N 3 собственнику жилого помещения расположенного по адресу: г. Нефтеюганск, мкр-н 10, дом 10, квартира N 3 за период с 10.08.2013 по 01.09.2016 исходя из размера платы 24 рублей 88 копейки за 1 кв. м площади жилого помещения.
Полагая, что выданное предписание является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
20.02.2017 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
Как следует из статьи 19 ЖК РФ муниципальный жилищный фонд - это совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (пункт 9 части 1 статьи 14 ЖК РФ).
Статья 20 ЖК РФ устанавливает, что под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами (часть 1.1); муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами (часть 2.1).
Из совокупности указанных норм права следует, что муниципальный контроль может быть осуществлен только в отношении муниципального жилищного фонда.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа муниципального жилищного контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписания об устранении выявленных нарушений.
Аналогичная обязанность возложена на должностных лиц Законом ХМАО - Югры от 28.09.2012 N 115-оз "О порядке осуществления муниципального жилищного контроля на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и порядке взаимодействия органов муниципального жилищного контроля с органом государственного жилищного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" (далее - Закон от 28.09.2012 N 115-оз, Закон о порядке осуществления муниципального жилищного контроля).
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закон от 28.09.2012 N 115-оз в целях обеспечения соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральным законодательством и законодательством автономного округа в сфере жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами, органами муниципального жилищного контроля осуществляется, в том числе, контроль за предоставлением коммунальных услуг в многоквартирных домах и жилых (нежилых) помещениях. Муниципальный жилищный контроль осуществляется путем:
1) проведения проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральным законодательством, законодательством автономного округа и муниципальными правовыми актами;
2) проведения обследования муниципального жилищного фонда;
3) выдачи предписаний о прекращении нарушений обязательных требований, относящихся к сфере деятельности органов муниципального жилищного контроля, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
На территории муниципального образования город Нефтеюганск муниципальный жилищный контроль осуществляется отделом муниципального жилищного контроля департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Нефтеюганска. Правовым основанием для осуществления деятельности является Постановление администрации города Нефтеюганска от 06.07.2015 N 85-нп "Об утверждении административного регламента "Осуществление муниципального жилищного контроля на территории города Нефтеюганска" (далее - Административный регламент).
Учитывая изложенное в совокупности и взаимосвязи, принимая во внимание, что муниципальный жилищный контроль может быть осуществлен только в отношении муниципального жилищного фонда, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Департамент вправе проводить проверки в части надлежащего предоставления гражданам коммунальных услуг и выдавать соответствующие предписания на устранение выявленного нарушения, но только в отношении муниципального жилищного фонда в пределах предоставленных полномочий.
Как следует из материалов дела, проверка Департаментом была проведена и выявлены соответствующие нарушения в отношении жилого помещения (квартиры), не относящейся к муниципальному жилищному фонду.
Материалами дела подтверждается, что при проведении проверки Департаментом не был исследован вопрос о принадлежности проверяемого жилищного фонда к муниципальной собственности.
Так, ни в акте проверки N 99-МЖК/А от 08.09.2016, ни в предписании N 99-МЖК/П от 08.09.2016 не содержится указания на то, что многоквартирный дом по адресу: г. Нефтеюганск, мкр. 10, д. 10, относится к муниципальному жилищному фонду.
Доказательства принадлежности конкретных помещений в указанном многоквартирном доме, в отношении которых выдано оспариваемое предписание (квартира N 3 в доме 10 микрорайона 10 г. Нефтеюганска) к муниципальному жилищному фонду в материалах дела также отсутствуют, такие доказательства Департаментом не представлены.
Следовательно, проведя проверку в порядке, предусмотренном статьей 20 ЖК РФ, Департамент как орган муниципального жилищного контроля при выдаче оспариваемого предписания вышел за пределы предоставленных ему полномочий, поскольку квартира N 3 в доме 10 микрорайона 10 г. Нефтеюганска не относится к муниципальному жилищному фонду.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Департаментом не допущено нарушения законодательства при проведении в отношении ОАО "ЖЭУ - 2" проверки по заявлению гражданина - собственника квартиры в указанном многоквартирном доме, судом апелляционной инстанции не принимаются.
Из содержания части 1.1 статьи 165 ЖК РФ следует, что орган местного самоуправления на основании обращения собственников помещений в многоквартирном доме, председателя совета многоквартирного дома, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива о невыполнении управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 названного Кодекса (к которым, в том числе, относится начисление платы за содержание, ремонт общего имущества многоквартирного дома), в пятидневный срок проводит внеплановую проверку деятельности управляющей организации. В случае, если по результатам указанной проверки выявлено невыполнение управляющей организацией условий договора управления многоквартирным домом, орган местного самоуправления не позднее чем через пятнадцать дней со дня соответствующего обращения созывает собрание собственников помещений в данном доме для решения вопросов о расторжении договора с такой управляющей организацией и о выборе новой управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
При этом полномочия, возложенные на органы местного самоуправления названной нормой права, должны осуществляется данным органом независимо от наличия в многоквартирных домах жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Вместе с тем по результатам муниципального жилищного контроля органы муниципального жилищного контроля наделены правом на выдачу предписания об устранении выявленных нарушений в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ, в то время как по результатам проведения внеплановой проверки деятельности управляющей организации по правилам части 1.1 статьи 165 ЖК РФ уполномочены лишь созвать собрание собственников помещений.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции сделан правильный вывод об отсутствии у Департамента полномочий на выдачу оспариваемого предписания.
Таким образом, проверка Департаментом проведена в нарушение требований ЖК РФ, устанавливающего, что муниципальный жилищный контроль может быть осуществлен только в отношении муниципального жилищного фонда, что влечет признание результатов проверки незаконными и, как следствие, признание недействительным предписания, выданного по результатам такой проверки.
Ссылка Департамента на положения Административного регламента судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку нормы Административного регламента в любом случае не могут противоречить положениям федерального законодательства, содержащимся в ЖК РФ.
По верному замечанию суда первой инстанции, действующие нормы жилищного законодательства не наделяют органы муниципального жилищного контроля правом на проведение проверок в отношении жилого фонда, не являющегося муниципальным.
Кроме того, суд апелляционной инстанции находит необоснованными выводы Департамента об отсутствии кворума при принятии решений, оформленных протоколом N 2 от 15.11.2014, со ссылкой на то, что 19 решений собственников помещений многоквартирного дома N 10 (по квартирам N N N N 59, 58-2, 47, 43, 40, 39, 52, 36, 35, 33, 28, 25, 19, 18, 14, 12, 6, 7, 9) оформлены с нарушениями части 5.1 статьи 48 ЖК РФ, поскольку в решениях отсутствуют сведения о документе, подтверждающем право собственности лица, участвующего в голосовании, на помещения в доме.
Между тем Департаментом не учтено, что нормами ЖК РФ предусмотрен только судебный порядок оспаривания решения общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного дома.
Часть 6 статьи 46 ЖК РФ предусматривает, что собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований ЖК РФ, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 20 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме либо общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с нарушением требований Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, нормами жилищного законодательства установлено признание решения общего собрания собственников многоквартирного дома недействительным возможно только в судебном порядке.
Ссылка в оспариваемом предписании на часть 2 статьи 181.5 ГК РФ необоснованна, поскольку согласно пункту 104 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" правила главы 9.1 ГК РФ применяются к решениям собраний постольку, поскольку законом или в установленном им порядке не предусмотрено иное (пункт 1 статьи 181.1 ГК РФ).
Федеральным законом от 26.121995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", Федеральным законом от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", главой 6 ЖК РФ установлены специальные правила о порядке проведения общего собрания соответственно акционеров, участников общества, собственников помещений в многоквартирном доме, принятия ими решений, а также основания и сроки оспаривания таких решений.
Нормы главы 9.1 ГК РФ к решениям названных собраний применяются в части, не урегулированной специальными законами, или в части, конкретизирующей их положения, например, о сведениях, указываемых в протоколе (пункты 3 - 5 статьи 181.2 ГК РФ), о заблаговременном уведомлении участников гражданско-правового сообщества о намерении обратиться в суд с иском об оспаривании решения собрания (пункт 6 статьи 181.4 ГК РФ), об основаниях признания решения собрания оспоримым или ничтожным (пункты 1, 2, 7 статьи 181.4, статья 181.5 ГК РФ).
Действующим жилищным законодательством не предусмотрено право органов муниципального жилищного контроля на признание решения общего собрания собственников жилого помещения недействительным и применение последствий признания такого решения недействительным при проведении проверки начисления управляющей компании платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома.
При этом фактически Департаментом в ходе проверки не установлено и не представлено в суд доказательств, свидетельствующих о том, что лица, подписавшие решения по квартирам N N 59, 58-2, 47, 43, 40, 39, 52, 36, 35, 33, 28, 25, 19, 18, 14, 12, 6, 7, 9, в вышеуказанном многоквартирном доме не являются собственниками указанных квартир.
При таких обстоятельствах Департаментом в оспариваемом предписании необоснованно исключены из подсчета голосов решения собственников, в которых не указаны данные о документах, подтверждающих право собственности на жилое помещение, отсутствие номера квартиры.
С учетом изложенного выводы суда первой инстанции о незаконности оспариваемого предписания являются обоснованными.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем государственная пошлина по апелляционной жалобе Департамента распределению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Апелляционную жалобу Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Нефтеюганска оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.02.2017 по делу N А75-13119/2016 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
О.А.СИДОРЕНКО
Судьи
Н.А.ШИНДЛЕР
Л.А.ЗОЛОТОВА
О.А.СИДОРЕНКО
Судьи
Н.А.ШИНДЛЕР
Л.А.ЗОЛОТОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)